Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ЕГЭ
(Перейти к кодификатору)
1.10 Духовная деятельность человека.
Духовные ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы культуры.
Народная, массовая и элитарная культура.
Контркультура. Функции культуры.
Культурное многообразие современного общества.
Диалог культур. Вклад российской культуры
в формирование ценностей современного общества
Каталог материалов
- - Значения понятия «культура».
- - Формы и разновидности культуры.
- - Формы взаимодействия культур. Диалог культур
- - Функции культуры
- - Духовные ценности российского общества
- - Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества
- - "Культура в узком и широком понимании"
- - "Формы и разновидности культуры"
- - "Основные функции культуры"
- - Культура и ее формы. (Центр онлайн-обучения "Фоксфорд")
- - Духовная культура общества.. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
- - Понятие культуры Формы и разновидности культуры (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
культура
материальная культура
духовная культура
народная культура
массовая культура
элитарная культура
молодёжная субкультура
контркультура
Вернуться к каталогу материаловНа что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать - основные понятия
культура
- структурные элементы / типологии
форм и разновидностей культуры
Характеризовать
- формы и виды культуры
Раскрывать на примерах
- диалог культур
Уметь составлять сложный план по теме
«Культура»
Вернуться к каталогу материалов
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Значения понятия «культура».
В современном языке понятие культура употребляется в:
Широком смысле - совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания
Узком смысле - сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности
Поскольку культура это - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. , то для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:
Культура труда — умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.
Культура быта — совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.
Культура общения — гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.
Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Культура образования — способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.
Культура мышления — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
Культура речи и языка — уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.
Культура чувств — степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.
Культура питания — осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.
Вернуться к каталогу материалов
Формы и разновидности культуры.
1. По характеру удовлетворяемых потребностей: - Различают материальную и духовную культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
Материальная - всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство
Задачи материальной культуры:
- адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его материальных потребностей.
Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение и т.д.)
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
- хранение культурного опыта;
- средство понимания и объяснения мира;
- регулирование взаимодействия людей в социуме;
- формирование общественных ценностей и идеалов;
- воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
2. По связи с религией: — религиозная и светская;
3. По региональному признаку: — культура Востока и Запада;
4. По национальному признаку: — русская, французская и т.д.;
5. По принадлежности к историческому типу общества: — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
6. По связи с территорией: — сельская и городская культура;
7. По сфере общества или виду деятельности: — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
8. По уровню мастерства и типу аудитории: — элитарная (высокая), народная, массовая
Элитарная культура — (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры:
1) высокий уровень (сложность содержания);
2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;
3) подготовленность аудитории к восприятию;
4) узкий круг создателей и аудитории;
5) узкий круг создателей и аудитории;
Массовая культура (поп-культура) - ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка.
Признаки массовой культуры:
1) общедоступность;
2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);
3) серийность, тиражируемость;
4) пассивность восприятия;
5) коммерческий характер.
«Экранная культура» - складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.
Народная культура - наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны.
Субкультура и контркультура
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. В в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
Контркультура - 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.
Вернуться к каталогу материалов
Формы взаимодействия культур. Диалог культур
В процессе диалога культур происходят изменения культурных систем ценностей и типов мировоззрения, становление новых форм культуротворчества и образа жизни. Именно в этом заключается отличие диалога культур от форм экономического, культурного или политического сотрудничества, не предполагающих существенных преобразований каждой из сторон.
Уровни диалога культур:
- личностный, связанный с формированием человеческой личности под влиянием различных «внешних» по отношению к его естественной культурной среде культурных традиций;
- этнический, характерный для отношений между различными локальными социальными общностями, нередко в рамках единого социума;
- межнациональный, связанный с разноплановым взаимодействием различных государственно-политических образований и их политических элит;
- цивилизационный, основанный на встрече принципиально различных типов социальности, систем ценностей и форм.
Глобализация культуры приводит к образованию мировой культуры, которая представляет собой совокупность достижений всех народов мира. Мировая культура формируется из достижений национальных культур, а те, в свою очередь, ориентируются на общемировые тенденции развития.
Проявлением диалога культур считается понятие мультикультурализма, при котором люди могут сосуществовать в одном обществе, сохраняя свою национальную идентичность.
С другой стороны, в ходе ассимиляции одна из социальных групп полностью утрачивает свою традиционную культуру и заменяет её на новую, как правило, более распространённую. Это может привести к исчезновению локальных культур.
Например: коренные малочисленные народы РФ всё чаще ассимилируются, забывают родной язык и традиции.
Аккультурация - (англ. acculturation, от лат. ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
культурный контакт - предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
Культурная диффузия — (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.
Глобализация культуры — ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны. Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.
Формы и принципы взаимодействия культур:
- мирные, добровольные способы взаимодействия (чаще всего предполагающие партнерское, взаимовыгодное сотрудничество);
- принудительные, колониально-военного типа (предполагающие реализацию собственных задач за счет противоположной стороны).
- конструктивно-продуктивные, приводящие к взаимообогащению культур;
конфликтные, когда диалог перерастает в культурный конфликт — критическую стадию противостояния мировоззренческих установок различных личностей, социальных групп, личности и группы, личности и общества, культурных меньшинств и общества в целом, различных социумов или их коалиций.
Одна из форм диалога культур – международные отношения.
Создание различных международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО,
Формы культурного конфликта по масштабам:
- частная ссора,
- конфликт внутри государства
- межгосударственное противостояние (ситуация «холодной войны»)
- коалиционные войны.
Примеры масштабных и жестоких культурных конфликтов:
- религиозные и гражданские войны,
- революционные и национально-освободительные движения,
- геноцид
- «культурные революции»,
- насильственное обращение в «истинную» веру
- истребление национальной интеллигенции,
- политическое преследование «инакомыслящих» и т.п.
Культурные конфликты отличаются особенной ожесточенностью и бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько физического уничтожения носителей чуждых ценностей.
Способы выхода из культурного конфликта:
- предупреждение конфликта,
- воспитание толерантности (терпимости)сознания, в основе чего лежит идея культурного полиморфизма (принципиальной многозначности пространства культуры и принципиальной невозможности «единственно верного» культурного канона);
- проведение продуманной культурной политики. Путь к «культурному миру» – отказе от монополии на истину и стремления насильно привести мир к консенсусу.
Вернуться к каталогу материалов
Функции культуры
Во-вторых, важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.
Еще один подход к классификации функций культуры представлен в таблице "Основные функции культуры"
Вернуться к каталогу материалов
Духовные ценности российского общества
Духовные ценности — это идеи и принципы, которые имеют значимость и ценность для человечества.
Духовные ценности формируются исторически, передаются из поколения в поколение и дополняются со временем. Они формируют духовное богатство человеческого общества.
Например: свобода, справедливость, доброта, равенство.
У каждого народа есть свои ценности. Какие-то из них общечеловеческие, какие-то — уникальные, присущие в большей степени именно этому народу.
Традиционные духовные ценности российского общества:
Патриотизм – человек любит свою Родину, готов трудиться во благо своей страны и готов защищать государственные интересы;
Например
Семейные ценности – высокая ценность в жизни человека имеет семья; семья была и остается для большинства россиян основным средоточием их душевных и физических сил.
Например
Коллективизм – ценность коллективной деятельности в единой общности;
Например
Историческая память – высокий уровень знаний и почитание родной истории, бережное отношение к памятникам культуры.
Например
Религиозные ценности – сегодня религиозность воспринимается многими россиянами как необходимая часть духовности, имеющая важное мировоззренческое значение. Российское общество в настоящее время остается не только многонациональным государством, но и многоконфессиональным.
Например
В 2021 году вышел указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором перечислены основные традиционные духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, коллективизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В 2022 году издан Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"
Источник: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
Социологи сверили традиционные ценности россиян с официальными установками
Всероссийский инициативный телефонный опрос был проведен по репрезентативной выборке 8–14 августа 2023 года по заказу члена Общественной палаты Александра Асафова. В опросе участвовали 1600 респондентов, размер погрешности не превышает 2,45%.
Семья — главная духовная скрепа в России, следует из опроса об отношении граждан к традиционным ценностям, проведенного исследовательской группой Russian Field. На втором месте с большим отрывом патриотизм, на третьем — вера и религия. А вот про свободу и справедливость россияне вспоминают намного реже. Социологи также сопоставили ответы респондентов с перечнем официально охраняемых духовно-нравственных ценностей из указа президента и обнаружили большое количество совпадений. Однако для корректного продвижения этих ценностей хорошо бы дополнительно проанализировать смысловую нагрузку, которую люди в них закладывают, предупреждает эксперт,— иначе подобные интерпретации могут быть считаны как неискренние и отринуты.
Отвечая на вопрос о том, что можно считать традиционными российскими ценностями, почти половина респондентов (43%) назвала семью. На втором месте по популярности — патриотизм, любовь к Родине (18%). Для 11% россиян важны религиозные ценности, за уважение к старшим высказались 8%. Еще 7% вспомнили о детях. А вот дружбу, свободу и справедливость упомянули лишь по 2% опрошенных. Вопрос был открытым, то есть респонденты могли назвать любое количество ценностей, которые они считают важными. И вот тут выяснилось, что список таковых у россиян достаточно короткий: многие не смогли назвать более одной ценности. 18% и вовсе затруднились ответить на поставленный вопрос, а 2% заявили, что таких ценностей нет.
Ответы респондентов во многом соотносятся со списком, содержащимся в указе президента 2022 года об основах госполитики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, отмечают социологи.
Так, в первую тройку по частоте упоминаний попали
- «крепкая семья»,
- «высокие нравственные идеалы» (если понимать под таковыми упомянутые опрошенными культуру, любовь, честность, гостеприимство, верность и дружбу),
- а также «патриотизм».
Инициатор опроса, политолог Александр Асафов говорит, что результаты исследования в целом подтверждают те ценностные ориентиры, которые легли в основу мировоззренческой модели, сформулированной участниками проекта «ДНК России». Они также закреплены в целом ряде государственных нормативно-правовых актов, напоминает он, в том числе в поправках к Конституции и в вышеупомянутом указе президента. Ученые были правы, и эта модель действительно подтверждает наше мировоззрение, констатирует политолог: в частности, семья является основополагающей ценностью в российском обществе (в то время как в Европе это индивид и его ценности, а в азиатской цивилизации первичен коллектив).
Вернуться к каталогу материалов
Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества
Современная российская культура считается неотъемлемой частью глобальной культуры и значительно воздействует на нее.
Русский язык является одним из наиболее распространенных языков мира и самым популярным среди славянской группы. Русский язык является одним из шести языков, используемых в ООН.
Разные сферы российской культуры повлияли на мировые достижения культуры и ценности российского общества.
Литература
Классическая художественная литература, представителями которой является Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, повлияли на мировую литературу и театр. Постановки известных произведений регулярно проходят в мировых столицах, а ученые-литературоведы исследуют особенности стиля великих писателей. Русскоязычными лауреатами Нобелевской премии по литературе становились Иван Бунин, Борис Пастернак, Михали Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Светлана Алексиевич.
Театр и кино
Система актерской игры К.С. Станиславского, разработанная в период с 1900 по 1910 год, используется актерами по всему миру до сих пор. Фильмы режиссера А. Тарковского повлияли на эстетический вкус и стиль таких известных по всему миру режиссеров, как Ларс фон Триер и А. Иньярриту. Русскоязычные режиссеры, получавшие самую престижную премию «Оскар»: Сергей Бондарчук за фильм «Война и мир» (1968), Владимир Меньшов за «Москва слезам не верит» (1980), Никита Михалков за «Утомленные солнцем» (1994).
Русский балет
Российская балетная школа известна на весь мир, а российские танцоры выступают с мировыми гастролями ежегодно. Известные балерины и танцовщики балета из России: Майя Плисецская, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников.
Архитектура
В Советском Союзе зародились уникальные художественные и архитектурные направления: соцреализм, сталинская архитектура. Эти направления оказали сильное влияние на архитектуру бывших социалистических стран, здания этого стиля стоят в Варшаве, Берлине, Бухаресте, Шанхае.
Российские деятели искусства и науки неоднократно были удостоены Нобелевской премии
Читать подробнее "Самая почетная премия. Нобелевская" Культура РФ
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Культура в узком и широком понимании"
Схема "Формы и разновидности культуры"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Основные функции культуры"
Вернуться к каталогу материалов
Культура и ее формы. (Центр онлайн-обучения "Фоксфорд")
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100
Вернуться к каталогу материалов
Понятие культуры Формы и разновидности культуры (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Выбор позиций из списка. ЕГЭ
Выберите верные суждения о культуре.
1) Культуру невозможно охарактеризовать с точки зрения конкретных сфер общественной жизни.
2) Термин «культура» обозначает так называемую «вторую природу», то есть всё созданное человеком.
3) Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
4) Носителем культуры всегда выступает общество в целом.
5) Одной из функций культуры является накопление и хранение социальных достижений.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение.
- Обществознание 10 класс. Урок 3. Человек – творец культуры
- Глобальные проблемы современного мира
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте