Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

3.5 Семья и брак.

Функции и типы семьи.

Семья как важнейший социальный институт


Каталог материалов


Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


семья как малая группа

— основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

семья как социальный институт

— объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

брак

— добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном законном порядке с целью создания семьи и порождающий у супругов взаимные права и обязанности.

ЗАГС

— органы власти, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, к которым отнесены: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия
- семья, брак
Характеризовать
- семью, её типы и функции
Раскрывать на примерах
- типы семей
Уметь составлять сложный план по теме
- «Семья и брак»

Вернуться к каталогу материалов


Лекции


Семья как социальная группа

Семья — это:
1) социальный институт , выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
2) малая социальная группа , основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Формы брачно-семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:
1) промискуитет — половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества);
2) кровнородственная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к одному роду, включая братьев и сестёр;
3) пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к разным родам;
4) синдиасмическая семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, после чего дети остаются с матерью;
5) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы могут быть расторгнуты только по воле мужа;
6) полигиния (полигамия) — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
7) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
8) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;
9) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.

Основные функции семьи:

1) репродуктивная функция — связана с рождением детей, воспроизводством членов общества;
2) функция социализации — связана с формированием индиви­да как личности, в семье ребёнок впервые узнаёт, как устроен мир, получает ответы на важные вопросы;
3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освое­нии социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция (экономическая) — связана с ведением до­машнего хозяйства и семейного бюджета, помогает людям заработать деньги, устроить быт, вести домашнее хозяйство, обеспечивать иждивенцев, ухаживать за нетрудоспособными членами.;
5) духовно-нравственная функция — в семье человек усваивает первичные правила поведения в обществе, получает воспитание, приобщается к определённым духовным ценностям.
6) защитная функция — проявляется в физической, психоло­гической и экономической защите членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уверенность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохране­нии позитивного жизненного тонуса, отвечает за благоприятную психологическую атмосферу в семье — чтобы человек осознавал, что у него есть люди, которые его любят, к которым он может обратиться за помощью в трудную минуту и поделиться с ними радостью в минуту счастья.
8) рекреационная (досуговая) функция — члены семьи проводят много времени вместе, у большинства семей есть свои развлечения, мероприятия, традиции.
9) социально-статусная функция — когда человек появляется на свет в определённой семье, он получает определённое положение в обществе (социальный статус) и исполняет социальную роль (ожидания со стороны общества, связанные с социальным статусом).
Тенденции развития современной семьи:

1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества факти­ческих, но юридически не оформленных «свободных» семейных со­юзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Семейный долг — превращение нравственных тре­бований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим.
Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.
Ценность семьи является непреходящей. Потребность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, ко­торую прежде всего оказывают близкие, семья.

Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов


    Семья как важнейший социальный институт


    В устройстве общества семья занимает особое положение. Во-первых, внутри семьи устанавливаются особые психологические связи: отношения взаимопомощи и взаимной моральной ответственности между членами семьи. Во-вторых, для большинства детей именно семья становится первым этапом социализации.
    Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального учения. Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека.
    В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья. Семья — важнейший институт социализации личности, воспитания здорового образа жизни. Именно в семье получают первый опыт взаимодействия с обществом. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
    Семья возникла ещё на стадии первобытного общества и приобретала на различных ступенях его развития новые формы. Менялись социальные нормы, регулирующие отношения участников семьи, предписывающие правила выбора партнёра, определяющие права и обязанности родственников. Однако социальная значимость семьи остаётся неизменной. В обществе существует потребность в физическом и духовном воспроизводстве.
    Например: в 18 веке в обществе существовали правила, запрещающие расторжение брака. Отношения регистрировались на всю жизнь, если один из супругов умирал, второй оставался вдовцом или вдовой. Расторжение брака церковь разрешала только королям в ситуации отсутствия наследника от первой жены. В современном обществе развод уже возможен, количество браков не ограничено.
    Благодаря семье осуществляется непосредственная преемственность поколений — новым поколениям передаются ценности и нормы, усвоенные предшествующими поколениями. Таким образом обеспечивается общественный прогресс.
    Первая социальная группа, в которой оказывается человек после рождения, — это семья. Именно здесь он растёт, формируется физиологически. Здесь же закладываются основы его личности. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В семье человек приобщается к накопленному обществом социокультурному опыту, получает воспитание, осваивает различные социальные роли. Трудно переоценить значение семьи в формировании морального облика ребёнка: именно здесь закладываются нравственные ориентиры, на свет которых будет идти корабль его жизни во времена житейских бурь.
    Семья может дать ребёнку и материальные ресурсы для жизни. 45-й президент США Дональд Трамп сказал об этом так: «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье». Определение семьи как одного из социальных лифтов было особенно актуально во времена сословного деления общества, когда возможности индивида во многом зависели от его происхождения. Несмотря на то что в социальной структуре общества произошли серьёзные изменения, эти слова не теряют актуальности и в современном мире. Их можно понимать как буквально — больше возможностей у того, у кого больше денег, — так и в другом, более глубоком смысле. Человека создаёт его окружение, и семья, обладающая значительными материальными ресурсами, формирует круг общения из себе подобных, что влияет на мировоззрение её подрастающих членов. Зачастую возможность вживую общаться с успешными людьми дополнительно мотивирует на покорение не одной жизненной вершины. Семья даёт индивиду «стартовую позицию» в социальной стратификации.

    Вернуться к каталогу материалов

    Схемы и таблицы

    Классификация семьи

    ? ?

    Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов



    Видео аудиоматериалы


    Семья и брак. Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов



    Семья и брак (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов

    Проверь себя!