Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История России XIX век. 9 класс

(Перейти к каталогу уроков)


Общественное движение при Александре II

и политика правительства

На императора Александра II было совершено шесть покушений, и всякий раз (кроме шестого) он чудом оставался в живых. Убийство Александра II позволило народовольцам громко заявить на суде о причинах покушения.

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Видеоматериалы
Литература для самоподготовки
  • - Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

  • Базовые знания

    Даты/события

    1 марта 1881 г. - убийство императора Александр II народовольцами

    1879 г. - Раскол организации «Земля и воля». Возникновение организаций «Народная воля» и «Черный передел».

    В Липецке состоялся съезд народников, сторонников террористических методов в политической борьбе. В съезде участвовали 11 человек: Александр Михайлов, Александр Квятковский, Лев Тихомиров, Николай Морозов, Александр Баранников, Мария Ошанина, Андрей Желябов, Николай Колодкевич, Григорий Гольденберг, Михаил Фроленко, Степан Ширяев. Основной задачей являлось дополнение старой землевольческой программы. Участники съезда приняли необходимость применения террора.


    Вернуться к каталогу материалов


    Терминология


    Народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции, появившиеся в Российской империи в 1860-1870-х гг.; выражалось в «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире; движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 гг. в России течение социально-политической мысли; выступало против крепостничества; являлось разновидностью утопического социализма.

    "Хождение в народ" - движение студенческой молодёжи и революционеров-народников с целью «сближения» с народом, его просвещения и революционной агитации непосредственно среди крестьянских масс; первый, студенческий и просветительский этап начался в 1861 году, а наибольшего размаха в форме организованной революционной агитации движение достигло в 1874 году; «хождение в народ» повлияло на самоорганизацию революционного движения, но не оказало существенного воздействия на народные массы: выделялось два вида пропаганды: 1) Летучая (передвижение от села к селу, выступления на сходках, призывы к неповиновению, к неуплате налогов, проповедь христианского равенства); 2) Оседлая (проживание небольшими группами в селах, организация артелей и коммун, школ, распространение нелегальной литературы).

    "Земля и воля" - тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года, с 1876 года по 1879 годы восстановившееся как народническая организация (Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов).

    Народовольцы - члены революционной народнической организации «Народная воля», возникшей в 1879 году после раскола организации «Земля и воля», поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества; одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. 

    Вернуться к каталогу материалов


    Персоналии


    Н.А. Ишутин - русский революционер, один из первых социалистов-утопистов, создатель революционных кружков; двоюродный брат Д.В. Каракозова, покушавшегося на Александра II в 1866 г. Один из первых представителей русских революционеров-заговорщиков, руководствовавшихся принципом «цель оправдывает средства». Основал тайные революционное общество «Организация» и террористическую группу «Ад».Умер на каторге.

    С.Г. Нечаев - русский нигилист и революционер XIX века. Один из первых представителей русского революционного активизма, лидер «Народной Расправы». Автор радикального «Катехизиса революционера». Осуждён за убийство студента Иванова (убит по подозрению в измене и для поднятия авторитета и укрепления дисциплины - "нечаевщина"). Умер в заключении.

    П.Л. Лавров - русский социолог, философ, публицист и революционер, историк. Один из идеологов народничества (пропагандистское течение).

    М.А. Бакунин - русский мыслитель и революционер, один из теоретиков анархизма и народничества (бунтарское течение).

    П.Н. Ткачев - русский литературный критик и публицист. Идеолог якобинского (заговорщического) направления в народничестве.

    Г.В. Плеханов - теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. В 1879 году после раскола «Земли и воли» организатор и руководитель «Чёрного передела». В 1883 году в эмиграции (Швейцария, Женева) основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

    Вернуться к каталогу материалов



    Презентации

    Общественное движение при Александре II и политика правительства



    Внимание!

    Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
    Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

    При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

    Вернуться к каталогу материалов


    Лекции и мнения

    Общественное движение при Александре II и политика правительства


    Вернуться к каталогу материалов

    Дело первомартовцев и последняя публичная казнь в России


    Последняя публичная казнь в России
    Ранним утром 3 апреля 1881 года пятерых арестантов Дома предварительного заключения разбудили после неспокойной ночи. Бледным народовольцам предложили чай, переодели их в чёрные тюремные шинели и повели к «позорным колесницам». На груди каждого висела деревянная табличка: «Цареубийца». Это террористы — те, что организовали несколько покушений на Александра II, включая то, что произошло 1 марта 1881 г., роковое — и последнее.
    В повозках тюремщики привязали ремнями к скамьям руки приговорённых к смерти. Конвой из двух кавалерийских эскадронов и двух пехотных рот сопровождал их под гул толпы по Шпалерной, Литейному проспекту и далее по улицам Санкт-Петербурга — к Семёновскому плацу (сегодня это Пионерская площадь). Там, под серым мартовским небом, уже собралась толпа. Жандармерия, палач Фролов в красной рубахе и его помощники подготовили эшафот — чёрный помост с пятью позорными столбами. Николай Кибальчич, Софья Перовская и Андрей Желябов отказались от причастия, но Николай Рысаков и Тимофей Михайлов общались со священниками довольно долго.
    Около 9 часов утра преступников под руки подняли на эшафот и накинули им на шеи петли. Фролов завязал каждому глаза. Кибальчич и Перовская держались спокойнее остальных. Палач по очереди выдёргивал из-под ног цареубийц скамьи: Кибальчич, Михайлов, Перовская, Желябов и, наконец, Рысаков. Михайлова пришлось трижды вешать под негодующий шум толпы — дважды верёвка обрывалась. Всё действие заняло не более получаса. Ещё через 20 минут трупы висельников солдаты убрали в гробы и увезли. Толпа стала расходиться с последней публичной казни в истории России.
    Обвиняемые на процессе
    Исполнению приговора предшествовал суд, который стал последним публичным политическим процессом в Российской империи. Судило народовольцев Особое присутствие Правительствующего Сената во главе с Эдуардом Яковлевичем Фуксом. Процесс начался 26 марта, а к 29-му суд вынес вердикт. Дело было ясное, своей вины в организации покушений подсудимые не отрицали. Особое присутствие помиловало только беременную Гесю Гельфман, казнь ей заменили пожизненной каторгой (Гельфман умерла в тюрьме в 1882 г. от послеродового воспаления; ребёнок тоже вскоре скончался).
    Наследник престола Александр III остался недоволен тем, как прошёл процесс. Общество, безусловно, возмущённое злодеянием социалистов-революционеров, услышало и их голос. Идеалисты-радикалы использовали суд как трибуну, с которой заявили, что они не исчадия ада, а члены партии «Народная воля», готовые на всё ради своих убеждений. Сдался только юный Рысаков (это он бросил первую бомбу 1 марта, которая, однако, не причинила вреда императору), он же дал следствию исчерпывающие показания о «Народной воле» и её членах, так что перед казнью товарищи даже не стали с ним прощаться. Остальные, как говорил первый присутствующий Фукс, «вели себя независимо и стойко».
    Примечание: Второй метальщик, Игнатий Гриневицкий, на суде уже не мог оказаться: это его бомба убила Александра II, но и сам он 1 марта скончался от ран в госпитале.
    Кибальчича тот же Фукс назвал человеком «замечательного ума, необыкновенной выдержки, адской энергии и поразительного спокойствия». Человек с инженерным образованием, он конструировал бомбы и гордился своими изобретательскими находками; в тюрьме перед казнью не прекращал работать и даже успел спроектировать пороховой ракетный двигатель. Перовская (гражданская жена Желябова) руководила последним покушением и после ареста товарищей хотела их освободить, из Петербурга не бежала. Спокойно держался и Михайлов. Желябов, которого полиция арестовала за два дня до убийства императора, вообще мог избежать смерти, но потребовал судить и его; он заявил прокурору: «…было бы вопиющею несправедливостью сохранить жизнь мне, многократно покушавшемуся на жизнь Александра II и не принявшему физического участия в умерщвлении его лишь по глупой случайности. Я требую приобщения себя к делу 1 марта и, если нужно, сделаю уличающие меня разоблачения».
    «Рассечь гордиев узел»: речь Желябова
    Желябов отказался от адвоката. Он хотел, чтобы его речь прозвучала на суде — вся страна следила за самым громким в 19 веке гласным политическим процессом. Как лидер «Народной воли» Желябов считал своим долгом что-то противопоставить многочасовой обвинительной речи прокурора в конце разбирательства. Обвинитель Николай Валерианович Муравьёв назвал идеи народовольцев «системой цареубийства, теорией кровопролития, учением резни», а социализм — чуждым России западным изобретением и «исторической бедой» Запада. Разумеется, оправдать содеянное было невозможно, но цель Желябова состояла в ином — народоволец желал «представить цель и средства партии в настоящем их виде». Вполне осуществить задуманное он не смог. Однако судья Фукс, судя по всему, несколько стеснялся своей роли в процессе. Позднее он жаловался: «Я попал в неловкое положение, т. е. давал свободу слова одной стороне и зажимал рот другой». Наверное, потому он всё же позволил Желябову кое-что сказать в ответ обвинению.
    Желябов рассказал, как он и его товарищи революционизировались. Ответственность за это он возложил на самодержавие: «…русские народовольцы не всегда действовали метательными снарядами, (…) в нашей деятельности была юность, розовая, мечтательная, и если она прошла, то не мы тому виной [судья перебивает]. (…) «Итак, мы, переиспытав разные способы действовать на пользу народа, в начале 70-х годов избрали одно из средств, именно положение рабочего человека, с целью мирной пропаганды социалистических идей. Движение крайне безобидное по средствам своим. И чем оно кончилось? Оно разбивалось исключительно о многочисленные преграды, которые встретило в лице тюрем и ссылок. Движение совершенно бескровное, отвергавшее насилие, не революционное, а мирное, было подавлено». Таким образом, Желябов убеждал: когда самодержавие подавило мирную деятельность, оно не оставило народовольцам иного выхода, кроме как «рассечь гордиев узел» — «перейти к насилию» и задумать государственный переворот.
    Трагедия 1 марта 1881 г. заключается не только в кровавом убийстве человека, последовавшей казни пятерых молодых радикалов и гибели Геси Гельфман и её ребёнка, но и в том, что умерщвление Александра II развернуло историю России на путь, противоположный тому, которого желали бы и сами народовольцы. Убитый император не просто понимал ценность свободы народа (уже редкость для правителей России!), но и лично рисковал ради неё. Газета «Страна» справедливо вопрошала спустя два дня после теракта: «Какое преступное нетерпение дерзало винить лично монарха, сделавшего столь много, за то, что он не сделал ещё больше?».
    Погибший император не только отменил крепостное право и провёл ещё несколько великих реформ, которые изменили облик Российской империи, но и говорил единомышленникам: «Мы идём к конституции». Александр II собирался разрешить мирную политическую деятельность и расширить институт народного представительства. Соответствующий Манифест уже лежал на столе М. Т. Лорис-Меликова, готовый к обнародованию в ближайшие дни. Цареубийцы же убедили Александра III в том, что Россия ещё не созрела для либеральных перемен, и отцовский Манифест он публиковать отказался. Новый монарх решил охранять самодержавие. Тем, кто желал преобразований, пришлось ждать новой крови, революции и реформ 1905 года.
    Источник:Дилетант

    Вернуться к каталогу материалов

    Видеоматериалы

    Общественное движение при Александре II и политика правительства (Videouroki.net)


    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


    История.РФ

    - Охота на Освободителя: пять фактов из истории покушений на Александра II


    Дилетант

    - Покушение на Александра II

    - Покушения на Александра II

    - Плотник из «народовольцев»

    - Пять выстрелов: как готовилось покушение на Александра II

    - Дело первомартовцев и последняя публичная казнь в России