Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

4.9 Средства массовой информации в

политической системе


ОГЭ


Каталог материалов



Базовые знания
Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки


Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


средства массовой информации

– совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать - основные понятия
средства массовой информации
Характеризовать
- роль средств массовой информации в политической жизни общества
Раскрывать на примерах
- роль СМИ в политической системе
Уметь составлять сложный план по теме
«Средства массовой информации в политической системе»

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Роль СМИ в политике


Средства массовой информации — это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельнос­ти которых являются сбор, обработка и открытая публичная пе­редача различной информации для широких слоёв населения с помо­щью специальных технических средств.
Отличительные признаки СМИ:
1) Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств.
2) влияние на формирование общественного сознания (выполняют социализирующую функцию)
3) Публичность, рассчитаны на неограниченный круг потребителей.
4) Распространение информации осуществляется в специальных формах, с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в интернете и др.).
5) Работа СМИ носит периодический либо постоянный характер.
6) Движение основного информационного потока в одном направлении — от СМИ к потребителю.

Роль функций СМИ в политической жизни общества
1) Политическое образование и социализация граждан

Например

на телеканале Р вышла телепередача «О политике просто», в которой рассказывают основы политической теории; первый выпуск телепередачи был посвящен такому понятию как власть

2) Контроль за деятельностью власти

Например

Печатное издание X опубликовало расследование о коррупции в органах местного самоуправления города Z, было возбуждено уголовное дело, а виновные наказаны.

3) Информационная

Например

в еженедельной аналитической телепередаче «Вести недели» команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни в России и мире, делает свои прогнозы.

4) Мобилизационная (побуждение) к определенным действиям

Например

перед предстоящими выборами президента РФ в марте 2018 года на федеральных государственных телеканалах и радиостанциях кандидаты В. Жириновский, С. Бабурин, К. Собчак, П. Грудинин участвовали в дебатах, агитировали население за свою программу, чтобы получить максимальную поддержку избирателей на выборах.

5) Формирование общественного мнения

Например

в вечерних новостях "Первого канала" вышел сюжет о принятии парламентом нового закона

Основные последствия появления СМИ в политике:
1) Прямое общение политических лидеров с населением > ненужность участия в этом процессе политических партий > потеря значения партий в политической системе.
2) Население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения.
3) Возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

Классификация СМИ


Для того, чтобы более точно описать то или иное СМИ, используется набор типологических характеристик, позволяющих классифицировать медиа по следующим параметрам:
По содержательной направленности и функциям
Концепция любого СМИ, принципы отбора материала, содержание, особенности «подачи» определяются его содержательной направленностью (основным назначением). По этому критерию можно выделить следующие основные виды масс-медиа:
Официальные. Они выпускаются от имени государственных органов или учреждений, и одна из главных их функций — донесение до широкой аудитории определенной информации. Например, «Российская газета», учрежденная Правительством РФ, является официальным публикатором государственной информации, и на ее страницах в обязательном порядке появляются тексты всех федеральных законов, нормативных актов и т.д. — при этом «официальным документом» становится и само издание.
Общественно-политические. В таком случае акцент делается на общественно значимых, социально направленных материалах, затрагивающих интересы широкого круга читателей. Функция у них — не только информировать общественность, но и воздействовать на нее, такие издания могут носить откровенно пропагандистский характер.
Информационно-развлекательные. Их основная задача, как видно из самого названия — развлечь аудиторию, занять их досуг. К этому классу СМИ относятся и развлекательные телеканалы, и многочисленные печатные издания, печатающие сплетни про звезд, и популярные телегиды, и музыкальные радиостанции.
Культурно-просветительские СМИ ориентированы на то, чтобы удовлетворить запросы более интеллектуальной аудитории. Это могут быть научно-популярные проекты, культурологические или страноведческие СМИ, литературно-критические альманахи и т.д.
Специализированные. Они ориентируются на конкретный сегмент аудитории (например, автолюбители, молодые мамы, любители вязания, военнослужащие, учителя-предметники, любители компьютерных игр), предлагая информацию, актуальную именно для данной категории людей. Также к этой категории относят отраслевые СМИ.
Рекламные. Основная функция таких СМИ — распространение информации о предлагаемых товарах и услугах. Причем они могут быть как тематическими, ориентированными на тех, кто, к примеру, собирается покупать недвижимость, выбирать мебель или играть свадьбу, так и на неопределенно широкий круг аудитории (например, газеты бесплатных объявлений).
По территориальному охвату аудитории — национальные, региональные и местные (муниципальные), например федеральный (общероссийский) телеканал, городское радио, муниципальная газета;
По регулярности выхода/обновления или объему вещания — например, круглосуточный телеканал, ежедневная/еженедельная газета, ежемесячно обновляющийся интернет-журнал, ежеквартальный альманах;
По тиражу (для печатных изданий) или объему аудитории (для теле-, радио- и интернет-СМИ);
По форме собственности — государственное, ведомственное, корпоративное, частное.
Также в характеристики включают особенности целевой аудитории, позиционирование издания и особенности подачи материала («качественные». «массовые», «бульварные» СМИ).

Вернуться к каталогу материалов


Закон РФ "О средствах массовой информации" (СМИ)


Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (Закон о СМИ) — нормативно-правовой акт, регулирующий отношения между участниками производства массовой информации в России: между обществом и СМИ; государством и СМИ; учредителем, издателем и редакцией СМИ; редакцией и автором; редакцией, автором и «действующими лицами» публикации; редакцией, автором и источником информации; СМИ и гражданами РФ и другие.
Закон установил запрет цензуры и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от государства и политических партий газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей.

Читать Закон РФ "О средствах массовой информации" (СМИ) с комментариями

Вернуться к каталогу материалов

Схемы и таблицы

Функции СМИ

?

Вернуться к каталогу материалов



Видео аудиоматериалы

Вернуться к каталогу материалов



СМИ в политической системе (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


Вернуться к каталогу материалов


Проверь себя!

Задание на составление сложного плана


Используя видеоматериалы "СМИ в политической системе" (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»), составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Ответ


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. СМИ – четвёртая власть
2. Функции СМИ как социального института
а) Информационно – познавательная функция
б) Духовная функция
в) Социальная функция
г) Функция социализации
д) Политическая функция
3. Роль СМИ в политике
а) Проведение предвыборной агитации
б) Информирование граждан о политических событиях
в) Контроль за деятельностью политических акторов и др.
4. Позитивное и негативное влияние СМИ
Внимание! Пункты 1, 2, 3 раскрывают тему по существу.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.


Вернуться к каталогу материалов



Литература для самоподготовки

Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


Вернуться к каталогу материалов