Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
Обществознание. 8 класс(Перейти к каталогу уроков)
Обществознание. 10 класс(Перейти к каталогу уроков)
Кодификатор по обществознанию. ЕГЭ - 2023 год(Перейти к кодификатору)
Кодификатор по обществознанию. ОГЭ - 2023 год(Перейти к кодификатору)
8 класс. Обществознание. Мораль
10 класс. Обществознание. Мораль
ЕГЭ 1.15. Мораль
ОГЭ 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм,
гражданственность
В детстве мы читали басни, которые нередко заканчивались словами «мораль сей басни такова». И мы знали, что в конце нас обязательно ждёт какой-нибудь поучительный урок или мудрость: нельзя обманывать друг друга, к каждому человеку нужно относиться с уважением, быть внимательным к старшим и не обижать младших. На самом деле, все эти правила, которым нас учат с самого детства, и есть мораль.Каталог материалов
- - Что такое мораль? Содержание морали
- - Роль морали в современном мире
- - Патриотизм и гражданственность
- - Мораль. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - Мораль. (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Основные понятия
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
мораль
нравственное сознание
нравственность
добро
справедливость
долг
совесть
честь
моральный выбор
ригоризм
Вернуться к каталогу материалов
Мораль
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Что такое мораль? Содержание морали
В детстве мы читали басни, которые нередко заканчивались словами «мораль сей басни такова». И мы знали, что в конце нас обязательно ждёт какой-нибудь поучительный урок или мудрость: нельзя обманывать друг друга, к каждому человеку нужно относиться с уважением, быть внимательным к старшим и не обижать младших. На самом деле, все эти правила, которым нас учат с самого детства, и есть мораль.
Мораль возникла вместе с обществом. Это своеобразные правила поведения, которые принимают все члены общества и которые помогают им комфортно сосуществовать.
Мораль — это совокупность нравственных принципов, взглядов и убеждений, сформированных в процессе исторического развития и регулирующих поведение людей, их отношение друг к другу.
Этика — наука о морали.
В каждом обществе существуют определённые моральные принципы, то есть общие правила, лежащие в основе морали и нравственного поведения. Моральные нормы, в свою очередь, формируют нравственное сознание общества.
Нравственное сознание — это отношение людей в определённом обществе к моральным нормам как в позитивном ключе (принятие и соблюдение этих норм), так и в негативном (отказ признавать такие нормы, действия вопреки последним).
Хотя моральные нормы могут различаться и меняться, существуют определённые признаки морали, по которым можно определить, относится ли то или иное убеждение к моральным нормам или нет:
- моральные нормы носят рекомендательный характер, то есть предписывают человеку определённое поведение;
- моральные нормы существуют в сознании людей: в отличие, например, от юридических норм, нет необходимости закреплять нравственные нормы на бумаге; представление о моральных нормах возникает у человека в процессе воспитания и социализации;
- невозможно определить точное время и место возникновения моральных норм: они возникают вместе с обществом, когда появляется необходимость регулировать общественные отношения;
- моральные нормы выступают в качестве регулятора всех видов социальных отношений.
В ситуациях, когда нужно совершить моральный выбор, очень часто не бывает «правильного» и «неправильного» ответа. Категории морали относительны, каждая ситуация требует отдельного рассмотрения, и вряд ли можно говорить об универсальном «правильном моральном выборе». Однако на протяжении веков философы и мудрецы задумывались об этом.
Золотое правило нравственности — это общая нравственная установка, которую можно выразить следующим образом: не делай другим то, чего не желаешь себе, и поступай с другими так, как хотел(а) бы, чтобы поступали с тобой.
Впервые это правило сформулировал Конфуций, а затем оно стало главным и в этической европейской мысли. Например, Аристотель говорил, что с друзьями себя нужно вести так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами.
Золотое правило морали можно встретить и в религиозных учениях:
в иудаизме: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Книга Левит, 19:18);
в христианстве: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31).
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»).
Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)
Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.)
Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что выработано моралью, человеколюбие.
Моральные ценности (всеобщие, общечеловеческие, абсолютные) — нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).
Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.
Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика (от гр. ethos — обычай) — объясняет смысл и роль морали:
Добро — всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы.
Добродетель — положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками, например способность делать добро, деятельность направленная на добрые дела.
Долг — превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.
Совесть — способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль.
Вернуться к каталогу материалов
Патриотизм и гражданственность
Патриотизм (от гр. patris — родина, отечество) — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины.
Патриотизм включает в себя:
1) заботу об интересах и исторических судьбах своей страны и готовность ради них к самопожертвованию;
2) верность Родине;
3) гордость социальными и культурными достижениями своей страны;
4) сочувствие к страданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества;
5) уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;
6) привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).
Подлинный патриотизм не имеет ничего общего с национализмом.
Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Понятие гражданственность предполагает довольно широкое значение. Прежде всего, гражданственность – это особая социальная позиция человека, которая предполагает высокий уровень ответственности за свою семью, государство, определенную социальную группу, а также готовность защищать их в случае возникновения потребности в этом.
Гражданственность — степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.
Признаки гражданственности
- Гражданская позиция человека базируется на четком осознании себя, как неотъемлемой части своей семьи, социальной группы, Родины, ее истории.
- гражданственность предполагает способность человека следовать всем правам и обязанностям, которые предусмотрены для него законодательством.
- развитое чувство патриотизма;
- развитое национальное самосознание человека;
- четкое понимание и беспрекословное следование обязанностям, которые установлены родным государством;
- высокая правовая культура человека;
- ответственность человека перед обществом в целом.
- отсутствие стремления к достижению личного блага, если оно вредит общественному благу;
Гражданственность выступает одним из главных качеств социально ответственного человека. И важна не менее, чем благородство, скромность, щедрость и другие благодетели человека.
Таким образом гражданственность включает в себя:
1) чувство собственного достоинства;
2) внутреннюю свободу, превращённую в самостоятельную дисциплину;
3) способность быть истинным субъектом права;
4) уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти;
5) способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.
Высшие проявления гражданственности:
1. Быть патриотом, любить свое Отечество.
2. Иметь чувство ответственности за события, происходящие в стране, перед последующими поколениями.
Как проявляется гражданственность?
В повседневной жизни можно найти довольно много различных проявления гражданственности. К примеру, она проявляется в обществе и в людях, когда они стремятся преодолеть дискриминацию по признаку нации, религии или расы друг, друга. Также гражданственность прослеживается и в семейном воспитании, если родители своим примером показывают ребенку, что семью необходимо любить и беречь, а ко всем остальным членам общества относится с уважением и терпением.
Ярким примером гражданственности выступают также Конституция государства и его законодательная система. В законах прописываются основные права человека, которыми он может свободно пользоваться в стране, а также обязанности, которые на него ложатся, как на гражданина государства.
Прохождение срочной воинской службы также считается проявлением такой гражданской позиции. Отправляясь в армию, человек идет защищать Родину от потенциальных угроз. При этом, защита Родины выступает одним из наиболее ярких примеров гражданственности.
Также пример такого отношения к своей стране виден в литературных произведениях поэтов и прозаиков. Особенно хорошо оно заметно в работах классиков. В их романах, стихах, поемах и рассказах ярко выражены любовь к своей стране, своему народу, уважение к традициям и культуре.
Вернуться к каталогу материалов
Роль морали в современном мире
Мораль
- регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
- является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованию;
- формирует нравственный облик личности;
- обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым.
Функции морали и иллюстрирующие их примеры
1) регулятивная - мораль выступает в качестве важнейшего социального регулятора (например, люди, ориентируясь на моральные принципы, помогают старшим, заботятся о слабых, держат данное друзьям слово и т. д.); может быть приведён конкретный пример: ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу.
2) мировоззренческая - мораль помогает человеку объяснить мир с точки зрения добра и зла, объяснить поступки людей (например, моральные правила помогают человеку выжить, выстоять даже в трудных обстоятельствах); может быть приведен конкретный пример: во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашизм.
3) воспитательная - формирование нравственных устоев и ценностей (например, осваивая моральные принципы и нормы, понимая свой долг, научаясь быть справедливым, человек становится духовной личностью); может быть приведён конкретный пример: родители объясняют своим детям, что такое хорошо и что такое плохо.
4) оценочно-императивная - человек оценивает мир и себя с точки зрения нравственности (например, с позиции нравственности оценивается не только деятельность отдельных людей, но и вся социальная среда, её воздействие на личность); может быть приведен конкретный пример: ученик, глядя, как его одноклассник подложил кнопку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кнопку убрал.
Гуманизм (лат. humanus — человечный), или человеколюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.
Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их точки зрения, должны гармонично сочетаться естественное и духовное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравственности.
Гуманизм (в узком смысле) — нравственный принцип в отношениях между людьми, деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.
Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Вернуться к каталогу материалов
Таблица ""
Вернуться к каталогу материалов
Мораль. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Мораль (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Проверь себя!
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между функциями морали и их содержанием. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение.§ 9. Глобальная угроза международного терроризма
- Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека
- Мораль
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте