Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

4.1 Что такое экономика.

Взаимосвязь жизни общества и

его экономического развития.

Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.

Экономический выбор.

Ресурсы и возможности экономики нашей страны


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Видеоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


экономика

– любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ.

экономика как хозяйство

– это система хозяйствования, обеспечивающая удовлетворение потребностей необходимыми жизненными благами.

экономика как наука

– наука о хозяйстве в целом и его элементах, закономерностях хозяйственных процессов. Экономика как наука изучает каким образом максимально удовлетворить протребности в условиях ограниченных ресурсов

экономические блага

– товары, услуги и результаты работ, которые человек специально производит и которые доступны в меньшем объёме, чем это необходимо, и поэтому особым образом распределяются.

ресурсы

– это совокупность средств и объектов, которые необходимы человеку для удовлетворения потребностей.

ограниченность ресурсов

– это нехватка на планете ресурсов, необходимых для удовлетворения всех потребностей человека и общества.
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать
основные понятия

- экономика, ресурсы, ограниченность ресурсов
Уметь описывать
- роль экономики в жизни общества, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
Приводить примеры
- ограниченности ресурсов

Вернуться к каталогу материалов


Презентации


Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Понятие «экономика»


Мы вступаем в экономические отношения каждый день: когда оплачиваем проезд в транспорте, покупаем булочку и йогурт на обед или занимаемся у репетитора. Экономическая сфера жизни общества — одна из ключевых. Так что же такое экономика?
Что такое экономика
Основа экономической сферы общества — экономика. Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: oikos («домашнее хозяйство») и nomоs («закон»). Соответственно, в буквальном смысле слово «экономика» можно перевести как «наука ведения домашнего хозяйства». Однако в современном мире экономику понимают гораздо шире:
- как сферу общественной жизни, обеспечивающую удовлетворение потребностей людей (экономическая сфера жизни общества);
- как способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание необходимых для потребления благ (экономика семьи, экономика фирмы, экономика государства);
- как науку о хозяйственной деятельности людей, способах её рационального ведения.
Если соединить это всё, получится такое определение.
Экономика — любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ.
Суть экономики — создание экономических благ, то есть всего того, что способно удовлетворять человеческие потребности.
Экономика как хозяйство — система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и нематериальными (духовными) благами.
Экономика как наука — наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, она изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг. Экономика — это совокупность конкретных (более узких и специализированных) экономических дисциплин: экономическая статистика, экономика труда и пр.
Не стоит также забывать, что экономика является подсистемой общества (сферой общественной жизни).
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
Для кого производить?
Экономика как хозяйство
Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Удовлетворение потребностей в свою очередь становится мотивом для осуществления экономической деятельности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Можно выделить три категории благ:
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Обычно мы покупаем их, то есть для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Для их создания также необходимы определённые затраты. Экономическими благами, например, являются всевозможные товары, которые мы можем приобрести в магазинах.
Свободные блага — блага, которые находятся в открытом доступе, их потребление неограниченно, не требует от нас отказа от иных благ взамен. Например, это солнечный свет, которым мы можем наслаждаться на прогулке в солнечную погоду.
Общественные блага сочетают определённые признаки двух предыдущих видов благ. Это блага, доступ к которым осуществляется свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение.
Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:
- производство
- распределение
- обмен
- потребление
Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.
Пример производства: текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.
Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.
Примеры распределения: из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.
Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.
Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – это обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.
Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.
Экономика как наука
Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика . Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др. Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе страны, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.
Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная. Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция). Важное значение имеет и прогностическая функция, позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию, которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая. Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.

Вернуться к каталогу материалов

Экономические блага и экономические потребности. Проблема выбора в экономике

Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Удовлетворение потребностей в свою очередь становится мотивом для осуществления экономической деятельности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Можно выделить три категории благ:
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Обычно мы покупаем их, то есть для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Для их создания также необходимы определённые затраты. Экономическими благами, например, являются всевозможные товары, которые мы можем приобрести в магазинах.
Свободные блага — блага, которые находятся в открытом доступе, их потребление неограниченно, не требует от нас отказа от иных благ взамен. Например, это солнечный свет, которым мы можем наслаждаться на прогулке в солнечную погоду.
Общественные блага сочетают определённые признаки двух предыдущих видов благ. Это блага, доступ к которым осуществляется свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение.
Ресурсы
исчерпаемы, невозобновимы, редки, ограничены.
Невозможно удовлетворить ВСЕ потребности человека.
Необходимовыбирать наилучший вариант использования ресурсов, обеспечить максимальный результат при минимальных затратах.
Выбор в экономике – выбор наилучшего варианта из альтернативных вариантов деятельности, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Вернуться к каталогу материалов



Видеоматериалы

Роль экономики в жизни общества. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


Источник: Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

Вернуться к каталогу материалов



Экономика и экономическая наука. Экономика как хозяйство (Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)


Источник: Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Вернуться к каталогу материалов


Товары и услуги. Ресурсы и потребности (ОГЭ по обществознанию без репетитора)


Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора

Вернуться к каталогу материалов


Проверь себя!


Литература для самоподготовки

Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


Уроки «Российской электронной школы»

- Экономика, экономическая наука. (11класс. Урок 9.)


ЕГЭ

- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


- Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


ОГЭ

- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.