Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)


Памятники живописи

(Перейти к каталогу по векам)


Живописцы XVIII века




Боровиковский Владимир


Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке | Портрет императора Павла I
Портрет князя Куракина | Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Атрибуция


Имя: – Владимир Боровиковский
Годы жизни: – 1757 - 1825 гг.
Правитель: – Екатерина II
Особенности: – Наряду с Ф.С. Рокотовым и Д.Г. Левицким, художник Владимир Лукич Боровиковский принадлежит к числу наиболее выдающихся русских живописцев XVIII века. Он стал знаменит как превосходный портретист, но не меньших высот достиг в качестве иконописца. Историк искусства Александр Бенуа считал, что по техническому совершенству своих произведений Боровиковский не уступал никому из современников, включая прославленного англичанина Томаса Гейнсборо.

Узнаем больше


Детство и юность Владимира Боровиковского
Будущий художник родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде на Полтавщине, в семье казачьей старшины, которую в 1785 году по указу Екатерины приравняли к русскому дворянскому сословию. Отец мальчика Лука Иванович Боровик был небогат, и с 17 лет Владимир, как и все его дядья, братья и племянники, служил в Миргородском казачьем полку, одновременно помогая вести хозяйство. Помимо этого, вся семья Боровиков занималась и другим делом – иконописью. Не избежал этого занятия и Владимир прилежно освоивший нехитрые фамильные секреты.
В 1782 году полк, в котором служил молодой казак, расформировали, и иконопись стала его основным ремеслом. Как показала дальнейшая карьера живописца, заложенный в молодости фундамент оказался достаточно прочным, чтобы достичь признания в среде профессиональных живописцев. Сохранившиеся ранние портреты работы Боровиковского, написанные на Украине, демонстрируют живость и характеры героев, хотя и отличаются неправильностью и архаичностью письма.
Переломным в биографии Владимира Боровиковского стал 1787 год, когда он принял участие в оформлении путевого дворца в Кременчуге – одного из тех, что строились по всему длинному пути запланированного путешествия императрицы Екатерины II в недавно присоединённый к России Крым. Отдыхая во дворце, государыня удостоила похвалы со вкусом составленные и исполненные живописные аллегории и повелела одарить художника деньгами. Это вдохновило талантливого самородка на переезд в столицу для совершенствования художественных навыков.
Творчество Владимира Боровиковского
Не имея ни связей, ни значительных средств, в декабре 1788 года Владимир Боровиковский прибыл в Санкт-Петербург – именно здесь он изменил свою фамилию, придав ей более «благородное» звучание. К счастью, вскоре художник нашёл покровителя в лице Н.А. Львова – видного мецената и просветителя екатерининской эпохи. Успешный архитектор и инженер, родившийся в небогатой семье и пробившийся наверх лишь благодаря самостоятельно полученным знаниям, он проявил заботу о художнике-самоучке. Львов поселил Боровиковского у себя в доме, ввёл в творческий круг столицы, помог с первыми заказами на портреты и росписи церквей.
Из-за зрелого возраста – художнику перевалило за 30 лет – Боровиковский не смог поступить в Императорскую академию художеств. Однако он быстро сошёлся с талантливым Д.Г. Левицким, оказавшим значительное влияние на вкусы земляка-малоросса, а также брал уроки у придворного живописца австрийца И.-Б. Лампи, который при отъезде из России оставил ученику свою мастерскую. Боровиковский стал вдумчивее относиться к моделям, достиг совершенства в передаче фактуры – тканей, драпировок, мебели.
Период ученичества длился довольно долго, но кисть художника становилась всё увереннее, а взгляд острее. Начиная с 1794–1795 гг. его картины отмечены тонким мастерством и обретением поэзии. Входивший в моду сентиментализм стал главным художественным направлением Боровиковского, в котором его талант раскрылся в полной мере. Тогда в парном портрете «Лизонька и Дашенька» он изобразил двух дворовых крепостных девушек в виде трогательных барышень, а портрет генеральской дочери Екатерины Арсеньевой поместил в тёплую дымку, придающую обаяние задорному лицу девушки-подростка.
Портреты работы Боровиковского произвели настолько благоприятное впечатление на публику, что за считанные месяцы на его работы возник широкий спрос. Модный художник удостоился звания академика, у него начали заказывать портреты знатные дамы, а затем и сама императрица. Портрет Екатерины II стал одним из высших достижений Боровиковского. Он изобразил государыню как простую пожилую женщину, а не полубогиню, что по тем временам было неслыханно. Этот образ пришёлся императрице по душе, и Боровиковский получил целый ряд новых престижных заказов. С этого момента он во множестве писал портреты членов царской семьи, высших государственных сановников, придворных дам.
Наибольшей творческой силы Боровиковский достиг на рубеже веков – в быстротечную эпоху Павла I и первые годы правления Александра I. Именно тогда он создал настоящие шедевры: женские портреты М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, Е.А. Долгоруковой, сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. Среди мужских портретов наиболее выразительны изображения Г.Р. Державина, императора Павла I, Д.П. Трощинского, Ф.А. Боровского и особенно А.Б. Куракина.
В начале XIX века Боровиковский, повинуясь веянию моды своего времени, сблизился с масонами и вступил в одну из лож, после чего написал ряд портреты высокопоставленных розенкрейцеров. Но тайные обряды не удовлетворяли его духовных потребностей, и постепенно художник отошёл от масонства. Тогда же стиль картин Боровиковского сместился от сентиментализма в сторону классицизма.
С 1804 по 1810 гг. Боровиковский участвовал в масштабном проекте по росписи Казанского собора в Петербурге. Он выполнил 10 икон, которые отличаются торжественностью образов и нарядностью колорита. В 1810-е гг. живописец продолжал писать портреты знати, а также по заказу оренбургского губернатора Г.С. Волконского создал галерею изображений русских царей.
В поздний период творчества Боровиковский нашёл успокоение в церковной живописи. Он расписывал иконостасы храмов, всё менее интересуясь светским портретом, сделавшим ему имя. Мода на Боровиковского уходила. Последнее его достижение в этой сфере – созданный в 1821 году портрет фрейлины двора Е.В. Родзянко. Склонный к душевным колебаниям, художник всё глубже искал утешение в религии. В 1819 году он примкнул к мистической секте «Духовный союз» во главе с Е.Ф. Татариновой (Буксгевден). Здесь Боровиковский обрёл атмосферу, созвучную его внутреннему миру, несмотря на излишнюю экзальтированность «братьев» и «сестёр». В 1822 году секту по обвинению в ереси распустили, но живописец не жалел, что приобщился к мистицизму.
Как педагог Боровиковский воспитал несколько замечательных художников, таких как А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный.

Владимир Боровиковский. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов



Левицкий Дмитрий


Портрет Екатерины II в Третьяковской галерее | Портрет Екатерины II в Государственном Русском музее
Автор: Левицкий Д. Г. 1780-е гг.
Портреты Левицкого занимают особое место в искусстве XVIII века. В нем в аллегорической форме воплотился идеал эпохи – образ просвещенного монарха. Художник представляет свою героиню в виде жрицы богини правосудия Фемиды. Государыня, в одеянии, напоминающем античную тогу, с лавровым венком на голове вместо короны, стоит перед скульптурным изображением Фемиды, под которым воздвигнут алтарь. На нем Екатерина сжигает цветы мака – символ сна и покоя. У ее ног – книги Законов, которые охраняет орел, олицетворяющий державность, государственность. На дальнем плане видны море и корабль, свидетельствующие о защищенной военным флотом торговле – залоге экономического процветания империи. Строго продуманная композиция картины является аллегорией идеально устроенного государства в представлении эпохи Просвещения. Отвлеченная идея воплощена художником с великолепным живописным размахом. Сияющая фигура императрицы среди пурпурного убранства храма создает мощный, праздничный цветовой аккорд, как нельзя лучше отвечающий задаче прославления и триумфа.

Смотреть картину в Третьяковской галерее


Смотреть картину в Государственном Русском музее


Смотреть описание картины "Екатерина II — законодательница" Левицкого Д.Г. на Артефакте



Вернуться к каталогу материалов