Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2022 год(Перейти к кодификатору)
Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2022 год(Перейти к кодификатору)
ЕГЭ
5.13 Международное право (международная защита
прав человека в условиях мирного и военного времени)
ОГЭ
Каталог материалов
- - Хартия прав человека
- - Основные механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека
- - Система международной защиты прав человека
- - Сущность международного гуманитарного права
- - Функции международного гуманитарного права
Международное право
Принципы международного права, воплощаясь в жизнь, конкретизируются в договорных и обычных нормах международного права.
Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права содержатся в ряде международных нормативных актов, объединённых под общим названием «Хартия прав человека» (или «Международный билль о правах человека»). При этом они не создают единого документа, так как имеют различную юридическую силу, разное время принятия и неодинаковое пространственное распространение.
Основополагающим документом среди указанных является Всеобщая декларация прав человека. Она сыграла важную роль в международной стандартизации прав, так как в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории прав человека.
Государства, участвующие в Международном пакте о гражданских и политических правах, обязуются уважать и обеспечивать права всем, независимо от социально-экономических условий. Жесткие требования по выполнению установленных в Пакте о гражданских и политических правах могут быть нарушены только в случае официального объявления чрезвычайного положения. При этом меры, предпринимаемые государством в чрезвычайных ситуациях, не должны затрагивать таких прав, как право на жизнь, запрещение пыток, рабства и принудительного труда и др.
Государства вправе устанавливать ограничения в пользовании социально-экономическими и культурными правами, поскольку их обеспечение во многом определяется уровнем экономического развития и социальной стабильностью общества. Однако ограничения должны быть предусмотрены в законе данного государства, совместимы с сущностью этих прав и предприниматься в целях общего благосостояния.
Практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, вошёл в Конституцию РФ.
В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Ещё в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. Генеральная ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ).
Всеобщая декларация прав человека — выдающийся правовой документ современности, впервые в истории международных отношений определивший и провозгласивший круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению.
Основная мысль: У каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Элементарные права: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.
Гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести, религии; свободу убеждений и свободное их выражение; право на свободу мирных собраний, право участия в управлении делами своего государства и др.
Социально-экономические и культурные права: право на свободный труд, справедливое вознаграждение за труд, социальное обеспечение; право на образование и участие в культурной жизни и др.
Принцип равенства: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, все равны перед законом и т. д.
Права и свободы абсолютно едины и неделимы: нельзя считать, что определенные права более «важные», а другие — менее «важные». В основе всех прав и свобод лежит принцип равенства.
Завершается Декларация статьей, в которой сказано об ответственности гражданина перед обществом, т. е. речь идет о связи между правами и обязанностями человека.
Основные механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека
В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы.
В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.
Существуют определенные правила обращения в этот суд:
- следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
- жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.
Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.
В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.
В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.
Нормы международного гуманитарного права
На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооружённых конфликтов, являются:
1) Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.
2) Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.
3) Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.
4) Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.
5) Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.
6) Ограничивается право сторон в конфликте и их вооружённых сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.
Международное право, регулируя вооружённые конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.
В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ).
Источники современного международного гуманитарного права
К источникам современного международного гуманитарного права относятся:
- Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.
Вернуться к каталогу материалов
Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Хартия прав человека
Вернуться к каталогу материалов
Основные механизмы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека
Вернуться к каталогу материалов
Система международной защиты прав человека
Вернуться к каталогу материалов
Сущность международного гуманитарного права
Вернуться к каталогу материалов
Функции международного гуманитарного права
Вернуться к каталогу материалов
Международное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времен (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Право. Карточки с терминами
Вернуться к каталогу материалов
Работа с текстом (№ 21-24 ОГЭ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Вопрос 1. (21)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ
Вопрос 2. (22)
Какие механизмы защиты прав подсудимого созданы в странах Запада? Используя содержание текста, назовите любые пять механизмов. Объясните, почему, по мысли авторов текста, равенство сторон в гражданском процессе обеспечить проще, чем в уголовном.
Ответ
Вопрос 3. (23)
Адвокат подозреваемого в убийстве гражданина присутствовал на всех допросах своего клиента и следственных действиях с его участием. Он выяснял все обстоятельства дела, встречался со знакомыми своего клиента, свидетелями преступления. Наконец, он нашел подтверждение того, что его клиент в момент совершения преступления находился в совершенно другом месте. Подозреваемый был освобожден.
Ответ
Вопрос 4. (24)
Согласны ли вы с тем, что «гарантии прав подсудимого в ходе судебного процесса важнее, чем установление истины»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на составление сложного плана
Используя видеоматериалы "Международное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времен" (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»), составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Международное гуманитарное право». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте