Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ОГЭ
(Перейти к кодификатору ОГЭ)
3.5 Образование. Личностная и общественная
значимость образования в современном обществе.
Образование в Российской Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в
Российской Федерации
Каталог материалов
- - Сущность образования. Функции образования.
- - Общие тенденции развития современного образования.
- - Образование в Российской Федерации. Самообразование
- - Личностная и общественная значимость образования в современном обществе
- - Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации
- - "Функции образования"
- - "Общие тенденции в развитии образования"
- - "Уровни образования в Российской Федерации"
- - "Конституция РФ, ст. 43"
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
образование
образование как социальный институт
гуманизация образования
гуманитаризация образования
интернационализация образования
самообразование
Вернуться к каталогу материалов
На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать основные понятия
- образование
Описывать
- значимость образования в условиях информационного общества, основные уровни и организации общего и профессионального образования в РФ
Сравнивать
- уровни образования в Российской Федерации
Вернуться к каталогу материалов
Образование
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Сущность образования. Функции образования.
С самого детства человек начинает получать образование: сначала в семье, а потом в детском саду или на специальных курсах нас готовят к жизни в обществе, обучают базовым навыкам чтения, счёта и письма. Образование играет важную роль в нравственном и моральном совершенствовании человека. От качества образования зависит уровень духовного развития общества.
Образование — это набор знаний, умений и навыков, приобретённых человеком либо в процессе обучения в образовательных учреждениях по образовательным программам, либо самостоятельно.
Знания, которые индивид получает в процессе образования, необходимы для успешной социализации, их могут применять в практической деятельности. Мыслители разных эпох подчёркивали важность образования для духовного развития человека. Это ключ к культурной жизни общества, возможность приобщиться к главным достижениям цивилизации и сыграть роль в развитии истории.
Функции образования
Образование как социальный институт выполняет ряд важных функций:
экономическая — подготовка рабочей силы, переподготовка и повышение квалификации;
социальная — социализация, воспитание личности;
культурная — передача традиций, социально-культурного опыта; формирование и развитие творческой деятельности;
политическая — государственный контроль за институтом образования во избежание научных, политических, религиозных и других разногласий.
Подробнее о функциях образования
Экономическая — формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками. Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Благодаря образованию каждый из нас получает ту профессию и развивает те навыки, которые помогут нам стать одними из активных участников экономики страны. Система образования должна анализировать рынок труда и делать упор на обучение работников тех специальностей, в которых сейчас нуждается экономика. В личностном плане образование помогает людям повышать свою квалификацию и получать более высокооплачиваемую работу.
Например
Социальная (функция социального лифта) — социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности. Если образование доступно массам, то в обществе увеличивается численность среднего класса. Если же образование доступно только элитам, усиливается социальное неравенство.
Например
Культурная — Образование способствует сохранению и приумножению культурного наследия общества, всестороннему развитию личности, совершенствованию творческих способностей индивида, а также оказывает влияние на формирование мировоззрения и расширение кругозора молодого поколения.
Например
Воспитательная — Система образования помогает человеку проходить этапы социализации, приобщаться к культурным нормам и ценностям, принятым в данном обществе.
Например
Сберегающая — сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.
Вернуться к каталогу материалов
Общие тенденции развития современного образования
1. Гуманизация - предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
Например
2. Гуманитаризация - означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
Например
3. Интернационализация — создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем. Понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
Например
4. Компьютеризация — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Например
5. Демократизация (общедоступность) — образование становится доступным для широких слоёв населения. во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Например
6. Непрерывность — в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. Непрерывность образования – это последовательное, регулярное, пожизненное пополнение багажа знаний человека.
Например
7. Рост продолжительности образования — удлинение сроков обучения
Вернуться к каталогу материалов
Образование в Российской Федерации. Самообразование
В Российской Федерации право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ (статья 43 Конституции Российской Федерации). Образование как социальный институт — это сеть образовательных учреждений, которые отвечают запросу общества на получение знаний.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование (1-4 класс);
- основное общее образование (5-9 класс);
- среднее общее образование (10-11 класс).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура;
- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование (дома творчества, курсы, кружки и пр.).
1) Обучение в учебных заведениях.
2) Образование в семье.
3) Самообразование.
Наиболее полно образование как социальная ценность реализуется в странах, вступивших в постиндустриальную стадию своего развития. Образование стало значительным фактором совершенствования их экономики и общественной жизни в целом.
Самообразование — это процесс получения человеком знаний и умений самостоятельно, без помощи других.
В процессе самообразования инициативу к обучению проявляет сам обучающийся. Самообразование помогает человеку всесторонне развиваться; он может самостоятельно выбрать то направление, которое ему наиболее интересно и в котором он хочет получить необходимые знания. В процессе самообразования человек может тщательнее углубляться в вопросы, которые его интересуют. Однако нужно понимать, что оно требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.
Быстроменяющийся мир требует от человека постоянного обновления имеющегося багажа знаний, постоянного развития и совершенствования. Самообразование — лучшее решение этой проблемы. Оно, как правило, состоит из следующих этапов:
- осознание потребности и определение целей самообразования;
- непосредственно деятельность по самостоятельному приобретению знаний.
Второй этап включает в себя следующие действия:
а) составление плана самообразования;
б) выбор средств и методов, с помощью которых будет протекать процесс самообразования;
в) осуществление деятельности по приобретению новых знаний и умений;
г) самоконтроль, оценка результатов;
д) постановка новых целей.
Вернуться к каталогу материалов
Личностная и общественная значимость образования в современном обществе
Образование важно для общества и государства. Именно оно обеспечивает передачу накопленного опыта следующему поколению. За счёт образования происходит обогащение культуры и формирование национального самосознания.
В наши дни значение образования существенно возросло. В современном информационном обществе именно образование становится двигателем прогресса, источником экономического роста и повышения производительности труда. Качественное образование влияет также на обороноспособность страны, так как для разработки современной военной техники нужны высококвалифицированные кадры.
Образование играет важную роль в формировании личности: оно выполняет функции воспитания и социализации. В процессе образования человек получает знания, приобретает умения, развивает познавательные и творческие способности, расширяет кругозор. Хорошее образование может выступать залогом его профессиональных достижений, так оно даёт больше возможностей для выбора деятельности, которая наиболее полно отвечает интересам личности, обеспечивает его материальное благополучие, предоставляет большие перспективы для дальнейшего личного и профессионального роста.
Вернуться к каталогу материалов
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации
Государственная политика в области образования базируется на статье 43 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Систему образования Российской федерации контролирует государство, она строится на основе федерального закона «Об образовании в РФ».
Основные принципы, заложенные в статье 3 ФЗ «Об образовании в РФ»:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование…
3) гуманистический характер образования…
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации…
6) светский характер образования…
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека…
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности…
Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации изложены в статье 5 ФЗ «Об образовании в РФ»:
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность… дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые…
Согласно отчёту Министерства Просвещения РФ, по итогам 2019–2021 годов построено более 300 новых школ общей мощностью более 196 тысяч мест, в 3 360 школах сельской местности и малых городов обновлены условия для занятий физической культурой и спортом, созданы и функционируют 183 детских технопарка «Кванториум», в том числе 48 технопарков на базе общеобразовательных организаций, и многое другое.
В период до 2024 года в РФ запущены два национальных проекта: «Образование» и «Культура». Проект «Образование» направлен на достижение двух ключевых задач: во-первых, это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а во-вторых, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Национальный проект «Культура» преследует следующие цели:
- укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов;
- создание (реконструкция) культурно-образовательных и музейных комплексов, включающих в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства;
- обеспечение детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
- создание национального молодёжного симфонического оркестра;
- создание (реконструкция) культурно-досуговых организаций клубного типа в сельских поселениях, создание музейных комплексов, развитие муниципальных библиотек;
- создание условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах в городах с населением до 500 тысяч человек;
- реконструкция и капремонт региональных и муниципальных театров юного зрителя и кукольных театров;
- поддержка добровольческих движений, в том числе в сфере сохранения культурного наследия народов РФ.
По нацпроекту «Культура» проведено большое количество мероприятий. Вот только некоторые из них:
- в Белгородской области открыли виртуальный концертный зал;
- в Карелии открываются три модельные библиотеки;
- в Ставрополье за два года отремонтировали 40 домов культуры;
- в двух сёлах Алтайского края создали новые 3D-кинозалы.
Подробнее про национальные проекты можно узнать тут:
«Образование»
«Культура».
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Функции образования"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Общие тенденции в развитии образования"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Уровни образования в Российской Федерации"
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Конституция РФ, ст. 43"
Вернуться к каталогу материалов
Образование (ОГЭ по обществознанию без репетитора)
Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора
Вернуться к каталогу материалов
Задание на поиск черт сходства и отличий
Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните две ступени образования: основную школу и среднюю школу. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия (2).
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Учебники
-
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10 КЛАСС Урок 7. Наука и образование
- Образование
- Образование
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте