Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

2.3 Развитие общества.

Современные формы связи и коммуникации:

как они изменили мир.

Информационное общество.

Роль информации и информационных технологий

в современном мире.

Профессии настоящего и будущего.

Непрерывное образование и карьера


Каталог материалов



Базовые знания
Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя!
  • - Задание на установление соответствия

  • Базовые знания

    Терминология

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    эволюция

    — постепенное, пошаговое развитие, которое сопровождается медленными и чаще всего частичными изменениями в сферах жизни общества.

    революция

    — социально-политический конфликт, который характеризуется коренными изменениями во всех сферах общественной жизни.

    реформа

    — изменения, преобразования в одной или нескольких сферах общественной жизни, не приводящие к коренной перестройке общества. Реформы вводят законодательным путём.

    прогресс

    — процесс перехода от низшей стадии развития к высшей, совершенствование.

    регресс

    — процесс перехода от высшей стадии к низшей, возврат к прошлому, деградация.

    доиндустриальное общество

    — общество, в котором преобладает сельское хозяйство, натуральное хозяйство, а также сословная иерархия и традиционный уклад жизни.

    индустриальное общество

    — общество, которое характеризуется преобладанием промышленности, товарного хозяйства, а также гибкими и динамичными социальными структурами.

    постиндустриальное (информационное) общество

    — современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

    На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)


    Характеризовать
    - многовариантность общественного развития
    Вернуться к каталогу материалов



    Лекции

    Пути развития общества: революция, эволюция, реформа


    Общество может развиваться различными путями. Существует три основных пути развития общества — эволюция, революция и реформа.
    Эволюция — постепенное, пошаговое развитие, которое сопровождается медленными и чаще всего частичными изменениями в сферах жизни общества.
    У эволюции есть следующие признаки:
    - постепенность изменений;
    - преемственность в развитии различных сторон жизни общества.
    Термин «эволюция» сначала употребляли для обозначения развития жизни на Земле. Этот процесс подробно описал Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов путём естественного отбора». Это биологическая эволюция. Однако позже Герберт Спенсер начал употреблять это понятие для описания развития общества. Это социальная эволюция.
    Противоположный эволюции путь развития общества — революция.
    Революция — социально-политический конфликт, который характеризуется коренными изменениями во всех сферах общественной жизни.
    В результате революции общество переходит из одного качественного состояния в другое.
    Революции многообразны, их можно классифицировать по различным критериям:
    1. по времени протекания:
    а) кратковременные — например, Февральская революция 1917 года в России;
    б) долговременные — например, Великая Французская революция, которая началась в 1789 году, а завершилась в 1799 году;
    2. по сферам протекания:
    а) технические — например, промышленная, научно-технические революции; культурные — например, культурная революция в СССР, в ходе которой была ликвидирована неграмотность и создана новая, советская, культура;
    б) социальные — например, Английская революция 1640–1660 годов, в ходе которой произошёл переход от монархии к республике и наоборот;
    3. по масштабам:
    а) протекающие в одной стране — например, революция в США 1775–1783 годов;
    б) протекающие в ряде стран — например, революции в Европе 1848–1849 годов;
    в) глобальные — например, промышленная революция, научно-техническая революция.
    Ещё один путь развития общества — реформа. Это понятие вы наверняка хотя бы раз слышали, если смотрите телевизор или присутствовали при разговорах взрослых.
    Реформа — изменения, преобразования в одной или нескольких сферах общественной жизни, не приводящие к коренной перестройке общества. Реформы вводят законодательным путём.
    Реформы могут быть направлены на изменение уклада жизни общества, улучшение уровня жизни населения, укрепление и обновление государственных основ и на другие цели.
    Петра I очень часто называют царём-реформатором. Действительно, за период своего правления этот российский император осуществил множество реформ, которые затронули все сферы жизни общества. Некоторые из этих реформ ломали привычный уклад жизни общества и вызывали недовольство населения. Например, Пётр I запретил боярам носить бороды и заставил их одеваться на европейский манер. Эта, казалось бы, мелочь, вызвала в обществе такое недовольство, что Петра I в народе стали называть антихристом. Некоторые даже думали, что русского царя подменили, пока он путешествовал по Европе.
    От революций реформы отличаются наличием чёткого плана и тем, что их проводят «‎сверху», то есть по решению властей.

    Вернуться к каталогу материалов

    Направления общественного развития: прогресс, регресс


    Если понаблюдать за тем, как развивается социум, можно заметить как периоды подъёма, так и периоды упадка всех сфер жизни общества или только некоторых из них.
    Периоды подъёма в развитии общества называют прогрессом. О прогрессе можно говорить, когда все или некоторые сферы жизни общества и общественные институты совершенствуются, изменяются в лучшую сторону.
    Прогресс — процесс перехода от низшей стадии развития к высшей, совершенствование.
    Ответить на вопрос, есть ли в обществе прогресс, и измерить его можно при помощи критериев прогресса:
    - моральный критерий — повышение общественной нравственности;
    - социально-экономический критерий — развитие производительных сил, повышение уровня жизни;
    - научно-технический критерий — развитие человеческого разума и, как следствие, науки и техники;
    - правовой критерий — возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
    Это основные критерии общественного прогресса. Однако стоит заметить, что, поскольку общество — сложный организм, один — ведущий — критерий выделить трудно.
    Французский просветитель Жан Антуан Кондорсе считал критерием общественного прогресса развитие разума, а немецкие философы Фридрих Шеллинг и Георг Гегель — рост осознания свободы и приближение человечества к правовому устройству.
    Прогрессу способствуют факторы и движущие силы прогресса. К ним можно отнести природные условия, природные катаклизмы, особенности образа жизни, геополитическое положение и другие особенности.
    В отличие от прогресса о регрессе говорят тогда, когда все или некоторые сферы жизни общества и общественные институты приходят в упадок, изменяются в худшую сторону.
    Регресс — процесс перехода от высшей стадии к низшей, возврат к прошлому, деградация.
    Относительность прогресса и регресса
    Регресс — относителен. Если посмотреть на ленту времени, то, как бы долго ни длился регресс (войны, катаклизмы, эпидемии), он всегда сменяется прогрессом.
    Однако понятия прогресса и регресса нельзя применить абсолютно ко всем обществам в мире или ко всем сферам жизни общества. Поэтому принято говорить, что эти процессы относительны. Например, пока США, Япония, Канада и другие развитые государства живут в постиндустриальном или даже информационном обществе, на территории Азии, Африки, Австралии и Южной Америки до сих пор встречаются племена, которые добывают пищу рыбалкой и охотой, не умеют читать и писать и верят, что дождь посылают боги.
    В Южной Америке, в западной части долины реки Амазонки, обитает племя корубо. Основное занятие этого племени — охота и набеги на соседние поселения. Оружие корубо — тяжёлые дубинки и отравленные дротики. Используют их не только в отношении животных — корубо не чуждаются каннибализма.
    Тоже в Южной Америке, но уже в долине реки Мэйки, живёт племя пираха. В этом племени всего около двухсот человек, которые существуют благодаря охоте и собирательству. Представители племени умеют говорить, но их речь очень бедна — например, в ней нет числительных и названий для оттенков цвета.
    Таких племён достаточно много, и они очень интересны учёным. Но попытки изучить их приводят к уничтожению этих островков первобытного мира. Эти племена на протяжении столетий и тысячелетий существовали изолированно от остального мира. Поэтому организмы их представителей «‎не знакомы»‎ с вирусами гриппа, ветрянки и другими инфекционными заболеваниями, и эти болезни способны их убить.
    Прогресс не только относителен, но и противоречив. Прогресс в одной сфере жизни общества может привести к регрессу в другой. Иными словами, у прогресса есть как положительные, так и отрицательные последствия. Например, компьютерная техника упростила труд человека, но испортила здоровье — зрение, осанку. Масштабный рост производства удовлетворяет возрастающие потребности человека, но негативно влияет на окружающую среду — загрязняет атмосферу, разрушает озоновый слой.

    Вернуться к каталогу материалов

    Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

    В современной науке существует множество типологий обществ, в основе которых лежат различные характеристики. Перечислим наиболее распространенные в научной литературе основания, используемые для типологизации обществ:
    - эволюционное (первобытное, античное, аграрное, индустриальное, информационное общества);
    - цивилизационное (дикость, варварство, цивилизация);
    - формационное — по способу производства и обмена (первобытное, рабовладельческое, феодальное, азиатское, капиталистическое, коммунистическое). Термин «общественно-экономическая формация» ввели К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно формационному подходу, человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом (совокупность экономических отношений) и соответствующей надстройкой (совокупность политических, правовых, религиозных и других отношений). Каждой формации свойственны определённая основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике;
    - открытые и закрытые общества;
    - по наличию или отсутствию письменности (бесписьменные, письменные общества);
    - по особенностям властных структур (догосударственные и государственные общества);
    - по степени стабильности (равновесные и неравновесные).
    - по уровню развития: отсталые, развивающиеся, развитые.
    Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
    Традиционное общество
    (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов. Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
    Индустриальное общество
    Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи .Это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
    Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.
    Социальная система индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.
    Для экономической системы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий — частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный — сельское хозяйство, вторичный — промышленность, третичный — услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).
    Политическая система индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием гражданского общества и массовой политической культуры. В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.
    Духовная система индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием естествознания и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.
    Постиндустриальное общество
    В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
    Отличительные черты постиндустриального общества:
    -переход от производства товаров к экономике услуг;
    -возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
    -главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
    -контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
    -принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
    -Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

    Вернуться к каталогу материалов


    Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир


    После победы в Марафонской битве предводитель греков Мильтиад приказал самому быстроногому воину отправиться в Афины, чтобы сообщить об их победе над персами. Воин добежал до Афин и успел произнести только: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Сердце его не выдержало огромного напряжения, и он умер. Чтобы сообщить эту радостную весть, ему пришлось преодолеть расстояние примерно в 42 километра. Какими способами можно было бы передать эту информацию в наши дни?
    Мы воспринимаем время и пространство не так, как наши предки. Мы живём в едином информационном пространстве. Для нас совершенно нормально, что о событиях, произошедших за много километров от нас, мы узнаём буквально через несколько минут, тогда как в прошлом это занимало значительно больше времени. Современный человек может существенно сэкономить время за счёт использования новых информационных технологий.
    Первые телекоммуникационные средства появились в XIX веке: телеграф, телефон, радиоприёмник. Уже в середине ХХ века массово стала использоваться спутниковая связь, а затем и компьютерная сеть. Это положительно отразилось на развитии новых средств связи. Развитие науки позволило передавать информационные данные на расстоянии.
    Виртуальное пространство сложилось и функционирует благодаря глобальной сети Интернет. Она позволяет общаться, передавать информацию, делиться эмоциями, читать новости и многое другое, используя для этого соответствующие средства связи. К ним можно отнести такие мессенджеры и программы, как Zoom, Skype, WhatsApp, Telegram, а также социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир» и другие.
    По данным компании Mediascope, тройка самых популярных мессенджеров в 2017 году в России выглядела так:
    - WhatsApp — 22 миллиона пользователей
    - Viber — 18,9 миллиона пользователей
    - Telegram — 7,3 миллиона пользователей
    Современную жизнь сложно представить без телекоммуникационных технологий, которые стирают государственные границы, уменьшают расстояние между людьми, делают доступной мобильную и видеосвязь, позволяют решать множество задач в сфере управления, образования, коммерции. Каждый из нас ежедневно сталкивается с ними, совершая телефонные звонки, набирая смс-сообщение, публикуя интересный пост, проверяя почту или покупая товары в интернет-магазинах.
    Современные формы коммуникации позволяют нам в мгновение ока найти нужную информацию (для этого необязательно ходить в библиотеку в поисках нужной книги), учиться и работать онлайн, удалённо. «Общаться» научилась и умная техника, она может самостоятельно обмениваться данными по сети: «умный дом» вызовет полицию, если ворвались грабители, мультиварка загрузит нужный рецепт, колонка обрадует любимой музыкой.
    Новые формы связи, бесспорно, упростили многие области человеческой жизни, однако они также породили болезни и зависимости. К новым болезням можно отнести синдром карпального канала (это нарушение чувствительности и постепенная утрата двигательной активности рук, которые возникают из-за регулярного использования компьютерной мыши), номофобия (боязнь остаться без мобильного телефона), прогрессивная близорукость.
    Ещё в 2013 году сайт RGRU опубликовал статью «Существует ли психологическая зависимость от мобильного телефона?». Там написано: «Психиатры считают, что в мире началась эпидемия новой болезни. Она получила название «номофобия» (от английского no mobile phone phobia, то есть «страх отсутствия мобильного телефона»). Врачи считают, что номофобия по своей природе сродни другим зависимостям вроде алкоголизма, наркомании, игромании или шопоголизма. Каждая из них служит компенсацией каких-то проблем личности: комплексов, неудовлетворённых потребностей, иллюзий. В случае с телефоном человек, не мыслящий ни часа жизни без него, также компенсирует личные проблемы, к примеру, неумение вступать в контакты с другими людьми или страх одиночества. Признаки номофобии резко обостряются, когда человек вдруг обнаруживает, что не может найти свой телефон. Они заключаются в том, что больной приходит в возбуждённое состояние, становится раздражён, суетлив. У него может появиться головокружение, учащённый пульс, повышенное отделение пота, дрожь в руках и ногах. 66% владельцев мобильных телефонов страдают номофобией.
    На какое-то время номофоб перестаёт контролировать свои поступки. Он может нервно разбрасывать вещи, переворачивать всё в доме в поисках своего телефона. Ощущение крайнего дискомфорта не покинет больного, пока он не выяснит, куда же запропастился его телефон. Больше всего страдают от номофобии подростки и молодые люди (77%).
    Вы можете сами проверить, страдаете ли вы или ваши близкие номофобией. Попробуйте прямо сейчас ненадолго отключить свой мобильник. Если сама эта мысль вызывает у вас чувство внутреннего протеста, если находятся тысячи причин, почему этого не стоит делать, то стоит внимательно присмотреться к вашим отношениям с телефоном».

