Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ЕГЭ
(Перейти к кодификатору
2.3 Типы экономических систем
Каталог материалов
- - "Экономическая система"
- - "Основные типы экономических систем"
- - "Смешанная экономическая система"
- - Главные вопросы экономики. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
- - "Экономические системы". Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - Экономические системы. (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
- - Задание на составление сложного плана
- - Задание на установление соответствия
- - Задание на поиск черт сходства и отличий
- - Задание на раскрытие теоретических положений на примерах
- - Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
экономическая система
Различают следующие виды экономических систем:традиционная
командная
рыночная экономика
смешанная
Вернуться к каталогу материалов
На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать
- типологию экономических систем
Характеризовать
- типы экономических систем
Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
- экономических систем
Раскрывать на примерах
- экономические системы
Уметь составлять сложный план по теме
- «Экономические системы»
Вернуться к каталогу материалов
Что такое экономическая система?
1) способ организации хозяйственной деятельности общества, в соответствии с которым решается проблема распределения ограниченных ресурсов;
2) установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта;
3) организация экономической жизни.
Вернуться к каталогу материалов
Типы экономических систем
1) формами собственности;
2) способами распределения ограниченных ресурсов;
3) способами регулирования экономики.
Наиболее распространенная классификация 1) традиционная; 2) командная (централизованная); 3) рыночная; 4) смешанная.
В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.
Традиционная– способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
Черты традиционной системы:
- основа экономики - натуральное хозяйство (продукция производится не на продажу, а для собственного потребления);
- прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;
- внеэкономическое принуждение к труду;
- координация экономической деятельности осуществляется на основе традиций;
- отсталые технологии и ручной труд;
- в основном производят продукцию сельского хозяйства
- основой является общинная (общественная) и частная (рабовладельческая, феодальная) собственность на средства производства; распределение труда, в основном, по половозрастному принципу.
Такой тип экономики был характерен для периодов Древности и Средних веков. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании. Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.
Командная (централизованная, директивная, плановая)– способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Черты административно-командной системы:
- государственная собственность на средства производства;
- монополизация (в основном, крупные предприятия) и бюрократизация экономики;
- централизованное управление;
- контроль государства за производством и потреблением;
- отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда;
- разветвленная система социальных гарантий;
высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы;
- централизованная затратная система цен, которая не позволяет реально оценивать экономическую эффективность.
Классическим примером такой организации хозяйственной жизни являлась экономика Советского Союза. В настоящее время плановая экономика частично сохранилась в Северной Корее и на Кубе.
Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.
Рыночная – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков. Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.
Основы рыночной системы: 1) право частной собственности; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция. Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.
Черты рыночной системы:
- преобладание частной собственности;
- наличие свободной конкуренции;
- свободное ценообразование - цена складывается в результате свободного взаимодействия спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке;
свобода предпринимательской деятельности.
Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (???) использование ресурсов.
Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.
Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Степень этих «в основном»и «при значительном участии» может отличаться, поэтому можно также классифицировать более подробно и смешанные экономические системы, например, выделяют скандинавскую, японскую и иные модели.
Черты смешанной экономики:
- сочетание различных секторов экономики (государственного и частного);
- разнообразие форм собственности;
- государственное регулирование экономики;
широкие социальные гарантии.
По своей экономической эффективности смешанные экономики некоторых стран могут значительно различаться. Классическими странами со смешанной экономикой являются Швеция и Дания
Главные вопросы экономики
Каждая экономическая система по-разному отвечает на три вопроса:1) что производить?; 2) как производить?; 3) для кого производить?
Что производить?
1) традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;
2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;
3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.
Как производить?
1) традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
2) централизованная: определяется планом;
3) рыночная: определяют сами производители.
Для кого производить?
1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;
2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;
3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.
Вернуться к каталогу материалов
"Экономическая система"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
"Основные типы экономических систем"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
"Смешанная экономическая система"
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Главные вопросы экономики. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Источник: Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Вернуться к каталогу материалов
"Экономические системы". Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100
Вернуться к каталогу материалов
Экономические системы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Задание на составление сложного плана
Используя лекции, схемы, видеоматериалы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономические системы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на поиск черт сходства и отличий
В приведённом списке указаны черты сходства централизованной экономической системы с традиционной, а также черты отличия централизованной системы от традиционной. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а потом — порядковые номера черт отличия.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на раскрытие торетических положений на примерах
В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте
Познакомьтесь с высказыванием ученого-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС Урок 12. Виды и функции рынков
- Собственность и её формы
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Открытый банк заданий ЕГЭ / ФИПИ
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте