Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

4.2 Государство, его функции


ОГЭ

(Перейти к кодификатору)

5.4 Формы государства


Каталог материалов


Базовые знания
Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Готовимся к олимпиаде
Литература для самоподготовки

Базовые знания


Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


форма государства

определённая модель внутреннего устройства государства, включающая в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

форма правления

способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

монархия

форма правления, при которой глава государства занимает свой пост в порядке престолонаследия.

абсолютная монархия

разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха не ограничена никакими законами или учреждениями.

ограниченная монархия

разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена законом, представительным (выборным)

дуалистическая монархия

разновидность монархической формы правления, при которой существует представительный законодательный орган (парламент), власть монарха ограничена конституцией, но он сохраняет в своих руках контроль над исполнительной властью (правительством).

парламентарная монархия

разновидность монархии, при которой формирование исполнительной власти (правительства) контролируется законодательной (парламентом), монарх сохраняет лишь представительскую и резервную власть.

республика

форма правления, при которой высшие органы власти избираются на определённый срок.

президентская республика

разновидность республиканской формы правления, при которой президент – глава государства – одновременно является главой исполнительной власти (назначает правительство и руководит им).

парламентская республика

разновидность республиканской формы правления, при которой правительство формируется фракцией большинства в парламенте (партией или коалицией партий, получивших большинство мест в парламенте в результате выборов).

смешанная республика

разновидность республиканской формы правления, при которой президент и парламент имеют возможность влиять на формирование правительства.

форма государственно-территориального устройства

внутренняя территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

унитарное государство

форма государственного устройства, при которой его составные части не имеют статуса государственного образования (автономии, определённой политической самостоятельности), подчиняются центральным органам власти; на территории государства действует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти.

федерация

форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладают юридически определённой политической самостоятельностью; формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации.

конфедерация

союз суверенных государств, которые координируют свои действия для достижения определённой цели.

политический режим

совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

демократия

политический режим, признающий народ единственным источником власти в государстве. Признаки демократического политического режима: четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, выборность органов государственной власти, политический плюрализм, многопартийность, гласность, свобода рыночной экономики наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина

авторитаризм

политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц, политические права и свободы граждан ограничены, оппозиция преследуется, однако сохраняется определённая автономия населения в неполитических сферах.

тоталитаризм

политический режим, при котором государство контролирует и жёстко регламентирует все сферы общественной жизни.

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать - основные понятия
государство
- типологии (классификации)
форм правления, форм государственного устройства, политических режимов
Характеризовать
- государство и его функции, формы правления, формы государственного (территориального) устройства, политические режимы
Раскрывать на примерах
- признаки и функции государства
Уметь составлять сложный план по темам
«Государство», «Форма государства»
Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Формы государства: виды, различия, примеры


Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил. ‍
Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними. ‍
Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности. ‍
Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.
Любое государство должно обладать следующими признаками:
Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы. ‍
Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей. ‍
Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории. ‍
Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое. ‍
Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства. ‍
Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.
Понятие формы государства
Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:
- форма правления,
- форма государственного устройства,
- политический режим.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, и может отправить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Источник: "Теория государства и права" Курс лекций РУДН

Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Государство: его признаки и функции

    Что такое государство?
    Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.
    Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)
    Государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)
    Государство — это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)
    Государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)
    Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
    Вопрос: Есть ли разница в приведенных определениях государства? Можно ли попытаться разделить эти определения на какие-нибудь группы? Чем они отличаются между собой?
    К слову говоря: очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» — «госуд» — также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» — как владелец всех подданных (рабов).
    В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l’estate» имеет своим корнем латинское «status» — состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и негражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.
    В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) — «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» — ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово — «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» — договор.
    Интересно и другое происхождение слова «государство» — от греческого «полис» (греч. — город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» — которое переводится как «общее дело».
    Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства — это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя в праве вмешиваться в любые области жизни своих граждан — «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства» . Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства.
    ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
    Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы:
    Наличие публичной власти. Это те или иные органы законодательной и исполнительной власти, аппарат чиновничества, суды, полиция (полиция, например, была уже в Древнем Египте), армия.
    Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т. п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородствен­ных связях.
    Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.
    Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.
    Аппарат принуждения.
    Дополнительные признаки государства:
    - Язык как средство общения на территории того или иного государства.
    - Единая оборонная и внешняя политика.
    - Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.
    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
    Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.
    К основным внутренним функциям государства относятся:
    Правовая - установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе. Пример реализации: в РФ принят ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель имеет право на безопасность товара для жизни и здоровья. Для осуществления контроля над соблюдением данного закона создан специальный орган Роспотребнадзор.;
    Экономическая - организация экономической жизни, денежного обращения в стране. Пример реализации: разработка Правительством РФ и утверждение Федеральным Собранием Государственного бюджета РФ, а также контроль над его реализацией.;
    Социальная — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п. Примеры реализации: предоставление материнского капитала, повышение МРОТ, льготное ипотечное кредитование молодых семей.
    Политическая- обеспечение общественного порядка и стабильности, консолидация общества. Пример реализации: Конституция РФ гарантирует гражданам и организациям безопасное участие на митингах, в забастовках, оппозиционных движениях.
    Экологическая - деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных богатств во благо общества. Пример реализации: согласно статье 250 УК РФ загрязнение источников питьевого водоснабжения, повлекшее причинение существенного вреда животному или растительному миру наказывается штрафом в размере до 80 т.р.
    Правоохранительная - деятельность специальных органов государства, направленная на обеспечение соблюдения законных предписаний всеми членами общества. Пример реализации: сотрудники полиции задержали гражданина Г., подозреваемого в краже.
    Культурно – воспитательная – деятельность по реализации культурных прав и свобод граждан (на образование, творчество, доступ к культурным ценностям, культурный досуг) а также воспитание духовно – нравственных законопослушных граждан. Пример реализации: празднование Дня Победы, государственная поддержка музеев, театров и других культурных учреждений.
    - осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);
    К главным внешним функциям государства относятся:
    Защита границ и оборона страны при нападении извне. Пример реализации: определение Военной доктрины – военно - политических, военно - стратегических и военно - экономических основ, обеспечивающих военную безопасность РФ.;
    Внешнеполитическая деятельность (дипломатические отношения) — представление страны в отношениях с другими странами. Пример реализации: участие РФ в деятельности ООН, рабочие выезды министра иностранных дел РФ в иностранные государства и пр.;
    Внешнеэкономическая организация экономических связей с другими странами. Пример реализации: создание Таможенного союза между Россией, Киргизией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией в целях торгово - экономической интеграции и ликвидации таможенных пошлин.
    Участие в решении глобальных проблем современности. Примеры реализации: Совместная с другими странами - участницами ООН работа России по организации экологически чистого производства. Ратификация Россией Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления.

    Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Формы государства.
    Форма государства – определённая модель внутреннего устройства государства, включающая в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

    Другими словами, у государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
    Форма правления – способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

    В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.
    Монархия (греч. — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству .
    Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Любопытно проследить эволюцию монархии с древности до наших дней, так как это поможет понять, почему эта, казалось бы, анахроническая форма власти существует по сей день. Самой ранней формой монархии была деспотия (от др.-греч. деспотия — неограниченная власть, которое, в свою очередь, произошло от деспот — глава семьи). Деспотия представляла собой такую форму правления, при котором вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или у узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Впервые термин был введён Аристотелем, который описал деспотию в своём сочинении «Политика» как форму правления, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. Классическими деспотиями в своё время являлись государства Древнего Востока (Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия). Кроме того, деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
    Практически параллельно шло развитие и теократических представлений о природе монархии (теократия — от греч. теос — бог и кратос — управлять). В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или, по крайней мере, наместник бога. В разное время элементы теократической монархии имели место в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов), и пр. Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
    На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царём и самодержцем. Русское слово самодержец — это грубый перевод греческого слова autokratos (от греч. сам — сам и греч. кратос — править, властвовать, то есть «сам властвует», «сам держит власть»), которым именовали византийских императоров. В наше время самодержавие часто приравнивают к абсолютизму, а автократию к деспотии, что есть грубейшая ошибка. Под самодержцем или автократором следует понимать не государя с полной, никем не ограниченной (абсолютизм) и, как следствие, самодурной (деспотичной) властью, а властителя, независимого ни от какой-либо сторонней, внешней власти, никому не платящего дани, то есть обладающего суверенитетом и являющегося сувереном.
    На рубеже XVI-XVII вв. в Европе складывается представление об абсолютной монархии (от лат. absolutus — безусловный, лучший, превосходная степень чего либо). Под абсолютной монархией понималась такая монархическая форма правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классическим образцом абсолютной монархии той поры до сих пор считается Франция времен Людовика XIV — «короля-солнца».
    Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма. Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается английский мыслитель Томас Гоббс, заключалась в идее светского государства, а та, в свою очередь, в стремлении поставить выше всего центральную власть, т. е. власть правителя. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой была власть монарха, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к праву государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает обязанности на государственную власть, пользующуюся правами.
    То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явился целый ряд реформ в европейских странах XVIII в., где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались и заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII в., ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Наиболее яркими представителями просвещённого абсолютизма стали такие европейские правители, как Фридрих II (1740-1786) в Пруссии, Иосиф II (1780?1790) в Австрии и Екатерина II (1762-1796) в России.
    Современные монархии принято делить на два вида — абсолютные и конституционные.
    Абсолютная монархия – разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха не ограничена никакими законами или учреждениями.

    Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан .
    Ограниченная монархия – разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена законом, представительным (выборным) законодательным органом.

    В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентарными.
    Дуалистическая монархия &ndash(от лат. dualis — двойственный); разновидность монархической формы правления, при которой существует представительный законодательный орган (парламент), власть монарха ограничена конституцией, но он сохраняет в своих руках контроль над исполнительной властью (правительством).

    Другими словами, это конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он «обладает правами назначения и смещения кабинета министров, <правом — доб. автора> абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций». Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти сюда же можно отнести королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
    Парламентарная монархия – конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.
    Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке — Лесото.
    Проблемный вопрос: зачем в странах с формой правления «парламентская монархия» сохраняется институт монархии, ведь монархи в таких государствах не несут никаких практических функций, а деньги налогоплательщиков на содержание королевских дворов тратятся достаточно солидные? Есть ли в существовании подобных институтов монархии какое-то рациональное зерно?
    К слову говоря: в истории ХХ в. можно найти немало примеров, когда не имеющие никакой фактической власти монархи оказывали самое серьёзное воздействие на события, происходящие в стране, в ряде случаев буквально «спасая» репутацию своей страны и народа. Вот несколько из них.
    В 1914 г. с началом Первой мировой войны Германия, приводя в действие план Шлиффена, предъявила ультиматум нейтральной Бельгии, чтобы та пропустила германские войска через свою территорию в обход французских позиций. Бельгийское правительство во главе с королём Альбертом отклонило ультиматум и приняло решение сражаться, невзирая на громадное неравенство в силах: Бельгия могла выставить всего 6 дивизий против 34 немецких, которые продвигались через её территорию. На заседании правительства, где было принято это решение, король Альберт произнес следующие слова: «Наш ответ должен быть „нет“, невзирая на последствия. Наш долг — защитить территориальную целостность страны, и мы должны добиваться этой цели». Проявленные бельгийцами во главе со своим королём мужество и упорство впоследствии казались фантастическими даже их союзникам.
    Справедливости ради надо сказать, что Бельгия 1914 года была скорее дуалистической монархией и король Альберт на время войны являлся верховным главнокомандующим бельгийской армии.
    В качестве ещё одного примера можно рассмотреть легенду о действиях датской королевской четы: 9 апреля 1940 г. войска нацисткой Германии вторглись на территорию Дании. Территория страны была полностью оккупирована всего за один день, потери вермахта составили два человека убитыми и десяток раненых. Датское правительство безропотно капитулировало, и в Дании был установлен оккупационный режим. Спустя неделю после этих событий, 16 апреля, у датской королевской четы короля Фредерика IX и королевы Ингрид родилась дочь Маргарета. Когда же немецкие оккупационные власти приказали всем датским евреям нашить жёлтые шестиконечные опознавательные звёзды, чтобы проще было сгонять их потом в гетто и отправлять в концлагеря, то одними из первых, кто нашил на себя эти звёзды, были король Фредерик и королева Ингрид, в которых не было и капли еврейской крови. И на коляске маленькой Маргареты тоже красовалась жёлтая звезда .
    Республика (от лат. res publica — дело народа) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.
    Основных форм республики две: президентская республика и парламентская республика. Кроме того, существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
    1) Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки).
    2) Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
    3) Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
    Форма государственно-территориального устройства – внутренняя территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

    Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой его составные части не имеют статуса государственного образования (автономии, определённой политической самостоятельности), подчиняются центральным органам власти; на территории государства действует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Федерация – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладают юридически определённой политической самостоятельностью; формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации.

    Конфедерация – союз суверенных государств, которые координируют свои действия для достижения определённой цели.

    Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

    Демократия – политический режим, признающий народ единственным источником власти в государстве.

    Авторитаризм – политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц, политические права и свободы граждан ограничены, оппозиция преследуется, однако сохраняется определённая автономия населения в неполитических сферах.

    Тоталитаризм – политический режим, при котором государство контролирует и жёстко регламентирует все сферы общественной жизни.


    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы и таблицы

    Формы государства (Фоксфорд)

    ?

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Функции государства

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Формы государства

    ? ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Основные виды монархий и их признаки

    ? ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Основные виды республик и их признаки

    ? ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Видео аудиоматериалы

    - Обществознание 9 класс. Формы государства: формы правления (OnliSkill - видеоуроки с 5 по 11 класс)


    Источник: OnliSkill - видеоуроки с 5 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    - Обществознание 9 класс. Формы государства: Формы государственного устройства. (OnliSkill - видеоуроки с 5 по 11 класс)

    Источник: OnliSkill - видеоуроки с 5 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    - Обществознание 9 класс. Формы государства: политический режим (OnliSkill - видеоуроки с 5 по 11 класс)

    Источник: OnliSkill - видеоуроки с 5 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Государство, его признаки, функции и формы (Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)


    Источник: Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

    Вернуться к каталогу материалов


    Государство, его функции (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Выбор позиций из списка


    Какие из перечисленных характеристик не относятся к признакам любого государства?

    1) разделение властей;
    2) система законодательства;
    3) свободные и прямые выборы;
    4) суверенитет;
    5) исключительное право взимать налоги.

    Ответ

    13

    Вернуться к каталогу материалов


    Установление соответствия


    Установите соответствие между примерами и функциями государства. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

    ?

    Ответ

    12112

    Вернуться к каталогу материалов


    Примеры


    Определите форму правления и её вид.

    1. Эмиру Катара принадлежит неограниченная власть.
    2. В Российской Федерации правительство одновременно подотчётно и президенту, и парламенту.
    3. В США президент избирается народом и самостоятельно формирует правительство.
    4. В Германии правительство формирует партия, одержавшая победу на парламентских выборах.
    5. В Великобритании глава государства — королева, однако реальная власть принадлежит правительству, парламенту и другим органам власти.

    Ответ

    1 — абсолютная монархия; 2 — смешанная республика; 3 — президентская республика; 4 — парламентская республика; 5 — конституционная (парламентарная) монархия.

    Вернуться к каталогу материалов


    Примеры


    Определите форму правления и её вид.

    1. Государство Г состоит из 16 федеральных земель, у каждой из которых собственные органы законодательной и исполнительной власти, принимающие самостоятельные решения по ряду вопросов.
    2. Государство И состоит из 24 провинций, у каждой из которых есть органы власти, реализующие решения центральной власти. Все системы этого государства — законодательная, налоговая — едины.
    3. Государство К состоит из 10 провинций и 3 территорий, на которых действуют собственные законы по некоторым вопросам.
    4. Государство С состоит из 50 штатов, каждый из которых обладает собственной конституцией, органами власти, системой законодательства, судебной системой, однако не имеет права выйти из состава государства.
    5. Союз южноамериканских наций включает в себя ряд суверенных государств, объединившихся для решения вопросов обороны и безопасности.

    Ответ

    1 — федерация; 2 — унитарное государство; 3 — федерация; 4 — федерация; 5 — конфедерация.

    Вернуться к каталогу материалов



    Задача


    В государстве С. летоисчисление ведут с года рождения правителя (1), запрещено носить голубые джинсы и можно сделать только ту причёску, которая есть в официальном перечне из 28 дозволенных причёсок (2).
    Какой это политический режим? Какие признаки данного политического режима обозначены цифрами?

    Ответ

    Речь идёт о тоталитарном режиме. 1 — культ личности правителя; 2 — тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, включая частную жизнь граждан.

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на составление сложного плана № 1


    Используя видеоматериалы ГБУ ЦОКО ЧР "Государство, его функции", составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Государство как основной политический институт
    2. Признаки государства
    а) Территория
    б) Суверенитет
    в) Публичная власть
    г) Аппарат управления и принуждения
    д) Монопольные права
    3. Функции государства
    а) Внутренние функции
    б) Внешние функции
    4. Форма государства
    а) Форма правления
    б) Форма государственного устройства
    в) Политический режим
    Внимание! Пункты 2, 3 и 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на составление сложного плана № 1


    Используя видеоматериалы ГБУ ЦОКО ЧР "Государство, его функции", составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формы государства». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Что такое форма государства?
    2. Форма правления
    а) Республика и её виды
    б) Монархия и её виды
    3. Форма государственного устройства
    а) Унитарное государство и его признаки
    б) Федерация и его признаки
    в) Конфедерация и его признаки
    4. Политический режим
    а) Демократический режим
    б) Авторитарный режим
    в) Тоталитарный режим
    Внимание! Пункты 2, 3 и 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов



    Готовимся к олимпиаде

    Определение правильности суждения. («верно/неверно»,«да/нет»)


    Оман по форме правления является парламентской республикой.
    Всерос. Школьный. 10 кл. Московская область

    Ответ


    Нет
    Оман по форме правления является абсолютной монархией
    Смотрите - Каталог материалов - Лекции - Формы государства: виды, различия, примеры


    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов