Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ОГЭ
(Перейти к кодификатору ОГЭ)
1.3 Индивид, индивидуальность, личность.
Возрастные периоды жизни человека
и формирование личности.
Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья,
их особые потребности и социальная позиция
Каталог материалов
- - Индивид, индивидуальность, личность
- - Структура личности. Личностные качества
- - Социализация личности
- - Отношения между поколениями
- - 1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Теория | ОГЭ обществознание
- - 1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Практика | ОГЭ обществознание
- - Личность. Особенности подросткового возраста | ОГЭ по обществознанию без репетитора
- - Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
индивид
индивидуальность
личность
сознание
социализация
поколение
самостоятельность
Вернуться к каталогу материалов
На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать основные понятия
- индивид, индивидуальность, личность, сознание, социализация, поколение
Описывать
- факторы формирования личности, основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста
Приводить примеры внутренние и внешние связи
- возрастных периодов жизни человека, отношений между поколениями, общения в подростковом возрасте
Вернуться к каталогу материалов
Индивид, индивидуальность, личность. Возрасты нашей жизни
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Индивид, индивидуальность, личность
Может ли быть такое, что человеку присущи только биологические черты, в то время как социальные черты отсутствуют? Такое происходит в ситуациях, когда человек с самого рождения или раннего детства оказывается вне человеческого общества, как, например, Маугли из одноимённого произведения Редьярда Киплинга. Подобные ситуации встречаются и в действительности, для них у учёных имеется даже специальное название — синдром Маугли.
Синдром Маугли — совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, которые выросли в условиях полной социальной изоляции. Такие дети не понимают человеческую речь и не умеют разговаривать, осознанно общаться с другими людьми. Нередко такие дети не способны к прямохождению, их эмоциональные реакции крайне примитивны, они не владеют образным и абстрактным мышлением, не признают гигиенические процедуры и одежду.
Возникает вопрос, почему такие ситуации вообще возможны. Неужели человек не рождается человеком? Отчасти это верно. Человек рождается индивидом, то есть всего лишь отдельным представителем человеческого рода.
Индивид — уникальный представитель Homo sapiens, носитель биологических индивидуально-своеобразных черт: веса, роста, цвета глаз, тембра голоса.
Индивиду присущи все перечисленные нами ранее биологические черты, однако социальных черт у него ещё нет. Приобрести социальные черты человек может только находясь в обществе, в различных формах взаимодействуя с другими людьми и перенимая их опыт, правила поведения.
Данный процесс называется социализацией.
Социализация — процесс становления личности, усвоение индивидом с момента рождения знаний, навыков и опыта, необходимых для жизни.
В процессе социализации индивид, изначально обладающий только биологическими чертами, приобретает социальные черты и превращается в личность.
Стоит заметить, что социализация по времени и содержанию может быть первичной и вторичной.
На этапе первичной социализации человек получает самые основные знания и навыки, без которых существовать в обществе невозможно: умение говорить, читать, писать, считать, базовые знания о растениях, животных. Первичная социализация охватывает первые годы жизни человека.
На этапе вторичной социализации человек создаёт семью, начинает свою профессиональную деятельность. Вторичная социализация начинается во взрослом возрасте и охватывает всю жизнь человека.
В социализации человеку помогают агенты социализации: конкретные люди и организации, которые и передают человеку необходимый опыт, навыки и знания. К их числу относятся семья, школа, друзья, коллеги, церковь, армия, средства массовой информации. При этом агенты первичной социализации — это родители, родственники, сверстники, друзья, школа, а агенты вторичной социализации — армия, полиция, церковь и другие организации, с которыми человек взаимодействует уже во взрослом возрасте.
Личность — совокупность социально значимых качеств индивида: доброжелательность, самостоятельность, способность заниматься творчеством.
Соответственно, индивидом рождаются, а личностью становятся.
Индивидуальность — это сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает одного человека от других людей: цвет глаз, тембр голоса, хобби, интересы.
Индивидуальность — личность, обособившаяся от остального общества благодаря своеобразию внешнего облика и социально значимых качеств.
Соответственно, на протяжении своей жизни человек последовательно проходит определённые стадии превращения из биологического существа в биосоциальное.
Итоги
Сложность проблемы человека обуславливает использование нескольких понятий для раскрытия сущности человека: индивид, индивидуальность, личность
Понятие индивид говорит о принадлежности к человеческому роду. То есть это набор биологических черт — наследственность.
Личность — это уже понятие социального происхождения, и оно подразумевает совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе.
Индивидуальность же появляется у человека с развитием его личности и означает его неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние от личности и внешние как индивида) от других людей. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Вернуться к каталогу материалов
Структура личности. Личностные качества
Личность — достаточно сложное явление с определённой структурой. Структуру личности описал советский учёный Константин Платонов. Эта структура опирается на сочетание биологического и социального в человеке. Сейчас её используют в своей работе большинство психологов и психиатров. Давайте рассмотрим, из чего она состоит:
1) убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы личности;
2) привычки, умения, навыки, знания личности;
3) особенности психических процессов личности;
биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом личности.
Соответственно, структуру личности можно определить как совокупность качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих конкретному индивиду и образующих его неповторимую личность.
Структура личности — совокупность качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих конкретному индивиду и образующих его неповторимую личность.
Стоит заметить, что в структуре личности в качестве отдельного уровня некоторые учёные называют особенности психических процессов. К психическим процессам относится внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, воображение, а также нередко тип личности, темперамент. Данные качества человека нельзя строго отнести ни к биологическим, ни к социальным, что позволяет некоторым учёным утверждать, что человек — существо биопсихосоциальное.
У человека также есть много личностных качеств. К их числу относят доброту, вежливость, жестокость, вспыльчивость, ответственность, исполнительность, толерантность, патриотизм. Эти качества можно считать положительными или отрицательными: всё зависит от ситуации и личности человека.
Личностные качества также можно разделить и на следующие категории:
- интеллектуальные качества: образованность, умение учиться, способность предвидеть последствия своих поступков;
- нравственные качества: чувство долга, законопослушность, дисциплинированность, социальная ответственность;
- гражданские качества: неравнодушие, патриотизм, толерантность;
хозяйственные качества: бережливость, трудолюбие.
Качества человека, их выраженность и сочетание создают своеобразие человеческой личности, её индивидуальность.
Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Вернуться к каталогу материалов
Отношения между поколениями
Поколением называют людей, родившихся в один период времени, то есть это группа людей, близких по возрасту. Представителей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживают одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.
Относительно семьи уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей». Различия между представителями разных поколений зачастую порождают непонимание между членами семьи, вплоть до серьёзных конфликтов. Проблема «отцов» и «детей», то есть несоответствие взглядов на фундаментальные вопросы, существовала давно. Но сейчас, в условиях ускорения научно-технического развития, высокого уровня социальной мобильности, расширения возможностей в области образования, науки, карьеры, хобби, эта проблема ощущается наиболее остро.
Этот конфликт между поколениями возникает из-за того, что молодёжь живёт совсем не теми ценностями и стремлениями, которые в своё время были важны для их родителей. Несмотря на это, каждое поколение в конечном счёте понимает, что оно опирается на опыт предыдущего, на исторический и бытовой опыт предков. Таким образом создаётся преемственность поколений, накопленный багаж знаний и умений передаётся дальше.
Согласно теории поколений в настоящее время в России живут представители шести поколений:
- GI (победителей) (1890–1923 г. р.) — их очень мало,
- молчаливого поколения (1923–1943 г. р.),
- поколения беби-бумеров (1944–1963 г. р.),
- поколения Х (1964–1984 г. р.),
- поколения Y (миллениалов) (1985–2000 г. р.),
- поколения Z (c 2000 г. р.).
Важно понимать, что это деление условное, встречаются и другие градации.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвящённого молодёжи. В иерархии ценностей молодёжи первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Для старшего поколения важнее всего стабильность (18%), а после они уже думают о доходе (13%). Можно отметить также, что для людей в возрасте от 35 лет патриотизм более значим, чем для более молодых (8% против 4% соответственно), самореализация же занимает одно из последних мест (3%).
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Характеристики человека"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Теория | ОГЭ обществознание
Источник: ОГЭ обществознание I Теория по новому кодификатору
Вернуться к каталогу материалов
1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Практика | ОГЭ обществознание
Источник: ОГЭ обществознание | Практика по новому кодификатору
Вернуться к каталогу материалов
Личность. Особенности подросткового возраста | ОГЭ по обществознанию без репетитора
Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора
Вернуться к каталогу материалов
Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
Пояснения
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение. § 4. Социальная сущность человека
- Урок 2.Человек – биосоциальное существо
- Человек (индивид, индивидуальность, личность)
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте