Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)


Памятники архитектуры

(Перейти к каталогу по векам)


Памятники архитектуры

XVIII век.


Каталог памятников




Летний дворец Петра I



Атрибуция

Название: – Летний дворец Петра I
Местонахождение: – Санкт-Петербург
Год постройки: – 1710—1714 гг.
Архитекторы: – Доменико Трезини
Архитектурный стиль: – Петровское барокко
Правитель: – Петр I
Особенности: – название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга.
Современное состояние: – Используется как музей (филиал Русского музея).

Узнаем больше


Возведение существующего каменного дворца началось в 1711 году и вчерне было завершено год спустя. Изначально дворец с трех сторон был окружен водой, находясь на мысе между Невой, Фонтанкой и небольшой искусственной гаванью. Во второй половине XVIII века при возведении каменной набережной Невы берег был подсыпан и дворец оказался отодвинут от набережной.
Проект дворца составил, вероятно, Доменико Трезини. В 1713–1714 годах велись работы по внутренней и внешней отделке здания, в которых мог принимать участие архитектор и скульптор Андреас Шлютер. С именем Шлютера связывают создание на фасадах дворца барельефов-аллегорий, прославляющих победы русского флота.
На протяжении своего существования дворец не претерпел значительных изменений. Внешний облик компактного, прямоугольного в плане здания со скромными фасадами типичен для петербургских построек петровского времени. Оконные наличники имеют простой рисунок, углы здания обработаны рустом. Единственное указание на высокий статус царского дворца — лепные барельефы между окнами первого и второго этажей. В ряде внутренних помещений сохранилась первоначальная отделка резными деревянными панелями и изразцами, живописные плафоны, лепнина, изразцовые печи.
В XVIII веке по другую сторону искусственной гавани, вдоль набережной Фонтанки, располагались «Людские покои», построенные одновременно с Летним дворцом. Несмотря на название, «покои» имели ряд парадных залов. Именно здесь первоначально была смонтирована знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем. Летний дворец и «покои» соединялись переходом, к которому была пристроена каменная галерея, вмещавшая небольшое собрание живописи — первая картинная галерея Санкт-Петербурга. Эти постройки не сохранились.

Летний дворец Петра I. Культура Рф



Русский музей / Летний дворец Петра


Вернуться к каталогу материалов



Кунсткамера


?

Атрибуция

Название: – Кунсткамера
Местонахождение: – Санкт-Петербург
Год постройки: – 1718—1734 гг.
Архитекторы: – Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Савва Чевакинский, Роберт Марфельд
Архитектурный стиль: – Петровское барокко
Правитель: – Петр I
Особенности: – Кабинет редкостей - первый музей в России, учреждённый царём Петром I в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов
Современное состояние: – Действующий музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Узнаем больше


Здание «Библиотеки и Кунсткамеры» Санкт-Петербургской Академии наук было заложено в 1718 году. Помимо собственно библиотеки и петровского собрания редкостей оно должно было вмещать знаменитый Готторпский глобус — огромную (более 3 метров в диаметре) модель земного шара, внутри которой располагался планетарий. Глобус, созданный в 1650–1664 годах под руководством Андреаса Буша и Адама Олеария, был подарен Петру I герцогом Голштинским в 1713 году.
По замыслу архитектора Г.И. Маттарнови, Готторпский глобус следовало поместить в центральной башне, объединяющей два симметричных трехэтажных корпуса. Ступенчато поднимавшаяся башня в проекте Маттарнови была исполнена в экспрессивных барочных формах, основывавшихся на контрастном сопоставлении вогнутых и выпуклых поверхностей ярусов. Боковые корпуса имели более скромную отделку, служили своего рода «фоном» для башни.
Маттарнови успел лишь начать кладку стен. После смерти архитектора в 1719 году строительство возглавил Н.Ф. Гербель. Под его руководством уже к 1722 году стены здания были выведены на полную высоту. Гербель внес ряд изменений в проект Маттарнови: он сделал нижнюю часть башни двухэтажной, устроив на первом этаже анатомический театр, увеличил высоту башни на 8,5 метров, а ризалиты боковых корпусов увенчал барочными фронтонами сложной формы. Здание получило типичную для архитектуры петровского времени высокую кровлю с переломом.
Вероятно, из-за просчетов при устройстве нового свода над анатомическим театром в стенах здания появились трещины. В 1724 году Гербель был отстранен от руководства постройкой, а на его место назначен Г. Киавери, который первым делом начал разбирать верхние ярусы башни. В связи с решением об устройстве в здании Кунсткамеры обсерватории, Киавери вновь переработал проект, несколько изменив конфигурацию башни и добавив новый ярус с высоким деревянным шпилем.
Здание было открыто для посетителей в ноябре 1728 года, хотя отделочные работы продолжались еще шесть лет. В 1741 году поднимался вопрос о замене шпиля на центральной башне фонариком, увенчанным моделью небесной сферы. Именно в таком виде здание Кунсткамеры представлено на чертежах 1741 года и гравюрах середины XVIII века.
В 1747 году здание сильно пострадало от пожара. Его восстановление затянулось почти на 20 лет. Работами руководил С.И. Чевакинский, значительно упростивший внешний вид здания. Центральная башня осталась без верхнего яруса. Лишь в 1947–1948 годах башня была реконструирована в соответствии с чертежами XVIII века.

Кунсткамера и Академия наук. Культура Рф



ГДЕ И КОГДА БЫЛ ОТКРЫТ ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ В РОССИИ?


Вернуться к каталогу материалов


Петропавловский собор


? ?

Атрибуция

Название: – Петропавловский собор
Местонахождение: – Санкт-Петербург
Год постройки: – 1712—1733 гг.
Архитекторы: – Доменико Трезини
Архитектурный стиль: – Петровское барокко
Правитель: – Петр I
Особенности: – В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни. Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости
Современное состояние: – Действующий храм, музей

Узнаем больше


Первая деревянная Петропавловская церковь на месте будущего собора была выстроена в 1703–1704 годах. Она запечатлена на целом ряде изображений, впрочем, не всегда похожих друг на друга. Церковь имела крестообразный план и была увенчана шпилем, которому отвечали два малых шпиля над башенками по углам западного фасада. Современники связывали архитектуру церкви с «голландским стилем». Новый каменный собор был заложен в 1712 году, но к его строительству приступили только два года спустя. По указанию Петра I сооружение собора началось с колокольни. Уже в 1717–1718 годах на колокольню был поднят и установлен 25-метровый шпиль. Несколько медленнее возводилось основное здание собора. Деревянная церковь Петра и Павла оставалась на своем прежнем месте внутри поднимавшихся стен, и только в 1719 году, когда стало необходимым возвести внутренние пилоны для опоры сводов, ее разобрали и перенесли на Городовой остров. Сведéние сводов, а также сооружение барабана и купола над ним было завершено в 1727 году.
Несколько лет продолжалась внутренняя отделка собора. Его торжественное освящение состоялось в июне 1733 года.
Собор сильно пострадал от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии. При восстановлении собора был создан новый каменный купол в восточной части, а высокая кровля с двойным переломом заменена простой двускатной. В 1770-х годах колокольня собора была отстроена заново от второго яруса, ее высота была увеличена при сохранении прежнего архитектурного стиля. В середине XIX века деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими, в результате чего его высота вновь увеличилась, достигнув 122,5 метра.
Прямоугольный в плане собор представляет зальную базилику. Его западный фасад в своем нынешнем виде являет результат многочисленных переделок. Первоначально в нижних двух ярусах он воспроизводил структуру фасада знаменитой церкви Иль Джезу в Риме, хорошо известной Трезини, а колокольня несколько отступала от плоскости фасада. Верхняя пара волют колокольни отсутствовала, входной портик имел иную форму. Современный вид западный фасад приобрел во 2-й половине XVIII века: колокольня после перестройки слилась с ним в единую плоскость, декоративная отделка была значительно изменена и упрощена. Лучше сохранился восточный (алтарный) фасад.
Интерьер собора расчленен пилонами на три нефа равной высоты. Своды украшены росписью и лепниной. Достопримечательностью собора является грандиозный резной иконостас, выполненный в 1722–1727 годах в мастерской московского зодчего Ивана Зарудного по рисункам Д. Трезини.
С начала XVIII века собор служил усыпальницей русских государей.

Петропавловский собор. Культура РФ


Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов


Здание Двенадцати коллегий


? ?

Атрибуция

Название: – Здание Двенадцати коллегий
Местонахождение: – Санкт-Петербург
Год постройки: – 1722—1742 гг.
Архитекторы: – Доменико Трезини
Архитектурный стиль: – Петровское барокко
Правитель: – Петр I
Особенности: – Здание Двенадцати коллегий — одна из самый старых построек на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Первый проект по указу Петра I создал итальянский архитектор Доминико Трезини. Изначально основная функция здания была административной, в нем должны были разместиться двенадцать коллегий — новые центральные органы управления, сформированные Петром I взамен устаревших приказов.
Современное состояние: – здание Двенадцати коллегий считается главным зданием Санкт-Петербургского университета. Также в нём располагаются научная библиотека университета и административные службы. Из учебных факультетов в здании, в настоящий момент, остается только Биологический факультет.

Узнаем больше


История создания
Строительство началось в 1722 году, став первым этапом реализации плана по созданию административного квартала на Васильевском острове. В 1734 году Трезини умирает, и за постройкой начинает следить архитектор Михаил Земцов, в 1736 году его сменяет Джузеппе Трезини, зять Доменико. Полностью Двенадцать коллегий были достроены только в 1744 году, но первое коллегиальное заседание состоялось уже в 1732-м. Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати одинаковых элементов с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи, построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди характерных для петровского барокко черт можно выделить двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши. Административный квартал на Васильевском острове не сформировался, коллегии постепенно были перемещены в другие помещения. В начале XIX века в здании Двенадцати коллегий находился Государственный архив, который сильно пострадал от ноябрьского наводнения 1824 года. Почти 2 млн документов Приказа тайных дел были полностью уничтожены.
Главный педагогический институт
С 1804 года в нескольких корпусах здания располагался Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. С 1830 года университету было передано все здание, переоборудовал постройку архитектор А.Ф. Щедрин. С 1857 года Д.И. Менделеев преподавал в университете курс общей химии. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6 (18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа. С 1911 года в служебной квартире Менделеева работает его мемориальный музей, а улица, на которую выходит основной фасад Двенадцати коллегий, названа в его честь.
Здание сегодня
В 1933–1937 годах университет носил имя наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, с 1948 по 1992 год — имя первого секретаря обкома ВКП (б) А.А. Жданова. В наши дни здание Двенадцати коллегий не только памятник культуры федерального значения, но и главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета — одного из лучших вузов России.

Здание Двенадцати коллегий. Культура РФ


Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов



Воскресенский Смольный собор



Атрибуция

Название: – Воскресенский Смольный собор (Воскресения Христо́ва Смо́льный собо́р, Смо́льный собо́р)
Местонахождение: – Санкт-Петербург
Год постройки: – 1748—1835 гг.
Архитекторы: – Ф. Растрелли
Архитектурный стиль: – Елизаветинское барокко
Правитель: – Елизавета Петровна
Особенности: – православный храм в Центральном районе Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Воскресенский Смольный собор исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, храмом учащихся
Современное состояние: – действующий храм

Узнаем больше


Монастырь был заложен в 1748 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны. Он должен был стать главным женским монастырем Санкт-Петербурга, в пару мужскому Александро-Невскому монастырю, основанному Петром I. Сохранилась деревянная модель Смольного монастыря, выполненная в мастерской Ф.Б. Растрелли и дающая хорошее представление о замысле зодчего (ныне в собрании музея Академии Художеств).
В центре монастырского комплекса находится монументальный пятиглавый Воскресенский собор. В середине XVIII века он был крупнейшим купольным зданием в России. Устройство пяти глав в духе древнерусского зодчества было требованием самой императрицы, пожелавшей, чтобы соборная церковь «была снаружи и внутри с приличным греческой [т. е. православной] церкви украшением». По четырем сторонам собора располагаются протяженные здания келий, а в угловых корпусах — четыре малых церкви. При въезде в монастырь должна была возвышаться грандиозная 6-ярусная 140-метровая колокольня. Хотя вчерне комплекс был готов уже в конце 1750-х годов, к его внутренней отделке из-за значительных военных расходов по причине вступления России в Семилетнюю войну не могли приступить еще несколько лет. В 1762–1764 годах здания монастыря достраивал архитектор Ю.М. Фельтен. Им была завершена внутренняя отделка некоторых помещений и двух угловых церквей по проекту Ф.Б. Растрелли. К сожалению, церкви сильно пострадали в советский период, лишившись первоначальных иконостасов.
Отделка интерьеров Воскресенского собора и фасадов келий у парадного входа в монастырь была завершена лишь в XIX веке.

Воскресенский девичий Смольный монастырь. Культура Рф


Вернуться к каталогу материалов


Дом Пашкова


? ?

Атрибуция

Название: – Дом Пашкова
Местонахождение: – Москва
Год постройки: – 1784-1788 гг.
Архитекторы: – В. Баженов
Архитектурный стиль: – Классицизм
Правитель: – Екатерина II
Особенности: – Единственная постройка Баженова, сохранившая французские корни его классицистического языка — дом Пашкова (1784-1788). Кажется в этом «волшебном замке», как назвали его современники совершенно все: кристальная ясность строго симметричной композиции, безупречные пропорции, тончайшая проработка архитектурных деталей. Особенности этих деталей: рисунок капителей колонн и пилястр, декор, заполняющий все фасады — и составляют яркий творческий почерк выдающегося архитектора, выраженный в неповторимом ансамбле торжества прекрасного.
Современное состояние: – принадлежит Российской государственной библиотеке

Узнаем больше


Построенный в конце XVIII века дом остается одним из немногих сохранившихся шедевров архитектуры классицизма.

История Пашкова дома. Дилетант



5 главных построек Василия Баженова. Культура РФ


Легенды дома Пашкова

- Здание это было построено в 1784–87 гг. для преуспевающего торговца землей и недвижимостью Петра Егоровича Пашкова, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка, дворянина не очень знатного происхождения. Его отец был денщиком Петра Великого.
- Предположительно его архитектором считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый.
- Существует старая легенда, что дом построен задом наперед. Фасад, обращенный к Кремлю, это задний фасад дома, а вход в него – с другой стороны, со Старо-Ваганьковского переулка. Легенда гласит, что Баженов, обиженный на Екатерину Вторую, которая в 1785 году повелела прекратить баженовские работы в Царицыно, построил дом таким образом, чтобы он задом смотрел на Кремль и его обитателей. Но всё это очень маловероятно. Прежде всего потому, что в 1785-ом году дом уже вовсю строился, то есть, спроектировано здание было раньше, чем Екатерина нанесла обиду великому зодчему.
- Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса), служившая символом побед царствования его матери.
- В 1812 г. дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII в. таким, каким он был создан изначально, однако детали оформления стали другими или вообще не были восстановлены.
- Пашковы владели домом до 1831-го года. Кто владел домом следующие восемь лет, неизвестно, но кто-то владел точно, не мог же такой дворец стоять без хозяина. А в 1839-ом году Пашков дом был выкуплен казной.
- Первоначально здесь был открыт Дворянский институт при императоре Николае I. Потом, в 1852-ом году здесь разместилась Четвертая мужская московская гимназия. Но надо сказать, что для гимназии это здание уж слишком роскошно.
- И в 1863-ем году, уже в царствование государя Александра Николаевича, в этом здании открылась Румянцевская библиотека, и Румянцевский музей. Николай Петрович Румянцев, сын Петра Румянцева-Задунайского, фаворита Екатерины Второй, генерал-фельдмаршала, был страстным коллекционером и чего только не собирал. У него были коллекции по нумизматике, этнографии, минералогические, предметы искусства, кроме того у него была богатая библиотека. Со временем Румянцев делает свой музей общедоступным, и библиотеку тоже. В 1863-ем году сюда начали приходить люди.
- Император Александр II очень это поощрял, и даже подарил музею знаменитую картину А.А. Иванова «Явление Христа народу», которая когда-то демонстрировалась именно здесь, и для которой был оборудован специальный «Ивановский зал».
- Кроме того, император высочайше повелел, чтобы экземпляр каждой изданной в России книги обязательно доставлялся в Румянцевскую библиотеку. Так началось формирование того уникального книгохранилища, которое при СССР носило название «Библиотека имени Ленина», а сейчас называется «Российская государственная библиотека».
Дом Пашкова в литературе

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь.»(«Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков).
«Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком. На горе, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом» (П.А. Вяземский)

Тайные комнаты дома Пашкова

Вернуться к каталогу материалов