Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

1.2 Потребности человека (биологические, социальные,

духовные). Способности человека


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя! Образцы заданий.
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


потребность

- нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

способности

- индивидуальные особенности человека, которые нужны, чтобы его деятельность была успешной. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).

специальные способности

- это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

задатки

- присущие человеку с рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

одарённость

- сочетание способностей, создающее возможность достичь значительного успеха в конкретной деятельности.

талант

- высокий уровень способностей человека, в первую очередь специальных, к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

гениальность

- (от лат. genius — дух) — наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных, проявляющийся в создании уникальных материальных и духовных ценностей.. Высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

Вернуться к каталогу материалов



На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия
- потребности, задатки, способности
Приводить примеры
- биологических, социальных и духовных потребностей человека

Вернуться к каталогу материалов

Презентации

Потребности и способности



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Способности, одаренность, талант


Понятие и факторы формирования способностей

Удовлетворения потребностей и успех любой деятельности человека во многом зависит от способностей.
Способности — индивидуальные особенности человека, которые нужны, чтобы его деятельность была успешной.
Важно понимать, что способности не сводятся к знаниям и умениям. Это более широкое понятие. Например, способность к игре в футбол — это не просто знание правил игры и умение выполнять основные приёмы, а выносливость, особый склад характера, умение работать в команде и в то же время брать на себя ответственность.
На развитие способности влияют несколько факторов:
- врождённые задатки;
- время, когда проявились способности;
- благоприятная социальная среда;
- интерес к той деятельности, где у человека есть задатки;
- взаимодействие с другими людьми, в том числе сотрудничество и соперничество.
Можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на формирование и развитие способностей, есть биологические (наследственность) и социальные (условия жизни).
Классификация способностей

Способности человека многообразны.
В зависимости от особенностей формирования способности принято подразделять на природные, то есть биологически обусловленные — память, внимание, восприятие, и социальные, то есть обусловленные окружающей средой — усидчивость, внимательность, способность к математике и другие способности.
Кроме того, способности подразделяются на общие и специальные:
- общие способности облегчают освоение любого вида деятельности: воображение, наблюдательность, зрительная память;
- специальные способности помогают освоить конкретный вид деятельности: спортивные, математические, литературные и другие способности.
Задатки, одарённость, талант, гениальность — уровни развития способностей

Ранее уже было отмечено, что в основе способностей лежат врождённые задатки. Человек рождается, не имея определённых способностей к конкретной деятельности. У него есть только задатки — потенциальные возможности человека.
Задатки — присущие человеку с рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы.
К задаткам относят некоторые врождённые особенности органов чувств, (например, удивительный музыкальный слух), а также свойства нервной системы, определяющие темперамент, скорость реакции.
Задатки можно считать природной основой развития способностей. Однако человек с самыми многообещающими задатками не разовьёт в себе способности, если не будет целенаправленно этим заниматься. Способности развиваются только в процессе обучения, труда — иными словами, деятельности.
Имеющиеся у человека способности могут «соединиться» в одарённость — следующий уровень развития способностей.
Одарённость — сочетание способностей, создающее возможность достичь значительного успеха в конкретной деятельности.
Если человеку присущи выдающиеся способности, прежде всего специальные, то речь идёт уже не об одарённости, а о таланте.
Талант — высокий уровень развития способностей, в первую очередь специальных.
Талант может проявиться в абсолютно любой деятельности. Человек, обладающий талантом, успешно решает в своей сфере деятельности сложные вопросы и творческие задачи, создаёт новые материальные и духовные ценности. При этом достичь такого уровня способностей вполне возможно, развивая их, обучаясь, приобретая необходимые навыки.
Путь от задатков к таланту вполне возможен. Например, у Оли — удивительный музыкальный слух (задаток к музыке). Родители отдали Олю в музыкальную школу (способность к музыке). Занятия в музыкальной школе показали, что у Оли есть не только музыкальный слух, но и чувство ритма, подвижность пальцев, усидчивость (одарённость). После нескольких лет упорных занятий музыкой Оля — ещё ребёнок! — выиграла международный музыкальный конкурс. Она сыграла на нём произведение, которое сочинила сама (талант).
Сложнее дело обстоит с гениальностью. Это высший уровень развития способностей. Гений создаёт уникальные материальные и духовные ценности, открывающие новую эпоху в жизни общества.
Гениальность — наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных, проявляющийся в создании уникальных материальных и духовных ценностей.
Подробнее
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна:
Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.
Несмотря на критику, в частности, со стороны английского психолога Ч. Спирмена, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности, определение, данное В. Штерн, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.
Одаренность - это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.
Природные задатки организма сами по себе не детерминируются однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение о том, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимо от него.
Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.
Специальная одаренность определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общей и специальной одаренности является наиболее дискуссионным.
Ч. Спирмен отстаивает положение о существовании общей одаренности в своей теории "двух факторов", рассматривая ее как "общий фактор (general factor) наряду со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В. Штерн, Э. Мейман и др.Наиболее решительными оппонентами этой точки зрения являются Т. Циген, Э. Торндайк, т.е. представители ассоциативной психологии.
Общей способности интеллекта или одаренности, не существует, утверждает Т. Циген. Под понятием одаренность следует понимать определенные интеллектуальные задатки, память с ее многочисленными подвидами, образование понятий и так называемое "комбинирование". Одаренность, таким образом, разлагается на особенности ряда функций. Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность в специальных способностях (С. Л. Рубинштейн). При определении одаренности достигнутый уровень или результат развития должен соотноситься с условиями развития.
С целью установления соотношения умственного возраста и хронологического В. Штерн ввел понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития. Однако по сути IQ устанавливает лишь уровень развития, достигнутый на определенном его этапе. Вместе с тем практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие, притом в соотношении с условиями жизнедеятельности.
В психологическом учении о личности, способности и одаренность выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.
Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность представляет собой синтез определенных свойств личности, образующих ее готовность к активной и продуктивной деятельности.
Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн называет "общей способностью.
Таким образом, с вопросом о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотношения общего и специального развития, решение которой имеет важное значение для детской педагогической психологии.
В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следует забывать о их относительном характере, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.
Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности.
Ученый отмечает, что понятие одаренности традиционно рассматривается главным образом как понятие количественное, качественный подход к одаренности ограничивается тем, что выясняется, о которой одаренности идет речь, о так называемой общей или специальной. По каждому из видов специальной одаренности вопрос ставится так: насколько велика эта одаренность в том или ином человеке, ее уровень? Примером такого количественного подхода к проблеме одаренности является теория Ч. Спирмена, согласно которой "умственная одаренность" определяется количеством "умственной энергии".
Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности одаренности.
Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей за ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одаренная или способные конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.
Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.
Гениальность высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.
Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Источник:Основы психологии, общая психология!

Вернуться к каталогу материалов


Потребности человека: понятие, виды и значение


Понятие потребностей
У человека есть физические и психические нужды. Чтобы жить, он должен их удовлетворять. Так проявляется потребность.
Потребность — нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
Важно понимать, что удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда невозможно. Нельзя, например, один раз наесться или напиться, наобщаться с друзьями — и больше никогда в этом не нуждаться. Удовлетворённые потребности обязательно возникают вновь и побуждают человека к активной деятельности.
Виды потребностей
Потребности многообразны, поэтому учёные предложили для них разные классификации. Чаще всего потребности разделяют на биологические, социальные и духовные:
- биологические потребности — потребности человека как индивида: сон, пища, дыхание, самосохранение, продолжение рода;
- социальные потребности — потребности человека как личности: общение, самореализация, общественное признание;
- духовные потребности — потребности человека как индивидуальности: знания, творчество, постижение прекрасного.
Потребности находятся на разных уровнях и без удовлетворения, например, биологических потребностей, человек не в состоянии удовлетворять духовные. Более того, если биологические потребности не удовлетворены, человек просто не думает о поиске смысла жизни и своего места. Его основная задача — выжить.
Приведённая классификация потребностей на биологические, социальные и духовные основывается на теории американского психолога Абрахама Маслоу. Он считал, что все потребности человека подразделяются на первичные (существующие у человека при рождении), и вторичные (приобретаемые в ходе жизни). Не удовлетворив первичные потребности, человек не может удовлетворить вторичные. Все человеческие потребности Маслоу изобразил в виде пирамиды, которая впоследствии получила название «пирамида Маслоу».
Потребности также можно подразделять на мнимые и подлинные. Мнимые (ложные) потребности, если их удовлетворить, как правило вредят человеку. К таким например, относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Удовлетворение же подлинных потребностей способствует развитию положительных качеств в человеке.
Мнимые потребности человека – это ценности, сформированные под воздействием общества. Удовлетворение мнимых потребностей не решает никаких задач и не приносит никакой пользы для человека. Удовлетворение мнимых потребностей – это лишь трата времени и других ресурсов (денег, здоровья, сил). Мнимые потребности навязаны из вне, их удовлетворение не несет пользы для человека.
Примеры мнимых потребностей
Примеров мнимых потребностей сотни тысяч, по сути весь современный маркетинг нацелен на создание мнимых потребностей. В этом заключается смысл общества потребления. Вот несколько примеров мнимых потребностей:
- 99% потребителей использует не более 5% функций смартфона. Товар приобретается только за счет того что он есть у всех, это такой эффект стадного чувства в продажах.
- Пришёл ваш друг и рассказал вам: что он занимается нумизматикой и это здорово и интересно. И вы тоже решаете заниматься нумизматикой, но через небольшой промежуток времени вам это становится не интересно, и вы бросаете.
- Зашли вы в вагон метро и увидели, что все носят джинсы, и вы тоже пошли и купили джинсы.
Роль потребностей в деятельности человека
Все без исключения потребности выступают в качестве мотивов деятельности человека. По сути человек начинает действовать только тогда, когда существует какая-то неудовлетворённая потребность. Потребности для человека — своего рода вечный двигатель.
Кроме того, своё значение имеется и у каждого вида потребностей:
биологические потребности обеспечивают жизнедеятельность человека;
социальные потребности способствуют социализации человека, то есть его становлению как личности;
духовные потребности способствуют самосовершенствованию человека, становлению его как развитой личности.

Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Интерес


    Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту его потребности.
    Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы

    Схема "Пирамида потребностей Абрахама Маслоу"

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    1.2 Потребности и способности человека. Теория | ОГЭ обществознание


    Источник: Школа обществознания Абуловой Барият

    Вернуться к каталогу материалов


    1.2 Потребности и способности человека. Практика | ОГЭ обществознание


    Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора

    Вернуться к каталогу материалов


    Потребности и способности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Потребности и интересы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов



    Проверь себя!

    Задание на установление соответствия. ОГЭ


    Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ?

    Ответ

    12212

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на установление соответствия. ОГЭ


    Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
    ?

    Ответ

    32113

    Вернуться к каталогу материалов


    Выбор лишних позиций из списка. ЕГЭ


    Ниже приведён перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности»:
    1) в пище; 2) в отдыхе; 3) в еде; 4) в красоте; 5) в поддержании теплового баланса; 6) в защите; 7) в друзьях.


    Ответ

    47


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


    Уроки «Российской электронной школы»

    - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6 КЛАСС Урок 5. Потребности и способности человека


    Фоксфорд

    - Потребности и способности

    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов