Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору

4.3 Государство

как основной институт политической системы.

Государственный суверенитет.

Функции государства


Каталог материалов


Базовые знания
Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Готовимся к олимпиаде
Литература для самоподготовки

Базовые знания


Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


государство

действующая на определённой территории сложная система органов, управляющих делами общества и обладающих верховной властью и специальным аппаратом принуждения.

суверенитет

независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать - основные понятия
государство
Характеризовать
- государство и его функции
Раскрывать на примерах
- признаки и функции государства
Уметь составлять сложный план по темам
«Государство»
Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Формы государства: виды, различия, примеры


Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил. ‍
Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними. ‍
Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности. ‍
Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Определение и признаки государства
Государство — основной политический институт, организующий и контролирующий жизнь людей.
Любое государство должно обладать следующими признаками:
Единство территории. Государство контролирует определённую территорию, на которой действуют его законы. ‍
Публичная власть. Она распространяется на всех живущих в нём людей. ‍
Законодательство. Государство издаёт законы, которым должны подчиняться все, кто находится на его территории. ‍
Аппарат управления и принуждения. Государство следит за соблюдением законов и выполняет другие функции: обеспечивает социальные гарантии (пособия, пенсии), поощряет научные и культурные достижения, обеспечивает безопасность граждан и многое другое. ‍
Суверенитет. Никакие внешние силы не вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику государства. ‍
Система налогов. Государство взимает деньги со своих граждан и компаний, чтобы тратить их на реализацию своих функций.
Понятие формы государства
Форма государства — способ организации государственной власти. В это понятие входят:
- форма правления,
- форма государственного устройства,
- политический режим.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, и может отправить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Что такое государство?
Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.
Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)
Государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)
Государство — это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)
Государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Вопрос: Есть ли разница в приведенных определениях государства? Можно ли попытаться разделить эти определения на какие-нибудь группы? Чем они отличаются между собой?
К слову говоря: очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» — «госуд» — также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» — как владелец всех подданных (рабов).
В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l’estate» имеет своим корнем латинское «status» — состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и негражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.
В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) — «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» — ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово — «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» — договор.
Интересно и другое происхождение слова «государство» — от греческого «полис» (греч. — город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» — которое переводится как «общее дело».
Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства — это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя в праве вмешиваться в любые области жизни своих граждан — «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства» . Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства.

Источник: "Теория государства и права" Курс лекций РУДН

Вернуться к каталогу материалов

Государство: его признаки и функции


Понятие государства как политической организации общества
Государство — основной субъект политики, политической власти, в связи с чем к нему на протяжении многих веков приковано внимание учёных. Современной науке известно множество ответов на вопрос о том, что такое государство. Наиболее часто под государством понимают политическую организацию власти на определённой территории.
Государство — политическая организация власти на определённой территории.
Однако из приведённого понятия не вполне ясно, о какой политической организации власти идёт речь. Что входит в это понятие? Какова её структура? Каким образом государство осуществляет управление, как воздействует на население определённой территории? Определить государство можно так:
Государство — действующая на определённой территории сложная система органов, управляющих делами общества и обладающих верховной властью и специальным аппаратом принуждения.
Государство — политическая организация, поэтому оно воплощает в жизнь интересы населения или части населения определённой территории.
Признаки государства
В мире насчитывается более 200 государств, находящихся на разных континентах, имеющих различное устройство. Однако есть черты, которые объединяют все государства. Речь идёт о признаках государства.
К ним относятся:
1. Территория, очерченная государственной границей и включающая в себя не только землю, но и недра, воздушное пространство, водное пространство;
2. Население;
Особое значение имеет связь населения с государством — гражданство: по этому признаку население разделяют на граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, которых называют также апатридами.
3. Суверенитет;
Суверенитет — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.
4. Публичная власть которая отделена от общества: у государства есть профессиональные управленцы, чиновники;
5. Исключительное право на правотворчество, наличие правовой системы, законодательства;
6. Исключительное право на взимание налогов, составляющих государственный бюджет;
7. Исключительное право на законное применение силы, принуждение: в государстве есть правоохранительные органы, включая суд, армию, полицию, спецслужбы;
8. Государственная символика, включая гимн, герб и флаг.
О государственной символике как признаке государства следует сказать особо. Государственная символика — свидетельство суверенитета, по которому государство узнают во всём мире. Тем не менее далеко не все государства обладают полным набором государственной символики. Так, например, у Японии нет государственного герба, а Израиль достаточно долго существовал без государственного гимна.
У Российской Федерации есть гимн, герб и флаг. У этих символов продолжительная история.
Гимн Российской Федерации — это стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана, положенные на музыку Александра Александрова.
Герб Российской Федерации — красный четырёхугольный заострённый книзу геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Флаг Российской Федерации — прямоугольное полотнище, состоящее из трёх одинаковых по ширине полос — верхней белой, средней синей и нижней красной.
Таким образом, государственная символика, подчёркивая суверенитет и выделяя государство в числе других, выступает в качестве одного из его признаков.
Функции государства
Помимо признаков, у государства есть также и функции.
Функции государства — основные направления его деятельности.
Функции государства традиционно разделяют на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства направлены на сохранение политического и социально-экономического строя и включают в себя:
- регулирование экономических процессов;
- производство общественных благ;
- обеспечение правопорядка и безопасности;
- осуществление общественно значимых работ (поддержание экологии, строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);
- создание условий для развития науки, культуры, образования, здравоохранения и другие функции.
Внешние функции государства направлены на обеспечение, расширение и защиту сфер влияния на международной арене. Они включают в себя:
- оборону страны;
- взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами и международными организациями.
Перечень функций государства чрезвычайно широк, однако все они относятся к одной из двух категорий — к внутренним или к внешним функциям. При этом внутренние функции, как правило, совпадают со сферами жизни общества, а внешние охватывают взаимоотношения с другими государствами и международными организациями.
Можно использовать также следующую классификацию функций (с примерами)
К основным внутренним функциям государства относятся:
Правовая - установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе. Пример реализации: в РФ принят ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель имеет право на безопасность товара для жизни и здоровья. Для осуществления контроля над соблюдением данного закона создан специальный орган Роспотребнадзор.;
Экономическая - организация экономической жизни, денежного обращения в стране. Пример реализации: разработка Правительством РФ и утверждение Федеральным Собранием Государственного бюджета РФ, а также контроль над его реализацией.;
Социальная — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п. Примеры реализации: предоставление материнского капитала, повышение МРОТ, льготное ипотечное кредитование молодых семей.
Политическая- обеспечение общественного порядка и стабильности, консолидация общества. Пример реализации: Конституция РФ гарантирует гражданам и организациям безопасное участие на митингах, в забастовках, оппозиционных движениях.
Экологическая - деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных богатств во благо общества. Пример реализации: согласно статье 250 УК РФ загрязнение источников питьевого водоснабжения, повлекшее причинение существенного вреда животному или растительному миру наказывается штрафом в размере до 80 т.р.
Правоохранительная - деятельность специальных органов государства, направленная на обеспечение соблюдения законных предписаний всеми членами общества. Пример реализации: сотрудники полиции задержали гражданина Г., подозреваемого в краже.
Культурно – воспитательная – деятельность по реализации культурных прав и свобод граждан (на образование, творчество, доступ к культурным ценностям, культурный досуг) а также воспитание духовно – нравственных законопослушных граждан. Пример реализации: празднование Дня Победы, государственная поддержка музеев, театров и других культурных учреждений.
- осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);
К главным внешним функциям государства относятся:
Защита границ и оборона страны при нападении извне. Пример реализации: определение Военной доктрины – военно - политических, военно - стратегических и военно - экономических основ, обеспечивающих военную безопасность РФ.;
Внешнеполитическая деятельность (дипломатические отношения) — представление страны в отношениях с другими странами. Пример реализации: участие РФ в деятельности ООН, рабочие выезды министра иностранных дел РФ в иностранные государства и пр.;
Внешнеэкономическая организация экономических связей с другими странами. Пример реализации: создание Таможенного союза между Россией, Киргизией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией в целях торгово - экономической интеграции и ликвидации таможенных пошлин.
Участие в решении глобальных проблем современности. Примеры реализации: Совместная с другими странами - участницами ООН работа России по организации экологически чистого производства. Ратификация Россией Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления.

Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов


    Государственный суверенитет


    Важнейшим признаком государства является его суверенитет.
    Внутренний суверенитет — государство является основным политическим институтом, который обладает признаками, выделяющими его среди остальных субъектов.
    Внешний суверенитет — государство принимает самостоятельные решения во внешней политике с учётом собственных интересов.
    Черты суверенитета:
    - государство является единственным институтом, который вправе принимать нормативные акты;
    - каждый государственный орган вправе действовать в рамках своей компетенции, и ни один другой субъект не может вмешиваться в принятие им решений;
    - во внешней политике государство действует исключительно в своих интересах, другие государства не могут влиять на принятие решений.
    Государственный суверенитет приобретает особое значение в современном обществе, в котором очень сильны тенденции глобализации и объединения государств в разных сферах. В условиях создания единого экономического пространства и большого количества политических блоков государствам следует уделять особое внимание уважению самостоятельности и самобытности других народов.

    Вернуться к каталогу материалов


    Субъекты государственной власти в Российской Федерации


    Государство выполняет свои функции с помощью различных органов власти, у каждого из которых есть набор определённых полномочий. В демократическом государстве реализуется разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
    Основоположниками данной концепции стали французские просветители Локк и Монтескьё. Первый высказал идею деления власти на составные части, которые должны уравновешивать друг друга, а второй непосредственно выделил три ветви власти.
    Основные принципы теории разделения властей:
    - все ветви власти независимы, ни одна из них не может уничтожить другую;
    - конституция закрепляет полномочия каждой ветви, меняться ими они не могут;
    - каждая ветвь имеет главный орган, формирование которого происходит на основе конституции.
    Законодательная власть определяет основные направления развития государства через издание законов. В задачи исполнительной ветви входят контроль за реализацией тех решений, которые приняты в законодательной ветви, управление экономическими, социальными и иными процессами. В случае возникновения конфликтной ситуации подключается судебная ветвь власти, которая изучает спорный вопрос, выслушивает стороны конфликта и выносит решение в соответствии с действующим законодательством.
    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
    Органы законодательной, исполнительной и судебной власти strong>самостоятельны/strong>.
    Высшим законодательным органом страны является Федеральное Собрание Российской Федерации.
    Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.
    Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды.
    Внимание!
    - В Российской Федерации Президент не относится ни к одной из ветвей власти.
    - Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — ст. 12 Конституции РФ.

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы и таблицы

    Признаки государства

    ?

    Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов


    Функции государства

    ?

    Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100
  • Вернуться к каталогу материалов



    Видео аудиоматериалы


    - Понятие государства . Обществознание 9 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 9 класс Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Государство, его функции (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!


    Выбор позиций из списка


    Какие из перечисленных характеристик не относятся к признакам любого государства?

    1) разделение властей;
    2) система законодательства;
    3) свободные и прямые выборы;
    4) суверенитет;
    5) исключительное право взимать налоги.

    Ответ

    13

    Вернуться к каталогу материалов


    Установление соответствия


    Установите соответствие между примерами и функциями государства. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

    ?

    Ответ

    12112

    Вернуться к каталогу материалов



    Задание на составление сложного плана № 1


    Составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Государство как основной политический институт
    2. Признаки государства
    а) Территория
    б) Суверенитет
    в) Публичная власть
    г) Аппарат управления и принуждения
    д) Монопольные права
    3. Функции государства
    а) Внутренние функции
    б) Внешние функции
    4. Форма государства
    а) Форма правления
    б) Форма государственного устройства
    в) Политический режим
    Внимание! Пункты 2, 3 и 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов



    Готовимся к олимпиаде


    Определение правильности суждения. («верно/неверно»,«да/нет»)


    Оман по форме правления является парламентской республикой.
    Всерос. Школьный. 10 кл. Московская область

    Ответ


    Нет
    Оман по форме правления является абсолютной монархией
    Смотрите - Каталог материалов - Лекции - Формы государства: виды, различия, примеры


    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов