Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2023 год

(Перейти к кодификатору)


Виды знаний


Каталог материалов


Основные понятия
Презентации
Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя!
    Источники для самоподготовки

    Основные понятия

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    чувственное познание

    - познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
    Формы чувственного познания:

    ощущение

    - это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

    восприятие

    - чувственный образ целостной картины предмета;

    представление

    - образ объекта познания, запечатленный в памяти.

    рациональное познание

    - познание посредством мышления.
    Формы рационального познания:

    понятие

    - это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

    суждение

    - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

    умозаключение (вывод)

    - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.

    интуиция

    - способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства (своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании). Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

    эмпиризм

    - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

    агностицизм

    - философская позиция, отрицающая познаваемость окружающего мира.

    рационализм

    - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    знание

    - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

    ложь

    - сознательное искажение образа объекта

    заблуждение

    - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта.

    Вернуться к каталогу материалов


    Презентации

    Познаваем ли мир?



    Внимание!

    Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
    Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

    При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

    Вернуться к каталогу материалов


    Лекции

    Что такое знание? Классификация знаний

    Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
    Термин "знание" многозначно. (см. схему "Знание. Многозначность понятия")
    Виды знаний:
    Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
    Научное - понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
    Практическое - овладение вещами, преобразование мира.
    Художественное — целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
    Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
    Иррациональное — не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
    Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
    Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
    Донаучное - прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
    Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
    Паранаучное - внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
    Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.
    Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. . Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
    Подробнее смотрите схему "Классификация знаний"

    Вернуться к каталогу материалов

    Социальное познание

    Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
    Особенности социального познания
    Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
    Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
    Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
    Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
    Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
    Источники социального познания
    Социальная действительность, её развитие на данном этапе
    Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
    <Основные формы социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
    Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
    Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.

    Вернуться к каталогу материалов

    Чувственное и рациональное познание


    Познание имеет две формы — чувственное познание и рациональное познание. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального.
    Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
    ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.
    2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
    3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другми словами это то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
    Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок). Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
    ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
    2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
    3. Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c. Или например: Все люди смертны. Иванов — человек. Следовательно, Иванов смертен
    Разновидности умозаключений:
    Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
    Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
    Получаемое по аналогии.

    Вернуться к каталогу материалов

    Познаваем ли мир? (Проблемы теории познания)


    Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания.
    Существовало три подхода к вопросу о том, как человек познает мир:
    Сенсуализм (Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах) - они считали что мы познаем мир чувствами.
    Рационализм (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза) - эти философы утверждали, что мы познаем мир разумом.
    Агностицизм (Д. Юм) - отрицание возможности познания мира.

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы

    Схема "Формы познания"

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Схема "Формы чувственного познания"

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Схема "Формы рационального познания"

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Схема "Знание. Многозначность понятия"

    ?

    Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

    Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

    Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


    Вернуться к каталогу материалов


    Схема "Классификация знаний"

    ? ? ?

    Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

    Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

    Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы
    Виды и формы познания (InternetUrok.ru)

    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Формы и виды познания. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Виды знаний (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов