Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора

ЕГЭ

(Перейти к кодификатору

1.3 Свобода и необходимость в деятельности человека


Каталог материалов



Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя!
Источники для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


свобода

- это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

необходимость

- устойчивая существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

ответственность

- это осознание объективных условий и поставленных целей, необходимость выбора способа действия и принятия результатов деятельности. По мере развития человеческой свободы индивидуальная ответственность усиливается

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия:
- свобода, необходимость, ответственность
Характеризовать
- свободу и необходимость в человеческой деятельности

Вернуться к каталогу материалов

Презентации

Свобода в деятельности человека



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Свобода и ответственность


Буриданов осёл (лат. Asinus Buridani inter duo prata — буриданов осёл между двух лужаек) — старинный мысленный эксперимент, названный в честь богослова Жака Буридана. Перед привязанным ослом, на равном удалении от морды, поставили два одинаковых стога сена (по другой версии, его поставили между двух лужаек с одинаковой травой, по третьей — перед двумя одинаковыми кормушками). Осёл был умным (по-своему) и никак не мог решить из какого стога (с какой лужайки, кормушки) ему есть. Страдал от этого, будучи нерешительным, так и умер голодным. Можно ли быть абсолютно свободным и иметь свободу выбора?
Человек отличается от животного не только речью, способностью к труду и разумом. Не менее важной особенностью является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, выполняет определённые общественные функции и осваивает социальные роли, постепенно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.
Свобода — способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.
Сущность свободы — выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Условиями существования свободы считаются следующие факторы:
человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею; свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной. Вспомним знаменитую мудрость: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит также от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе. Социальные условия реализации свободы:
1) социальные нормы (правовые, моральные и др.);
2) место человека в обществе;
3) формы общественной деятельности;
4) уровень развития общества;
5) освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
Свобода личности в различных её проявлениях является сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.
Безграничной, абсолютной свободы быть не может. Человек является членом общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего потому, что полная свобода одного человека означала бы произвол в отношении другого.
Всеобщая декларация прав человека содержит положение о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Если человек поступает свободно, если существует свобода выбора, значит, он в ответе и за последствия своих действий. Ответственность является необходимой составляющей свободы, её неотъемлемой частью.
Ответственность — характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, обусловливает его поведение и поступки. Их регулятором выступает совесть
Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Всегда, совершая тот или иной поступок, мы предполагаем, что делаем свой выбор и свободны в этом выборе. Иногда в подобной ситуации человек забывает об ответственности за принятое решение, которое является результатом свободы выбора. Находясь в состоянии стресса, человек может выбрать такие способы борьбы с ним (например, алкоголь, наркотики), из-за которых может пострадать здоровье, отношения с окружающими, карьера и много другое. Надо понимать, что, делая выбор, мы всегда должны оценить степень ответственности за последствия своего решения.
Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни.
Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества, а негативное отклонение влечёт за собой санкции, т. е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.
Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека:
1) свобода — возможность осуществления целенаправленной деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели;
2) ответственность — осознание условий и поставленной цели, необходимости выбора способа действия для её осуществления.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Вернуться к каталогу материалов


Фатализм и волюнтаризм

По отношению к человеческой свободе сложились две мировоззренческие концепции: фатализм и волюнтаризм.
Фатализм - исторически возник раньше волюнтаризма.
Он рассматривает каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения. Это означает, что свободный выбор человека исключается. Таким образом, фатализм – это убежденность в том, что всё предрешено и своими силами человек ничего не может изменить. Любое неравенство между людьми рассматривается просто – у людей разные судьбы. Кто-то рожден стать царём, а кто-то слугой. Опасность фатализма заключается в том, что она делает человека пассивным. Человек думает: «Что толку что-то делать, когда кому-то предрешено сидеть на дне, а кому-то править миром...». Но дело ведь в том, что человек не может знать, какая ему уготована судьба. Не может ли его бездействие и смирение с тем что есть привести к упущенным возможностям? Может! Тогда почему бы не стремиться к большему?
Волюнтаризм – концепция противоположная фатализму, абсолютизирует свободу человеческой воли.
Говоря проще, волюнтаризм основан на вере в то, что всё на свете происходит потому, что кто-то из людей так захотел. Добившись прогресса общественного развития человек стал осознавать свою всесильность и всемогущество. Человек волюнтаристских взглядов считает, что его возможности безграничны. В своём поведении он пренебрегает возможными последствиями. Опасность волюнтаризма заключается в том, что человек переоценивает себя и недооценивает реальные объективные условия.

Вернуться к каталогу материалов


Свобода и необходимость

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) "Свобода – это осознанная необходимость." Что означает данное высказывание.
Необходимость — устойчивая существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.
Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, то есть независимых от сознания человека, законов. Необходимое вытекает из сущности вещей и при определённых условиях должно обязательно произойти. Взаимосвязь свободы и необходимости в истории было различным. Выделяются две концепции: волюнтаризм и фатализм
Если свобода, как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость, как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?
Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком. Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы, это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Это внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности!". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть, моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.
Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!
Подлинная свобода состоит в выборе поступков, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Вернуться к каталогу материалов

Схемы

Схема "Виды свободы"

?

Вернуться к каталогу материалов


Видеоматериалы

Свобода и необходимость в деятельности человека. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


Источник: Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

Вернуться к каталогу материалов


Свобода и необходимость в человеческой деятельности Свобода и ответственность (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

Вернуться к каталогу материалов



Проверь себя!

Мини-сочинение (№ 29 ЕГЭ)


«Человек приговорен быть свободным».
Жан–Поль Сартр


Ответ

Автор поднимает проблему свободы выбора человека. Данная проблема актуальна в условиях развития общества с момента его появления. Автор в своем высказывании говорит о том, что человек обречен быть свободным и делать только сознательный выбор, выбирать, сотворить добро или зло. Из этой свободы вытекает, что каждый в ответе за самого себя. Я согласна(ен) с мнением французского философа Жан-Поль Сартра. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой - в полной независимости от чего бы то ни было
Итак, что же такое свобода? Свобода - это основная характеристика человеческого бытия, его суть. Как писал немецкий философ Гегель: «Свобода есть познанная необходимость». Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного общества. В истории общественной мысли понимание свободы заметно поменялось на протяжении веков. В античные времена свобода понималась, как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ и Платон считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.
Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме несвобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда его душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.
Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности? Видимо, такой выход кроется в различении негативного и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как "свободу от" - от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстаёт как тяжкое бремя, нередко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настоящего освобождения. Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как "свободу для". Такая свобода является главным условием роста и развития человека. Она - и величайший дар, и бремя, от которого человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, неся ответственность за свои деяния.
Самореализация личности, свобода и ответственность гармонично взаимодействуют только в том случае, если человек осознает мотивы своей деятельности и не идет наперекор установленным в обществе правилам и нормам. Личность может реализоваться только в том случае, когда полноценно использует свободу как право выбора. Чем выше выбранная жизненная цель, тем лучше средства ее достижения будут соответствовать закономерностям развития окружающей действительности. Ответственность, в свою очередь связана с необходимостью выбора средств и способов, благодаря которым будет осуществляться цель.
Таким образом, свобода способствует возникновению ответственности личности, а ответственность является направляющим стимулом свободы.
Источник

Вернуться к каталогу материалов



Литература для самоподготовки

Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

Учебники федерального перечня Минпросвещения России

- Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение. § 5. Деятельность — способ существования людей


Уроки «Российской электронной школы»

- Урок 9. Деятельность человека


Фоксфорд

- Деятельность человека и её основные виды

- Мышление и речь


ЕГЭ

- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


ОГЭ

- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


Вернуться к каталогу материалов