Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
Познавательная и коммуникативная деятельность
1.3 Виды знаний
Перейти к к материалам темы кодификатора
1.4 Понятие истины, ее критерии
Перейти к к материалам темы кодификатора
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Перейти к к материалам темы кодификатора
Каталог материалов
- - Формы и виды познания. (Фоксфорд. Учебник)
- - Познавательная и коммуникативная деятельность (Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)
- - Заполните пропуски в схеме
- - Обобщающее понятие
- - Применение полученных знаний на практике
- - Задание на установление соответствия
- - Задание на установление соответствия
- - Вопросы для самопроверки
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
познание
чувственное познание
ощущение, восприятие, представление
ощущение
восприятие
представление
рациональное познание
понятие, суждение и умозаключение
понятие
суждение
умозаключение
мышление
самопознание
социальное познание
коммуникативная деятельность
Вернуться к каталогу материалов
Познание как деятельность
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
Вернуться к каталогу материалов
Лекции
Познание мира. Уровни познания
Когда человек рождается, он сразу же начинает знакомиться с миром, в котором оказался. Ему многое интересно узнать: кто он такой, где находится и что его окружает. В этом поможет главный человеческий орган — головной мозг. Что же такое мозг и как он работает? Учёные называют мозг самым сложным «компьютером» на планете, и до сих пор человеческий мозг и механизм его работы не изучены полностью. Человек отличается от животных способностью мыслить, ориентироваться во времени, сохранять и передавать информацию другим людям не только устно, но и письменно и др.
Разные части нашего мозга отвечают за разные функции. Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, творчество и эмоции, а левое полушарие — за логику, речь и письмо. Оба эти полушария помогают нам познавать окружающую среду. Существуют два уровня познания: чувственный и рациональный.
Особенности чувственного познания
Человек познаёт мир и самого себя при помощи органов чувств: носа, глаз, ушей. Такой процесс называют чувственным познанием.
Благодаря органам чувств человек может ощущать отдельные свойства предметов. Например, с помощью осязания мы чувствуем твёрдость и шероховатую структуру фрукта, с помощью зрения видим жёлтый цвет и овальную форму, с помощью вкуса мы чувствуем, что лимон кислый.
После того как мы соберём все эти ощущения вместе, мы сможем воспринимать лимон как целостный предмет, который можно съесть. Значит, восприятие предмета в целом — это сумма ощущений. Наше восприятие будет зависеть от нашего опыта. Например, если ребёнок привычно катает лимон по полу, то, скорее всего, он воспринимает его как игрушку. Когда ребёнок однажды попробует дольку лимона на вкус, то у него появятся новые ощущения, и он станет воспринимать лимон как кислый фрукт.
Даже если у ребёнка нет больше лимона перед глазами, он всё равно сможет вспомнить его образ и даже вкус, если услышит слово «лимон». Это значит, что восприятие предмете сохраняется в памяти и, если нужно, мы сможем позже представить этот предмет. Такой образ предмета или явления, который мы сохраняем в памяти и можем воспроизвести, называют представлением.
Ощущение, восприятие и представление — это формы чувственного познания.
Ограниченность чувственного познания
Одного чувственного познания недостаточно для того, чтобы получить полную и достоверную картину окружающего мира. Как мы говорили ранее, наши представления о мире опираются на наш личный опыт. Человек, который пробовал только жёлтые лимоны, убеждён, что все лимоны жёлтые, он просто не знает, что существует кантонский лимон красного цвета.
Бывает и так, что чувственное восприятие искажает действительность. Посмотрите на четыре картинки ниже. Кто на них изображён? А теперь присмотритесь внимательнее: на каждом изображении две фигуры. Какую из них вы заметите первой, будет зависеть от вашего личного опыта и особенностей восприятия. Люди склонны воспринимать информацию, которая поддерживает их представление о себе и о привычном мире, а также не замечать информацию, которая противоречит ему.
В процессе познания у нас возникает много вопросов о причинах и следствиях разных событий в нашей жизни. Почему все лимоны кислые? Что будет, если съесть сразу целый лимон? Сколько добавить сахара, чтобы лимон перестал быть таким кислым? Подобные вопросы человек неспособен решить при помощи одного только чувственного познания, и, скорее всего, сразу мы не сможем найти ответы. Тогда мы говорим, что «подумаем над этим вопросом». Человек отличается от животного как раз тем, что умеет думать и размышлять.
В этом ему помогает второй уровень познания — рациональный.
Мышление. Рациональное познание
Мыслительный процесс начинается с момента, когда в мозг поступает новая информация. Для обработки такой информации задействуются разные участки головного мозга, так как мышление — высшая форма деятельности мозга.
Мышление — способность человека рассуждать, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
У большинства предметов и явлений есть сходства и различия. Нашему мозгу удобнее находить именно сходства и общие черты, так он сможет объединить несколько предметов в одну группу и дать им общее название — понятие.
Мы уже знаем, что, если объединить отдельные свойства предмета, мы сможем воспринимать его как нечто целое, а в памяти о нём у нас остаётся определённый образ. Например, у нас есть разноцветные мелки, которые могут быть длинными и короткими, белыми и цветными. Что делает их мелками? Мелок — это предмет для рисования, который сделан из мела. Тогда что такое мел? Мел — это разновидность мягкого известняка белого цвета, который состоит из минерала кальция. В этом примере «мелок» и «мел» — это понятия, которые объединяют главные свойства предметов и явлений.
Теперь, когда у нас есть понятие о предмете, мы можем что-либо утверждать по поводу него или, наоборот, отрицать, то есть высказывать суждения. В результате наших суждений о предмете мы можем приходить к определённому выводу — умозаключению.
Например, на рисунке ниже мы видим два суждения о меле. Во-первых, «чтобы писать на доске, нужен мел среднего размера», а во-вторых, «у нас есть очень маленький мел». Из этих суждений можно сделать вывод, что «таким мелом будет неудобно писать на доске». Этот вывод на основе суждений можно считать умозаключением.
Понятие, суждение и умозаключение — это формы рационального познания.
Для того чтобы понять, как действуют и соотносятся друг с другом чувственное и рациональное познание, можно провести эксперимент: купить несколько разных пакетиков жевательного мармелада и последовательно пройти всю цепочку познания — от чувственного к рациональному. Прежде всего следует использовать органы чувств, отвечая на вопросы, какого цвета и формы мармелад, какой он на ощупь, какой у него запах и вкус. Это будет уровень чувственного познания. Затем следует использовать разум и мышление, отвечая на вопросы, какие у этих видов мармелада есть общие и различные черты, какой из видов мармелада вкуснее. Это будет уровень рационального познания. Как видим, рациональное познание основывается на чувственном.
Вернуться к каталогу материалов
Научное познание
Ключевая особенность научного познания в том, что оно стремится к объективности, то есть отражению мира таким, какой он есть. Для этого используют специальные методы научного познания, которые разделяют на эмпирические и теоретические.
К эмпирическим методам научного познания относятся:
- наблюдение — целенаправленное восприятие познаваемого объекта со стороны: например, наблюдение за птицами в живой природе;
- эксперимент — изучение познаваемого объекта в специально созданных условиях: например, изучение поведения человека в камере депривации, в условиях абсолютной темноты и искусственно созданной невесомости;
- сравнение — сопоставление познаваемого объекта с другими для выявления общих и различных признаков: например, сравнение индийского и африканского слонов.
К теоретическим методам научного познания относятся:
- обобщение — выделение общих черт у познаваемых объектов: например, корова и дельфин — млекопитающие;
- анализ — умозрительный разбор познаваемого объекта на составные части и изучение каждой в отдельности: например, разбор слова по составу, составление плана литературного произведения и анализ каждой части;
- синтез — умозрительное соединение отдельных составных частей познаваемого объекта и изучение их как целого: например, комплексное исследование творчества Пикассо.
Поэтому научное знание, то есть знание, приобретаемое в процессе научного познания, имеет следующие качества:
систематичность — знание выводится из системы повторяющихся фактов;
структурированность — знание обладает чёткой системой, отличается обоснованностью и доказанностью;
независимость от субъекта познания — знание лишено личностных оценок и окраски, оно не субъективно, а объективно.
Стоит заметить, что, кроме научного знания, существует также лженаучное, антинаучное, паранаучное и ненаучное знание:
лженаучное знание сознательно отражает домыслы и предрассудки: например, у рыжих людей нет души, все блондинки — глупые;
антинаучное знание намеренно искажает объективную реальность: например, в Древнем Египте существовала современная строительная техника, с помощью которой и построили пирамиды;
паранаучное знание базируется на неподтверждённых наукой фактах: например, снежный человек существует, инопланетяне похищают людей, в старых домах обитают призраки;
ненаучное знание идёт вразрез с существующей картиной мира, оно разрозненное, несистематизированное: например, Земля плоская, потому что горизонт выглядит плоским.
Соответственно, ни одному из перечисленных видов знания не присущи качества научного знания — систематичность, структурированность, обоснованность и другие.
Вернуться к каталогу материалов
Самопознание. Социальное познание
Помимо изучения природы и окружающих нас явлений, человеку невероятно интересно лучше узнать самого себя и других людей. Мы сравниваем людей, пытаемся найти общее, объединяем в логичные для нас группы. Затем мы приходим к различным суждениям — например, «я люблю собак, и Витя любит собак», «я хороший человек» — и умозаключениям: «значит ли это, что Витя хороший человек?», «Сможем ли мы тогда подружиться?»
Процесс познания других людей называют социальным познанием, а процесс изучения самого себя — самопознанием.
Самопознание помогает человеку подружиться с самим собой и лучше понимать свои желания, чувства и интересы. Мы познаём себя всю жизнь, ведь мы постоянно меняемся вместе с нашими увлечениями и особенностями. Самопознание — это увлекательный процесс, который делает жизнь проще и интереснее. В то же время, зная себя, мы сможем быстрее и проще понять другого человека. То же и наоборот: через общение с другими людьми и социальное познание мы лучше узнаём себя. Оба эти процесса очень важны, потому что помогают определиться в жизни и чувствовать себя уверенным в общении с другими и с самим собой
Самопознание отталкивается от представлений человека о самом себе. У самопознания два основных этапа. На первом этапе человек узнаёт себя, опираясь на то, как его воспринимают окружающие. Затем человек сталкивается с тем, что у окружающих о нём разные представления, и так начинает формироваться его собственное представление о себе. Поэтому на втором этапе человек пересматривает прежнее самовосприятие, активно познаёт себя, у него формируется самооценка — то есть оценка своих способностей и возможностей. Исходя из того, как именно человек их оценивает, самооценка может быть адекватной, завышенной или заниженной.
Возникает вопрос, какие методы и средства может использовать человек для самопознания.
К методам самопознания можно относить:
самонаблюдение — наблюдение за своими поступками, поведением, мыслями;
самосравнение — сравнение себя с окружающими или героями произведений искусства;
самоанализ и самооценивание — анализ и оценку своих поступков, поведения, мыслей. Вполне естественно, что далеко не всегда самоанализ и самооценивание объективны.
К средствам самопознания, в свою очередь, можно относить ведение дневника или блога, консультации психологов.
Например, Лев Толстой на протяжении всей жизни вёл дневники, задачу которых видел не только в фиксировании происходящих с ним событий, но и в самовоспитании. Поэтому его дневники содержат множество самокритичных записей: «Наелся сладостей, засиделся. Лгал» (8 марта 1850 г.); «Не могу одолеть лень» (11 сентября 1853 г.); «Надо быть сильным или спать» (14 апреля 1884 г.).
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Схемы и таблицы
Формы чувственного познания
Вернуться к каталогу материалов
Формы рационального познания
Вернуться к каталогу материалов
Формы и виды познания. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Познавательная и коммуникативная деятельность (Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)
Вернуться к каталогу материалов
Проверь себя!
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Обобщающее понятие
Запишите слово (словосочетание), которое объединяет приведённый ряд примеров. Свой ответ обоснуйте.
Исследование миграции ушастых ежей, просмотр фильма о строении Земли, выписывание рецептов из кулинарной книги, посещение лекции о творчестве Пушкина, экскурсия в краеведческий музей.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Применение полученных знаний на практике
Выделите субъект, объект, потребности, мотивы, цель, методы, способы и возможный результат приведённых примеров познавательной деятельности.
1. Астроном Звёздочкин хочет открыть новую планету и назвать её в честь своей дочери.
2. Девятиклассник Пятёркин мечтает поступить в престижный вуз, поэтому начал готовиться к ЕГЭ уже сейчас.
3. Первоклассник Циферкин не очень хорошо умеет читать, но много тренируется, потому что хочет сдать технику чтения на пятёрку.
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между примерами и уровнями познания. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между примерами и видами познания. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Вопросы для самопроверки
Что такое самопознание? Какие методы и средства самопознания вам известны?
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение. § 6. Познавательная и коммуникативная деятельность
- Урок 11. Познание как деятельностьеятельность
- Познание как деятельность
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте