Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)


Словарь терминов по истории России.

(Перейти к векам)


Словарь терминов по истории России. XVII век.


Абсолютизм – монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитой управленческий аппарат и подчиняющаяся закону (монарх может изменить закон, но не может нарушить его, пока он не изменен). В России начал складываться во второй половине XVII в. (при Алексее Михайловиче), окончательно сформировался при Петре I, достиг расцвета во второй половине XVIII в. при Екатерине II.

Андрусовское перемирие — завершило русско-польскую войну 1654—1667 гг. за Украину и Белоруссию. Срок перемирия был определен в 13,5 лет. Речь Посполитая отказывалась в пользу России от Смоленского и Черниговского воеводств и признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши. Киев должен был остаться под управлением России до 1669 г. Запорожская Сечь объявлялась под совместным управлением России и Речи Посполитой.

Бахчисарайский мир — мирный договор России с Турцией и Крымским ханством. Заключен в Бахчисарае в 1681 г. на 20 лет. Признавал воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева, русское подданство запорожских казаков.

Белые слободы – части городов, принадлежавшие светским землевладельцам или монастырям, население которых было освобождено (обелено) от уплаты посадских государственных податей – тягла. Впервые жителей белых слобод вернул в тягло Борис Годунов, но в годы “Смуты” это распоряжение было забыто. Требование посадских людей ликвидировать привилегии белых слобод стало одной из причин ряда городских восстаний, в том числе Соляного бунта 1648 г. в Москве. Окончательно уничтожены по Соборному уложению 1649 г.

Бунташный век – XVII век запомнился современникам как “бунташный” век. Этот век начался с восстания Хлопка и войны под предводительством Ивана Болотникова и завершился стрелецкими волнениями. Народные волнения охватывали огромные территории, а во время городских бунтов восставшие становились хозяевами столицы. Однако бунтовщики не имели продуманного плана действий, часто преследовали узкосословные интересы, были разобщены и недисциплинированны. Общей чертой народных волнений XVII в. являлись ярко выраженные царистские иллюзии.

«Вечный мир» 1686 г. — мир между Россией и Речью Посполитой, закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев, обусловил участие России в антитурецкой коалиции.

Регентство — в монархических государствах — временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное (регент) осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха.

Думные дворяне – чин в России XVI-XVII вв. Выполняли придворные и военные обязанности, руководили приказами. Иногда дослуживались до боярского чина. В XVI в. принадлежали к родовитым фамилиям и были немногочисленны.

Засечные черты – укрепленные линии на южных границах России. Строились в XVI-XVII вв. Состояли из небольших городков-крепостей, валов, частоколов, лесных засек. Призваны были преградить путь крымским набегам и обозначить границу России.

Землепроходцы – русские люди, путешествия которых в XVI-XVII вв. привели к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих их морских прибрежных водах. В большинстве это были “служилые” (казаки разных рангов), торговые и “промышленные” (занимающиеся промыслами, преимущественно пушными) люди. В результате их деятельности, поддерживаемой и частично направляемой русским правительством и местной сибирской администрацией, значительная часть Западной Сибири до Енисея была к началу 17 в. в самых общих чертах обследована и присоединена к Русскому государству.

Казачество – в XV-XVI вв. вольные люди, жители степей между Волгой и Днепром (Дикого поля), отчасти выходцы из Орды, отчасти беглые русские холопы и крестьяне. Казаки жили охотой, грабежом купеческих караванов, набегами на русские и татарские селения. Высшим органом власти у казаков являлся круг (общая сходка). Казачьи станицы (отряды) возглавляли атаманы, которым помогали есаулы. Во второй половине XVI в. часть казаков вошла в число служилых людей “по прибору”. В XVI-XVII вв. правительство использовало казаков для охраны границ, выплачивая им жалованье деньгами, хлебом и порохом. В XVIII в. казачество превратилось в привилегированное военно-служилое сословие. К началу ХХ в. существовали 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. В 1916 г. 4,4 млн казаков принадлежало 53 млн дес. земли. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено.

Колонизация – процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны (внутренняя колонизация), а также основания поселений (связанных преимущественно с земледельческой деятельностью) за пределами своей страны (внешняя колонизация).

Крестьянская война – особый вид гражданской войны, основной движущей силой которой является крестьянство. Главная цель таких войн обычно состояла в уничтожении феодального строя. Чаще всего заканчивались поражением, так как участвовавшие в них народные массы не имели четкой программы, выступали стихийно, были плохо вооружены. Наиболее крупными крестьянскими войнами в России были, связанные с подавлением восстаний (бунтов), которые возглавляли: И.Болотников – 1606-1607 гг., С.Разин – 1667-1671 гг., Е.Пугачев – 1773-1775 гг.

Крестьянское восстание 1670—1671 гг. — охватило Дон, Поволжье и Заволжье, связано с усилением закрепощения крестьян. Руководители: С. Т. Разин, В. Р. Ус, Ф. Шелудяк и др. Участники: казаки, крепостные крестьяне, посадский люд, нерусские народы Поволжья (чуваши, мари, мордва, татары). Разин и его сторонники призывали послужить царю, «побить» бояр, дворян, воевод, торговых людей «за измену», дать «черным людям» свободу. В августе 1670 г. Разин с войском (около 10 тыс. человек) двинулся из Царицына вверх по Волге на Москву и в сентябре 1670 г. осадил Симбирск. К осени 1670 г. отряды Разина захватили Нижнее Поволжье. В октябре 1670 г. повстанцы потерпели поражение под Симбирском. Восстание перекинулось в Заволжье. Часть восставших участвовала в Соловецком восстании 1668—1676 гг. В апреле 1671 г. Разин был выдан казаками царскому правительству и казнен в июне в Москве.

Крымские походы — походы русских войск против Крымского ханства в 1687 и 1689 гг. Окончились неудачей.

Мануфактура – пред­при­ятие, ос­но­ван­ное на раз­де­ле­нии тру­да и ручной ре­мес­лен­ной тех­ни­ке

(от лат. manus — рука и factura — изготовление). Особенностью российских мануфактур была работа на государство: они выполняли государственные заказа и продавали изделия по установленным государством ценам. Трудились на таких предприятиях государственные или крепостные крестьяне. К концу 17 века в России насчитывалось около 30 мануфактур. Пер­вые мануфактуры, как и в стра­нах Западной Ев­ро­пы, поя­ви­лись в XVI веке - ка­зён­ные Пу­шеч­ный и Мо­нет­ный дво­ры, Ка­да­шев­ская ха­мов­ная сло­бо­да в Мо­ск­ве. По ха­рак­те­ру соб­ст­вен­ни­ка мануфактуры бы­ли как ка­зён­ны­ми (воз­ник­шие в XVII веке Бар­хат­ный двор и но­вый Ха­мов­ный двор в Мо­ск­ве; Туль­ская ору­жей­ная сло­бо­да), так и ча­ст­но­вла­дель­че­ски­ми - ку­пе­че­ски­ми, а так­же мануфактурами, воз­ник­ши­ми пер­во­на­чаль­но как часть вот­чин­но­го хо­зяй­ст­ва, но позд­нее в не­ко­то­рых слу­ча­ях вы­шед­ши­ми на ры­нок (например, пред­при­ятия бо­яр Б.И. Мо­ро­зо­ва, И.Д. Ми­ло­слав­ско­го). В России наибольшее распространение мануфактура получила в металлургии, металлообработке, пороховом, текстильном, бумажном, кожевенном, стекольном и других производствах. Развитие мануфактуры резко ускорилось при Петре I. К середине 1720-х годов число мануфактур превысило 200 (около половины из них - казённые), они форсированно соз­давались в отраслях, обслуживавших преимущественно потребности армии и государственного хозяйства.

Подробнее в учебнике История России 7 класс 2 часть Арсентьев, Данилов стр. 32
Подробнее на РЭШ
Подробнее в энциклопедии История РФ
Меркантилизм – экономическая политика, которое исходит из того, что благосостояние государства зависит от возможно большего скопления в стране денег (золота, серебра). Основоположником меркантилизма в России был Ордин-Нащокин. Он разработал Новоторговый устав 1667, покровительствовавший отечественной торговле, Устав торговли, ограничивавший торговлю иностранную. Установил через перевод векселей заграничный денежный курс для России, т.е. сделал рубль конвертируемым.

Медный бунт — восстание в Москве в 1662 г. Выпуск с 1654 г. большого количества медных денег, приравненных по стоимости к серебряным, привел к их обесцениванию, к спекуляции предметами первой необходимости, массовому изготовлению фальшивых монет.

Нарышкинское барокко – нарышкинский стиль (нарышкинское барокко, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных, в усадьбах которых появились постройки этого стиля) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII вв.: нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания с резным белокаменным декором.

Новоторговый устав – свод правил торговли в России, принятый в 1667 г. по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина. С его принятием иноземные купцы должны были платить двойную пошлину за продажу товаров внутри России, могли вести только оптовую торговлю и продавать свои товары только русским. Торговля в России между иностранцами была запрещена.

Общероссийский рынок – единая экономическая система, которая характеризуется общими хозяйственными связями и обменом товарами между различными частями страны. Начинает складываться в XVII веке вследствие развития товарно-денежных отношений, специализации районов, появления мануфактур, возникновения общероссийских ярмарок.

Острог – тип оборонительного укрепления русских в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI-XVIII вв.

Парсуна – (искажённое лат. persona – личность, особа) – первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие “парсуна”, как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.

Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Переяславская рада – представительное собрание запорожских казаков в Переяславле, на котором было принято решение о вхождении Украины в состав России.

Инициатором рады был Богдан Хмельницкий. 7 (17) января 1654 г. он встретился с главой российского посольства В.В. Бутурлиным. На следующий день, утром 8 (18) января, собралась старшинская рада. Руководители казачества единогласно высказались за соединение Украины и России. Днем того же дня собралась открытая рада. Богдан Хмельницкий выступил с речью, доказывающей необходимость присоединения к России в целях безопасности украинского народа и защиты его от польского гнета. После этого рада присягнула на верность царю Алексею Михайловичу. Условия договора были оформлены в виде «челобития великому государю» и отправлены в Москву. Первоначально они включали в себя 11 статей. В Москве украинское посольство добавило еще 11 статей, и одну статью добавила русская сторона. В итоге на рассмотрение Алексея Михайловича поступило 23 пункта договора. Договор был утвержден царем 14 марта 1654 г.

Подробнее в учебнике История России 7 класс 2 часть Арсентьев, Данилов стр. 71
Подробнее на РЭШ
Полки нового строя (полки иноземного строя) — воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий.

В 1630 году был принят указ о формировании полков «иноземного строя» («нового строя»). Было создано 10 полков: 6 солдатских, 2 рейтарских, 2 драгунских. Образцом выступала армия Швеции. Старшие офицеры и инструкторы были иностранцами. В новых воинских частях существовала чёткая система иерархии в командном составе, введено однообразное вооружение и форма. Военные проходили постоянное обучение. Полки нового строя в России формировались из служилых, "охочих" вольных людей, иностранцев, казаков и других наемников, позже и из даточных людей

Подробнее в учебнике История России 7 класс 2 часть Арсентьев, Данилов стр. 41, 44
Подробнее на БРЭ
Подробнее в книге "Ратные подвиги древней Руси Волков В.А.
Поляновский мир — мирный договор между Россией и Речью Посполитой 1634 г., завершил Смоленскую войну 1632—1634 гг. Подтвердил границу, установленную Деулинским перемирием 1618 г. Россия отказалась от прав на все земли, захваченные Речью Посполитой в Смутное время, за исключением Серпейского уезда, и обязалась выплатить полякам 20 тыс. р. В свою очередь, Польша выводила свои войска из пределов Русского государства, а король Владислав IV Ваза отказался от претензий на русский престол. Условиями Поляновского мира был предусмотрен немедленный обмен пленными без всякого выкупа и межевание границы.

Протопоп — старший православный священник.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется путем ограничения импорта иностранных товаров, финансовой поддержки национального производства, стимулирования экспорта продукции, иногда путем ограничения экспорта сырья. Возник в эпоху первоначального накопления капитала.

«Поход за зипунами» — походы казаков за добычей.

В конце XVII — к началу XVIII века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун, представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами»

Подробнее в статье "Что такое поход «за зипунами»?" на История РФ
Раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653-1656 гг.)

Религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в.Желая укрепить Церковь, патриарх Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы, сущность которой сводилась к унификации богословской системы на всей территории России. Для этого следовало ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольство. Начались открытые выступления защитников «старой веры», к ним присоединились недовольные усилением власти патриарха и политикой царя. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Раскольники призывали к уходу от зла, к сохранению «старой веры», к спасению души. Они бежали в леса Поволжья и европейского севера, в Сибирь и основывали там свои общины. Несмотря на суровые репрессивные меры властей число старообрядцев в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России.

Подробнее в учебнике История России 7 класс 2 часть Арсентьев, Данилов стр. 81
Подробнее на РЭШ
Подробнее в статье "Церковная реформа Никона" на История РФ
Самозванец (Смута) — человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных (мошенничество) или политических целях.

Семибоярщина — боярское правительство (7 человек) в России в 1610 г., номинально просуществовало до 1612 г. Передало фактическую власть польским интервентам. Было ликвидировано вторым земским ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.

Смоленская война — война 1632—1634 гг. за возврат Смоленской и Черниговской земель. Завершилась капитуляцией окруженной под Смоленском русской армии (командующий Михаил Шеин) и Поляновским миром.

Смутное время (Смута) — термин, обозначающий события конца XVI — начала XVII в. в России. Эпоха кризиса государственности, трактуемая рядом историков как гражданская война. Сопровождалась народными выступлениями и мятежами, правлениями самозванцев, польской и шведской интервенцией, разрушением государственной власти и разорением страны.

Соборное Уложение 1649 года — свод законов Русского государства, составленный на Земском соборе, созванном 16 июля 1648. (Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Не имело себе равных Уложение и в современной ему европейской практике.)

Впервые было определено понятие государственного преступления. Таковыми были все деяния, направленные против власти, здоровья, чести царя и его семьи. Каждый житель Московского царства, узнав о замышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево Слово и Дело!» Власти немедленно открывали следствие. Уложение 1649 г. разрешало владельцам искать крестьян вечно, без ограничения срока и возвращать их в поместья.Был сделан последний шаг к установлению в России крепостного права. Нигде теперь в центре страны не мог найти укрытия беглый человек, чтобы переждать урочные лета. Урочные лета, как в свое время Юрьев день, канули в лету. (Правда, еще действовал обычай - «с Дону выдачи нет». Можно было скрыться в Сибири и на других дальних окраинах, откуда ни правительство, ни хозяева не имели возможности вернуть беглеца). Положение ограничило источники полного холопства. Обельным (полным) холопом признавали лишь холопа по рождению. Остальные холопы являлись временными, служили по кабале (по договору или отрабатывая долг). Превратить кабального холопа в обельного (полного) стало невозможно.

Подробнее в статье "Соборное уложение" на История РФ
Соловецкое восстание («Соловецкое сидение») — восстание 1668—1676 гг. в Соловецком монастыре. Участники: монахи, не принявшие церковной реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С. Т. Разина. Карательная армия (свыше 1 тыс. человек) овладела монастырем после почти восьмилетней осады.

"Совет всея земли" – это представительный орган всех уездов России, действовавший во втором ополчении, созданным К. Мининым и Д. Пожарским.

Соляной бунт — восстание в Москве в 1648 г. Вызвано недовольством населения налоговой политикой правительства, которое для пополнения государственной казны заменило различные налоги единым прямым налогом на соль, что вызвало ее подорожание в несколько раз. Возмущение крестьян и горожан заставило правительство отменить новый порядок взимания налогов, однако прежние недоимки взыскивались властями за три последних года сразу.

Старообрядцы (староверы, раскольники) – противники церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в.

идеологом и наиболее видным представителем старообрядчества был протопоп Аввакум. Крупнейшим выступлением старообрядцев было Соловецкое восстание в 1668-1676 гг. Старообрядцы утверждали, что Русская церковь издревле превосходит всех благочестием, а потому нельзя изменять ее обряды и книги по греческим образцам. Ссылались на решения Стоглавого собора 1551 г. Сторонников Никона считали изменниками православию, слугами Антихриста. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два основных направления – поповщину и беспоповщину. Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов. Сторонники второго считали, что духовенство погибло. В дальнейшем и поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки, а те – на согласия. При Екатерине II в 1778 году использование слова «раскольник» в официальных бумагах и в устной речи попало под запрет. Начиная с 1788 года вместо названия «раскольники» введено употребление слова «старообрядцы». В 1803 году слово «раскольник» вновь возникает на страницах официальных документов. Приверженцы старообрядчества (за исключением единоверцев) до указа от 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

Подробнее в учебнике История России 7 класс 2 часть Арсентьев, Данилов стр. 81
Подробнее на РЭШ
Товарное хозяйство — тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу товаров.

Хованщина – принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в апреле – сентябре 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдора Алексеевича. Выступление было поддержано (до мая) московскими посадскими низами и холопами. Подавлено после казни выборных от стрельцов и руководителя восстания – князя И. А. Хованского.

Чигиринские походы — походы русских армий и украинских казаков 1677 и 1678 гг. в период русско-турецкой войны 1677—1681 гг. к городу Чигирин, дважды осаждавшемуся турецкой армией. Сорвали турецкие планы захвата украинских земель.

Ярмарка – место регулярной, как правило, сезонной торговли. Обычно ярмарки возникали на пересечении торговых путей, в крупных речных портах и т. п. (например, крупнейшая ярмарка у стен Макарьева монастыря под Нижним Новгородом). Появление ярмарок свидетельствовало о начале перехода от натурального хозяйства к рыночному и складывания внутрироссийского рынка.

Ясак – в России XVI-XVII вв. натуральная подать, которой облагались народы Поволжья, Приуралья и Сибири.

Взимался пушниной или скотом. Плательщики ясака именовались ясачными людьми. Позднее заменен денежными выплатами.

Подробнее в учебнике История России 7 класс 1 часть Арсентьев, Данилов стр. 77
Подробнее на РЭШ