Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ОГЭ

(Перейти к кодификатору ОГЭ)

3.1 Культура, её многообразие и формы.

Влияние духовной культуры на

формирование личности


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы и таблицы
Видеоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки


Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


культура

– процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

духовная культура

– совокупность духовность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, образование, религия, мораль, философия, право, искусство.

наука

— область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

образование

— единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок.

религия

определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов.

мораль

— принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

философия

– форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.).

право

понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

искусство

— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей

материальная культура

– результат производства и освоения предметов и явлений материального мира.

духовная культура

– совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

народная культура

– единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. п. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

массовая культура

– продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчёте на широкую публику; она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования; основной её чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков. Массовая культура-это понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления.

элитарная культура

– совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами; она включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку.

молодёжная субкультура

– культура демонстративного потребления, развивающаяся на основе стилей в одежде и музыке.

контркультура

– направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ОГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать - основные понятия
культура
- структурные элементы / типологии
форм (областей) духовной культуры; видов (типов) культуры
Характеризовать
- формы и виды культуры
Объяснять
- влияние культуры на формирование личности;
Приводить примеры
форм и видов культуры, диалога культур, влияния культуры на формирование личности;

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Культура и её формы


Понятие культуры
Понятие «‎культура»‎ берёт начало от латинского слова cultura — возделывание почвы. Со временем это понятие приобрело множество других значений, и сегодня его определяют так:
- совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;
- совокупность достижений человечества в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества;
- уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности: например, правовая культура, культура труда;
- характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций: например, древнеримская культура, культура Средневековья;
- уровень, степень развития человека как члена общества.
Из названных определений культуры наиболее полное такое:
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, которые человек создаёт в процессе освоения мира.
Виды культуры
Культуру во всём её многообразии можно разделить на два основных вида: материальную культуру и духовную культуру.
Материальная культура — культура, представленная материальными предметами, то есть теми, которые можно потрогать руками (картины, здания, автомобили и другие предметы).
Духовная культура — культура, представленная идеями, знаниями, духовными ценностями и другими объектами, которые существуют в сознании человека и не имеют материального выражения (наука, религия, мораль, искусство и другие объекты).
К основным формам духовной культуры относят:
искусство — отражение окружающей действительности в художественных образах — через картины, книги, музыку, кино, скульптуру, фотографию и другие формы;
мораль — способ регулировать общественную жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости, ценности каждой личности;
религию — набор правил, мыслей и ритуалов, которые объясняют устройство мира и определяют правильный образ жизни для человека, верящего в сверхъестественное;
образование — форму духовной культуры, в рамках которой человек приобщается к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями;
науку — форму духовной культуры, в рамках которой человек вырабатывает систему объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
Стоит заметить, что деление культуры на материальную и духовную достаточно условно. Это связано с тем, что провести грань между ними нередко бывает сложно. Духовная культура зачастую воплощается в материальных носителях, например в книге. То, как книга изготовлена, как сделан переплёт, каким образом сшиты страницы, говорит о материальной культуре общества. А вот содержание книги — это духовная культура, те ценности, которые близки этому социуму.
Формы культуры
Общество многообразно, и оно включает группы, имеющие собственные представления о ценностях и нормах. На основании этого принято выделять такие формы культуры, как народная, массовая, элитарная, субкультура и контркультура.
Народную культуру создают несколько поколений, у её произведений нет конкретного автора. Произведения народной культуры отражают жизнь, традиции, мировосприятие, основные ценности, важные исторические события конкретного народа.
Народная культура — культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер.
Самый яркий пример народной культуры — фольклор: сказы, сказки, легенды, предания, былины, пословицы и поговорки. Однако эта форма культуры не сводится только к фольклору. Она также включает в себя анекдоты, различные возрастные и профессиональные субкультуры.
Массовую культуру создают конкретные авторы для развлечения, при этом её произведения направлены на получение прибыли. Произведения массовой культуры — стандартизированные объекты массового потребления, они не рассчитаны на глубокое осмысление и доступны каждому, вне зависимости от культурного уровня.
Массовая культура — общедоступная культура, появившаяся в индустриальном обществе в связи с развитием массового производства, отражающая духовные потребности широких масс.
Поскольку произведения массовой культуры широко транслируют средства массовой информации, они могут оказывать влияние на формирование общественного и индивидуального сознания. Влияние массовой культуры на жизнь общества чрезвычайно высоко — например, сегодня произведения массовой культуры закрепляют в сознании человека представления о толерантности, формируют отношение к определённым группам людей.
В качестве примеров массовой культуры можно назвать телешоу, телесериалы, яркие и захватывающие мультфильмы Disney и Pixar, серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг и цикл «Тёмные начала» Филипа Пулмана.
Цель массовой культуры — отдых, получение прибыли. Она проста, чтобы понять её, не нужно прикладывать усилий. А вот чтобы понимать произведения элитарной культуры, необходимо иметь определённый уровень образования.
Элитарная культура — культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, которые обладают высоким уровнем образования, позволяющим им воспринимать сложные по форме и содержанию произведения.
В качестве примеров элитарной культуры можно назвать оперу и балет, произведения известных кутюрье, фильмы Джима Джармуша и Эмира Кустурицы, картины Василия Кандинского и Пабло Пикассо. Отличительная черта этих произведений — сложность для восприятия и понимания.
Особое место среди форм культуры занимают субкультура и контркультура.
Субкультура — культура, отражающая систему ценностей группы людей, объединённых по каким-либо признакам (возраст, профессия, интересы, место жительства).
Самые известные субкультуры сегодня — гики, косплееры, тиктокеры. В разные годы были популярны панки, металлисты, готы, эмо.
В свою очередь, контркультура противостоит массовой культуре, бросает вызов общепринятым ценностям. Она предлагает не только культурные образцы, но и образ жизни — как, например, движение хиппи в 1960-х годах.
Контркультура — культура, отражающая систему ценностей, противостоящих массовой культуре, общепринятым ценностям.
Контркультура — это в том числе культура преступного мира, у представителей которой есть особый жаргон, «‎говорящие» татуировки и другие особенности.
Функции культуры
Культура — результат преобразования человеком окружающей среды. В ходе этого процесса человек создаёт, накапливает, хранит и передаёт социальные ценности. Можно считать, что культура способствует социализации личности, обеспечивает взаимодействие между отдельными людьми и общностями. Поэтому к функциям культуры принято относить:
- познавательную — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
- оценочную — дифференциацию ценностей, обогащение традиций;
- регулятивную — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех сферах жизни общества;
- коммуникативную — передачу и обмен знаниями, ценностями и прочим опытом предшествующих поколений;
- функцию социализации — усвоение индивидом системы знаний, ценностей и прочего опыта предшествующих поколений, приучение к социальным ролям.
Диалог культур
В современном мире особое значение имеет диалог культур.
Диалог культур — взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами.
В процессе диалога культур носители разных ценностей взаимодействуют, полностью или частично перенимают друг у друга ценности. Так, довольно часто одна страна устраивает год другой страны. Например, 2011 год был одновременно Годом Италии в России и Годом России в Италии. Музеи, театры и другие культурные учреждения каждого из государств представляли свои произведения в другой стране, население которой получало возможность приобщиться к иностранной культуре.
Ещё один пример диалога культур — обмен школьниками и студентами между разными странами. Проживая и обучаясь в другой стране несколько месяцев или год, учащиеся знакомятся с языком, культурой, национальной кухней и другими особенностями принявшей их страны. Поучаствовать в таком диалоге культур можно, став участником специальной программы — AFS, ACES, Германо-российского молодёжного обмена.
Однако самый простой способ участвовать в диалоге культур — это общаться со своими сверстниками-иностранцами в социальных сетях и специальных сервисах (InterPals, HiNative, Slowly и др.).

Вернуться к каталогу материалов

Влияние духовной культуры на формирование личности


Духовная культура — это искусство, мораль, образование, наука, религия. Она играет большую роль в процессе становления личности, даёт человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом. В процессе духовной жизни человек реализует свои потребности в познании, любви, творчестве, красоте. Человек, познавая окружающий мир и самого себя, развивает, совершенствует свою человеческую природу.
Одним из действенных средств формирования духовной культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных ценностей. Создавая художественные образы, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.
Что касается религии, то для многих она играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нём. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы людей.
Роль образования и науки — в том, что они формируют мировоззрение человека. Многие личностные черты человека определяются не только природными данными, но и приобретёнными. Образование не может не корректировать личность и не формировать определённые качества и навыки: критическое мышление, любознательность, умение работать с информацией, ставить цели и добиваться их.
Сегодня роль образования в личностном развитии выходит на первое место. Знания стали главным капиталом, которым владеют люди. По сравнению с прошлым веком рабочих рук требуется всё меньше и меньше. Например, в 1967 году в General Motors работало 870 000 человек. Сейчас в одной из самых уважаемых корпораций — Microsoft — работает около 120 000 сотрудников. Но её рыночная оценка показывает, что деловая репутация компании на одного сотрудника составляет около 15 миллионов долларов.
Образование формирует систему интересов и ценностей человека. Образование — основа траектории карьеры личности, социальный статус человека также частично определяется образованием. Так, наука и образование выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие личности.

Вернуться к каталогу материалов

Схемы и таблицы

Схема "Культура в узком и широком понимании"

?

Формы духовной культуры

?
Вернуться к каталогу материалов

Схема "Формы и разновидности культуры"

? ?

Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


Вернуться к каталогу материалов

Схема "Основные функции культуры"

?

Вернуться к каталогу материалов


Видеоматериалы

Сфера духовной жизни. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


Источник: Обществознание 8 класс Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

Вернуться к каталогу материалов


Культура и ее формы. (Центр онлайн-обучения "Фоксфорд")


Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Массовая культура (Школа обществознания. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)


    Источник: (Школа обществознания. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Выбор позиций из списка


    Выберите верные суждения о культуре.
    1) Культуру невозможно охарактеризовать с точки зрения конкретных сфер общественной жизни.
    2) Термин «культура» обозначает так называемую «вторую природу», то есть всё созданное человеком.
    3) Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
    4) Носителем культуры всегда выступает общество в целом.
    5) Одной из функций культуры является накопление и хранение социальных достижений.

    Ответ

    235

    Вернуться к каталогу материалов


    Онлайн тестирование

    1.Это слово пришло к нам из латинского языка. Оно переводится как «обработка, возделывание почвы». То есть - это всё, что было выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.





    2. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется





    3. Массовая культура





    Пояснения

    Термин «массовая культура» появился в 30-е годы XX века в Соединенных Штатах Америки. Под ней понимали произведения искусства, которые предназначались для массового производства и для всеобщего потребления. Многие культурологи, философы и ученые придавали значение только качественным характеристикам, доказывая, что новая культура предназначена для большой аудитории.
    Проблема зарождения и развития массовой культуры тесно связана с развитием средств массовой коммуникации (СМК). На сегодняшний день они быстро и активно развиваются. СМК, во-первых, содействуют передаче и пропаганде продукции массовой культуры в обществе, а, во-вторых, влияют на мировоззрение и социальные установки человека постиндустриальной эпохи


    4. Верны ли суждения о культуре?

    А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом

    Б. Общество может существовать, не создавая культуру.






    Пояснения

    Материальная и духовная культура – две части одного целого. Они тесно сплетены между собой, и грань между ними не всегда различима.
    Материальная культура – это совокупность всех материальных ценностей, созданных человечеством или отдельным народом. Это очень широкое понятие, включающее в себя все предметы, созданные людьми (здания, памятники, одежда, посуда, украшения, оружие, техника) или возникшие в результате их деятельности (сельскохозяйственная продукция, сады).
    Духовная культура – это совокупность всех духовных ценностей, созданных человечеством. Главное отличие духовной культуры от материальной состоит в том, что её ценности не разрушаются со временем – их можно передавать и хранить вечно.
    Общество не может существовать без культуры. Культура - это результат деятельности человека. Общество не может существовать не оставляя после себя каких-либо достижений, предметов, знаний.


    5. Проявлением какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?





    6. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре





    7. Произведения массового искусства, в отличие от элитарного





    8. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре





    Пояснения

    Национальная культура обычно строится на одном языке, обычаях и символике, и часто одна нация имеет единую религию, которую исповедует большинство. Например, среди русских большинство православные, среди татар - мусульмане, среди калмыков - буддисты.


    9. Реклама является неотъемлемой частью





    10. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к





    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение.


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Обществознание 10 класс. Урок 3. Человек – творец культуры


    Фоксфорд

    - Глобальные проблемы современного мира


    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов