Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2023 год

(Перейти к кодификатору)

Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2023 год

(Перейти к кодификатору)



ЕГЭ

4.7 Политическая элита


ОГЭ


Каталог материалов


Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Лекции

Политическая элита: характерные черты, функции

Политическая элита (от фр. elite — лучшее, отборное) — это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.
Причины существования политической элиты
1) Необходимость профессионального управления обществом.
2) Неравенство способностей и возможностей людей.
3) Высокий социальный статус представителей элиты.
4) Политическая пассивность большинства населения.
5) Невозможность осуществлять полный контроль за действиями элиты.
Характерные черты политической элиты
1) Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа.
2) Высокий социальный статус.
3) Значительный объём государственной и информационной власти.
4) Непосредственное участие в осуществлении власти.
5) Организаторские способности и талант.
Функции политической элиты
1) Определение политической программы действий путем гене­рирования новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.
2) Осуществление на практике выработанного политического курса.
3) Укрепление стабильности и единства общества, обеспечение консенсуса по важнейшим вопросам, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
4) Эффективное представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы.
Политическая элита — это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объём государственной и информационной власти, её отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создаёт механизм воплощения политических замыслов.
Критерии эффективности деятельности политической элиты
1) Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа.
2) Политическая стабильность общества.
3) Национальная безопасность.
4) Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.
Важнейшие нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе
1) Организация власти > конкуренция различных элитарных групп между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти).
2) Избираемость народных представителей (депутатов) и главы государства.
3) Профессионализация управления > компетентность и ответственность чиновничьего аппарата могут ограничивать произвол политического деятеля.
4) Организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп, движений и т. д.), борющихся за власть или за влияние на неё.
5) Режим гласности и информационной открытости власти (законодательство о СМИ, закрепляющее свободу массовой информации).
6) Развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти.
Воспитание элиты
В современном мире различают элитарное и элитное образование.
Элитарное образование — образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства. Социологи обычно различают элиту «крови» (критерий знатности, господствующий в традиционном обществе), элиту богатства (в индустриальном обществе) и элиту знания (в информационном обществе). Поскольку элитарное образование — образование для выходцев из узкого круга, оно несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества.
Напротив, элитное образование, помимо того что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что его критерием являются способности, таланты детей; оно не должно зависеть от происхождения и богатства родителей. Для усвоения ценностей, предложенных этой системой образования, необходим высокий уровень способностей.
Различие между элитарными и элитными школами видно хотя бы из того, что отпрыски богатых семей, поступив в элитную школу, просто не смогут в ней учиться, если не обладают высокими интеллектуальными способностями. Из такой школы они просто вынуждены будут уйти, ибо «не потянут», даже если их родители и заплатили немалые деньги за их обучение. Можно видеть, что элитарное образование сопряжено с системой закрытого рекрутирования элит, в то время как элитное образование — с системой открытого её рекрутирования.
Примерами элитного образования в современном мире являются Итон, Харроу (элитные школы), Оксфорд, Кембридж (элитные университеты) в Англии; Гротон и Сент-Поль (элитные средние учебные заведения), университеты «Лиги плюща» — Гарвард, Йель, Принстон в США.
Из истории элитного образования в России
Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.
1 июня 1806 года в Санкт-Петербурге было заложено здание Смольного института благородных девиц. Это творение знаменитого архитектора Джакомо Кваренги прочно вошло в историю – и не только юными девушками.
- В октябре 1917 года именно в Смольном заседало первое советское правительство, а затем из штаба революции памятник архитектуры превратился в главное здание власти ЛенинградаПетербурга. Здесь размещались партийные и советские органы власти, а в наше время Смольный служит резиденцией губернатора Санкт-Петербурга.
- Здесь 1 декабря 1934 года был убит вождь ленинградских большевиков Сергей Миронович Киров.
- Именно одежды девушек-смолянок послужили основой для советской школьной формы, которая и сегодня исключительно популярна по случаю последнего звонка
Читать на «Культура.РФ» как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.
Царскосельскийлицей.Школа, воспетая А. С. Пушкиным
Автором проекта создания лицея стал Михаил Сперанский. Новое учебное заведение должно было заняться просвещением братьев Александра I. Великим князьям Константину и Николаю тогда было 21 и 14 лет. Как он сам говорил, что перед тем, как их отдать в университет, надо бы отвлечь от маршировки и дворцовых привычек, а сверстники своим примером помогут со временем стать им более добродетельными. Но подобная идея не была принята их матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. С коррективами по организации лицея выступили и император, и министр просвещения Разумовский. Ими не была принята идея о наборе юношей из разных сословий –только дети дворян.Да и количество лицеистов не должно было превышать 50 человек.Для лицея был выделен флигель Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната (келья – как называл ее А. Пушкин). В комнате была железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея.

Читать подробнее на История РФ

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Схемы и таблицы

    Классификация политических элит

    ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Видео аудиоматериалы

    Политическая элита и политическое лидерство (Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Политические элиты (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Задание на составление сложного плана


    Используя видеоматериалы Политические элиты (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»), составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическая элита». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие политической элиты и её субъекты
    а) Глава государства
    б) Депутаты парламента
    в) Министры
    г) Лидеры партий
    д) Государственные чиновники и др.
    2. Механизм формирования политической элиты
    3. Функции политической элиты
    а) Управление обществом
    б) Принятие политических решений
    в) Мобилизация масс
    г) Выражение социальных интересов
    д) Коммуникация власти и народа и др.
    4. Характеристика политической элиты России
    Внимание! Пункты 1, 2, 3 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов



    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    Вернуться к каталогу материалов