Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора



ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

1.3 Индивид, индивидуальность, личность.

Возрастные периоды жизни человека

и формирование личности.

Отношения между поколениями.

Особенности подросткового возраста.

Люди с ограниченными возможностями здоровья,

их особые потребности и социальная позиция


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


индивид

- человек как представитель общества и человеческого рода (уникальный представитель Homo sapiens, носитель биологических индивидуально-своеобразных черт: веса, роста, цвета глаз, тембра голоса.)

индивидуальность

- специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

личность

- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, качеств, которые он реализует в общественной жизни. (совокупность социально значимых качеств индивида: доброжелательность, самостоятельность, способность заниматься творчеством.)

сознание

- способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к окружающей действительности.

социализация

- это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

поколение

- группа людей одного возраста живущих в данное время.

самостоятельность

- это способность человека принимать важные решения, предвидеть последствия своих действий, оценивать результаты своего труда, учебы, отношений с другими людьми.

Вернуться к каталогу материалов



На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия
- индивид, индивидуальность, личность, сознание, социализация, поколение
Описывать
- факторы формирования личности, основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста
Приводить примеры внутренние и внешние связи
- возрастных периодов жизни человека, отношений между поколениями, общения в подростковом возрасте

Вернуться к каталогу материалов

Презентации

Индивид, индивидуальность, личность. Возрасты нашей жизни



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Индивид, индивидуальность, личность


Может ли быть такое, что человеку присущи только биологические черты, в то время как социальные черты отсутствуют? Такое происходит в ситуациях, когда человек с самого рождения или раннего детства оказывается вне человеческого общества, как, например, Маугли из одноимённого произведения Редьярда Киплинга. Подобные ситуации встречаются и в действительности, для них у учёных имеется даже специальное название — синдром Маугли.
Синдром Маугли — совокупность симптомов, наблюдающихся у детей, которые выросли в условиях полной социальной изоляции. Такие дети не понимают человеческую речь и не умеют разговаривать, осознанно общаться с другими людьми. Нередко такие дети не способны к прямохождению, их эмоциональные реакции крайне примитивны, они не владеют образным и абстрактным мышлением, не признают гигиенические процедуры и одежду.
Возникает вопрос, почему такие ситуации вообще возможны. Неужели человек не рождается человеком? Отчасти это верно. Человек рождается индивидом, то есть всего лишь отдельным представителем человеческого рода.
Индивид — уникальный представитель Homo sapiens, носитель биологических индивидуально-своеобразных черт: веса, роста, цвета глаз, тембра голоса.
Индивиду присущи все перечисленные нами ранее биологические черты, однако социальных черт у него ещё нет. Приобрести социальные черты человек может только находясь в обществе, в различных формах взаимодействуя с другими людьми и перенимая их опыт, правила поведения.
Данный процесс называется социализацией.
Социализация — процесс становления личности, усвоение индивидом с момента рождения знаний, навыков и опыта, необходимых для жизни.
В процессе социализации индивид, изначально обладающий только биологическими чертами, приобретает социальные черты и превращается в личность.
Стоит заметить, что социализация по времени и содержанию может быть первичной и вторичной.
На этапе первичной социализации человек получает самые основные знания и навыки, без которых существовать в обществе невозможно: умение говорить, читать, писать, считать, базовые знания о растениях, животных. Первичная социализация охватывает первые годы жизни человека.
На этапе вторичной социализации человек создаёт семью, начинает свою профессиональную деятельность. Вторичная социализация начинается во взрослом возрасте и охватывает всю жизнь человека.
В социализации человеку помогают агенты социализации: конкретные люди и организации, которые и передают человеку необходимый опыт, навыки и знания. К их числу относятся семья, школа, друзья, коллеги, церковь, армия, средства массовой информации. При этом агенты первичной социализации — это родители, родственники, сверстники, друзья, школа, а агенты вторичной социализации — армия, полиция, церковь и другие организации, с которыми человек взаимодействует уже во взрослом возрасте.
Личность — совокупность социально значимых качеств индивида: доброжелательность, самостоятельность, способность заниматься творчеством.
Соответственно, индивидом рождаются, а личностью становятся.
Индивидуальность — это сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает одного человека от других людей: цвет глаз, тембр голоса, хобби, интересы.
Индивидуальность — личность, обособившаяся от остального общества благодаря своеобразию внешнего облика и социально значимых качеств.
Соответственно, на протяжении своей жизни человек последовательно проходит определённые стадии превращения из биологического существа в биосоциальное.
Итоги
Сложность проблемы человека обуславливает использование нескольких понятий для раскрытия сущности человека: индивид, индивидуальность, личность
Понятие индивид говорит о принадлежности к человеческому роду. То есть это набор биологических черт — наследственность.
Личность — это уже понятие социального происхождения, и оно подразумевает совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе.
Индивидуальность же появляется у человека с развитием его личности и означает его неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние от личности и внешние как индивида) от других людей. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Вернуться к каталогу материалов


Структура личности. Личностные качества


Личность — достаточно сложное явление с определённой структурой. Структуру личности описал советский учёный Константин Платонов. Эта структура опирается на сочетание биологического и социального в человеке. Сейчас её используют в своей работе большинство психологов и психиатров. Давайте рассмотрим, из чего она состоит:
1) убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы личности;
2) привычки, умения, навыки, знания личности;
3) особенности психических процессов личности;
биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом личности.
Соответственно, структуру личности можно определить как совокупность качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих конкретному индивиду и образующих его неповторимую личность.
Структура личности — совокупность качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих конкретному индивиду и образующих его неповторимую личность.
Стоит заметить, что в структуре личности в качестве отдельного уровня некоторые учёные называют особенности психических процессов. К психическим процессам относится внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, воображение, а также нередко тип личности, темперамент. Данные качества человека нельзя строго отнести ни к биологическим, ни к социальным, что позволяет некоторым учёным утверждать, что человек — существо биопсихосоциальное.
У человека также есть много личностных качеств. К их числу относят доброту, вежливость, жестокость, вспыльчивость, ответственность, исполнительность, толерантность, патриотизм. Эти качества можно считать положительными или отрицательными: всё зависит от ситуации и личности человека.
Личностные качества также можно разделить и на следующие категории:
- интеллектуальные качества: образованность, умение учиться, способность предвидеть последствия своих поступков;
- нравственные качества: чувство долга, законопослушность, дисциплинированность, социальная ответственность;
- гражданские качества: неравнодушие, патриотизм, толерантность;
хозяйственные качества: бережливость, трудолюбие.
Качества человека, их выраженность и сочетание создают своеобразие человеческой личности, её индивидуальность.

Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

Вернуться к каталогу материалов


Отношения между поколениями


Поколением называют людей, родившихся в один период времени, то есть это группа людей, близких по возрасту. Представителей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживают одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.
Относительно семьи уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей». Различия между представителями разных поколений зачастую порождают непонимание между членами семьи, вплоть до серьёзных конфликтов. Проблема «отцов» и «детей», то есть несоответствие взглядов на фундаментальные вопросы, существовала давно. Но сейчас, в условиях ускорения научно-технического развития, высокого уровня социальной мобильности, расширения возможностей в области образования, науки, карьеры, хобби, эта проблема ощущается наиболее остро.
Этот конфликт между поколениями возникает из-за того, что молодёжь живёт совсем не теми ценностями и стремлениями, которые в своё время были важны для их родителей. Несмотря на это, каждое поколение в конечном счёте понимает, что оно опирается на опыт предыдущего, на исторический и бытовой опыт предков. Таким образом создаётся преемственность поколений, накопленный багаж знаний и умений передаётся дальше.
Согласно теории поколений в настоящее время в России живут представители шести поколений:
- GI (победителей) (1890–1923 г. р.) — их очень мало,
- молчаливого поколения (1923–1943 г. р.),
- поколения беби-бумеров (1944–1963 г. р.),
- поколения Х (1964–1984 г. р.),
- поколения Y (миллениалов) (1985–2000 г. р.),
- поколения Z (c 2000 г. р.).
Важно понимать, что это деление условное, встречаются и другие градации.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвящённого молодёжи. В иерархии ценностей молодёжи первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%). Для старшего поколения важнее всего стабильность (18%), а после они уже думают о доходе (13%). Можно отметить также, что для людей в возрасте от 35 лет патриотизм более значим, чем для более молодых (8% против 4% соответственно), самореализация же занимает одно из последних мест (3%).

Вернуться к каталогу материалов


Схемы

Схема "Характеристики человека"

? ?

Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


Вернуться к каталогу материалов


Видеоматериалы

1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Теория | ОГЭ обществознание


Источник: ОГЭ обществознание I Теория по новому кодификатору

Вернуться к каталогу материалов


1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Практика | ОГЭ обществознание


Источник: ОГЭ обществознание | Практика по новому кодификатору

Вернуться к каталогу материалов


Личность. Особенности подросткового возраста | ОГЭ по обществознанию без репетитора


Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора

Вернуться к каталогу материалов


Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов



    Проверь себя

    Онлайн тестирование

    1. На уроке обществознания учитель раскрывал тему «Индивид, индивидуальность, личность» и выдвинул утверждение: «Вася Румянцев является единичным представителем человеческого рода». Каким понятием можно охарактеризовать Васю Румянцева исходя из приведённого утверждения?



    2. Ключевое отличие человека от любого другого живого существа — это:



    3. Какая из перечисленных потребностей объясняется социальной сущностью человека?



    4. Биологические свойства человека



    5. Высшей формой направленности личности называют



    6. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:



    7. Определение себя как личности, способной взаимодействовать с другими людьми и нести ответственность за свои поступки – это:



    8. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:



    9. Человек – это существо:



    Итого баллов:

    Пояснения

    5. Высшей формой направленности личности называют убеждения. Словари определяют убеждения как осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями. Основу убеждений составляют глубокие знания, окрашенные сильными чувствами и особым отношением к действительности.
    6. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Так, два человека, имеющие два одинаковых набора свойств (что маловероятно даже для однояйцевых близнецов), все равно будут
    7. Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне.
    8. «ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ» (АРИСТОТЕЛЬ) В этих словах, сказанных Аристотелем, заложен важный смысл: каждый индивид, живущий в обществе, в государстве, является лицом политическим, поскольку представляет для политики какой-либо интерес; следовательно, в обязанности цивилизованного государства входит обеспечение каждому члену сообщества достойной жизни.

    Вернуться к каталогу материалов

    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение. § 4. Социальная сущность человека


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 2.Человек – биосоциальное существо


    Фоксфорд

    - Человек (индивид, индивидуальность, личность)


    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов