Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

3.3 Принципы и нормы морали.

Добро и зло. Нравственные чувства человека.

Совесть и стыд. Моральный выбор.

Моральная оценка поведения людей

и собственного поведения.

Влияние моральных норм на общество и человека.

Волонтёрское движение


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы и таблицы
Видеоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки



Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


мораль

это совокупность нравственных принципов, взглядов и убеждений, сформированных в процессе исторического развития и регулирующих поведение людей, их отношение друг к другу.

нравственное сознание

это отношение людей в определённом обществе к моральным нормам как в позитивном ключе (принятие и соблюдение этих норм), так и в негативном (отказ признавать такие нормы, действия вопреки последним).

нравственность

это усвоенная человеком система ценностей, убеждений и моральных норм, которые он применяет в повседневной жизни.

добро

это всё, что способствует качественному улучшению жизни и совершенствованию общества и окружающего мира.
Делать добро — это значит помогать близким, совершать хорошие поступки и действовать во благо окружающего мира.

справедливость

это общий принцип, согласно которому каждый получает то, что заслуживает. Согласно принципу справедливости хорошие поступки поощряются, а плохие — порицаются.

долг

это внутренняя установка каждого отдельно взятого человека соблюдать моральные принципы.
Человек, руководствующийся моральным долгом, с уважением относится к другим людям, не вредит окружающим, совершает добрые и хорошие поступки.

совесть

это способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, нести ответственность за свои поступки и убеждения.
С одной стороны, совесть помогает человеку поступать правильно — не вредить другим людям, совершать хорошие поступки; с другой стороны, совестливый человек всегда знает, что за каждое своё действие нужно нести ответственность.

честь

это положительные качества человека (честность, порядочность, добросовестность), за счёт которых он обретает самоуважение и уважение со стороны других.
Если человек воспитывает в себе добрые качества, занимается саморазвитием, это значит, что он честный и уважает себя. Другие тоже относятся к такому человеку с уважением и видят в нём настоящую личность.

моральный выбор

это самостоятельный выбор определённой модели поведения в соответствии с моральными нормами общества, в котором находится человек, и его личными нравственными установками.

достоинство

характеристика человека с точки зрения его внутр. ценности, соответствия своему предназначению, самоуважение человеческой личности

волонтерство

выполнение какой-либо общественно значимой деятельности на добровольной основе без получения вознаграждения за нее.

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия
- мораль, добро, справедливость, совесть, долг, честь, волонтерство достоинство
Описывать
- особенности моральных норм
Оценивать
- поведение людей с точки зрения моральных норм

Вернуться к каталогу материалов

Презентации

Мораль



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Что такое мораль? Содержание морали


