Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Обществознание. 8 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Кодификатор ОГЭ 1.4

Биологическое и социальное в человеке

(Перейти к теме)


Что делает человека человеком?

В мире живёт 7 миллиардов человек. И все они разные и неповторимые. Например, у каждого человека единственный в своём роде отпечаток пальца, такой рисунок особенный. Человек — уникальное существо, не похожее на другие живые существа. Так что же делает нас такими уникальными? Что отличает людей от животных? От животных нас отличают видимые внешние признаки. Но неужели только это?

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!

Базовые знания

Вернуться к каталогу материалов


Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


человек

– это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

мышление

– это процесс отражения объективного мира в образах, понятиях, суждениях, теориях и т. п.

личность

– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека, как члена того или иного общества.Субъект отношений и сознательной деятельности.

сознание

– это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает.

индивид

- человек как представитель общества и человеческого рода (уникальный представитель Homo sapiens, носитель биологических индивидуально-своеобразных черт: веса, роста, цвета глаз, тембра голоса.)

индивидуальность

– неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

самореализация

– реализация своих самых глубоких желаний и возможностей

деятельность

- способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Вернуться к каталогу материалов



Что необходимо знать и уметь


Знать понятия
- человек, мышление, индивид, индивидуальность, личность, самореализация, деятельность
Уметь
выявлять отличительные черты человека от животных, различать биологические и социальные качества человека, показать связь между мышлением и речью, приводить примеры основных видов деятельности

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Что делает человека человеком?



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции и мнения

Что делает человека человеком


Отличие человека от других живых существ

Современная наука пришла к выводу, что человек — это существо общественное/социальное. Мы не можем существовать вне группы. Лишь в коллективе мы раскрываем в полной мере свои уникальные качества: речь, способность к мышлению, фантазиям и т. д.
Когда на свет рождается ребёнок, он является самым беззащитным существом. Например, детёныши животных рождаются уже с полным комплектом инстинктов, которые позволяют им понимать, что опасно, а что нет, в отличие от ребёнка человека. Только в семье из него вырастет человек. Именно там его научат жить, дадут знания, научат трудиться.
Но несмотря на то что человек — существо социальное, он не в меньшей степени является существом биологическим. Человек имеет многие биологические потребности: дышать, есть, пить, спать. Наше тело состоит из мышечных тканей, кровеносных сосудов и т. д. Следовательно, человек — существо биологическое. Проявляется это в анатомии человека, процессах, которые протекают в организме.
Биологическое и социальное в человеке — две стороны сущности человека, слитых воедино, и только в таком единстве он существует
Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Мышление и речь

Одним из важнейших отличий человека от животного является наличие у человека мышления.
Мышление — это процесс отражения объективного мира в образах, понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Значение мышления можно раскрыть на следующем примере: все могут наблюдать движение Солнца по небу — оно восходит на востоке и заходит на западе. Но простого наблюдения недостаточно, чтобы раскрыть всё взаимодействие Солнца и Земли. Для этого нам нужно мышление. Именно мышление позволяет сделать вывод о том, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Только мышление даёт возможность раскрыть связи, зависимости, взаимодействия различных предметов, которые непосредственно не наблюдаются, т. е. глубже понять окружающий нас мир.
Человеческое мышление неразрывно связано с речью. Два этих составляющих не могут существовать друг без друга. Чем основательнее продумана какая-то мысль, тем чётче она представлена в словах, и наоборот, чем точнее будет сформулирована мысль, тем понятнее она становится.
Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Отличия в значении терминов: человек, индивид, личность

У всех людей есть общие черты, которые их объединяют. В первую очередь, это одинаковая физиология: голова, руки, ноги и др. – т. е. те признаки, которые зачастую одинаковы у всех людей.
Индивид
Несмотря на это, одинаковых людей не бывает. Поэтому все те признаки, которые есть у всех представителей человеческого вида, являются индивидными. Каждый человек – индивид от рождения, поэтому понятие «индивид» – это физиологическое понятие.
Мы помним, что человек – это биосоциальное существо, биологическая основа человека – это именно его индивидные признаки. Но найти двух одинаковых людей невозможно, даже если люди участвуют в конкурсе двойников.
Есть действительно похожие люди, например, близнецы или двойняшки, которые очень похожи друг на друга.
Однако все эти люди разные. У людей есть множество таких признаков, которые отличают нас друг от друга. Самый элементарный признак опознавания личности и выявления уникальных черт в человеке – это не так давно ставший известным человеку признак – дактилоскопия (изучение строения кожных линий на внутренней стороне пальцев рук, а также метод установления личности по отпечаткам пальцев).
Но это не единственный отличительный признак человека, уникальными также являются роговица глаз, строение ушной раковины, родимые пятна, родинки и др.
Все признаки, являющиеся уникальными и отличающие нас от остальных, называются индивидуальными признаками. Однако физиологическая часть индивидуальности – это только внешнее проявление тех признаков, которых нет у других людей. Помимо всего прочего, человек выделяет себя от остальных еще и социально. Он может по-своему одеваться, выработав свой индивидуальный стиль;
Индивидуальность
Так в совокупности биологические и социальные признаки создают индивидуальность личности. Может показаться, что между понятиями «личность» и «индивидуальность» нет разницы: индивидуальность – это внешнее проявление своей особенности, своего отличия, своей уникальности, что, по сути, и есть личностные качества. Однако понятие личности часто воспринимается как исключительно общественное явление или как индивидуальность, вовлеченная в общественные процессы. Не стоит забывать, что личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Личность
Именно вовлеченность человека в общественную жизнь и общественные процессы помогают ему сформироваться как личность. Это не всегда обязательное явление. Иногда люди бывают замкнутыми (интровертными – направленными на свой внутренний мир), или общительными и открытыми (экстравертными – направленными на окружающий мир), тем не менее, понятие личности – это то уникальное, особенное, что отличает нас от остальных живых существ на Земле.
Основные формы человеческой деятельности

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.

Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).

Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Общение - это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.

Функции общения
Социализирующая — формирование личностных качеств.
Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
Преобразование мира, общества и самого человека.

Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:

1) комбинирование уже имеющихся знаний;

2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы;

3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;

4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.


Источники:
- Онлайн-школа №1
- ИнтернетУрок

Вернуться к каталогу материалов


Видео аудиоматериалы

Урок 1. Почему человек «общественное животное». РЭШ


Источник: Обществознание 8 класс. РЭШ

Источник: Урок 1. Почему человек «общественное животное». РЭШ

Вернуться к каталогу материалов


Что делает человека человеком. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


Источник: Что делает человека человеком. Видеоурок 1. Обществознание 8 класс

Источник: Видеоурок: Что делает человека человеком. Человек-личность

Вернуться к каталогу материалов


"Человек – личность" (InternetUrok.ru)


Домашняя школа на InternetUrok.ru





  • Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Онлайн тестирование

    1. Человек как один из людей – это:






    2. Стать личностью – это:






    3. Выберите среди перечисленных верное суждение, описывающие отличие человека от животных.






    4. Какая из перечисленных потребностей объясняется социальной сущностью человека?






    5. Какое из понятий в ряду объединяет все остальные понятия? Объясните свой выбор. Человек, индивид, личность, индивидуальность.






    Пояснения


    Понятие «человек» объединяет все остальные понятия, поскольку человек, рождаясь индивидом, в процессе социализации превращается в личность, индивидуальность.


    6. На уроке обществознания учитель раскрывал тему «Индивид, индивидуальность, личность» и выдвинул утверждение: «Вася Румянцев является единичным представителем человеческого рода». Каким понятием можно охарактеризовать Васю Румянцева исходя из приведённого утверждения?






    Пояснения


    Индивид — это единичный представитель человеческого рода. Учитель говорил о Васе как об индивиде.
    Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многогранность человека. Если бы преподаватель говорил о Васе как об индивидуальности, то было бы описание внешности Васи, его темперамента или характера.
    Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. При описании Васи как личности учитель отметил бы всю совокупность социально значимых черт мальчика (отношения между родителями и Васей, между Васей и его друзьями, отношения Васи к труду и т. д.).


    7.Верны ли следующие суждения о деятельности?
    А) Деятельность предполагает достижение определённой цели.
    Б) Объектами деятельности могут быть предметы и явления, процессы окружающего мира, люди.







    Итого баллов:

    Продолжить тестирование в онлайн школе

    - Онлайн-школа №1


    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Обществознание. Учебник для 6 класса - Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.


    Уроки «Российской электронной школы»

    - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 8 КЛАСС Урок 1. Почему человек «общественное животное»


    Онлайн-школа №1

    - Что делает человека человеком. Человек-личность


    ИнтернетУрок

    - Быть личностью