Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Обществознание. 10 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Общество как сложная система


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору ЕГЭ)

1.8. Системное строение общества:

элементы и подсистемы


ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

1.3 Основные сферы общественной жизни,

их взаимосвязь


Каталог материалов

Базовые знания
Презентации
Лекции
Видеоматериалы
Проверь себя



Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


общество

- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, система способов взаимодействия и форм объединения людей.

общественные отношения

- многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами.

социальный институт

- это устойчивая совокупность людей (групп людей) или организаций, которые выполняют определённые общественные функции, следуя принятым в обществе нормам, правилам или стандартам поведения.

сфера общественной жизни

- это крупная, устойчивая и относительно самостоятельная подсистема человеческой деятельности.

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать что такое - общество
Характеризовать
- системное строение общества
Объяснять внутренние и внешние связи
- человека и общества, подсистем и структурных элементов социальной системы,
Раскрывать на примерах
- системное строение общества
Уметь составлять сложный план по теме
- «Общество как динамическая система»

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)


Уметь
Описывать - духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества
Сравнивать - основные сферы жизни общества
Объяснять - взаимодействие сфер общественной жизни
Приводить примеры - взаимодействия сфер общественной жизни

Вернуться к каталогу материалов

Презентации

Общество как сложная система



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Общество как форма жизнедеятельности людей


Вопрос о том, что такое общество (социум), является одним из самых сложных в современном обществознании. Люди с давних пор пытались объяснить причины, закономерности и перспективы развития общества. С течением времени содержание понятия «общество» изменялось и уточнялось.
На ранней стадии развития общества основным способом выражения понимания мира являлась мифология. Соответственно, суть общества интерпретировалась в комплексе тех или иных мифов и верований.
Древнегреческий философ Аристотель рассматривал общество как совокупность индивидов, объединенных для удовлетворения социальных потребностей.
У древних римлян понятие «общество» приобрело юридическое значение и означало договор, союз, заключаемый по поводу имущества.
В Средние века происхождение и устройство общества объясняли божественным предопределением.
В Новое время под обществом понимали «надиндивидуальную духовную реальность» (Э. Дюркгейм), «взаимодействие людей» (М. Вебер), «исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместных действий» (К. Маркс), «систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру» (Т. Парсонс).
Современная наука понимает обществокак устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.
В повседневной жизни синонимами понятия «общество» являются термины «государство» и «страна». Однако, не следует идентифицировать эти понятия.
Страна — территория, которая имеет определенные границы
Государство — политическая организация общества с определенной формой правления
Страна — географическое понятие, государство — политическое, а общество — социальное.
Исходной составляющей общества являются люди, их совместная жизнь и деятельность. Ученые полагают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Древний человек мог выжить только в процессе объединения и взаимодействия с другими людьми. Современная наука считает, что общество существует около 40 тыс. лет, с тех времен, когда появился «человек разумный» и человеческое стадо преобразовалось в родовую общину.
Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе. Общество существовало и тогда, когда не было стран и государств (первобытное общество). В современном мире границы общества, как правило, совпадают с территориальными границами отдельных стран.
Общество в широком смысле:

1. Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

2. Всё человечество в прошлом, современности и перспективе.

Общество в узком смысле:

1. Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»).

2. Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).


?

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения— многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).


Вернуться к каталогу материалов

Общество как система


Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.
Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу (функцию).
Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем.

Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.

Экономическая сфера — это отношения людей в процессе материального производства.
Политическая сфера — это деятельность государств и органов государственной власти и управления. В эту сферу входят также армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии.
Социальная сфера охватывает взаимодействия отдельных личностей и групп людей: наций, народов, классов и т.д. К этой сфере относятся учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей (больницы, кафе, магазины, стадионы, парки культуры и т.д.), а также органы социальной защиты и социального обеспечения.
К духовной сфере относятся мораль, религия, наука, образование, культура. Ее составными частями являются школы, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры и национальные художественные сокровища, церковь.
Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.

Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

1. Наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

2. Постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

3. Наличие своих субъективных законов исторического развития;

4. Непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;

5. Способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;

6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и надиндивидуальные формы, связи и отношения;

7. самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.


Общество – динамическая система
Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.
Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.
Подсказка при выполнении заданий!
Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.
Признаки общества как динамической системы:
- динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов),
- саморазвивающаяся система (способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей) ,
- состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов,
- открытость,
- самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе) .
Функции общества
Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.

Например

Российские предприятия космической отрасли являются одними из многих элементов общественной структуры. Они занимаются разработкой и созданием космических аппаратов, являющихся материальными благами

Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.

Например

Государство N. благодаря своим властным полномочиям издает законы, которые влияют на поступки и поведение людей.

Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).

Например

Одной из важнейших задач в средневековом обществе было создание сильного будущего поколения. В семьях было много детей, а их воспитанию члены семей уделяли значительное внимание, в чем проявляется функция воспроизводства человека в обществе.

Социализирующая – формирование личности. Человек не может развиваться вне общества. Первоочередное значение общества проявляется в том, что без него человек неспособен социализироваться.

Например

«Дети-маугли», которые в раннем детстве попали в природную среду и жили вне контакта с человеком. У таких детей пропадает способность к прямохождению, человеческой речи, осмысленному общению с другими людьми, проявлению различных эмоций и другим элементарным вещам. Даже после того, как «дети-маугли» попадают обратно в общество, попытки освоить простейшие навыки даются им крайне сложно, а зачастую и вовсе заканчиваются неудачей.

Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно.

Например

За счет развитых торговых путей мировое сообщество быстро распределяет продукты экономической деятельности. Так, кофе или фрукты из стран Латинской Америки и Африки продаются на полках магазинов других стран.

Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.

Например

при Николае I — это теория «официальной народности» ( « самодержавие, православие , народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.

Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.

Например

Создаются различные сериалы, которые также являются проявлениями духовной культуры. Например, сериал «Восьмидесятые» отражает мнение режиссера о жизни того времени.

Вернуться к каталогу материалов

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

Сферы (области) жизни — взаимодействующие части общества, главные её составляющие.

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.


?

Все четыре сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (лат. socialis — общественный) отношениях, что, в свою очередь, ведет к кризису в политической сфере.


Например, в 2020 году в мире началась пандемия коронавируса (социальная сфера), из-за которой люди не могут, как раньше, ходить в кинотеатры и торговые центры (духовная сфера). Из-за этого кинотеатры и торговые центры недополучают прибыль, и некоторые из них становятся банкротами, прекращают деятельность (экономическая сфера). Правительство пытается решить эту проблему, разрабатывая и принимая законы о поддержке предпринимателей (политическая сфера).
Этот пример делает очевидной и следующую особенность сфер жизни общества: иногда какое-то одно явление можно отнести к нескольким сферам сразу. Вот правительство принимает законы о поддержке предпринимателей. Это можно отнести к политической сфере, если сделать акцент на законотворческой деятельности государства, или к экономической сфере, если сделать акцент на том, что новые законы нацелены на регулирование отношений в сфере экономики.
Из-за тесной взаимосвязи всех сфер порой нельзя сказать, какая из них основная.
Вернуться к каталогу материалов


Видеоматериалы

Понятие общества. Общество как система. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Основные сферы жизни общества. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Что такое общество?. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Системное строение общества элементы и подсистемы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь (ОГЭ по обществознанию без репетитора)


    Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя

    Задание на составление сложного плана «Общество как система». ЕГЭ


    Используя материалы темы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие «общество»
    2. Признаки общества как системы
    а) Целостность
    б) Единство
    в) Открытость
    г) Динамичность и др.
    3. Основные элементы общества как системы
    а)  социальные группы и общности
    б) социальные институты
    в) сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная)
    4. Функции общества как системы
    а) Воспроизводство и социализация человека.
    б) Производство материальных благ и услуг
    в) Распределение продуктов деятельности др.
    5.Особенности развития современного общества как системы

    Внимание! Пункты 2, 3 и 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на составление сложного плана «Общество как динамическая система». ЕГЭ


    Используя материалы темы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Сущность понятия «общество»
    2. Особенности общества как динамической системы
    а) способность к саморазвитию
    б) взаимосвязь и взаимодействие элементов общества
    в) открытость (возникновение новых элементов и исчезновение старых элементов) и др.
    3. Формы общественного развития
    а) по направлению (прогресс, регресс, стагнация)
    б) по охвату и глубине изменений (революция, эволюция, реформы).
    4. Основные элементы общества как системы
    а) сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная)
    б) социальные институты
    в) социальные общности и группы
    5.Особенности развития современного общества как динамической системы

    Внимание! Пункты 2, 3 и 4 раскрывают тему по существу.
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на выбор одного верного ответа


    ?

    Ответ

    2

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на установление соответствия. ОГЭ


    Установите соответствие между социальными ситуациями и подсистемами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ?

    Ответ

    32231

    Вернуться к каталогу материалов

    Выбор позиций из списка. ЕГЭ


    Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к политической сфере общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    ?

    Ответ

    14

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на установление взаимосвязей. ЕГЭ


    Приведите примеры взаимосвязи различных сфер жизни общества:
    - экономическая и политическая сфера
    - экономическая и социальная сфера
    - экономическая и духовная сфера
    - духовая и социальная сфера.

    Ответ

    Например. Экономическая и политическая сфера (массовое банкротство мелких предприятий привело к решению правительства снизить ставку налога).

    Вернуться к каталогу материалов

    Задание на установление взаимосвязей


    Используя знание о том, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны, установите, какие сферы иллюстрируют эти ситуации:

    ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Обществознание. 10 класс: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. § 1. Что такое общество, § 2. Общество как сложная система


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Общество и науки, изучающие общество. (Урок 1. 10 класс.)


    Онлайн-школа №1

    - Общество как сложная система


    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Умскул. Строение общества


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.