
Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора

ЕГЭ
(Перейти к кодификатору)
3.5 Семья и брак.
Функции и типы семьи.
Семья как важнейший социальный институт
Каталог материалов
- - Семья и брак. Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
- - Семья и брак (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
семья как малая группа
семья как социальный институт
брак
ЗАГС
Вернуться к каталогу материаловНа что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать основные понятия
- семья, брак
Характеризовать
- семью, её типы и функции
Раскрывать на примерах
- типы семей
Уметь составлять сложный план по теме
- «Семья и брак»
Вернуться к каталогу материалов

Лекции
Семья как социальная группа
1) социальный институт , выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
2) малая социальная группа , основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Формы брачно-семейных отношений в своём развитии прошли следующие этапы:
1) промискуитет — половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества);
2) кровнородственная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к одному роду, включая братьев и сестёр;
3) пуналуальная семья — групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к разным родам;
4) синдиасмическая семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы легко расторгаются, после чего дети остаются с матерью;
5) моногамная семья — брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы могут быть расторгнуты только по воле мужа;
6) полигиния (полигамия) — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
7) полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
8) патрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу;
9) матрилинеальная семья — брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери.
1) репродуктивная функция — связана с рождением детей, воспроизводством членов общества;
2) функция социализации — связана с формированием индивида как личности, в семье ребёнок впервые узнаёт, как устроен мир, получает ответы на важные вопросы;
3) воспитательная функция — проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция (экономическая) — связана с ведением домашнего хозяйства и семейного бюджета, помогает людям заработать деньги, устроить быт, вести домашнее хозяйство, обеспечивать иждивенцев, ухаживать за нетрудоспособными членами.;
5) духовно-нравственная функция — в семье человек усваивает первичные правила поведения в обществе, получает воспитание, приобщается к определённым духовным ценностям.
6) защитная функция — проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уверенность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохранении позитивного жизненного тонуса, отвечает за благоприятную психологическую атмосферу в семье — чтобы человек осознавал, что у него есть люди, которые его любят, к которым он может обратиться за помощью в трудную минуту и поделиться с ними радостью в минуту счастья.
8) рекреационная (досуговая) функция — члены семьи проводят много времени вместе, у большинства семей есть свои развлечения, мероприятия, традиции.
9) социально-статусная функция — когда человек появляется на свет в определённой семье, он получает определённое положение в обществе (социальный статус) и исполняет социальную роль (ожидания со стороны общества, связанные с социальным статусом).
1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Семейный долг — превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим.
Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.
Ценность семьи является непреходящей. Потребность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, которую прежде всего оказывают близкие, семья.
Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Онлайн-школа с 5 по 11 класс
специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома

Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100
Вернуться к каталогу материалов
Семья как важнейший социальный институт
В устройстве общества семья занимает особое положение. Во-первых, внутри семьи устанавливаются особые психологические связи: отношения взаимопомощи и взаимной моральной ответственности между членами семьи. Во-вторых, для большинства детей именно семья становится первым этапом социализации.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального учения. Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека.
В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья. Семья — важнейший институт социализации личности, воспитания здорового образа жизни. Именно в семье получают первый опыт взаимодействия с обществом. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Семья возникла ещё на стадии первобытного общества и приобретала на различных ступенях его развития новые формы. Менялись социальные нормы, регулирующие отношения участников семьи, предписывающие правила выбора партнёра, определяющие права и обязанности родственников. Однако социальная значимость семьи остаётся неизменной. В обществе существует потребность в физическом и духовном воспроизводстве.
Например: в 18 веке в обществе существовали правила, запрещающие расторжение брака. Отношения регистрировались на всю жизнь, если один из супругов умирал, второй оставался вдовцом или вдовой. Расторжение брака церковь разрешала только королям в ситуации отсутствия наследника от первой жены. В современном обществе развод уже возможен, количество браков не ограничено.
Благодаря семье осуществляется непосредственная преемственность поколений — новым поколениям передаются ценности и нормы, усвоенные предшествующими поколениями. Таким образом обеспечивается общественный прогресс.
Первая социальная группа, в которой оказывается человек после рождения, — это семья. Именно здесь он растёт, формируется физиологически. Здесь же закладываются основы его личности. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В семье человек приобщается к накопленному обществом социокультурному опыту, получает воспитание, осваивает различные социальные роли. Трудно переоценить значение семьи в формировании морального облика ребёнка: именно здесь закладываются нравственные ориентиры, на свет которых будет идти корабль его жизни во времена житейских бурь.
Семья может дать ребёнку и материальные ресурсы для жизни. 45-й президент США Дональд Трамп сказал об этом так: «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье». Определение семьи как одного из социальных лифтов было особенно актуально во времена сословного деления общества, когда возможности индивида во многом зависели от его происхождения. Несмотря на то что в социальной структуре общества произошли серьёзные изменения, эти слова не теряют актуальности и в современном мире. Их можно понимать как буквально — больше возможностей у того, у кого больше денег, — так и в другом, более глубоком смысле. Человека создаёт его окружение, и семья, обладающая значительными материальными ресурсами, формирует круг общения из себе подобных, что влияет на мировоззрение её подрастающих членов. Зачастую возможность вживую общаться с успешными людьми дополнительно мотивирует на покорение не одной жизненной вершины. Семья даёт индивиду «стартовую позицию» в социальной стратификации.
Вернуться к каталогу материалов

Схемы и таблицы
Классификация семьи




Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Онлайн-школа с 5 по 11 класс
специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома

Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100
Вернуться к каталогу материалов

Видео аудиоматериалы
Семья и брак. Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Источник: Обществознание 11 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Вернуться к каталогу материалов
Семья и брак (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов


Информация