Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

3.3 Молодёжь как социальная группа, её социальные

и социально-психологические характеристики.

Молодёжная субкультура.

Проблемы молодёжи в современной России.


Каталог материалов


Базовые знания
Лекции
Видеоматериалы

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


молодёжь

– это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик и особенностей социального положения

субкультура

– это часть общей культуры, охватывающая сравнительно небольшие группы людей, для которых характерны свои специфические нормы и ценности, модели поведения, мировоззрение и идеология.

молодёжная субкультура

– это часть культуры молодых людей, которых объединяют особое мировоззрение, система ценностей и идеалов, отличных от культуры взрослых людей.

юношеский максимализм

– категоричная оценка происходящих событий, деление мир на «чёрное и белое».

конформизм

– склонность подстраиваться под внешние обстоятельства, при этом иногда изменяя себе и своим принципам.

инфантилизм

– это черта характера, выраженная в психологической незрелости человека, сохранении детских черт во взрослом возрасте.
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия
- социальный конфликт
- типологию социальных конфликтов
Характеризовать
- способы разрешения социальных конфликтов
Раскрывать на примерах
- причины и виды социальных конфликтов
Уметь составлять сложный план по теме
- «Социальный конфликт»

Вернуться к каталогу материалов



Лекции


Особенности статуса молодёжи


В обществе выделяют большие и малые социальные группы. Одно из наиболее важных различий между ними — характер контактов между членами группы. Вряд ли вы лично знакомы с каждым школьником в нашей стране, несмотря на то что вы и они относитесь к одной большой социальной группе. Тем не менее, представители большой группы обладают общими специфическими чертами. Сюда относят особенности быта, поведения, самосознания, обычаи и традиции.
Молодёжь выделяют в социальную группу на основе возраста. Уверенно отнести человека к молодёжи не всегда легко. Это зависит от множества факторов: демографической обстановки в стране, особенностей социально-экономического развития, государственной политики, культурного своеобразия. Учёные обозначили возрастные рамки, которые определяют молодёжь как социальную группу: нижняя граница располагается между 14 и 16 годами, а верхняя проходит на уровне около 30 лет. Это находит отражение и в законодательных актах государства. Так, согласно ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», деятельность государства направлена на то, чтобы создать условия для участия молодёжи в политической, экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни. Взрослые и государство воспитывают молодое поколение согласно принятым в обществе ориентирам, поддерживают молодёжные инициативы, помогают молодым людям. Это направление государственной политики очень важно, поскольку именно молодёжь в будущем станет формировать условия для жизни в обществе.
Молодёжь обладает чертами, которые выделяют её из большого числа других социальных групп. Начинается этот важнейший период жизни человека за школьной партой, а завершается чаще всего тогда, когда человек получил профессию и начал работать. В начале этого интервала человек живёт в родительском доме, в конце у него уже есть собственный дом и, скорее всего, собственная семья. Но это только верхушка айсберга. За этими видимыми изменениями стоит много социально-психологических усилий: поиск себя в этом мире, обретение умения делать самостоятельный выбор и нести ответственность за его последствия, формирование мировоззрения. Молодёжь стремится использовать все возможности для развития, она социально активна. Молодые люди пробуют себя в различных профессиях, занимаются саморазвитием, хобби, путешествуют. В связи с ускорением ритма общественной жизни и развитием информационного общества особую роль приобрело самообразование, которое увеличивает возможности для профессиональной реализации человека.
Одна из отличительных черт представителя молодежи — юношеский максимализм — категоричная оценка происходящих событий, деление мир на «чёрное и белое». С одной стороны, молодой человек вступает в выстроенную систему общественных отношений и для успешной жизни в обществе ему необходимо усвоить уже выработанные нормы. С другой стороны, зачастую он внутренне не согласен с устоявшимся порядком вещей, хочет выделиться и заявить о себе. Эти черты очень чётко воплотились в герое романа Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холдене Колфилде. Холдену 17, его исключают из школы, он боится, что об этом узнают родители, и отправляется в путешествие, пытаясь понять, чем ему хочется заниматься, где его место, как устроен мир вокруг.
Это противоречие иногда становится причиной метаний человека, похожих на качание маятника: когда отчаянно пытаешься понять, в каком направлении нужно двигаться, и берёшься буквально за любое занятие, чтобы разобраться. Такая стратегия может привести к разочарованию, а потом и развитию конформизма — склонности подстраиваться под внешние обстоятельства, при этом иногда изменяя себе и своим принципам.
Подведем итоги
В России к молодёжи относятся люди от 14 до 35 лет. Молодёжь занимает важное место в социально-политической структуре общества.
Для молодёжи как социальной группы характерны:
- активный поиск своего Я и места в жизни;
- высокий уровень социальной мобильности;
- освоение новых социальных ролей: ребёнок, школьник, студент, супруг, родитель;
- усвоение социальных норм, ценностей и установок того или иного общества.
Среди социально-психологических качеств молодёжи выделяют:
- независимость от стереотипов общества — часто молодёжь ставит под сомнение авторитетные мнения и традиции, предлагая критически взглянуть на происходящее;
- слабую терпимость — молодёжь скептически относится к мнению других людей, особенно если оно противоречит их собственному;
- желание проявить себя и выделиться из толпы;
- внутренние противоречия, которые возникают в процессе поиска своего места в жизни;
- создание собственных субкультур.
Вернуться к каталогу материалов


Молодёжная субкультура


Очень часто в желании проявить себя молодые люди объединяются в группы и создают что-то своё — новое и актуальное. В широком смысле это называется субкультурой.
Субкультура — это часть общей культуры, охватывающая сравнительно небольшие группы людей, для которых характерны свои специфические нормы и ценности, модели поведения, мировоззрение и идеология.
Молодёжная субкультура — это часть культуры молодых людей, которых объединяют особое мировоззрение, система ценностей и идеалов, отличных от культуры взрослых людей.
Инициативная молодёжь, которая стремится проявлять себя и открывать что-то новое, становится активным участником и носителем субкультур. С одной стороны, субкультуры играют важную роль в процессе социализации молодых людей. С другой, влияние субкультур на молодёжь неоднозначно.
Нередко в субкультурах молодые люди находят единомышленников, разделяющих их мировоззрение и готовых поддержать в трудную минуту. Но одновременно с этим субкультура может отчуждать молодёжь от общей культуры, прививать ценности и ориентиры, противоречащие тем, что уже существуют в обществе.
Проявление молодёжной субкультуры — неформальные объединения, в которых молодые люди реализуют потребность в общении со сверстниками, обсуждении общих интересов и целей.
Признаки таких неформальных социальных групп:
- стихийное возникновение;
- отличные от принятых в обществе модели поведения участников группы;
- отличные от принятых в обществе ценностные ориентиры и мировоззрение;
- самоорганизация;
- устойчивость и определённая иерархия;
- атрибутика, подчёркивающая принадлежность к определённой группе.
Вернуться к каталогу материалов


Проблемы молодёжи в современной России


Большинство социально-экономических проблем затрагивают молодёжь, как и остальную часть населения, но с большей силой. Из-за неустойчивости в экономической и психологической сферах последствия могут быть серьёзнее.
Отдельно выделяют следующие проблемы:
- профессиональное самоопределение;
- молодёжная безработица (работодатели неохотно берут кандидатов без опыта работы);
- жилищная проблема;
- финансовая проблема;
- алкогольная и наркотическая зависимости;
- сложные психологические состояния (депрессия, тревожность).
Часть проблем характерна именно для молодых людей и связана с особенностями их психики.
Молодёжь часто откладывает важные решения, шаги на потом, избегает ответственности. Это может становиться причиной прокрастинации, семейных конфликтов, ощущения одиночества и непонятости. Источником такого поведения может быть естественный страх перед изменениями, связанный с отсутствием опыта, высокими требованиями.
Также психологи отмечают завышенный уровень ожиданий, однобокий взгляд на ситуацию, некие розовые очки. Плохое знание собственных возможностей, социальной среды часто приводит к разочарованию во взрослой жизни. Инфантилизм — это черта характера, выраженная в психологической незрелости человека, сохранении детских черт во взрослом возрасте.
Вернуться к каталогу материалов


Видеоматериалы

Молодёжь как социальная группа (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

Вернуться к каталогу материалов