В детстве мы читали басни, которые нередко заканчивались словами «мораль сей басни такова». И мы знали, что в конце нас обязательно ждёт какой-нибудь поучительный урок или мудрость: нельзя обманывать друг друга, к каждому человеку нужно относиться с уважением, быть внимательным к старшим и не обижать младших. На самом деле, все эти правила, которым нас учат с самого детства, и есть мораль.
Мораль возникла вместе с обществом. Это своеобразные правила поведения, которые принимают все члены общества и которые помогают им комфортно сосуществовать.
Мораль — это совокупность нравственных принципов, взглядов и убеждений, сформированных в процессе исторического развития и регулирующих поведение людей, их отношение друг к другу.
Этика — наука о морали.
В каждом обществе существуют определённые моральные принципы, то есть общие правила, лежащие в основе морали и нравственного поведения. Моральные нормы, в свою очередь, формируют нравственное сознание общества.
Нравственное сознание — это отношение людей в определённом обществе к моральным нормам как в позитивном ключе (принятие и соблюдение этих норм), так и в негативном (отказ признавать такие нормы, действия вопреки последним).
Хотя моральные нормы могут различаться и меняться, существуют определённые признаки морали, по которым можно определить, относится ли то или иное убеждение к моральным нормам или нет:
- моральные нормы носят рекомендательный характер, то есть предписывают человеку определённое поведение;
- моральные нормы существуют в сознании людей: в отличие, например, от юридических норм, нет необходимости закреплять нравственные нормы на бумаге; представление о моральных нормах возникает у человека в процессе воспитания и социализации;
- невозможно определить точное время и место возникновения моральных норм: они возникают вместе с обществом, когда появляется необходимость регулировать общественные отношения;
- моральные нормы выступают в качестве регулятора всех видов социальных отношений.
В ситуациях, когда нужно совершить моральный выбор, очень часто не бывает «правильного» и «неправильного» ответа. Категории морали относительны, каждая ситуация требует отдельного рассмотрения, и вряд ли можно говорить об универсальном «правильном моральном выборе». Однако на протяжении веков философы и мудрецы задумывались об этом.
Золотое правило нравственности — это общая нравственная установка, которую можно выразить следующим образом: не делай другим то, чего не желаешь себе, и поступай с другими так, как хотел(а) бы, чтобы поступали с тобой.
Впервые это правило сформулировал Конфуций, а затем оно стало главным и в этической европейской мысли. Например, Аристотель говорил, что с друзьями себя нужно вести так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами.
Золотое правило морали можно встретить и в религиозных учениях:
в иудаизме: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Книга Левит, 19:18);
в христианстве: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6:31).
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «По­ступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь»).
Содержание морали

Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуманность, справедливость, милосердие, терпимость и др.)
Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать (уважай старших, не убивай, не лги, не воруй, не завидуй, не клевещи и др.)
Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что выработано моралью, человеколюбие.
Моральные ценности (всеобщие, общечеловеческие, абсолютные) — нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).
Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.
Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика (от гр. ethos — обычай) — объясняет смысл и роль морали:
Добро — всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества и природы.
Добродетель — положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками, например способность делать добро, деятельность направленная на добрые дела.
Долг — превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.
Совесть — способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль.

Вернуться к каталогу материалов


Роль морали в современном мире


Мораль
- регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
- является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершен­ствованию;
- формирует нравственный облик личности;
- обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнооб­разных обстоятельствах, поскольку со­блюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предска­зуемым.
Функ­ции мо­ра­ли и ил­лю­стри­ру­ю­щие их при­ме­ры
1) ре­гу­ля­тив­ная - мо­раль вы­сту­па­ет в ка­че­стве важ­ней­ше­го со­ци­аль­но­го ре­гу­ля­то­ра (на­при­мер, люди, ори­ен­ти­ру­ясь на мо­раль­ные прин­ци­пы, по­мо­га­ют стар­шим, за­бо­тят­ся о сла­бых, дер­жат дан­ное дру­зьям слово и т. д.); может быть при­ведён кон­крет­ный при­мер: уче­ни­ки стар­ше­го клас­са школы по­мо­га­ют млад­шим школь­ни­кам пе­рей­ти улицу.
2) ми­ро­воз­зрен­че­ская - мо­раль по­мо­га­ет че­ло­ве­ку объ­яс­нить мир с точки зре­ния добра и зла, объ­яс­нить по­ступ­ки людей (на­при­мер, мо­раль­ные пра­ви­ла по­мо­га­ют че­ло­ве­ку вы­жить, вы­сто­ять даже в труд­ных об­сто­я­тель­ствах); может быть при­ве­ден кон­крет­ный при­мер: во время войны со­зна­ние мо­раль­ной право­ты по­мог­ло со­вет­ским людям по­бе­дить фа­ши­зм.
3) вос­пи­та­тель­ная - фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных усто­ев и цен­но­стей (на­при­мер, осва­и­вая мо­раль­ные прин­ци­пы и нормы, по­ни­мая свой долг, на­уча­ясь быть спра­вед­ли­вым, че­ло­век ста­но­вит­ся ду­хов­ной лич­но­стью); может быть при­ведён кон­крет­ный при­мер: ро­ди­те­ли объ­яс­ня­ют своим детям, что такое хо­ро­шо и что такое плохо.
4) оце­ноч­но-им­пе­ра­тив­ная - че­ло­век оце­ни­ва­ет мир и себя с точки зре­ния нрав­ствен­но­сти (на­при­мер, с по­зи­ции нрав­ствен­но­сти оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко де­я­тель­ность от­дель­ных людей, но и вся со­ци­аль­ная среда, её воз­дей­ствие на лич­ность); может быть при­ве­ден кон­крет­ный при­мер: уче­ник, глядя, как его од­но­класс­ник под­ло­жил кноп­ку на стул учи­тель­ни­це, понял, что это не­хо­ро­шо, и кноп­ку убрал.
Гуманизм (лат. humanus — человечный), или челове­колюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.
Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Пет­рарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом при­роды, центром мироздания. В человеке, с их точки зре­ния, должны гармонично сочетаться естественное и ду­ховное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравст­венности.
Гуманизм (в узком смысле) — нравственный принцип в отношениях между людьми, деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.
Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотноше­ниям людей.

Вернуться к каталогу материалов


Волонтёрское движение


Что такое волонтерство
Волонтерство (от франц. «volontaire» — доброволец) — выполнение какой-либо общественно значимой деятельности на добровольной основе без получения вознаграждения за нее.
В том или ином виде волонтерство существовало всегда и в среди людей находились те, кто был готов помочь окружающим. Но сам термин появился примерно в XVII веке и был связан с воинским призывом. Чуть позже, к 1755 году, «волонтерство» получило не только милитаристское значение. Первая волонтерская организация в Европе — YMCA («Юношеская христианская ассоциация», появилась в 1844 году в Лондоне). Стать частью кампании могли все, независимо от пола и социальной принадлежности, что было достаточно необычно для того времени.
Чем занимаются волонтеры
Есть несколько основных направлений добровольческой деятельности, широко развитых как в России, так и по всему миру:
- Медицинское волонтерство для врачей и граждан без специального образования.
- Психологическое волонтерство, включающее поддержку и коррекцию ментального состояния граждан, помощь с адаптацией к новой среде.
- Бытовое волонтерство — помощь в жизненных трудностях, доставка продуктов.
- Педагогическое — развитие компетенций у взрослых и детей, организация досуга.
- Правовое — оказание юридической помощи, защита законных интересов граждан.
Животное — забота о бездомных животных и приютах, передержка, лечение.
Волонтерское движение в России. От Крещения Руси до Октябрьской революции
Отчасти волонтерами можно назвать людей, которые добровольно приходили на работу в монастыри и трудились не за деньги, а «во славу Божию». Начиная с Крещения Руси 988 года такая деятельность была довольно популярна, поскольку «христианская добродетель» высоко ценилась, а авторитет церкви был достаточно высок. Тогда же начала развиваться и благотворительность — уже при Ярославе Мудром на Руси существовали школы, которые содержались за счет пожертвований знати.
В XVIII веке, при Екатерине II, было создано первое в России «гуманное общество» и сеть детских приютов, в которых работали неравнодушные добровольцы. Окончательное же формирование официального волонтерского движения произошло во время русско-турецкой войны в конце 1870-х годов. Тогда монахини московского Свято-Никольского монастыря стали первыми сестрами милосердия в мире — женщины отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. На западе подобная инициатива возникла только во время Первой мировой — тогда был основан Красный крест.
Советская модель волонтерства
Российские социологи в своих научных работах практически не затрагивают тему развития волонтерского движения в СССР. Западные исследователи считают, что классического волонтерства при социализме не было, поскольку отсутствовал фактор «добровольности». Членство в волонтерских организациях и участие в субботниках по сути было принудительным — если не напрямую, то косвенно. Например, чтобы поступить в университет, нужно было обязательно быть комсомольцем. Последняя неправительственная волонтерская организация в СССР была закрыта в 1930-х годах. Тем не менее добровольческие движения развивались в СССР среди школьников и студентов. В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда». Главный герой произведения — мальчик Тимур — вместе со своими друзьями помогал семьям военных, которые отправились на фронт. Книга стала очень популярной, и дети начали подражать персонажам повести. Так в СССР зародилось тимуровское движение. Во время Великой Отечественной войны в нем участвовали более трех миллионов школьников. А после 1945 года тимуровцы помогали семьям раненых и погибших, ухаживали за могилами солдат, организовывали в школах музеи, занимались благоустройством своих родных городов и деревень.
Студенты в СССР объединялись в добровольческие отряды. Они трудились на стройках, работали в больницах, детских домах. Многие присоединялись к экологическим обществам. В 1960 году на биологическом факультете МГУ появилась дружина охраны природы, ее члены боролись с лесными пожарами и загрязнением окружающей среды, проводили уроки в школах.
Волонтерство в современной России
В 1990-х годах началось постепенное возрождение добровольческого движения на базе НКО. Вплоть до 2010-х годов волонтерские инициативы в России носили локальный характер: добровольцы участвовали в субботниках, ездили в дома престарелых или хосписы или занимались донорством. Исключением были федеральные акции, например, Всероссийская неделя добра.
Все изменилось со стартом подготовки к Олимпиаде в Сочи. В 2010 году АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» предложил Минобрнауке развивать волонтерское движение в России на базе высших учебных заведений. Целью было активное привлечение студентов к подготовке волонтеров для работы на олимпийских объектах. В процессе развития программы «Сочи-2014» была создана волонтерская сеть в 17 городах России, к которой присоединились 25 вузов и один колледж. Государство же начало курс на институционализацию добровольчества. В итоге к 2016 году в той или иной мере волонтерством занимались уже 24,6% россиян.
Популярность волонтерства продолжает расти — в 2021 году официально зарегистрированных волонтеров в России насчитали около 3 млн человек, а количество добровольцев, работающих на базе НКО или образовательных организаций превышает 7,5 млн человек.
Пандемия как катализатор солидарности
В эпоху коронавируса отношение к волонтерству во всем мире изменилось. Во-первых, самих добровольцев стало больше — после начала пандемии во многих странах Европы был зафиксирован двукратный рост количества новых волонтеров. В России число добровольцев тоже выросло. Во-вторых, изменилось отношение общества к волонтерам — в 2020 году вместе с соцработниками они вошли в топ-10 героев года согласно опросу ВЦИОМ. Согласно данным исследований, 27% россиян изменили свое отношение к волонтерам в лучшую сторону за последние пару лет.
Пандемия и помощь в цифрах
- Согласно Росстату, во втором квартале 2020 года в России насчитывалось на 266 тыс. волонтеров больше, чем за аналогичный период 2019 года.
- Больше всего волонтеров в Пензенской области (112 тыс.), Ростовской (83,6 тыс.) и в Москве (81,3 тыс.).
- 25 лет — средний возраст российского волонтера.
- 75% волонтеров в России — женщины.
- По данным ФОМ, 41% россиян заметили, что во время пандемии люди стали больше помогать друг другу.
- 33% россиян лично помогали тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации из-за пандемии.
- Чаще других из-за коронавируса стали помогать люди от 31 до 45 лет и люди с высшим образованием (по 40%).
- 17% россиян жертвовали деньги на борьбу с пандемией.
- 14% респондентов покупали товары и услуги ради поддержки малого бизнеса в локдаун.
- Медикам было бы гораздо сложнее работать в жестких условиях без помощи волонтеров. Например, в 2020 году в Калуге на каждого врача скорой помощи приходилось около 65 вызовов — без водителей-добровольцев, которые развозили докторов по вызовам, медицинские учреждения бы не справились. Также волонтеры взяли на себя обеспечение лекарствами и продуктами людей из групп риска.
Добровольцы из красных зон и вовсе стали героями эпохи пандемии. На помощь медикам выходили даже люди без специального образования, прошедшие двухдневную — они отправлялись выполнять обязанности младшего персонала.
Конституционные основы волонтерской деятельности в РФ
Конституция – основной закон Российской Федерации. Ни один другой закон не может противоречить Конституции, поэтому необходимо рассмотреть и конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации.
Первая глава Конституции РФ посвящена основам конституционного строя. Это один из самых важных элементов структуры государственного управления. Положения первой главы можно назвать определяющими для основ взаимодействия самого государства с его населением и институтами гражданского общества, их можно соотнести с неотъемлемыми характеристиками волонтерства. Так, например, провозглашение России демократическим, федеративным и правовым государством, признание жизни человека, прав и свободы высшей ценностью отражает деятельность волонтеров по оказанию помощи нуждающимся гражданам.31Причем, обязанность государства соблюдать эти права указывает, в то же время, на обязанность содействовать какой-либо деятельности, имеющей соответствующую цель.
Принципом равенства граждан, обозначенным в статье 6 Конституции Российской Федерации, подтверждается право участия в волонтерской деятельности всех лиц без исключения.
Принципом единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8) утверждается право осуществления волонтерской деятельности на всей территории Российской Федерации, к тому же, не имея ограничений как административного, так и налогового характера.
Конституция РФ позволяет создание на общих условиях любых волонтерских организаций в соответствии с принципом равенства перед законом общественных объединений (ч.4 ст. 13).
Также Конституцией установлены и некоторые запреты, например, не допускается создавать волонтерские организации, которые имеют своей целью насильственно изменить основы конституционного строя и (или) нарушить целостность Российской Федерации, подорвать безопасность государства, создавать вооруженные формирования, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.
Статья 14 Конституции РФ предоставляет право создания волонтерской организации религиозными объединениями.
Источники:
- Выгорание и героизм: как устроено волонтерство в России
-
История волонтерства в России
-
Конституционные основы волонтерской деятельности в Российской Федерации

Вернуться к каталогу материалов

Схемы и таблицы

Таблица ""

Вернуться к каталогу материалов


Видеоматериалы

Мораль. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность | ОГЭ по обществознанию без репетитора


    Источник: Барият Абулова | ЕГЭ обществознание 2024

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между функциями морали и их содержанием. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

    ?

    Ответ

    ГАДВБ

    Вернуться к каталогу материалов


    Онлайн тестирование

    1. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?





    2. Высказывание «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» является …





    Пояснение

    «Золотым правилом нравственности» называют следующее правило:
    «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»
    Оно было сформулировано ещё в древности и лежит в основе многих религиозных и философских учений. Немецкий философ Иммануил Кант использовал это правило для создания концепта «категорический императив».


    3. Мораль, в отличие от права,





    Пояснение

    Мораль — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.
    Основные понятия, на которые опирается мораль: добро; зло; долг; справедливость; совесть и многие другие.
    Официально закреплена — относится к праву.
    Регулирует общественное поведение — и право, и мораль регулируют общественное поведение.
    Исторически формируется — и право, и мораль формируются исторически.


    4. Мораль, в отличие от религии





    5. Способность человека к моральному самоконтролю называют





    6. Что из перечисленного не относится к роли морали?





    7. Что отличает мораль от других сфер духовной культуры?





    8. Степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке - это ...





    9. Особые, духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде с позиции справедливости и несправедливости, называются





    10. Правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.) - это ...





    Пояснение

    Содержание морали:
    принципы морали - исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)
    нормы морали (заповеди) - правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)
    моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что выработано моралью, чело­веколюбие;
    моральные (всеобщие, общечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходимое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).


    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение.§ 9. Глобальная угроза международного терроризма


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека


    Фоксфорд

    - Мораль


    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов