Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ОГЭ
(Перейти к кодификатору ОГЭ)
3.1 Культура, её многообразие и формы.
Влияние духовной культуры на
формирование личности
Каталог материалов
- - "Культура в узком и широком понимании"
- - "Формы духовной культуры"
- - "Формы и разновидности культуры"
- - "Основные функции культуры"
- - Сфера духовной жизни. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
- - Культура и ее формы. (Центр онлайн-обучения "Фоксфорд")
- - Массовая культура (Школа обществознания. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
культура
духовная культура
наука
образование
религия
мораль
философия
право
искусство
материальная культура
духовная культура
народная культура
массовая культура
элитарная культура
молодёжная субкультура
контркультура
Вернуться к каталогу материаловНа что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать - основные понятия
культура
- структурные элементы / типологии
форм (областей) духовной культуры; видов (типов) культуры
Характеризовать
- формы и виды культуры
Объяснять
- влияние культуры на формирование личности;
Приводить примеры
форм и видов культуры, диалога культур, влияния культуры на формирование личности;
Вернуться к каталогу материалов
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Культура и её формы
Понятие культуры
Понятие «культура» берёт начало от латинского слова cultura — возделывание почвы. Со временем это понятие приобрело множество других значений, и сегодня его определяют так:
- совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;
- совокупность достижений человечества в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества;
- уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности: например, правовая культура, культура труда;
- характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций: например, древнеримская культура, культура Средневековья;
- уровень, степень развития человека как члена общества.
Из названных определений культуры наиболее полное такое:
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, которые человек создаёт в процессе освоения мира.
Виды культуры
Культуру во всём её многообразии можно разделить на два основных вида: материальную культуру и духовную культуру.
Материальная культура — культура, представленная материальными предметами, то есть теми, которые можно потрогать руками (картины, здания, автомобили и другие предметы).
Духовная культура — культура, представленная идеями, знаниями, духовными ценностями и другими объектами, которые существуют в сознании человека и не имеют материального выражения (наука, религия, мораль, искусство и другие объекты).
К основным формам духовной культуры относят:
искусство — отражение окружающей действительности в художественных образах — через картины, книги, музыку, кино, скульптуру, фотографию и другие формы;
мораль — способ регулировать общественную жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости, ценности каждой личности;
религию — набор правил, мыслей и ритуалов, которые объясняют устройство мира и определяют правильный образ жизни для человека, верящего в сверхъестественное;
образование — форму духовной культуры, в рамках которой человек приобщается к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями;
науку — форму духовной культуры, в рамках которой человек вырабатывает систему объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
Стоит заметить, что деление культуры на материальную и духовную достаточно условно. Это связано с тем, что провести грань между ними нередко бывает сложно. Духовная культура зачастую воплощается в материальных носителях, например в книге. То, как книга изготовлена, как сделан переплёт, каким образом сшиты страницы, говорит о материальной культуре общества. А вот содержание книги — это духовная культура, те ценности, которые близки этому социуму.
Формы культуры
Общество многообразно, и оно включает группы, имеющие собственные представления о ценностях и нормах. На основании этого принято выделять такие формы культуры, как народная, массовая, элитарная, субкультура и контркультура.
Народную культуру создают несколько поколений, у её произведений нет конкретного автора. Произведения народной культуры отражают жизнь, традиции, мировосприятие, основные ценности, важные исторические события конкретного народа.
Народная культура — культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер.
Самый яркий пример народной культуры — фольклор: сказы, сказки, легенды, предания, былины, пословицы и поговорки. Однако эта форма культуры не сводится только к фольклору. Она также включает в себя анекдоты, различные возрастные и профессиональные субкультуры.
Массовую культуру создают конкретные авторы для развлечения, при этом её произведения направлены на получение прибыли. Произведения массовой культуры — стандартизированные объекты массового потребления, они не рассчитаны на глубокое осмысление и доступны каждому, вне зависимости от культурного уровня.
Массовая культура — общедоступная культура, появившаяся в индустриальном обществе в связи с развитием массового производства, отражающая духовные потребности широких масс.
Поскольку произведения массовой культуры широко транслируют средства массовой информации, они могут оказывать влияние на формирование общественного и индивидуального сознания. Влияние массовой культуры на жизнь общества чрезвычайно высоко — например, сегодня произведения массовой культуры закрепляют в сознании человека представления о толерантности, формируют отношение к определённым группам людей.
В качестве примеров массовой культуры можно назвать телешоу, телесериалы, яркие и захватывающие мультфильмы Disney и Pixar, серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг и цикл «Тёмные начала» Филипа Пулмана.
Цель массовой культуры — отдых, получение прибыли. Она проста, чтобы понять её, не нужно прикладывать усилий. А вот чтобы понимать произведения элитарной культуры, необходимо иметь определённый уровень образования.
Элитарная культура — культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, которые обладают высоким уровнем образования, позволяющим им воспринимать сложные по форме и содержанию произведения.
В качестве примеров элитарной культуры можно назвать оперу и балет, произведения известных кутюрье, фильмы Джима Джармуша и Эмира Кустурицы, картины Василия Кандинского и Пабло Пикассо. Отличительная черта этих произведений — сложность для восприятия и понимания.
Особое место среди форм культуры занимают субкультура и контркультура.
Субкультура — культура, отражающая систему ценностей группы людей, объединённых по каким-либо признакам (возраст, профессия, интересы, место жительства).
Самые известные субкультуры сегодня — гики, косплееры, тиктокеры. В разные годы были популярны панки, металлисты, готы, эмо.
В свою очередь, контркультура противостоит массовой культуре, бросает вызов общепринятым ценностям. Она предлагает не только культурные образцы, но и образ жизни — как, например, движение хиппи в 1960-х годах.
Контркультура — культура, отражающая систему ценностей, противостоящих массовой культуре, общепринятым ценностям.
Контркультура — это в том числе культура преступного мира, у представителей которой есть особый жаргон, «говорящие» татуировки и другие особенности.
Функции культуры
Культура — результат преобразования человеком окружающей среды. В ходе этого процесса человек создаёт, накапливает, хранит и передаёт социальные ценности. Можно считать, что культура способствует социализации личности, обеспечивает взаимодействие между отдельными людьми и общностями. Поэтому к функциям культуры принято относить:
- познавательную — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
- оценочную — дифференциацию ценностей, обогащение традиций;
- регулятивную — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех сферах жизни общества;
- коммуникативную — передачу и обмен знаниями, ценностями и прочим опытом предшествующих поколений;
- функцию социализации — усвоение индивидом системы знаний, ценностей и прочего опыта предшествующих поколений, приучение к социальным ролям.
Диалог культур
В современном мире особое значение имеет диалог культур.
Диалог культур — взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами.
В процессе диалога культур носители разных ценностей взаимодействуют, полностью или частично перенимают друг у друга ценности. Так, довольно часто одна страна устраивает год другой страны. Например, 2011 год был одновременно Годом Италии в России и Годом России в Италии. Музеи, театры и другие культурные учреждения каждого из государств представляли свои произведения в другой стране, население которой получало возможность приобщиться к иностранной культуре.
Ещё один пример диалога культур — обмен школьниками и студентами между разными странами. Проживая и обучаясь в другой стране несколько месяцев или год, учащиеся знакомятся с языком, культурой, национальной кухней и другими особенностями принявшей их страны. Поучаствовать в таком диалоге культур можно, став участником специальной программы — AFS, ACES, Германо-российского молодёжного обмена.
Однако самый простой способ участвовать в диалоге культур — это общаться со своими сверстниками-иностранцами в социальных сетях и специальных сервисах (InterPals, HiNative, Slowly и др.).
Вернуться к каталогу материалов
Влияние духовной культуры на формирование личности
Духовная культура — это искусство, мораль, образование, наука, религия. Она играет большую роль в процессе становления личности, даёт человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом. В процессе духовной жизни человек реализует свои потребности в познании, любви, творчестве, красоте. Человек, познавая окружающий мир и самого себя, развивает, совершенствует свою человеческую природу.
Одним из действенных средств формирования духовной культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных ценностей. Создавая художественные образы, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.
Что касается религии, то для многих она играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нём. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы людей.
Роль образования и науки — в том, что они формируют мировоззрение человека. Многие личностные черты человека определяются не только природными данными, но и приобретёнными. Образование не может не корректировать личность и не формировать определённые качества и навыки: критическое мышление, любознательность, умение работать с информацией, ставить цели и добиваться их.
Сегодня роль образования в личностном развитии выходит на первое место. Знания стали главным капиталом, которым владеют люди. По сравнению с прошлым веком рабочих рук требуется всё меньше и меньше. Например, в 1967 году в General Motors работало 870 000 человек. Сейчас в одной из самых уважаемых корпораций — Microsoft — работает около 120 000 сотрудников. Но её рыночная оценка показывает, что деловая репутация компании на одного сотрудника составляет около 15 миллионов долларов.
Образование формирует систему интересов и ценностей человека. Образование — основа траектории карьеры личности, социальный статус человека также частично определяется образованием. Так, наука и образование выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие личности.
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Культура в узком и широком понимании"
Культура
Формы духовной культуры
Схема "Формы и разновидности культуры"
Формы культуры
Разновидности культуры
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Основные функции культуры"
Основные функции культуры
Вернуться к каталогу материалов
Сфера духовной жизни. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Источник: Обществознание 8 класс Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Вернуться к каталогу материалов
Культура и ее формы. (Центр онлайн-обучения "Фоксфорд")
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Массовая культура (Школа обществознания. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)
Источник: (Школа обществознания. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)
Вернуться к каталогу материалов
Выбор позиций из списка
Выберите верные суждения о культуре.
1) Культуру невозможно охарактеризовать с точки зрения конкретных сфер общественной жизни.
2) Термин «культура» обозначает так называемую «вторую природу», то есть всё созданное человеком.
3) Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
4) Носителем культуры всегда выступает общество в целом.
5) Одной из функций культуры является накопление и хранение социальных достижений.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение.
- Обществознание 10 класс. Урок 3. Человек – творец культуры
- Глобальные проблемы современного мира
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте