Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ЕГЭ
(Перейти к кодификатору
1.2 Мировоззрение,
его роль в жизнедеятельности человека.
Общественное и индивидуальное сознание.
Самосознание и социальное поведение
Каталог материалов
- - Внутренний (духовный) мир человека, его структура
- - Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека
- - Общественное и индивидуальное сознание
- - Самосознание и социальное поведение
- - Мировоззрение и его разновидности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - Мировоззрение, его виды и формы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
- - Новые темы ЕГЭ-2024 - Человек и общество - теория и практики
- - Решение познавательной задачи. Множественный выбор.
- - Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте
- - Заполните пропуск в таблице
- - Задание на установление соответствия
- - Задание на составление плана доклада по определенной теме
- - Онлайн тестирование
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
мировоззрение
знания
принципы
идеи
идеалы
убеждения
духовные ценности
менталитет
сознание
общественное сознание
самосознание
самопознание
На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать - основные понятия
мировоззрение
- структурные элементы / типологии
мировоззрения
Характеризовать
- типы мировоззрения
Раскрывать на примерах
- виды мировоззрения
Уметь составлять сложный план по теме
«Мировоззрение»
Вернуться к каталогу материалов
Мировоззрение, его виды и формы
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Внутренний (духовный) мир человека, его структура
Структура внутреннего мира:
Познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
Чувства– эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
Мировоззрение
Направленность личности
Вернуться к каталогу материалов
Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека.
1. Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;
2. Совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;
3. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
Однако,следует отметить, что понятие мировоззрение не достаточно строго определено как и многие другие обществоведческие понятия и соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.
БСЭ - Мировоззрение, - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них.... Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. …М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
Википедия - Мировоззрение — совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями. Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
Общественные науки - Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.
Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.
Субъекты (носители) мировоззрения:
- отдельный человек;
– группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);
– общество в целом.
Мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества.
Мировоззрение решает три основных вопроса:
- отношение человека к миру в целом
– место и назначение человека в окружающем мире
– познание и преобразование мира.
Мировоззрение включает 3 компонента:
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Структура мировоззрения определяет его функции. Их три:
1) познавательная (гносеологическая) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
2) ценностно-ориентационная (аксиологическая) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
3) практическая (праксиологическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).
Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.
Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения:
1) Обыденное
- формируется в процессе личной практики
– складывается стихийно, на основе жизненного опыта
– мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией
– широко распространено
2) Религиозное
- дает человеку веру в возможность достижения поставленных целей
– нацеливает на совершение нравственных поступков
– непримиримо к другим жизненным позициям
– недостаточное внимание к достижениям науки
– человек должен принимать религиозные догмы на веру без размышлений
3) Научное
- опирается на достижения науки
– включает научную картину мира
– обобщает итоги человеческого познания
– тесно связано с практической деятельностью людей
Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?
- Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.
– Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.
– Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.
Мировоззрение всегда связано с убеждением.
Убеждение - это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. Убеждения - это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
Источники убеждения
- глубокие знания, которые субъект принимает за истину
– социальная практика (жизненный опыт), которая подтверждает справедливость или ложность убеждений
– ценностные ориентации, сформированные жизненным опытом, образованием и воспитанием
Это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
Термин «философия» в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
Таким образом, Философия — это теоретический уровень мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения с позиции рациональности.
Вернуться к каталогу материалов
Общественное и индивидуальное сознание
Одним из отличий человека от животного является способность к сознательной деятельности, то есть возможность планировать свои действия и предвидеть их результаты.
Сознание — это свойство человеческого мозга, позволяющее ему обобщённо отражать, воспринимать окружающий мир и реагировать на происходящие события.
Например: когда человек находится в коме или упал в обморок, про него говорят, что он «без сознания». Сознание связано с такими компонентами человеческой психики, как потребности, интересы, эмоции, воля, память. Его характеризуют как высшую форму психической деятельности.
Виды сознания
Традиционно сознание подразделяют на виды в зависимости от того, кто именно является его носителем. Сознание, которое присуще конкретному человеку, называют индивидуальным. Сознание же, которое присуще всему обществу в целом, называют общественным. При этом индивидуальное и общественное сознание влияют друг на друга. Общественное сознание оказывает влияние на человека и, соответственно, индивидуальное сознание в процессе социализации. Индивидуальное сознание также может повлиять на общественное сознание. Какая-то его часть — мысль, убеждение, может стать достоянием общества, и его примут как норму поведения.
Понятие общественного сознания
Ранее было отмечено, что общественное сознание — это сознание, которое присуще всему обществу в целом.
Общественное сознание — совокупность идей, взглядов, мнений, привычек, нравов определённой социальной общности или группы.
При этом общественное сознание подразделяют на общественную психологию и общественную идеологию. Общественная психология — стихийно формирующаяся у людей совокупность мыслей, представлений, привычек. Общественная идеология формируется не стихийно, а целенаправленно, это система идей и взглядов, выражающих мировоззрение определённой социальной группы.
Уровни общественного сознания
Общественное сознание подразделяют ещё и на уровни. Обыденное сознание стихийно формируется в повседневной жизни людей, и оно проникает в сущность окружающего мира неглубоко, поверхностно. Теоретическое сознание целенаправленно формируется у профессионалов в какой-либо сфере деятельности, и оно отражает сущность окружающего мира глубоко, доказательно. Теоретическое сознание основывается на обыденном сознании.
Формы общественного сознания
Помимо уровней, выделяют также формы общественного сознания. К основным формам общественного сознания относятся:
- религиозное: основано на вере в существование сверхъестественных сил, влияющих на судьбу человека, жизнь общества;
- моральное: включает в себя нравственные принципы общества, нормы поведения;
- эстетическое: отражает окружающую действительность в художественных образах;
- научное: вырабатывает систему объективных знаний о мире, закономерностях развития природы и общества;
- философское: выполняет мировоззренческую функцию;
- политическое: формирует и обосновывает политические идеи;
- правовое: выражает отношение к праву как социальной ценности.
Стоит заметить, что этими формами общественное сознание не ограничивается. Можно назвать также экологическое сознание, демографическое сознание и другие формы общественного сознания.
В настоящее время многие люди по всему миру отказываются рожать детей, опасаясь последствий изменения климата: глобальное потепление может повлечь стихийные бедствия и голод. Кроме того, некоторые люди отказываются от рождения детей, поскольку не хотят наносить ещё больший вред планете: рождение ребёнка влечёт увеличение количества мусора, увеличение выбросов углерода. Данные ситуации можно считать примерами демографического и экологического общественного сознания.
Вернуться к каталогу материалов
Самосознание и социальное поведение
Самосознание — это восприятие человеком себя как личности, своих возможностей и ограничений, своей роли в общественных процессах.
Самосознание включает в себя осознание своих мотиваций, целей, желаний и потребностей, а также способность критически оценивать свои действия и поведение в соответствии с этими факторами. Это важный аспект развития личности, который помогает сформировать здоровое самоуважение и самооценку, а также способствует более эффективному общению и взаимодействию с другими людьми.
В поведении человека могут выражаться его позиция, принципы или взгляды на различные социальные объекты.
Например, граждане страны вышли на митинг, выражая своё несогласие с принятием нового закона.
Социальное поведение — это действия человека или социальной группы, выражающие определённое отношение к разным объектам или явлениям.
Выделяют несколько видов социального поведения:
- агрессия;
- соперничество;
- сотрудничество;
- эгоизм (поведение исключительно в своих интересах);
- альтруизм (поведение в интересах других, жертвенность).
Самосознание влияет на социальное поведение, поскольку человек, осознавая себя, может выбирать социальные роли и поведенческие стратегии, которые соответствуют его личности и жизненным установкам. Социальное поведение, в свою очередь, может воздействовать на самосознание, поскольку человек способен изменять своё мировоззрение и личностные качества под влиянием социальной среды и социальных обстоятельств.
Основной способ самосознания — самопознание.
Самопознание — познание человеком самого себя, своих физических и психических особенностей, индивидуальных качеств.
Возникает вопрос, какие методы и средства может использовать человек для самопознания.
К методам самопознания можно относить:
- самонаблюдение — наблюдение за своими поступками, поведением, мыслями;
- самосравнение — сравнение себя с окружающими или героями произведений искусства;
- самоанализ и самооценивание — анализ и оценка своих поступков, поведения, мыслей: вполне естественно, что далеко не всегда самоанализ и самооценивание объективны.
К средствам самопознания, в свою очередь, можно относить ведение дневника или блога, консультации психологов.
Например: Лев Толстой на протяжении всей своей жизни вёл дневники, задачу которых видел не только в фиксировании происходящих с ним событий, но и в самовоспитании. Поэтому его дневники содержат множество самокритичных записей: «Наелся сладостей, засиделся. Лгал» (8 марта 1850 г.); «Не могу одолеть лень» (11 сентября 1853 г.); «Надо быть сильным или спать» (14 апреля 1884 г.) и другие записи. Эти дневниковые записи — яркий пример рефлексии.
Рефлексия — одно из проявлений самосознания человека, способ, метод самопознания.
Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя, своих поступков, поведения.
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Структура и этапы формирования мировоззрения"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Классификация видов мировоззрения"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Мировоззрение и его разновидности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Мировоззрение, его виды и формы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Новые темы ЕГЭ 2024 - Человек и общество - Теория и практика
Смотреть с 13 м. 10 с.
Вернуться к каталогу материалов
Решение познавательной задачи. Множественный выбор.
Сергей считал, что целостное представление о природе, обществе и человеке возможно сформировать на основе научных знаний. Это будет способствовать не только преобразованию существующего уклада жизни, но и поможет решить наиболее сложные глобальные проблемы, сохраняя условия для существования человечества. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного мировоззрения.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте (№ 25 ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Заполните пропуск в таблице
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между признаками и видами мировоззрения. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на составление плана доклада по определенной теме
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Формы и виды мировоззрения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Мировоззренческие платформы и их содержание.
Гедонизм (греч. hedone — удовольствие) - мировоззренческая платформа, сторонники которой утверждают, что индивидуальное всегда выступает в приоритете над социальным; согласно данной позиции, индикатором гармоничности развития индивида в социуме и в природе выступает фактор удовольствия, и только из наличия либо отсутствия удовольствия от жизни как процесса возможно выносить моральные и этические суждения. Гедонист - это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист - человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям. Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.
Гилозоизм (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) - мировоззренческая платформа, согласно которой утверждается всеобщая одушевленность материи, пространство воспринимается в качестве живого организма, наделенного Разумом: Жизнь есть неотъемлемое свойство материи, ее базовый атрибут и ее материи наполнение. Данное представление полностью снимает любые принципиальные различия между неорганическим и живым.
Пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) - мировоззренческая платформа, в основе которой лежит идея о том, что война есть противоестественное для человеческой природы явление; в исторических формах данная платформа получила такое выражение как «борьба за мир против насилия».
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение. § 4. Социальная сущность человека
- Урок 2.Человек – биосоциальное существо
- Человек (индивид, индивидуальность, личность)
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте