Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ОГЭ

(Перейти к кодификатору)

7.11 Местное самоуправление


Каталог материалов



Базовые знания
Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Литература для самоподготовки


Базовые знания


Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


местное самоуправление

это самостоятельная деятельность граждан по решению вопросов местного значения с учётом исторических и культурных особенностей региона.

Вернуться к каталогу материалов



Лекции


Местное самоуправление


Одним из институтов гражданского общества в РФ является местное самоуправление.
Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность граждан по решению вопросов местного значения с учётом исторических и культурных особенностей региона.
Проще говоря, вся та власть, которая не относится к региональной или федеральной, является местной. Администрации сёл, городов и городских районов, городские думы и районные советы депутатов — всё это органы местного самоуправления (МСУ). Они формально отделены от государственных, но с 2020 года в России федеральные и региональные власти имеют право участвовать в формировании МСУ и назначать там должностных лиц.
Местное самоуправление не входит в систему государственной власти.
- Его отличия от государственной власти следующие:
- осуществляется населением самостоятельно, а не по решению государственной власти;
- является институтом гражданского общества;
- распространяется на небольшую территорию (муниципалитет) в рамках города, села, района;
- учитывает особенности территории, традиции народа, культуру населения.
Функции местного самоуправления:
- обеспечение участия населения в решении вопросов местного характера (например, контролировать готовность населённого пункта к зимнему сезону, следить за вывозом мусора и бродячими собаками).
- управление и распоряжение муниципальной собственностью (зданиями, землей, парками, дворами, дорогами и т. д.);
- развитие территории;
- охрана общественного порядка (например добровольные народные дружины).
- устанавливать местные налоги и сборы;
Структура органов местного самоуправления
Структуру органов МСУ определяет устав муниципального образования (МО). Обычно структуру органов местного самоуправления составляют:
- глава муниципального образования (района, города, округа или села);
- местная администрация;
- представительный орган (дума, совет депутатов);
- контрольный орган (например, контрольно-счётная палата);
- иные органы власти местного самоуправления и управленцы — поселковые администрации, территориальное общественное самоуправление (ТОС), сельские старосты.
Главу МО выбирает на пять лет население на прямых выборах или депутаты — местные или региональные. Иногда он может одновременно исполнять полномочия председателя местного парламента и возглавлять администрацию.
Государственная власть и местное самоуправление.
Черты сходства:
- являются формой осуществления народовластия в РФ;
- могут принимать правовые акты;
- формируют бюджет;
- устанавливают налоги и сборы;
- имеют в собственности имущество.
Черты различия:
- объем полномочий (местное самоуправление решает вопросы только местного значения, при этом данные вопросы решаются в интересах местного населения, а не страны в целом);
- субъектом местного самоуправления является население муниципального образование, а государственной власти – весь народ страны;
- органы государственной власти принимают законы, регулирующие местное самоуправление, а органы местное самоуправление действуют в их рамках.

Вернуться к каталогу материалов


Местное самоуправление в РФ


Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.
Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.
К таким полномочиям, в частности, относятся:
— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;
— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;
— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;
— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;
— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;
— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;
— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;
— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;
— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;
— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;
— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;
— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;
— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;
— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
Местное самоуправление
В настоящее время организация местного самоуправления в России регулируется Конституцией РФ и федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года.
Местное самоуправление - форма самоорганизации населения для самостоятельного решения через муниципальные и местные органы вопросов местного значения и управления муниципальной собственностью. К вопросам местного значения относятся составление бюджета муниципального образования, установление и отмена местных налогов и сборов, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения своих муниципальных округов и прочее, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение граждан жилыми помещениями, предоставление бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, торговли и так далее.
МСУ характеризуется наличием территории, закрепленной за муниципальным образованием, своих представительных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственностью и бюджетом. Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
До 2020 года местное самоуправление, согласно основному закону, было полностью отделено от органов государственной власти. МСУ не входит в систему общей публичной власти в РФ. В соответствии с изменениями в российскую конституцию 2020 года, органы госвласти получили право участвовать в формировании местного самоуправления и назначении их должностных лиц.
В структуру органов МСУ входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и другие.
Глава муниципального образования - высшее должностное лицо (мэр или глава города, района, поселка, муниципального образования и так далее). Он представляет муниципалитет в отношениях с органами местного самоуправления других образований и органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает нормативные правовые акты и так далее. Населенные пункты могут сами определять способ избрания своих руководителей - в ходе прямых выборов или депутатами местного законодательного органа из своего состава.
Глава муниципального образования, избранный на прямых выборах или из числа депутатов представительного органа, может одновременно исполнять полномочия председателя местного парламента и возглавлять администрацию. В феврале 2015 года в законодательство внесли поправки, устанавливающие еще один способ избрания главы муниципального образования - депутатами местного парламента из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. В этом случае избранный глава руководит местной администрацией.
Виды муниципальных образований
В настоящее время закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает восемь видов муниципальных образований: муниципальный район, городской округ, внутригородская территория (для городов федерального значения), городское или сельское поселение, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2021 года (более поздние данные не опубликованы) в России насчитывалось 20 303 муниципальных образований. Из них 1 606 - муниципальные районы, 100 - муниципальные округа, 630 - городские округа (в том числе три с внутригородским делением), 19 - внутригородские районы, 267 - внутригородская территория (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе), 1 346 - городские и 16 332 - сельские поселения.

Источник: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вернуться к каталогу материалов


Законодательные основы местного самоуправления


·Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл. 8)
·Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.
·Муниципальное право.
Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.
Из Конституции РФ о МСУ:
Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»
·органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);
·Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
·Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
·Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);
·Конституция РФ гарантирует (ст. 133): судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Вернуться к каталогу материалов


Новый законопроект о местном самоуправлении


16 декабря 2021 года в Государственную думу РФ внесли проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти". Авторами законопроекта являются председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Согласно документу в России предполагается ввести всего три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) городов федерального значения. Таким образом устанавливается одноуровневая система организации самоуправления на местах и исключаются случаи, когда одно муниципальное образование находится внутри другого. При этом муниципальные образования будут формироваться не по территориальному разграничению, как в настоящее время, а по так называемому принципу привязки к населению (исходя из численности и плотности его жителей).
Законопроект устанавливает единый для всех должностных лиц МСУ срок полномочий - пять лет. В соответствии с документом глава муниципального образования будет избираться на прямых выборах населением либо представительным органом этого образования из состава его депутатов или из числа кандидатов (не менее двух), предложенных главой соответствующего субъекта Федерации. При этом упраздняется возможность избрания руководителя муниципалитета из числа претендентов, предложенных конкурсной комиссией.
Законопроект также закрепляет единственный способ формирования местного законодательного органа - путем муниципальных выборов (сейчас, в частности, законодательный орган городского округа с внутригородским делением может формироваться из депутатов представительных органов районов) и определяет перечень полномочий депутатов представительного органа.
Согласно законопроекту одним из оснований для отставки главы муниципального образования станет систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов МСУ, которые закреплены указами президента РФ. С соответствующей инициативой руководитель субъекта Федерации вправе обратиться в представительный орган муниципального образования. Глава региона также может вынести предупреждение, объявить выговор руководителю муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих полномочий.
Предполагается, что основная часть положений законопроекта вступит в силу с 1 января 2023 года. До 1 января 2028 года будет установлен переходный период, в течение которого администрации и депутатские советы городских, сельских поселений и так далее прекратят существование, а сами территории войдут в состав городских или муниципальных округов. В это время новые выборы главы и депутатов нынешних поселений, муниципальных районов проводиться не будут.
Вопрос. Изменит ли это основной принцип местного самоуправления, фундаментальную основу МСУ: Из закона: 21) статью 132 дополнить частью 3 следующего содержания: «3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Официальные органы утверждают, что ничего страшного не произойдет.

Источник: Местное самоуправление в России. Характеристики и предлагаемые изменения

Вернуться к каталогу материалов



Схемы и таблицы


Формы местного самоуправления

?

Вернуться к каталогу материалов


Отличия МСУ от государственной власти

?

Вернуться к каталогу материалов



Видео аудиоматериалы


5.6 Местное самоуправление. «ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ с нуля»


Источник: Школа обществознания

Вернуться к каталогу материалов



Литература для самоподготовки

Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

ЕГЭ

- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


ОГЭ

- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


Вернуться к каталогу материалов