    Вернуться к каталогу материалов


    Как меняется образование. Профессии настоящего и будущего


    Проблемы профессионального самоопределения
    Один из самых важных вопросов, который встаёт перед современными старшеклассниками — это вопрос профессионального самоопределения, то есть выбора профессии. В первобытном или средневековом обществе с этим явных проблем не было: считалось правильным пойти по стопам отца, продолжить его дело или дело своей семьи. Выбор был небольшой. Сейчас мир быстро меняется, старшеклассникам всё сложнее найти интересы, которые помогут им в профессиональном становлении.
    Профессия, которую выберет человек, деятельность, которой он будет посвящать свою жизнь — основа его самореализации и положения в обществе. Старшеклассникам сложно выбрать специальность из-за того, что они мало знают о современных профессиях, а родители (агенты первичной социализации) или учителя (агенты вторичной социализации) торопят их или даже навязывают своё мнение.
    В феврале 2022 года сайт Hotcourses Russian выпустил статью «Интересные профессии, за которые ещё и отлично платят». Присмотритесь к ним — вдруг вы найдёте специальность своей мечты. Имейте в виду, что профессии крайне редкие и к кандидатам порой очень высокие требования:
    - Дегустатор корма для животных ($24 500 в год)
    - Лего-скульптор ($30 000 в год)
    - Профессиональный стоящий в очереди (около $24 в час)
    - Дегустатор мороженого ($56 000 в год)
    - Ловец жемчуга (до $1 300 в день)
    - Тайный покупатель ($100 за одну проверку)
    - Профессиональный обниматель (до $60 в день)
    - Профессиональная подружка невесты ($300–2 000 за одну свадьбу)
    - Психолог для животных ($28 000)
    - Переворачиватель пингвинов (очень редкая профессия)
    Выбор профессии — задача неоднозначная. На её освоение и адаптацию молодого специалиста необходимо потратить несколько лет, а выбор при этом уже должен быть осознанным. Нужно знать, из чего выбирать, и постоянно следить за тем, какие специальности появились, а какие ушли в прошлое.
    По некоторым данным в России насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всём мире их около 40 тысяч. Из них старшеклассники могут назвать 25–30.
    Что мотивирует выпускников выбирать ту или иную специальность? Зачастую это влияние более самостоятельного друга, советы родителей, публикации в СМИ. Кто-то ориентируется на близость вуза. На суть профессии и программу обучения обращают внимание меньше половины школьников.
    Выбирая специальность, нужно учитывать не только то, что она востребована на рынке, но и то, насколько она соответствует возможностям старшеклассника и будет ли радовать его в будущем. Больше узнать о разных профессиях помогут консультации специалистов по профориентации и самостоятельное, более детальное изучение рынка и возможностей.
    Образовательные траектории
    К концу 9-го класса перед вами открываются минимум три пути, (образовательные траектории), по которым вы будете двигаться дальше:
    - получение среднего общего (полного) образования (продолжить обучение в 10–11-х классах);
    - получение среднего профессионального образования (поступить в колледж, техникум, училище);
    - начало трудовой деятельности.
    Самая популярная траектория — получение среднего общего образования. После 9-го класса вы продолжаете обучение в 10-м классе, оканчиваете 11-й класс, сдаёте ЕГЭ и поступаете в вуз вашей мечты. Почему это важно? Образование — основной канал социальной мобильности. Оно гарантирует, что в дальнейшем вы сможете претендовать на престижную работу, стабильный доход, хорошее социальное окружение. С высшим образованием у человека больше шансов избежать безработицы.
    Качественное образование даёт нужные знания, расширяет кругозор, открывает новые карьерные возможности. Эти знания можно «перевести» в деньги. Статистика показывает, что человек со степенью магистра может рассчитывать на стартовую зарплату на треть больше тех, кто имеет степень бакалавра.
    На втором месте по популярности получение среднего профессионального образования. Чуть меньше половины выпускников 9-го класса продолжают обучение в техникумах, колледжах, училищах. В нашем обществе сложилось стереотипное мнение: рабочие специальности считаются малопрестижными и низкооплачиваемыми. Это не всегда соответствует реальности.
    Часто выпускники средних профессиональных учреждений оказываются более востребованными, чем выпускники вузов, а их зарплаты существенно выше. В периоды экономических кризисов токарю, повару, слесарю намного проще найти работу, чем офисным работникам.
    Наименее популярная траектория — начало трудовой деятельности сразу после 9-го класса. Часто подростки останавливают свой выбор на ней в связи с тем, что хотят поскорее стать финансово независимыми, иметь свой заработок. Однако это приводит к тому, что человек с основным общим образованием довольно скоро достигает потолка в своём карьерном росте и заработной плате, так как конкурировать с теми, у кого высшее образование, сложно.
    Основные тенденции современного образования: гуманизация, гуманитаризация, информатизация и интернационализация. Самая важная из них — гуманизация.
    Гуманизация образования — это образовательный процесс, при котором внимание школы, педагогов направлено к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его здоровья.
    Ученика с его потребностями и интересами ставят в центр образовательной деятельности. Именно такое образование даёт обучающимся возможность выбрать индивидуальный путь развития. Основываясь на этом подходе, современные образовательные учреждения предлагают индивидуальные образовательные траектории — их не нужно путать с траекториями, о которых мы говорили выше
    Индивидуальная образовательная траектория — это персонализированный путь получения образования в соответствии с возможностями, интересами и способностями каждого обучающегося.
    Всё чаще индивидуальную образовательную траекторию предлагают высшие учебные заведения. Современные государственные образовательные стандарты дают возможность реализовать индивидуализацию образования в полной мере: каждый студент может составить своё расписание и выбрать образовательную программу, которая отвечает его интересам.
    Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков высказал своё мнение насчёт важности индивидуализации образовательного процесса: «В XXI веке мы входим в принципиально другую модель образования. Оно должно стать более индивидуальным не для того, чтобы найти таланты, а для того, чтобы в каждом раскрыть талант. Нам необходимо сделать высшее образование индивидуальным, то есть работать с каждым по-особому. Уже персонализирована медицина, мы требуем индивидуального подхода во всём. Почему же образование должно отличаться?»
    Индивидуальная образовательная траектория помогает студенту учиться в своём темпе, опираясь на собственный опыт — изученный ранее материал и полученное образование.
    Свобода выбора индивидуальной образовательной траектории помогает обучающимся развить осознанность, способность ориентироваться в большом информационном потоке, понять, какие знания актуальны и востребованы на современном рынке труда, адаптироваться в быстро меняющемся мире профессий. Такие качества — это именно то, что ищут многие современные работодатели.
    Доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Елена Казакова так высказалась об индивидуальной образовательной траектории: «Свобода выбора индивидуальной траектории образования каждому студенту даёт возможность уже на этапе обучения в бакалавриате неоднократно совершать осознанный выбор курсов, модулей, направления специализации, проводит, как ни странно, к большей осознанности и ответственности. Сочетание широты образования с глубиной специализации даёт шанс студентам стать людьми, готовыми к постоянно меняющимся требованиям как рынка труда, так и общественной жизни».
    Особенности образования в постиндустриальном обществе
    В постиндустриальном обществе на первый план выходят информация и знания. Если раньше преимущество перед другими странами государствам давали природные ресурсы, то теперь вперёд вышли образованные люди. Уровень образованности всего общества определяет богатство того или иного государства, и на первом месте окажутся те страны, которые способны дать своему обществу качественное, конкурентоспособное образование. В постиндустриальном (информационном) обществе именно образование становится двигателем прогресса, источником экономического роста и повышения производительности труда. Оно влияет также на здравоохранение, промышленность и другие важные сферы — для внедрения новых технологий и грамотного лечения людей нужны высококвалифицированные кадры.
    Образование в постиндустриальном обществе непрерывно.
    Раньше считалось, что для успешной работы достаточно один раз окончить вуз. Теперь учиться нужно всю жизнь: человек должен получать знания, овладевать новыми навыками, а зачастую даже менять профессию. Сделать это взрослый может в учебных центрах институтов, которые предлагают занятия по повышению квалификации для представителей различных специальностей — от строителей до учителей. Получать новые знания можно не только очно, но и дистанционно, находясь в любой точке мира.
    Неотъемлемая часть непрерывного образования — самообразование. Это самостоятельное получение знаний и умений. Самообразование помогает человеку всесторонне развиваться, позволяет ему выбрать наиболее интересное направление. Однако нужно понимать, для этого требуется дисциплина и ответственность. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы

    Схема "Формы общественного развития"

    ? ?

    Источник: «Обществознание. Человек и общество. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ» П. А. Баранов

    Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

    Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


    Вернуться к каталогу материалов

    "Сравнительная характеристика традиционного, индустриального и постиндустриального обществ"

    ? ? ?

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов



    Видеоматериалы

    Развитие общества. Часть 1. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 8 класс Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Развитие общества. Часть 2. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 8 класс Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов

    Проверь себя!

    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между признаками и типами обществ. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

    ?

    Ответ

    23121

    Вернуться к каталогу материалов

    Онлайн тестирование "Многовариантность общественного развития" (типы обществ)


    Вернуться к каталогу материалов