Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Обществознание. 10 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Социальная сущность человека


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору ЕГЭ)

1.1 Природное и общественное в человеке.

(Человек как результат биологической

и социокультурной эволюции.)


ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

Биологическое и социальное в человеке


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы
Решение различных заданий ЕГЭ с комментариями (видео)
Видеоматериалы
Проверь себя!
Готовимся к олимпиаде!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


антропосоциогенез

- процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.

антропогенез

- теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения.

социогенез

- теория происхождения и развития сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

гоминиды

- семейство отряда приматов, включающее человека современного типа и ископаемых людей: питекантропов, неандертальцев и т.п. общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

индивид

- человек как представитель общества и человеческого рода (уникальный представитель Homo sapiens, носитель биологических индивидуально-своеобразных черт: веса, роста, цвета глаз, тембра голоса.)

индивидуальность

- специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

личность

- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, качеств, которые он реализует в общественной жизни. (совокупность социально значимых качеств индивида: доброжелательность, самостоятельность, способность заниматься творчеством.)

сознание

- высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми, навыками предметных действий.

одаренность

- это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.

интеллектуальный коэффициент (IQ)

- количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста к истинному хронологическому возрасту данного лица (индивида).

способности

- это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).

специальные способности

- это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

талант

- высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

гениальность

- (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

социализация

- это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

задатки

- анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

темперамент

- совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить.

коммуникативные качества личности

- это те индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, его эффективность (или неэффективность), это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

Вернуться к каталогу материалов



На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия
- индивид, индивидуальность, личность
Характеризовать
- с научных позиций человека как результат биологической и социокультурной эволюции
Объяснять внутренние и внешние связи
- социальных качеств человека
Раскрывать на примерах
- природные и социальные качества человека
Уметь составлять сложный план по теме
- «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»

Вернуться к каталогу материалов

Презентации

Что делает человека человеком?



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Человек как существо биосоциальное

Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное (лат. socialis — общественный) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.
Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.
Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода.
Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.
Второй подход при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только философия, как религия.
Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.
Таким образом, биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Вернуться к каталогу материалов

Гипотезы о происхождении человека


1. Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая), (от лат. creatio – сотворение). Подразумевает божественное происхождение человека. Религиозное учение о сотворении человечества, планеты Земля, жизни, а также мира в целом богом из ничего (иудаизм, христианство, ислам и т.д.).
2. Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
3. Трудовая теория антропогенеза (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса). Изложена в основных трудах Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). Теория Дарвина не давала ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Энгельс считал, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
4. Теория внешнего вмешательства (теория палеовизита). Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте (теория палеовизита) считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
5. Катастрофизм (система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий приводящих к массовому вымиранию организмов). Возможные катаклизмы: изменение климата; трещина в земной коре (радиоактивное излучение); смена магнитных полюсов; взрыв сверхновой звезды (Крабовидная туманность) = (жёсткое гамма-излучение); эффект Джанибекова; столкновение с Землёй астероида; тепловой стресс; падение метеоритов; столкновение кометы с Землёй; извержения вулканов.
6. Телеологизм. (Телеология – (от греч. telos – результат, цель и logos – слово, учение) – философское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.)
Разновидности телеологизма:
Антропный принцип – (греч. anthropos – человек) – один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов – ядер, атомов и т. д. Например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной.
Номогенез (от греч. nomos – закон и ...генез) – эволюционная концепция о внутренней запрограммированности развития живой природы (Л. С. Берг).
Ортогенез (от греч. orthos - прямой и ...генез) (ортоэволюция) – теория развития живой природы, утверждающая, что эволюция организмов происходит в строго определенном направлении (подобно росту кристаллов в строго определенных плоскостях). Признает идею изначальной целесообразности в природе.

Вернуться к каталогу материалов

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: - моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли; - обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; - выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.
Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Подведем итоги. Основные отличия человека от животного:

1. Способность производить орудия труда, использовать их.
2. Способность мыслить и обладать членораздельной речью.
3. Способность к целенаправленной творческой деятельности: преобразование окружающего мира, создание того, чего в природе не существует, — так называемой «второй природы», совершенствование самого себя.

Информация к размышлению:
В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7?8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.
Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь?восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.
Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.
«Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.
Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.
Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

Вернуться к каталогу материалов

Антропогенез и социогенез

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение)
1) процесс выделения человека из мира животных;
2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
Периодизация антропогенеза.
Археологическая (технологическая) периодизация.
1) Палеолит (от греч. palaios – древний и lithos – камень) – ранний, древнейший период каменного века. Делится на ранний, или нижний, палеолит (около 2 млн. лет назад – до 35 тыс. лет назад) и поздний, или верхний, палеолит (35 – 10 тыс. лет назад). Поздний палеолит – время существования человека современного типа (неоантропов).
2) Мезолит (от греч. mesos средний, промежуточный и litos камень) – средний каменный век, период между концом палеолита и распространением неолитического типа экономики. Мезолитическая эпоха началась примерно 10 тыс. лет назад, но время ее существования различно в разных регионах.
3) Неолит (от греч. nео новый и litos камень) – новый каменный век, период (ок. 8 – 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).
Социологическая периодизация.
1) Первобытное человеческое стадо – небольшой непостоянный коллектив древнейших людей; название начального этапа первобытнообщинного строя, его дородовой стадии (от 3 – 2,5 млн лет назад до 40-35 тыс. лет назад).
2) Род (родовая община) – коллектив родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество. Первая специфически человеческая форма объединения людей (40-35 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад).
3) Соседская (сельская) община – форма объединения людей на основе не производственных, а территориальных связей, совместно владеющих землей, но уже имевших свое отдельное хозяйство; третий (последний) этап в истории первобытнообщинного строя, сменивший родовую общину X-V тыс. лет назад.
Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет.

Способности, одаренность, талант

Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна:
Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.
Несмотря на критику, в частности, со стороны английского психолога Ч. Спирмена, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности, определение, данное В. Штерн, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.
Одаренность - это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.
Природные задатки организма сами по себе не детерминируются однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение о том, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимо от него.
Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.
Специальная одаренность определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общей и специальной одаренности является наиболее дискуссионным.
Ч. Спирмен отстаивает положение о существовании общей одаренности в своей теории "двух факторов", рассматривая ее как "общий фактор (general factor) наряду со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В. Штерн, Э. Мейман и др.Наиболее решительными оппонентами этой точки зрения являются Т. Циген, Э. Торндайк, т.е. представители ассоциативной психологии.
Общей способности интеллекта или одаренности, не существует, утверждает Т. Циген. Под понятием одаренность следует понимать определенные интеллектуальные задатки, память с ее многочисленными подвидами, образование понятий и так называемое "комбинирование". Одаренность, таким образом, разлагается на особенности ряда функций. Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность в специальных способностях (С. Л. Рубинштейн). При определении одаренности достигнутый уровень или результат развития должен соотноситься с условиями развития.
С целью установления соотношения умственного возраста и хронологического В. Штерн ввел понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития. Однако по сути IQ устанавливает лишь уровень развития, достигнутый на определенном его этапе. Вместе с тем практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие, притом в соотношении с условиями жизнедеятельности.
В психологическом учении о личности, способности и одаренность выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.
Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность представляет собой синтез определенных свойств личности, образующих ее готовность к активной и продуктивной деятельности.
Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн называет "общей способностью.
Таким образом, с вопросом о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотношения общего и специального развития, решение которой имеет важное значение для детской педагогической психологии.
В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следует забывать о их относительном характере, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.
Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности.
Ученый отмечает, что понятие одаренности традиционно рассматривается главным образом как понятие количественное, качественный подход к одаренности ограничивается тем, что выясняется, о которой одаренности идет речь, о так называемой общей или специальной. По каждому из видов специальной одаренности вопрос ставится так: насколько велика эта одаренность в том или ином человеке, ее уровень? Примером такого количественного подхода к проблеме одаренности является теория Ч. Спирмена, согласно которой "умственная одаренность" определяется количеством "умственной энергии".
Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой - в другой, но и в уровне сформированности одаренности.
Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей за ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одаренная или способные конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.
Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.
Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.
Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.
Гениальность высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.
Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
Источник:Основы психологии, общая психология!

Вернуться к каталогу материалов

Социализация личности

Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Различают следующие этапы социализации:
начальный — семья, детские дошкольные учреждения;
средний — школа;
завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д..
Более распространённой является разделение на первичную (до формирования зрелой личности) и вторичную социализацию.
На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.
Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.
Институты социализации это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.
Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений

Вернуться к каталогу материалов

Понятие «личность»

Понятие «личность» — подчёркивает сознательно-волевое начало. Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать персонаж (сам актёр и его роль). У римлян слово «persona» употреблялось как с указанием определённой социальной функции, так и роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя).
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Нравственные основы личности могут быть различными. Например, в эпоху Возрождения, реформации церкви Мартин Лютер заявлял: «На том стою и не могу иначе» — это начало становления исторического типа личности. Первое философски обобщённое изображение структуры такого поведения дал Кант: «Самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе… автономия».

1938 год — венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал.

Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят.

Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

Вернуться к каталогу материалов

Потребности человека: понятие, виды и значение


Понятие потребностей
У человека есть физические и психические нужды. Чтобы жить, он должен их удовлетворять. Так проявляется потребность.
Потребность — нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
Важно понимать, что удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда невозможно. Нельзя, например, один раз наесться или напиться, наобщаться с друзьями — и больше никогда в этом не нуждаться. Удовлетворённые потребности обязательно возникают вновь и побуждают человека к активной деятельности.
Виды потребностей
Потребности многообразны, поэтому учёные предложили для них разные классификации. Чаще всего потребности разделяют на биологические, социальные и духовные:
- биологические потребности — потребности человека как индивида: сон, пища, дыхание, самосохранение, продолжение рода;
- социальные потребности — потребности человека как личности: общение, самореализация, общественное признание;
- духовные потребности — потребности человека как индивидуальности: знания, творчество, постижение прекрасного.
Потребности находятся на разных уровнях и без удовлетворения, например, биологических потребностей, человек не в состоянии удовлетворять духовные. Более того, если биологические потребности не удовлетворены, человек просто не думает о поиске смысла жизни и своего места. Его основная задача — выжить.
Приведённая классификация потребностей на биологические, социальные и духовные основывается на теории американского психолога Абрахама Маслоу. Он считал, что все потребности человека подразделяются на первичные (существующие у человека при рождении), и вторичные (приобретаемые в ходе жизни). Не удовлетворив первичные потребности, человек не может удовлетворить вторичные. Все человеческие потребности Маслоу изобразил в виде пирамиды, которая впоследствии получила название «пирамида Маслоу».
Потребности также можно подразделять на мнимые и подлинные. Мнимые (ложные) потребности, если их удовлетворить, как правило вредят человеку. К таким например, относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Удовлетворение же подлинных потребностей способствует развитию положительных качеств в человеке.
Мнимые потребности человека – это ценности, сформированные под воздействием общества. Удовлетворение мнимых потребностей не решает никаких задач и не приносит никакой пользы для человека. Удовлетворение мнимых потребностей – это лишь трата времени и других ресурсов (денег, здоровья, сил). Мнимые потребности навязаны из вне, их удовлетворение не несет пользы для человека.
Примеры мнимых потребностей
Примеров мнимых потребностей сотни тысяч, по сути весь современный маркетинг нацелен на создание мнимых потребностей. В этом заключается смысл общества потребления. Вот несколько примеров мнимых потребностей:
- 99% потребителей использует не более 5% функций смартфона. Товар приобретается только за счет того что он есть у всех, это такой эффект стадного чувства в продажах.
- Пришёл ваш друг и рассказал вам: что он занимается нумизматикой и это здорово и интересно. И вы тоже решаете заниматься нумизматикой, но через небольшой промежуток времени вам это становится не интересно, и вы бросаете.
- Зашли вы в вагон метро и увидели, что все носят джинсы, и вы тоже пошли и купили джинсы.
Роль потребностей в деятельности человека
Все без исключения потребности выступают в качестве мотивов деятельности человека. По сути человек начинает действовать только тогда, когда существует какая-то неудовлетворённая потребность. Потребности для человека — своего рода вечный двигатель.
Кроме того, своё значение имеется и у каждого вида потребностей:
биологические потребности обеспечивают жизнедеятельность человека;
социальные потребности способствуют социализации человека, то есть его становлению как личности;
духовные потребности способствуют самосовершенствованию человека, становлению его как развитой личности.

Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Коммуникативные качества личности


    Коммуникативные качества личности относятся к числу множества навыков и способностей, которые нужны человеку для взаимодействия с другими людьми. Эти качества могут включать умения слушать других людей, говорить и выражать свои мысли и эмоции, устанавливать контакты с незнакомыми людьми, лидерские навыки, а также умение решать конфликты и находить компромиссы.
    Коммуникативные качества – это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми при помощи языковых и внелингвистических средств. Они включают в себя умение правильно и точно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, грамотно использовать язык и знать культурные особенности коммуникации.
    Коммуникативные качества играют важную роль во многих сферах жизни, таких как карьера, личные отношения и общение с людьми в целом.
    Коммуникативные качества личности – это те индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, его эффективность (или неэффективность), это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
    Коммуникативные качества личности – это и такие её особенности, которые отражают и эмоциональную составляющую общения между субъектами.
    Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям.
    Каковы же основные коммуникативные качества, которыми необходимо овладеть человеку, чтобы процесс общения приносил свои результаты, достигал цели.
    - Правильная речь.
    «Красивую речь хорошо и слушать», — так звучит одна из пословиц. Действительно, речь должна быть правильной, то есть соответствовать основным правилам языка, не содержать грубых слов и выражений, отличаться полнотой, яркостью, убедительностью.
    Основные особенности правильной речи:
    - нормативность,
    - точность,
    - логичность,
    - чистота,
    - богатство (разнообразие),
    - выразительность,
    - уместность,
    - убедительность,
    - культура речи
    Нормативность речи – это её соответствии современным литературным нормам. Необходимо хорошо владеть нормами русского литературного языка, постоянно развивать навыки правильной речи.
    Точность речи достигается за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.
    Логичность речи – это её особенность с точки зрения её содержания, соотношения частей и компонентов, последовательности изложения композиции.
    Чистота речи – это свобода речи от чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а также всего, что отвергается нормами морали и нравственности.
    Элементы, способные засорить речь:
    - речевые штампы, канцеляризмы (слова, словосочетания и предложения, употребляемые в деловых («канцелярских») документах);
    жаргонизмы, т.е. слова и словесные обороты, которые возникли и употребляются в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;
    - слова-сорняки, слова-паразиты, засоряющие речь (ну, вот, как бы, так сказать).
    - языковые элементы, отвергаемые нормами нравственности (вульгаризмы – слова, грубо, обозначающие какие-либо предметы, явления).
    Богатство речи – это богатство словарного запаса человека, способность использовать языковые средства.
    Выразительность речи – это особенности, которые способствуют поддержанию внимания и интереса слушателя: особенности произношения, интонация, акценты и т.д.
    Уместность речи – речь должна соответствовать теме разговора и слушателям, собеседникам.
    Убедительность – мысль необходимо сразу формулировать так, чтобы собеседнику не приходилось сомневаться, анализировать и додумывать что-то самостоятельно.
    Культура общения.
    Культура общения включает в себя нормы поведения во время общения, правильное использование средств общения – всего того, что призвано сделать коммуникацию между людьми максимально эффективной.
    Культура общения включает в себя:
    - толерантность(спокойное и терпимое отношение к собеседнику, принятие всех его особенностей);
    - уважение к собеседнику (вежливость, сдержанность, бережный подбор слов);
    - развитое умение общаться (человек уделяет время совершенствованию навыков межличностной коммуникации);
    - ясность целей общения (человек демонстрирует стремление к взаимопониманию, заботится о том, чтобы его понимали точно и однозначно);
    - умение слушать — умение ценить слово другого человека, внимательно воспринимать его информацию, дать человеку выказаться, не перебивать его.
    - эмпатия — способность понимать психические состояния других людей; сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другим человеком;
    - уровень развития невербального общения; невербальное – это общение при помощи мимики, жестов, телесные контакты. Навыки невербального общения являются одной из важнейших составляющих «умения общаться».
    Таким образом, умение общаться – одно из важнейших умений человека. Ведь наша жизнь проходит среди людей, и от того, как мы налаживаем коммуникативные связи, насколько правильно и убедительно можем излагать свои мысли и как умеем слушать других, понимать их, во многом зависит наше комфортное положение в обществе. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать коммуникативные способности.
    На успешность взаимодействия оказывает влияние психологическая совместимость, которая помогает участникам понимать и дополнять друг друга. В процессе общения могут проявляться те или иные качества личности, которые наибольшим образом влияют на эффективность взаимодействия.
    Типы собеседников
    Доминантный и недоминантный. Доминантный собеседник отличается высокой уверенностью, эгоизмом, напористостью, инициативностью, он занимает в процессе общения лидирующую позицию. Недоминантный собеседник, наоборот, застенчив, скромен, конформен, мало говорит.
    Мобильный и ригидный. Мобильный собеседник быстро меняет темы и деятельность, легко отвлекается, полон различных идей. Ригидный собеседник предпочитает медленное обдумывание, точность формулировок, долго настраивается на разговор.
    Экстраверт и интроверт. Экстраверта характеризует высокая потребность в общении, компании, он легко идёт на контакт и стремится расширить круг своих знакомств. Интроверт более замкнут в себе, избирателен в установлении контактов, испытывает удовольствие от одиночества.

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы

    Схема "Человек — биосоциальное существо"

    ?

    Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

    Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

    Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


    Вернуться к каталогу материалов


    Схема "Характеристики человека"

    ? ?

    Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

    Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

    Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


    Вернуться к каталогу материалов

    Схема "Основные отличия человека от животных"

    ?

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов



    Решение различных заданий ЕГЭ с комментариями. № 4. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

    Задание № 4
    ?

    Решение задания № 4. Демоверсия 2021.

    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Происхождение человека и общества (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Человек, индивид, личность (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Социальная сущность человека. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Природное и общественное в человеке (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Задание на поиск черт сходства и отличий


    В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от животного. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — черт отличия (2).

    ?

    Ответ

    1324

    Вернуться к каталогу материалов


    Выбор позиций из списка


    Какие из перечисленных качеств человека являются социальными? Укажите все правильные ответы:
    1) Умение общаться при помощи членораздельной речи.
    2) Способность к продолжению рода.
    3) Умение находить пропитание и обустраивать жилье.
    4) Умение защищаться от врагов.
    5) Способность преобразовывать природную среду.
    6) Способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

    Ответ

    156

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на составление сложного плана. ЕГЭ


    Используя материалы темы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек как биосоциальное существо». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
    2. Проявление биологической природы человека
    а) функционирование внутренних органов и систем;
    б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т.д.)
    в) генотип человека и механизмы наследственности и т.д.
    3. Проявления социальной природы человека
    а) социальные потребности
    б) интересы;
    в) самосознание;
    г) мировоззрение и т.д.
    4. Единство биологического и социального в человеке
    а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
    б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
    в) удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм;
    г) развитие природных задатков в процессе деятельности и т.д.

    Внимание! Пункты 2, 3 и 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов



    Онлайн тестирование

    1. На уроке обществознания учитель раскрывал тему «Индивид, индивидуальность, личность» и выдвинул утверждение: «Вася Румянцев является единичным представителем человеческого рода». Каким понятием можно охарактеризовать Васю Румянцева исходя из приведённого утверждения?



    2. Ключевое отличие человека от любого другого живого существа — это:



    3. Какая из перечисленных потребностей объясняется социальной сущностью человека?



    4. Биологические свойства человека



    5. Высшей формой направленности личности называют



    6. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:



    7. Определение себя как личности, способной взаимодействовать с другими людьми и нести ответственность за свои поступки – это:



    8. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:



    9. Человек – это существо:



    Итого баллов:

    Пояснения

    5. Высшей формой направленности личности называют убеждения. Словари определяют убеждения как осознанную потребность личности, побуждающую ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями. Основу убеждений составляют глубокие знания, окрашенные сильными чувствами и особым отношением к действительности.
    6. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Так, два человека, имеющие два одинаковых набора свойств (что маловероятно даже для однояйцевых близнецов), все равно будут
    7. Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне.
    8. «ЧЕЛОВЕК – СУЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ» (АРИСТОТЕЛЬ) В этих словах, сказанных Аристотелем, заложен важный смысл: каждый индивид, живущий в обществе, в государстве, является лицом политическим, поскольку представляет для политики какой-либо интерес; следовательно, в обязанности цивилизованного государства входит обеспечение каждому члену сообщества достойной жизни.

    Вернуться к каталогу материалов

    Темы для эссе

    «Даже самый удалённый от общества отшельник обусловлен в своей духовной жизни обществом, которое его создало».

    (В. Виндельбанд)

    «Общество неспособно чувствовать, лишь индивиды могут быть счастливы или несчастны».

    (В. Виндельбанд)

    «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества».

    (У. Джеймс)

    «С прогрессом культуры растёт дифференциация между индивидуумами и увеличивается приближение к чужому роду».

    (Г. Зиммель)

    «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо, и поскольку даже в самых сложных жизненных испытаниях он не теряет лица».

    (С. Рубинштейн)

    ««Личность — субъект поступания».».

    (М. Бахтин)

    Вернуться к каталогу материалов

    Готовимся к олимпиаде!

    Темперамент человека: суть, виды и их характеристика


    Самые первые представления о темпераментах принадлежат Гиппократу. Древнегреческий философ и врач классифицировал людей по преобладающей в них жидкости. Сангвиник – кровь, холерик – желчь, флегматик – слизь, меланхолик – черная желчь. Современные представления о темпераментах несколько изменились, хотя названия и остались прежними. Что же такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека?
    Что такое темперамент
    В основе темперамента лежит тип высшей нервной системы. Люди (как и животные) с рождения отличаются между собой:
    - по силе процессов возбуждения и торможения;
    - уравновешенности этих процессов;
    - подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения.
    В совокупности это определяет выносливость нервных клеток, то есть выносливость психики.
    Темперамент — это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако личность способна успешно «замаскировать» или «сгладить» некоторые качества своего темперамента. ... Кстати, темперамент есть не только у людей, но и у некоторых животных. К ним относятся собаки, коты, обезьяны, лошади, дельфины и т. д. Человеческие и животные типы темперамента во многом похожи, но у людей они более сложные и глубокие.
    Открытие темперамента
    При преобладании возбуждения над торможением условные рефлексы формируются быстро и медленно стихают, а при обратном соотношении – образуются медленно и быстро угасают. Эти закономерности были раскрыты отечественным ученым Иваном Петровичем Павловым.
    Это открытие внесло неоценимый вклад в дальнейшее развитие психологии и педагогики. В настоящее время не остается сомнений, что каждый человек требует индивидуального подхода в процессе воспитания, обучения или психологической коррекции.
    Темперамент и личность
    Темперамент – совокупность врожденных свойств психики. Он служит основой для формирования характера. Это то биологическое, что есть в человеке.
    Вместе с тем темперамент участвует в формировании личности. Как совокупность индивидуальных особенностей он влияет на динамику и эмоциональную сторону деятельности и поведения человека.
    От темперамента зависит:
    - скорость возникновения психической деятельности;
    - устойчивость психических процессов;
    - психический темп и ритм;
    - интенсивность психических процессов;
    - направленность психической деятельности.
    От темперамента зависит тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и другие свойства личности.
    Темперамент и характер
    Темперамент часто путают с характером. Предлагаю раз и навсегда поставить точку в дифференциации этих вопросов.
    Если характер – продукт социализации, то темперамент – врожденная неизменная особенность индивида.
    Изменить темперамент нельзя, но можно научиться им управлять. Характер изменить можно.
    Черты темперамента могут маскироваться чертами характера, отчего бывает сложно определить, к какому типу темперамента относится конкретный человек.
    Темперамент и деятельность
    Темперамент обеспечивает индивидуальный стиль деятельности, то есть приемы работы, характерные для конкретного человека. Так, например, один ребенок при решении задачи может долго сидеть без дела, обдумывать и сразу записать результат, а другой моментально начнет что-то записывать, зарисовывать, зачеркивать и спустя время вычленит из этого основное. Одинаковый результат – разные пути достижения.
    Свойства темперамента
    Каждый темперамент обладает определенными свойствами.
    - Сензитивность
    Подразумевается необходимая минимальная сила раздражения извне для начала реакций в психике индивида. Кроме этого, сензитивность предполагает оценку скорости этой реакции.
    - Реактивность
    Определяет силу и скорость ответа на неожиданный раздражитель, то есть это непроизвольные реакции на свет, громкий звук, неожиданное действие. От реактивности зависит отвлекаемость человека и возможность сосредоточения.
    - Активность (пассивность)
    Степень влияния темперамента на окружающие его раздражители. Проще говоря, это то, с какой скоростью человек может влиять на обстоятельства, препятствия, мешающие ему получить свою цель. Активность вытекает из соотношения ориентации человека на внешний мир (предыдущий пункт) и сосредоточенности на своих целях, желаниях, потребностях, убеждениях.
    - Пластичность (ригидность)
    Так характеризуют скорость приспособления человека к изменениям внешней среды. Пластичность – хорошая способность к приспособлению, ригидность – невозможность, трудность в изменении убеждений, взглядов, интересов.
    - Экстраверсия (интроверсия)
    Ориентация человека на внешний мир либо внутренний (направленность жизненной энергии). Вторая трактовка: ориентация человека на настоящее внешнее (экстраверсия) или образное прошлое либо будущее (интроверсия).
    - Возбудимость эмоций
    Определяет скорость эмоционального реагирования на минимальный раздражитель извне (минимальная сила, на которую происходит эмоциональная реакция).
    - Темп реакций
    Это скорость психических процессов и реакций (продолжительность): быстрота реакции, темп речи, быстрота ума.
    Свойства темперамента проявляются в зависимости от ситуации и конкретных условий. Потому люди разного темперамента могут совершенно по-разному действовать в идентичных ситуациях, но одинаково в отличных условиях.
    Типы темперамента
    В психологии принято выделять 4 типа темперамента, или типов нервной системы (по ее свойствам). Но вместе с тем существует несколько типологий.
    По процессам возбуждения-торможения
    Сангвиник
    Это сильный, подвижный и уравновешенный тип. Характеризуется быстрым процессом возбуждения и быстрой сменой его на торможение.
    - Человек с таким типом психики отличается жизнелюбием, активностью, общительностью, отзывчивостью.
    - Он не склонен к переживаниям, легко адаптируется к новым условиям, стремится к лидерству.
    - Сангвиник успешен в работе, дружбе и любви.
    - Он легко переключается с одного дела на другое и с такой же легкостью меняет увлечения.
    - Однако без внешних раздражителей он начинает скучать, становится вялым.
    - Всегда отличается некоторой поверхностностью в восприятии людей и явлений, от чего иногда возникают трудности в межличностных взаимоотношениях. Но с ними сангвиник легко справляется.
    - Чувства и эмоции сангвиника яркие, но неустойчивые.
    - Часто и громко смеется, но сердится по пустякам.
    - Находчив и подвижен, может управлять эмоциями.
    - Как правило, обладает быстрой речью.
    Флегматик
    Это сильный, инертный и уравновешенный тип. Условные рефлексы вырабатываются медленно, но после становятся очень устойчивыми.
    - Человек с таким типом всегда пассивен, осторожен и рассудителен. Иногда это доходит до «нудятины и тошноты».
    - Вместе с этим он миролюбивый и доброжелательный.
    - Им легко управлять, контролировать его действия.
    - Флегматик не отличается эмоциональностью и чувствительностью, но на него всегда можно положиться.
    - Он обладает большим упорством, самообладанием, терпением, высокой работоспособностью, но медлителен.
    - В отношениях устойчив, не склонен к переменам.
    - Оказывает хорошее сопротивление негативным длительным раздражителям извне. Свойственная флегматику выдержка и хладнокровие иногда переходит в безразличие к себе и окружающим, работе.
    Холерик
    Сильный, подвижный и неуравновешенный тип. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
    - Легко возбудимый, агрессивный и неспокойный тип.
    - Холерик отличается изменчивостью, непостоянством, импульсивностью, активностью и оптимизмом.
    - Вместе с большой жизненной энергией можно выделить несдержанность и резкость движений и поступков, крикливость, низкий уровень самообладания, нетерпеливость и частые резкие перепады настроения.
    - Холерик отличается выразительной мимикой, быстрой речью и стремительными движениями.
    Меланхолик
    Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип.
    - Отличается пессимистичным настроем, склонностью к тревожности и рассуждениям.
    - Он сдержан и необщителен, легко раним, эмоционален, высоко чувствителен.
    - Внешним раздражителям оказывает слабое сопротивление, заторможен и пассивен.
    - Меланхолик, как правило, не уверен в себе, робок, боязлив, обидчив.
    - Но у него очень разит внутренний мир и ассоциативное мышление.
    - Меланхолик не отличается выразительностью мимики и движений, плохо приспосабливается к новым условиям.
    - Отличается тихой речью, слабостью внимания и быстрой утомляемостью.
    Типология Галена
    Римский философ и медик Гален тоже выделил 4 типа темперамента, но он акцентировал внимание на чувствах. Эта типология не противоречит остальным, наоборот дополняет их и, на мой взгляд, представляет особый интерес с позиции житейской психологии.
    - Сангвиник
    Податлив чувствам, но быстро остывает. Стремится к наслаждению, доверчивый и легковерный человек.
    - Холерик
    Человек страстей. Ему свойственна гордость, мстительность и честолюбие.
    - Флегматик
    Устойчив к влияниям чувств. Не жалуется и не возмущается, раздражается с большим трудом.
    - Меланхолик
    Печаль – его главная характеристика. Любое страдание кажется невыносимым, а желания пропитаны грустью. Нередко думает, что им пренебрегают, оскорбляется по мелочам.
    По соотношению сигнальных систем
    Сигнальной системой принято называть совокупность процессов психики, отвечающих за восприятие, анализ информации и ответную реакцию. У человека таких систем две:
    - первая сигнальная система (усвоение информации посредством деятельности коры головного мозга, через рецепторы);
    - вторая сигнальная система (все, что связано с речью и словом).
    По соотношению сигнальных систем можно выделить 3 типа людей (темперамента).
    Художник
    Преобладает первая сигнальная система.
    Мыслитель
    Преобладает вторая сигнальная система.
    Смешанный тип
    Примерно равное влияние обеих систем.
    Эта классификация считается относительной, так как выраженность работы систем зависит от конкретного типа деятельности.
    Конституционная теория Э. Кречмера
    Немецкий психиатр и психолог Кречмер составил типологию темпераментов в зависимости от телосложения человека.
    Шизотимик (астенический тип)
    - Безвольный и замкнутый тип, склонный к эмоциональным перепадам. Джентльмен и мечтатель, идеалист. Вместе с этим шизотимик упрям и эгоистичен, склонен к абстрактным размышлениям.
    Циклотимик (пикнический тип)
    - Как и первый тип, отличается эмоциональными волнами. Это веселый болтун и юморист, реалист, хороший собеседник.
    Иксотимик (атлетический тип)
    - Не отличается гибкостью мысли, спокойный и маловпечатлительный. Его жесты и мимика сдержаны. Иксотимик с трудом адаптируется к новым условиям.
    Понаблюдав за поведением человека и оценив его телосложение, можно предположить, к какому типу темперамента тот относится. Это будет полезно для налаживания контакта.
    Определение темперамента и краткие инструкции по взаимодействию
    Предположить темперамент собеседника можно исходя из наблюдений за ним, но это неоднозначный и сложный метод. В настоящее время существует множество точных методик для диагностики и самодиагностики.
    Тест Айзенка. Самая популярная методика, определяющая тип темперамента по двум шкалам: стабильный и нестабильный, интроверсия и экстраверсия. Позволяет определить выраженность каждого типа и характер смешанного темперамента. Подойдет и для самодиагностики.
    Еще одна популярная методика – формула Белова. Этот опросник меньше предыдущего, характеризует только темпераменты (без шкал), но также выдает значение и процент каждого типа в человеке.
    Определение темперамента – первый этап, но далеко не основной. Куда важнее умение понимать человека напротив и грамотно с ним взаимодействовать, учитывая его врожденные особенности.
    Взаимодействие с холериком
    - Помните, что не все, что говорит холерик, действительно так. Просто его речь опережает мысли.
    - Всему виной условия и конкретные эмоции холерика в настоящий момент. При других условиях он может говорить противоположные вещи.
    - Если в порыве гнева холерик сказал что-то нелицеприятное, то это вовсе не значит, что он правда плохого мнения о вас.
    - В отношениях с холериком стоит быть снисходительным, не принимать все близко к сердцу, учитывать индивидуально опасные для него ситуации и избегать их.
    - Помните, что холерики не зацикливаются на ссорах и конфликтах (особенно случайных и секундных), они их действительно забывают и больше не возвращаются к обсуждениям.
    - Не давите на холерика, особенно в рабочих вопросах.
    - Наоборот давайте передышку и оказывайте поддержку.
    Взаимодействие с сангвиником
    - Общение – воздух для сангвиника. Стоит привыкнуть и принять тот факт, что вокруг него всегда много людей. Люди тянутся к сангвинику, а он к ним.
    - Кажется, что с ним невозможно поругаться, но это не так. Несмотря на оптимизм и дружелюбие, сангвиники богаты «тараканами».
    - Из-за поверхностности суждений сангвиники часто делают неправильные выводы. Но быть неповерхностными они не могут. Помните это и давайте им второй шанс.
    - Признаться в своих ошибках сангвинику сложно, он не умеет этого. Потому не стоит этого ждать.
    - Лицо – инструкция к сангвинику. Тот случай, когда все действительно написано на лице. Будьте наблюдательны, и мимика сангвиника сама вам все расскажет: что думает человек, что ему приятно, а что неприятно и другое.
    - Постоянно подпитывайте его впечатлениями, событиями. При монотонности и однотипных ощущениях сангвиник скучает, может уйти из отношений. Но к тем, кто всегда дает им новые эмоции, ощущения и условия реальности, привязываются надолго.
    - Сангвиникам нравится, когда у них просят совета или интересуются их мнением.
    - Рассуждайте вместе с ним, решайте задачи, стройте планы.
    - Не пренебрегайте экстримом и адреналином.
    Взаимодействие с меланхоликом
    - Избегайте громких и резких звуков, криков.
    - Не прибегайте к негативной оценке меланхолика и того, что ему дорого.
    - Избегайте критики и наказания, порицания. Если это необходимо, то выбирайте мягкие необвинительные формы.
    - Сблизиться с меланхоликом просто – нужно вызвать жалость к себе, рассказать печальную историю, вызвать и проявить сочувствие.
    - Избегайте экстремальных ситуаций и развлечений.
    - Предпочтение стоит отдавать теплым душевным беседам.
    - Из фильмов меланхолик предпочтет драму, нежели ужасы и триллеры.
    - Никогда не произносите «срочно», не подгоняйте, не требуйте, не приказывайте. Это вгоняет меланхолика в ступор, он начинает лихорадочно совершать неверные движения, паникует, ничего не соображает.
    - В детальной работе, требующей фокусировки и внимания, меланхолик – прекрасная кандидатура.
    - Знакомить с новыми людьми меланхолика нужно постепенно, осторожно. Не «бросать его с размаху в прорубь».
    - У меланхоликов хорошо развита интуиция, они редко ошибаются.
    Взаимодействие с флегматиком
    - Узнать флегматика можно только через общение, но нужно все вытягивать клещами.
    - Флегматики – консерваторы, потому не стоит требовать от них быстрого привыкания и принятия чего-то нового.
    - В новых ситуациях или после нестандартного предложения предоставьте флегматику достаточно времени для раздумий. - Не ждите оперативности и скорости и в других вопросах. Человек, взаимодействующий с флегматиком, должен уметь ждать и быть терпеливым.
    - Не ждите сочувствия и другого эмоционального отклика, особенно сиюминутного.
    - Но это не значит, что они совсем равнодушны и не испытывают эмоции. Флегматик может переживать за вас, но ему сложно выдавливать из себя слова или жесты, он лучше молча сделает что-то полезное для вас.
    - К слову, от окружающих они ждут такого же сочувствия: поддержки на деле, а не на словах.
    - Если вы хотите завоевать расположение флегматика, то нужно быть реалистом, избегать фантазий, демонстрировать логику и рассудительность, невозмутимость и рациональность.
    - Развлечения, праздники, творчество, разговоры не привлекают флегматика. Ему важно дело.
    - Второе, что привлекает – четкая, практичная, понятная речь. Рекомендуется избегать образности и сленга в общении с флегматиком.
    - Все просьбы или задания для флегматика лучше оформлять на бумаге, расписывая как четкую инструкцию.
    Нет плохих или хороших темпераментов, найти общий язык можно с любым человеком, правда, при условии, что совпадают ваши темпераменты.
    Так, например, холерик несовместим с сангвиником. Это два лидера.
    Не уживутся и холерик с меланхоликом. Один не специально, но постоянно обижает, другой – сам по себе обидчив.
    Холерик и флегматик – оптимальный вариант.
    Сангвиник и флегматик будут часто ссориться, но в то же время они могут решать эти конфликты. Однако недовольство друг другом будет нарастать.
    Сангвинику подойдет его противоположность – меланхолик. Притом идеально, если сангвиник – мужчина.
    Интересные факты
    - Счастливые семейные пары получаются из людей с разным темпераментом.
    - Для дружбы наоборот важно, чтобы темпераменты были одинаковыми (кроме холериков).
    - Флегматики – универсальные партнеры в любых отношениях, но только не с флегматиками.
    - Из сангвиников получаются отличные руководители. Холерик или флегматик совершенно не подходит для такой роли.
    - Должностные инструкции и другая информация должна подаваться в разной форме для каждого типа темперамента.
    - Флегматик медленно реагирует на вопросы.
    - Сангвиник из-за спешки, а холерик из-за порывистости склонен к необдуманным и неверным ответам.
    - Спрашивать меланхолика нужно мягко и доброжелательно.
    - От темперамента зависит специфика речи людей и характер передачи информации. Одну и ту же картину со слов разных типов мы можем представить совершенно по-разному.
    - Стоит отметить, что на практике редко встречаются чистые типы темперамента, чаще можно встретить смешанные. Это еще больше затрудняет процесс определения темперамента и выбор подхода к взаимодействию с человеком.
    Совместимость людей по темпераменту или хотя бы понимание особенностей другого человека важно для любой сферы отношений (семейной, профессиональной, дружеской). Мы часто слышим фразу «Не сошлись характерами», но на самом деле вернее будет сказать «Не сошлись темпераментами». А такое действительно может быть.

    Источник: С. Трошина. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

    Вернуться к каталогу материалов

    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение. § 4. Социальная сущность человека


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 2.Человек – биосоциальное существо


    Фоксфорд

    - Человек (индивид, индивидуальность, личность)


    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов