Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Обществознание. 11 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2022 год

(Перейти к кодификатору)

Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2022 год

(Перейти к кодификатору)


11 класс

Экономика: наука и хозяйство

ЕГЭ

2.1 Экономика и экономическая наука

ОГЭ

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы и таблицы
Видеоматериалы
Проверь себя!
  • - Задание на составление сложного плана
  • - Задание на установление соответствия
  • - Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Задание на соотнесение.
  • Литература для самоподготовки

    Базовые знания

    Терминология

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    Первоначальное значение слова «экономика»

    – (от греч. oikonomike-ведение домашнего хозяйства).

    Экономика как хозяйство

    – это система хозяйствования, обеспечивающая удовлетворение потребностей необходимыми жизненными благами.

    Экономика как наука

    – наука о хозяйстве в целом и его элементах, закономерностях хозяйственных процессов. Экономика как наука изучает каким образом максимально удовлетворить протребности в условиях ограниченных ресурсов

    Макроэкономика

    – область экономической науки, изучающая крупномасштабные экономические процессы и явления ( экономическом состоянии региона, страны.)

    Микроэкономика

    – область экономической науки, изучающая маломасштабные экономические процессы и явления (деятельность отдельных предприятий и фирм, поведение потребителей и предпринимателей, экономика семьи…)

    Основные вопросы экономики

    – «ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?» - «КАК ПРОИЗВОДИТЬ?»- «ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?»

    Производство

    – процесс создания экономических благ и услуг.

    Распределение

    – это разделение произведенного продукта и дохода между людьми.

    Обмен

    – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или любой другой продукт.

    Потребление

    – на этой стадии продукт используется (предметы длительного пользования) или уничтожается (употребление продовольствия).
    Вернуться к каталогу материалов


    Презентации

    Экономика: наука и хозяйство


    Внимание!

    Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
    Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

    При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

    Вернуться к каталогу материалов


    Лекции

    Понятие «экономика»


    «Экономика» (от греч. oikos — дом, домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) буквально — знание о ведении дома, хозяйства, домохозяйство. Для современного использования термина характерно его разделение на значения:
    Экономика как хозяйство — система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и нематериальными (духовными) благами.
    Экономика как наука — наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, она изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг. Экономика — это совокупность конкретных (более узких и специализированных) экономических дисциплин: экономическая статистика, экономика труда и пр.
    Не стоит также забывать, что экономика является подсистемой общества (сферой общественной жизни).
    Основные вопросы экономики:
    - Что производить?
    - Как производить?
    Для кого производить?
    Экономика как хозяйство
    Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
    Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
    Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Удовлетворение потребностей в свою очередь становится мотивом для осуществления экономической деятельности.
    Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Можно выделить три категории благ:
    Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Обычно мы покупаем их, то есть для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Для их создания также необходимы определённые затраты. Экономическими благами, например, являются всевозможные товары, которые мы можем приобрести в магазинах.
    Свободные блага — блага, которые находятся в открытом доступе, их потребление неограниченно, не требует от нас отказа от иных благ взамен. Например, это солнечный свет, которым мы можем наслаждаться на прогулке в солнечную погоду.
    Общественные блага сочетают определённые признаки двух предыдущих видов благ. Это блага, доступ к которым осуществляется свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение.
    Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:
    - производство
    - распределение
    - обмен
    - потребление
    Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.
    Пример производства: текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.
    Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.
    Примеры распределения: из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.
    Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.
    Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – это обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.
    Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.
    Экономика как наука
    Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика . Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др. Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе страны, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.
    Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная. Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция). Важное значение имеет и прогностическая функция, позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию, которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции у нас появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство нашей страны. Среди функций есть и идеологическая. Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.

    Вернуться к каталогу материалов

    Микроэкономика и макроэкономика


    В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.
    Макроэкономика и микроэкономика представляют собой взаимосвязанные разделы экономики (как науки), изучающие соответствующие процессы в экономике (как хозяйстве). Как следует из названий этих разделов, они отличаются масштабом изучаемых экономических процессов Это проявляется в первую очередь в количестве и уровне субъектов экономики, представленных на этих уровнях анализа. Одни и те же экономические вопросы могут быть рассмотрены и в макроэкономике, и в микроэкономике, но их исследования будут носить различный характер. При этом для каждого уровня экономического анализа характерны устойчивые комплексы изучаемых экономических вопросов.
    ?

    Учёт различий между макро- и микроэкономикой помогает строить механизмы регулирования макро- и микроэкономических процессов.

    Вернуться к каталогу материалов

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов


    Цифровая экономика


    Цифровая экономика (англ. – digital economy) — это разновидность экономической деятельности, которая сфокусирована на электронных и цифровых технологиях. Сюда же включен электронный бизнес и коммерция, производимые и сбываемые ими цифровые товары и услуги.
    Понятие цифровой экономики охватывает все социальные, деловые экономические и совершаемые в сети коммуникационные технологии. Данный термин впервые использовался в книге Дона Тапскотта в 1995 году. За последние годы рост интернет-экономики был самым существенным. В первую очередь, это заметно по постоянному появлению новых цифровых платформ.
    Также на потребителя большое влияние оказывают соцсети, ранее оно было не таким существенным. На данный момент интернет является неотъемлемой частью жизни человека. Также он плотно внедрен в банковское дело, здравоохранение, образование и другие сферы. Цифровую экономику можно считать деятельностью, которая плотно связана с прогрессом компьютерных технологий, объединяющей в себе сервисы, связанные с предоставлением онлайн-услуг, а также с электронными платежами, краудфандингом и торговлей и другим.
    Основными элементами цифровой экономики считаются:
    - онлайн-игры и реклама в сети;
    - электронная коммерция;
    - электронные переводы и интернет-банкинг;
    - блокчейн и криптовалюта.
    Цифровую экономику также можно представить как производство, которое базируется на цифровых технологиях. На данный момент, примерно 50% населения планеты пользуется интернетом каждый день с целью обучения или ведения дел в бизнесе. По прогнозам, количество продаж через сеть вскоре обойдет другие виды взаимоотношений в торговле.
    Отчасти это связано с тем, что электронные платежи гораздо надежнее передачи бумажных денег. В виртуальной жизни, на данный момент, реализуется большое количество новых идей и возникают новые продукты. Если есть необходимость испытать новое изобретение, благодаря новым технологиям, это можно сделать гораздо качественнее и быстрее.
    С помощью эмуляции проектов, учёные выявляет все их плюсы и минусы с минимальными затратами. Ещё через несколько лет, по мнению экспертов, электронная экономика внесёт большие изменения в понимание ведения бизнеса и хозяйственные взаимоотношения.
    Плюсы и минусы цифровой экономики
    Новые возможности, которые открываются перед человеком благодаря развитию цифровой экономики, это безусловно положительные изменения, открывающие новые возможности практически в каждой сфере деятельности. С развитием цифровых технологий, потребитель может гораздо быстрее получать заказанные услуги, а также экономить деньги, так как цены в интернете часто ниже тех, которые предлагает оффлайн бизнес.
    Ещё один яркий пример, это покупка электронной версии книги, которая окажется намного дешевле напечатанного аналога. Также у каждого человека есть возможность приобрести необходимый товар по оптовой цене, договорившись с другими заказчиками. Таким образом за год можно сэкономить достаточно большую сумму.
    Ещё один из существенных плюсов, это возможность начать свой бизнес, не выходя из дома. Достаточно лишь выбрать подходящую для этого сферу.
    Плюсы:
    - Увеличение количества представителей среднего класса и преодоление социального неравенства;
    - Рост производительности труда;
    - Появление новых рабочих мест;
    - Увеличение количества конкурентоспособных компаний;
    - Снижение затрат на производство.
    Это далеко не все положительные стороны цифровой экономики. Их гораздо больше и все они зависят от конкретной сферы деятельности человека.
    Минусы:
    - «Цифровой разрыв». Имеется ввиду неравенство в цифровом образовании, так как доступ к цифровым продуктам и услугам есть далеко не у всех людей, что напрямую влияет на их благосостояние;
    - Угрозы со стороны хакеров. Чтобы защитить персональные данные своих клиентов, необходимо тщательно выстроить систему безопасности, но такая возможность есть далеко не у каждого бизнеса;
    - Рост безработицы. На рынке труда с появлением новых онлайн-услуг постепенно начнут пропадать некоторые профессии или даже целые отрасли;
    - Многие специалисты придерживаются мнения о том, что такой прогресс повлияет на исчезновение банковской системы и это произойдет уже через 10-15 лет. Такая ситуация возможна на фоне стремительного развития цифровых продуктов;
    - Как только человек начинает активно пользоваться интернетом, ему приходится вносить в анкеты личные данные. В глобальном масштабе, использование информации о людях с целью влияния на их поведение, называется «цифровым рабством».

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы и таблицы

    Виды экономической деятельности

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Уровни экономики

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Микроэкономика и макроэкономика. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Экономика и экономическая наука (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Экономика и экономическая наука. Экономика как хозяйство (Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)


    Источник: Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Задание на составление сложного плана


    Используя лекцию "Понятие экономика", составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономика как наука и хозяйство». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Значения термина «экономика»
    2. Экономика как хозяйство
    а) Производство
    б) Распределение
    в) Обмен
    г) Потребление
    3. Экономика как наука
    а) Микроэкономика
    б) Макроэкономика
    4. Функции экономической науки
    а) Познавательная функция
    б) Методологическая функция
    в) Прагматическая функция
    г) Прогностическая функция
    д) Образовательная функция
    е) Идеологическая функция
    5. Роль экономической сферы жизнедеятельности общества
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между уровнями экономического анализа и показателями экономического развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ?

    Ответ

    12211

    Вернуться к каталогу материалов


    Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Задание на соотнесение.

    (В данной таблице допущены ошибки, исправьте их) ?

    Ответ

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.