Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2022 год

(Перейти к кодификатору)

Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2022 год

(Перейти к кодификатору)


ЕГЭ

5.13 Международное право (международная защита

прав человека в условиях мирного и военного времени)


ОГЭ


Каталог материалов


Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки


Лекции

Международное право


Принципы международного права, воплощаясь в жизнь, конкретизируются в договорных и обычных нормах международного права.
Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права содержатся в ряде международных нормативных актов, объединённых под общим названием «Хартия прав человека» (или «Международный билль о правах человека»). При этом они не создают единого документа, так как имеют различную юридическую силу, разное время принятия и неодинаковое пространственное распространение.
Основополагающим документом среди указанных является Всеобщая декларация прав человека. Она сыграла важную роль в международной стандартизации прав, так как в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории прав человека.
Государства, участвующие в Международном пакте о гражданских и политических правах, обязуются уважать и обеспечивать права всем, независимо от социально-экономических условий. Жесткие требования по выполнению установленных в Пакте о гражданских и политических правах могут быть нарушены только в случае официального объявления чрезвычайного положения. При этом меры, предпринимаемые государством в чрезвычайных ситуациях, не должны затрагивать таких прав, как право на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда и др.
Государства вправе устанавливать ограничения в пользовании социально-экономическими и культурными правами, поскольку их обеспечение во многом определяется уровнем экономического развития и социальной стабильностью общества. Однако ограничения должны быть предусмотрены в законе данного государства, совместимы с сущностью этих прав и предприниматься в целях общего благосостояния.
Практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, вошёл в Конституцию РФ.
В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Ещё в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. Генеральная ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ).
Всеобщая декларация прав человека — выдающийся правовой документ современности, впервые в истории международных отношений определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению.
Основная мысль: У каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Элементарные права: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.
Гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести, религии; свободу убеждений и свободное их выражение; право на свободу мирных собраний, право участия в управлении делами своего государства и др.
Социально-экономические и культурные права: право на свободный труд, справедливое вознаграждение за труд, социальное обеспечение; право на образование и участие в культурной жизни и др.
Принцип равенства: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.
Права и свободы абсолютно едины и неделимы: нельзя считать, что определенные права более «важные», а другие — менее «важные». В основе всех прав и свобод лежит принцип равенства.
Завершается Декларация статьей, в которой сказано об ответственности гражданина перед обществом, т. е. речь идет о связи между правами и обязанностями человека.
Основные механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека
В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы.
В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.
Существуют определенные правила обращения в этот суд:
- следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
- жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.
Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.
В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.
В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.
Нормы международного гуманитарного права
На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооружённых конфликтов, являются:
1) Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.
2) Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.
3) Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.
4) Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.
5) Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.
6) Ограничивается право сторон в конфликте и их вооружённых сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.
Международное право, регулируя вооружённые конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.
В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ).
Источники современного международного гуманитарного права
К источникам современного международного гуманитарного права относятся:
- Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Вернуться к каталогу материалов

Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Схемы и таблицы

    Хартия прав человека

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Основные механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Система международной защиты прав человека

    ? ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Сущность международного гуманитарного права

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Функции международного гуманитарного права

    ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Видео аудиоматериалы

    Международное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времен (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Право. Карточки с терминами


    Вернуться к каталогу материалов


    Работа с текстом (№ 21-24 ОГЭ)


    Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
    ?

    Вопрос 1. (21)
    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    Ответ

    В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
    1) равноправие сторон — важнейшая характеристика современного судопроизводства;
    2) проблема обеспечения прав подсудимого;
    3) механизмы обеспечения прав подсудимого:
    4) законность доказательств вины;
    5) запрет дважды привлекать к суду по одному обвинению;
    6) полномочия адвокатов;
    7) право на молчание при аресте.
    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

    Вопрос 2. (22)
    Какие механизмы защиты прав подсудимого созданы в странах Запада? Используя содержание текста, назовите любые пять механизмов. Объясните, почему, по мысли авторов текста, равенство сторон в гражданском процессе обеспечить проще, чем в уголовном.

    Ответ

    Ответ на первый вопрос
    В правильном ответе могут быть названы следующие механизмы:
    1)суд не принимает незаконно добытые доказательства;
    2)запрет привлекать к суду дважды по одному и тому же обвинению;
    3)принцип равноправия сторон в суде;
    4) расширение полномочий адвокатов в ходе следствия;
    5) предоставление государством адвоката подсудимым, не имеющим средств на оплату услуг адвоката;
    6) право задержанного на молчание;
    7) зачитывание прав обвиняемого при аресте. Механизмы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
    Ответ на второй вопрос
    Могут быть даны следующие объяснения:
    1) гражданский процесс проходит без участия государства, т. е. стороны равны и суд нейтрален к участникам процесса;
    2) каждая сторона имеет возможность нанять адвоката или команду адвокатов, которые будут отстаивать их права. Могут быть даны другие объяснения.

    Вопрос 3. (23)
    Адвокат подозреваемого в убийстве гражданина присутствовал на всех допросах своего клиента и следственных действиях с его участием. Он выяснял все обстоятельства дела, встречался со знакомыми своего клиента, свидетелями преступления. Наконец, он нашел подтверждение того, что его клиент в момент совершения преступления находился в совершенно другом месте. Подозреваемый был освобожден.

    Ответ

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    объяснение
    например: защита интересов клиента проявилась, во-первых, в том что адвокат участвовал во всех следственных действиях и следил за соблюдением законности всех процедур, во-вторых, в том, что он смог доказать алиби своего клиента;
    фрагмент текста:
    «Адвокаты получили широкие полномочия не только в суде, где законом утверждён принцип равноправия сторон, но и в ходе следствия. Так, по первому требованию подозреваемого адвокат должен приглашаться на допрос. Это рассматривается как гарантия от незаконного ареста».

    Вопрос 4. (24)
    Согласны ли вы с тем, что «гарантии прав подсудимого в ходе судебного процесса важнее, чем установление истины»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

    Ответ

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    позиция учащегося:
    согласие или несогласие с высказанным мнением:
    два аргумента (объяснения) например:
    в случае согласия с высказанной позицией может быть указано, что
    цена судебной ошибки очень велика, поэтому освободить от ответственности виновного лучше, чем наказать невиновного;
    нарушение прав подсудимого нарушает базовые принципы правосудия, и оно, по сути, превращается в расправу, месть; в случае несогласия с высказанной позицией может быть указано, что
    гарантии прав подсудимого могут прийти в противоречие с интересами пострадавшей стороны, которая может оказаться вдвойне пострадавшей;
    правонарушитель должен быть привлечён к ответственности — только это может обеспечить правопорядок, поэтому установление истины важнее всего.
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

    Вернуться к каталогу материалов



    Задание на составление сложного плана


    Используя видеоматериалы "Международное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времен" (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»), составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Международное гуманитарное право». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие международного гуманитарного права
    2. Источники международного гуманитарного права
    а) Гаагская конвенция
    б) Женевская конвенция
    в) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие и др.
    3. Основные правила международного гуманитарного права
    а) Гуманность
    б) Защита мирного населения от бедствий войны
    в) Защита раненных и военнопленных
    г) Запрет оружия, причиняющего чрезмерные страдания
    д) Запрет использования «военной хитрости»
    4. Функции международного гуманитарного права
    Внимание! Пункты 2, 3, 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов



    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов