Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

4.11 Политическая элита и политическое лидерство.

Типология лидерства



Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки


Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


политическая элита

— это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти.
Признаки
- непосредственное участие в осуществлении власти или воздействие на неё
- небольшая численность
- высокий социальный статус

политическое лидерство

— это способность определённого лица определённым образом влиять на всё общество, группу, организацию
Признаки
- его влияние охватывает всё общество или большие группы людей
- предполагает наличие личного авторитета и формального статуса у лидера
- способен вести за собой последователей

политический лидер

— это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать - основные понятия
политическая элита, политическое лидерство
- типологию политического лидерства
Раскрывать на примерах
- функции политического лидерства
Уметь составлять сложный план по темам
«Политическая элита», «Политическое лидерство»
Вернуться к каталогу материалов



Презентации

Политическое лидерство



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
В случае некорректного отображения презентации, для ее просмотра также воспользуйтесь ссылкой для редактирования

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Политическая элита: характерные черты, функции

Политическая элита (от фр. elite — лучшее, отборное) — это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.
Причины существования политической элиты
1) Необходимость профессионального управления обществом.
2) Неравенство способностей и возможностей людей.
3) Высокий социальный статус представителей элиты.
4) Политическая пассивность большинства населения.
5) Невозможность осуществлять полный контроль за действиями элиты.
Характерные черты политической элиты
1) Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа.
2) Высокий социальный статус.
3) Значительный объём государственной и информационной власти.
4) Непосредственное участие в осуществлении власти.
5) Организаторские способности и талант.
Функции политической элиты
1) Определение политической программы действий путем гене­рирования новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.
2) Осуществление на практике выработанного политического курса.
3) Укрепление стабильности и единства общества, обеспечение консенсуса по важнейшим вопросам, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.
4) Эффективное представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы.
Политическая элита — это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объём государственной и информационной власти, её отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создаёт механизм воплощения политических замыслов.
Критерии эффективности деятельности политической элиты
1) Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа.
2) Политическая стабильность общества.
3) Национальная безопасность.
4) Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.
Важнейшие нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе
1) Организация власти > конкуренция различных элитарных групп между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти).
2) Избираемость народных представителей (депутатов) и главы государства.
3) Профессионализация управления > компетентность и ответственность чиновничьего аппарата могут ограничивать произвол политического деятеля.
4) Организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп, движений и т. д.), борющихся за власть или за влияние на неё.
5) Режим гласности и информационной открытости власти (законодательство о СМИ, закрепляющее свободу массовой информации).
6) Развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти.
Воспитание элиты
В современном мире различают элитарное и элитное образование.
Элитарное образование — образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства. Социологи обычно различают элиту «крови» (критерий знатности, господствующий в традиционном обществе), элиту богатства (в индустриальном обществе) и элиту знания (в информационном обществе). Поскольку элитарное образование — образование для выходцев из узкого круга, оно несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества.
Напротив, элитное образование, помимо того что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что его критерием являются способности, таланты детей; оно не должно зависеть от происхождения и богатства родителей. Для усвоения ценностей, предложенных этой системой образования, необходим высокий уровень способностей.
Различие между элитарными и элитными школами видно хотя бы из того, что отпрыски богатых семей, поступив в элитную школу, просто не смогут в ней учиться, если не обладают высокими интеллектуальными способностями. Из такой школы они просто вынуждены будут уйти, ибо «не потянут», даже если их родители и заплатили немалые деньги за их обучение. Можно видеть, что элитарное образование сопряжено с системой закрытого рекрутирования элит, в то время как элитное образование — с системой открытого её рекрутирования.
Примерами элитного образования в современном мире являются Итон, Харроу (элитные школы), Оксфорд, Кембридж (элитные университеты) в Англии; Гротон и Сент-Поль (элитные средние учебные заведения), университеты «Лиги плюща» — Гарвард, Йель, Принстон в США.
Из истории элитного образования в России
Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.
1 июня 1806 года в Санкт-Петербурге было заложено здание Смольного института благородных девиц. Это творение знаменитого архитектора Джакомо Кваренги прочно вошло в историю – и не только юными девушками.
- В октябре 1917 года именно в Смольном заседало первое советское правительство, а затем из штаба революции памятник архитектуры превратился в главное здание власти ЛенинградаПетербурга. Здесь размещались партийные и советские органы власти, а в наше время Смольный служит резиденцией губернатора Санкт-Петербурга.
- Здесь 1 декабря 1934 года был убит вождь ленинградских большевиков Сергей Миронович Киров.
- Именно одежды девушек-смолянок послужили основой для советской школьной формы, которая и сегодня исключительно популярна по случаю последнего звонка
Читать на «Культура.РФ» как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.
Царскосельскийлицей.Школа, воспетая А. С. Пушкиным
Автором проекта создания лицея стал Михаил Сперанский. Новое учебное заведение должно было заняться просвещением братьев Александра I. Великим князьям Константину и Николаю тогда было 21 и 14 лет. Как он сам говорил, что перед тем, как их отдать в университет, надо бы отвлечь от маршировки и дворцовых привычек, а сверстники своим примером помогут со временем стать им более добродетельными. Но подобная идея не была принята их матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. С коррективами по организации лицея выступили и император, и министр просвещения Разумовский. Ими не была принята идея о наборе юношей из разных сословий –только дети дворян.Да и количество лицеистов не должно было превышать 50 человек.Для лицея был выделен флигель Екатерининского дворца. У каждого лицеиста была своя комната (келья – как называл ее А. Пушкин). В комнате была железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея.

Читать подробнее на История РФ

Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов

    Политический процесс и политическое лидерство

    Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей:
    - внешне- и внутриполитические процессы;
    - долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой и т. д.) и краткосрочные процессы (избирательные кампании, митинги и т. п.);
    - публичные и непубличные процессы.
    Политическое лидерство
    - Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности.
    На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий.
    - Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая ее массовую поддержку.
    - Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников.
    - Призвание общенационального лидера — охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять угрозам распада основ социальной жизни.
    - Политический лидер представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями.
    Политическое участие — это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
    Политический лидер — ведущее лицо политического процесса, осуществляющее функции объединения и сплочения социальных сил, задающее направление деятельности государственным и общественным институтам, политическим движениям, во многом определяющее особенности курса на политические преобразования в стране.
    Значительное влияние на власть и политику оказывают политические партии. Но в каждом государстве, в каждой партии всегда есть авторитетный руководитель. Такого руководителя принято называть лидером, благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших; наделяется властными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интеллект людей, оперировать материальными и финансовыми ценностями.
    Это тип политической роли — человек, способный изменить ход политических событий и направленность политических процессов. К другим типам политических ролей следует отнести: рядового члена общества, человека, состоящего в общественной организации или движении, гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, профессионального политика.
    Политическое лидерство отличается от других типов лидерства только тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

    Вернуться к каталогу материалов

    Особенности политического лидерства. Функции политического лидера


    1. Воздействие лидера на общественное мнение осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц. Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно.
    2. Профессиональный характер лидерства. В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.
    3. Многоролевой характер лидерства. Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.
    Функции политического лидера:
    1) интегративная — объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
    2) ориентационная — выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
    3) инструментальная — определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;
    4) мобилизационная — инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
    5) коммуникативная — обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
    6) гаранта справедливости, законности и порядка — обеспечение защиты населения от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности.
    Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов


    Схемы и таблицы


    Классификация политических элит

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Классификация типов политических лидеров (таблица)

    ? ?

    Вернуться к каталогу материалов

    Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Типы политических лидеров (схема)

    ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Видео аудиоматериалы


    Политическая элита. Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Политическое лидерство. Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Политическая элита и политическое лидерство. РЭШ


    Источник: Видеоуроки. РЭШ

    Вернуться к каталогу материалов

    Политические элиты (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Политическое лидерство (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов



    Проверь себя!

    Решение познавательных задач (задача № 1)


    1. Роман Романов был избран руководителем отделения одной из политических партий в своём поселке городского типа. Он опирается на активность рядовых партийцев, учитывает их мнение при выработке общего решения. Определите тип лидерства по следующим критериям:

    а) по масштабам лидерства;

    б) по способу легитимации власти;

    в) по отношению лидера к подчинённым.


    Ответ

    В правильном ответе должен быть определен тип лидерства по трём критериям:

    а) по масштабам лидерства — местный;

    б) по способу легитимации власти — легальный (рационально­-легальный);

    в) по отношению лидера к подчинённым — демократический.


    Вернуться к каталогу материалов


    Решение познавательных задач (задача № 2)


    2. Гражданин Н. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики.

    а) по масштабам лидерства;

    б) по способу легитимации власти;

    в) по отношению лидера к подчинённым.


    Ответ

    В правильном ответе должен быть определен тип лидерства по трём критериям:

    а) по масштабам лидерства — региональный;

    б) по способу легитимации власти — легальный (рационально­-легальный);

    в) по отношению лидера к подчинённым — демократический.


    Вернуться к каталогу материалов

    Решение познавательных задач (задача № 3)


    3. Изучая типы лидерства в государстве Z, ученые узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя.

    Какой тип лидерства существовал в государстве Z?

    Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z — неограниченная монархия.


    Ответ

    1. Традиционный.

    2. Факты:

    1) власть передавалась по наследству (от отца к сыновьям);

    2) правители единолично создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя.


    Вернуться к каталогу материалов

    Задание на составление сложного плана


    Составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Кто такой политический лидер и каким он должен быть?
    2. Особенности политического лидера
    а) осуществляет воздействие при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц;
    б) действует в интересах больших социальных групп;
    в) имеет политическую волю и готовность брать на себя ответственность;
    г) политическая интуиция;
    д) организаторский талант и т.д.
    3. Функции политического лидерства
    а) интегративная (объединение социальных групп и организаций);
    б) ориентационная (выработка политического курса);
    в) коммуникативная (согласование интересов различных социальных групп);
    г) инструментальная (определение способов решения политических задачи) и др.
    4. Типы политического лидерства по М.Веберу
    а) Традиционный тип
    б) Харизматический тип
    в) Рационально – легальный тип
    5. Характеристика политического лидерства в России
    Внимание! Пункты 2, 3, 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на составление сложного плана


    Составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическая элита». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие политической элиты и её виды
    а) политическая элита (государственные деятели, официальные лица, лидеры партий, парламентарии);
    б) экономическая элита (владельцы крупных предприятий и банков);
    в) военная элита (высший генералитет и офицерство);
    г) информационная элита (владельцы каналов массовой информации);
    д) научная и культурная элиты (крупные учёные, деятели культуры, лидеры конфессий).
    2. Особенности политической элиты:
    а) относительно малочисленный состав;
    б) сосредотачивает в своих руках значительную долю политической власти;
    в) имеет высокий социальный статус и т.д.
    3. Функции политической элиты:
    а) выработка программы развития общества;
    б) выдвижение политических идей;
    в) выдвижение лидеров;
    г) анализ интересов различных социальных групп;
    д) выдвижение кадров для органов власти и т.д.
    4. Основные каналы рекрутирования (пополнения) элиты в демократическом обществе:
    а) государственная служба;
    б) общественная деятельность;
    в) система образования и культуры;
    г) экономическая деятельность и т.д.
    4. Характеристика политической элиты России
    Внимание! Пункты 1, 2, 3 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов



    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    Вернуться к каталогу материалов