Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
Подготовка к ГИА по истории (Перейти к каталогу)
Словарь терминов по истории России.(Перейти к векам)
Словарь терминов по истории России. XVII век.
Абсолютизм – монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитой управленческий аппарат и подчиняющаяся закону (монарх может изменить закон, но не может нарушить его, пока он не изменен). В России начал складываться во второй половине XVII в. (при Алексее Михайловиче), окончательно сформировался при Петре I, достиг расцвета во второй половине XVIII в. при Екатерине II. Андрусовское перемирие — завершило русско-польскую войну 1654—1667 гг. за Украину и Белоруссию. Срок перемирия был определен в 13,5 лет. Речь Посполитая отказывалась в пользу России от Смоленского и Черниговского воеводств и признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши. Киев должен был остаться под управлением России до 1669 г. Запорожская Сечь объявлялась под совместным управлением России и Речи Посполитой. Бахчисарайский мир — мирный договор России с Турцией и Крымским ханством. Заключен в Бахчисарае в 1681 г. на 20 лет. Признавал воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева, русское подданство запорожских казаков. Белые слободы – части городов, принадлежавшие светским землевладельцам или монастырям, население которых было освобождено (обелено) от уплаты посадских государственных податей – тягла. Впервые жителей белых слобод вернул в тягло Борис Годунов, но в годы “Смуты” это распоряжение было забыто. Требование посадских людей ликвидировать привилегии белых слобод стало одной из причин ряда городских восстаний, в том числе Соляного бунта 1648 г. в Москве. Окончательно уничтожены по Соборному уложению 1649 г. Бунташный век – XVII век запомнился современникам как “бунташный” век. Этот век начался с восстания Хлопка и войны под предводительством Ивана Болотникова и завершился стрелецкими волнениями. Народные волнения охватывали огромные территории, а во время городских бунтов восставшие становились хозяевами столицы. Однако бунтовщики не имели продуманного плана действий, часто преследовали узкосословные интересы, были разобщены и недисциплинированны. Общей чертой народных волнений XVII в. являлись ярко выраженные царистские иллюзии. «Вечный мир» 1686 г. — мир между Россией и Речью Посполитой, закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев, обусловил участие России в антитурецкой коалиции. Регентство — в монархических государствах — временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное (регент) осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха. Думные дворяне – чин в России XVI-XVII вв. Выполняли придворные и военные обязанности, руководили приказами. Иногда дослуживались до боярского чина. В XVI в. принадлежали к родовитым фамилиям и были немногочисленны. Засечные черты – укрепленные линии на южных границах России. Строились в XVI-XVII вв. Состояли из небольших городков-крепостей, валов, частоколов, лесных засек. Призваны были преградить путь крымским набегам и обозначить границу России. Землепроходцы – русские люди, путешествия которых в XVI-XVII вв. привели к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих их морских прибрежных водах. В большинстве это были “служилые” (казаки разных рангов), торговые и “промышленные” (занимающиеся промыслами, преимущественно пушными) люди. В результате их деятельности, поддерживаемой и частично направляемой русским правительством и местной сибирской администрацией, значительная часть Западной Сибири до Енисея была к началу 17 в. в самых общих чертах обследована и присоединена к Русскому государству. Казачество – в XV-XVI вв. вольные люди, жители степей между Волгой и Днепром (Дикого поля), отчасти выходцы из Орды, отчасти беглые русские холопы и крестьяне. Казаки жили охотой, грабежом купеческих караванов, набегами на русские и татарские селения. Высшим органом власти у казаков являлся круг (общая сходка). Казачьи станицы (отряды) возглавляли атаманы, которым помогали есаулы. Во второй половине XVI в. часть казаков вошла в число служилых людей “по прибору”. В XVI-XVII вв. правительство использовало казаков для охраны границ, выплачивая им жалованье деньгами, хлебом и порохом. В XVIII в. казачество превратилось в привилегированное военно-служилое сословие. К началу ХХ в. существовали 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. В 1916 г. 4,4 млн казаков принадлежало 53 млн дес. земли. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. Колонизация – процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны (внутренняя колонизация), а также основания поселений (связанных преимущественно с земледельческой деятельностью) за пределами своей страны (внешняя колонизация). Крестьянская война – особый вид гражданской войны, основной движущей силой которой является крестьянство. Главная цель таких войн обычно состояла в уничтожении феодального строя. Чаще всего заканчивались поражением, так как участвовавшие в них народные массы не имели четкой программы, выступали стихийно, были плохо вооружены. Наиболее крупными крестьянскими войнами в России были, связанные с подавлением восстаний (бунтов), которые возглавляли: И.Болотников – 1606-1607 гг., С.Разин – 1667-1671 гг., Е.Пугачев – 1773-1775 гг. Крестьянское восстание 1670—1671 гг. — охватило Дон, Поволжье и Заволжье, связано с усилением закрепощения крестьян. Руководители: С. Т. Разин, В. Р. Ус, Ф. Шелудяк и др. Участники: казаки, крепостные крестьяне, посадский люд, нерусские народы Поволжья (чуваши, мари, мордва, татары). Разин и его сторонники призывали послужить царю, «побить» бояр, дворян, воевод, торговых людей «за измену», дать «черным людям» свободу. В августе 1670 г. Разин с войском (около 10 тыс. человек) двинулся из Царицына вверх по Волге на Москву и в сентябре 1670 г. осадил Симбирск. К осени 1670 г. отряды Разина захватили Нижнее Поволжье. В октябре 1670 г. повстанцы потерпели поражение под Симбирском. Восстание перекинулось в Заволжье. Часть восставших участвовала в Соловецком восстании 1668—1676 гг. В апреле 1671 г. Разин был выдан казаками царскому правительству и казнен в июне в Москве. Крымские походы — походы русских войск против Крымского ханства в 1687 и 1689 гг. Окончились неудачей. Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике
(от лат. manus — рука и factura — изготовление). Особенностью российских мануфактур была работа на государство: они выполняли государственные заказа и продавали изделия по установленным государством ценам. Трудились на таких предприятиях государственные или крепостные крестьяне. К концу 17 века в России насчитывалось около 30 мануфактур. Первые мануфактуры, как и в странах Западной Европы, появились в XVI веке - казённые Пушечный и Монетный дворы, Кадашевская хамовная слобода в Москве. По характеру собственника мануфактуры были как казёнными (возникшие в XVII веке Бархатный двор и новый Хамовный двор в Москве; Тульская оружейная слобода), так и частновладельческими - купеческими, а также мануфактурами, возникшими первоначально как часть вотчинного хозяйства, но позднее в некоторых случаях вышедшими на рынок (например, предприятия бояр Б.И. Морозова, И.Д. Милославского). В России наибольшее распространение мануфактура получила в металлургии, металлообработке, пороховом, текстильном, бумажном, кожевенном, стекольном и других производствах. Развитие мануфактуры резко ускорилось при Петре I. К середине 1720-х годов число мануфактур превысило 200 (около половины из них - казённые), они форсированно создавались в отраслях, обслуживавших преимущественно потребности армии и государственного хозяйства.
Инициатором рады был Богдан Хмельницкий. 7 (17) января 1654 г. он встретился с главой российского посольства В.В. Бутурлиным. На следующий день, утром 8 (18) января, собралась старшинская рада. Руководители казачества единогласно высказались за соединение Украины и России. Днем того же дня собралась открытая рада. Богдан Хмельницкий выступил с речью, доказывающей необходимость присоединения к России в целях безопасности украинского народа и защиты его от польского гнета. После этого рада присягнула на верность царю Алексею Михайловичу. Условия договора были оформлены в виде «челобития великому государю» и отправлены в Москву. Первоначально они включали в себя 11 статей. В Москве украинское посольство добавило еще 11 статей, и одну статью добавила русская сторона. В итоге на рассмотрение Алексея Михайловича поступило 23 пункта договора. Договор был утвержден царем 14 марта 1654 г.
В 1630 году был принят указ о формировании полков «иноземного строя» («нового строя»). Было создано 10 полков: 6 солдатских, 2 рейтарских, 2 драгунских. Образцом выступала армия Швеции. Старшие офицеры и инструкторы были иностранцами. В новых воинских частях существовала чёткая система иерархии в командном составе, введено однообразное вооружение и форма. Военные проходили постоянное обучение. Полки нового строя в России формировались из служилых, "охочих" вольных людей, иностранцев, казаков и других наемников, позже и из даточных людей
В конце XVII — к началу XVIII века сложился традиционный тип мужской казачьей одежды, обязательным элементом которой был зипун, представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами»
Религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в.Желая укрепить Церковь, патриарх Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы, сущность которой сводилась к унификации богословской системы на всей территории России. Для этого следовало ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольство. Начались открытые выступления защитников «старой веры», к ним присоединились недовольные усилением власти патриарха и политикой царя. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Раскольники призывали к уходу от зла, к сохранению «старой веры», к спасению души. Они бежали в леса Поволжья и европейского севера, в Сибирь и основывали там свои общины. Несмотря на суровые репрессивные меры властей число старообрядцев в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России.
Впервые было определено понятие государственного преступления. Таковыми были все деяния, направленные против власти, здоровья, чести царя и его семьи. Каждый житель Московского царства, узнав о замышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево Слово и Дело!» Власти немедленно открывали следствие. Уложение 1649 г. разрешало владельцам искать крестьян вечно, без ограничения срока и возвращать их в поместья.Был сделан последний шаг к установлению в России крепостного права. Нигде теперь в центре страны не мог найти укрытия беглый человек, чтобы переждать урочные лета. Урочные лета, как в свое время Юрьев день, канули в лету. (Правда, еще действовал обычай - «с Дону выдачи нет». Можно было скрыться в Сибири и на других дальних окраинах, откуда ни правительство, ни хозяева не имели возможности вернуть беглеца). Положение ограничило источники полного холопства. Обельным (полным) холопом признавали лишь холопа по рождению. Остальные холопы являлись временными, служили по кабале (по договору или отрабатывая долг). Превратить кабального холопа в обельного (полного) стало невозможно.
идеологом и наиболее видным представителем старообрядчества был протопоп Аввакум. Крупнейшим выступлением старообрядцев было Соловецкое восстание в 1668-1676 гг. Старообрядцы утверждали, что Русская церковь издревле превосходит всех благочестием, а потому нельзя изменять ее обряды и книги по греческим образцам. Ссылались на решения Стоглавого собора 1551 г. Сторонников Никона считали изменниками православию, слугами Антихриста. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два основных направления – поповщину и беспоповщину. Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов. Сторонники второго считали, что духовенство погибло. В дальнейшем и поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки, а те – на согласия. При Екатерине II в 1778 году использование слова «раскольник» в официальных бумагах и в устной речи попало под запрет. Начиная с 1788 года вместо названия «раскольники» введено употребление слова «старообрядцы». В 1803 году слово «раскольник» вновь возникает на страницах официальных документов. Приверженцы старообрядчества (за исключением единоверцев) до указа от 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.
Взимался пушниной или скотом. Плательщики ясака именовались ясачными людьми. Позднее заменен денежными выплатами.
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте