Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора



Познавательная и коммуникативная деятельность


Данная тема представлена в кодификаторе ЕГЭ следующими темами

1.3 Виды знаний

Перейти к к материалам темы кодификатора Перейти к материалам урока


1.4 Понятие истины, ее критерии

Перейти к к материалам темы кодификатора Перейти к материалам урока


1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Перейти к к материалам темы кодификатора Перейти к материалам урока


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы и таблицы
Видеоматериалы

Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


познание

- это процесс приобретения новых знаний.

чувственное познание

- уровень познания, для которого характерно получение знаний с помощью органов чувств, на основе ощущений.

ощущение, восприятие, представление

- формы чувственного познания.

ощущение

- отражение отдельных свойств познаваемого объекта

восприятие

- формирование чувственного образа целостной картины познаваемого объекта

представление

- возникновение целостного образа познаваемого объекта на основе предшествующих ощущений и восприятий.

рациональное познание

- уровень познания, для которого характерно получение знаний с помощью разума и мышления, на основе осмысления чувственного опыта.

понятие, суждение и умозаключение

- формы рационального познания.

понятие

- создание логически обобщённого образа познаваемого объекта

суждение

- утверждение или отрицание каких-либо свойств познаваемого объекта

умозаключение

- выведение нового понятия или суждения на основе уже известных

мышление

- способность человека рассуждать, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

самопознание

- процесс изучения самого себя.

социальное познание

- процесс познания других людей

коммуникативная деятельность

- деятельность, предметом которой является общение с другим человеком - партнером по общению. Это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласованное объединение усилий, налаживание отношений и достижение общего результата в совместной деятельности.

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Познание как деятельность



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Познание мира. Уровни познания

Когда человек рождается, он сразу же начинает знакомиться с миром, в котором оказался. Ему многое интересно узнать: кто он такой, где находится и что его окружает. В этом поможет главный человеческий орган — головной мозг. Что же такое мозг и как он работает? Учёные называют мозг самым сложным «компьютером» на планете, и до сих пор человеческий мозг и механизм его работы не изучены полностью. Человек отличается от животных способностью мыслить, ориентироваться во времени, сохранять и передавать информацию другим людям не только устно, но и письменно и др.
Разные части нашего мозга отвечают за разные функции. Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, творчество и эмоции, а левое полушарие — за логику, речь и письмо. Оба эти полушария помогают нам познавать окружающую среду. Существуют два уровня познания: чувственный и рациональный.
Особенности чувственного познания
Человек познаёт мир и самого себя при помощи органов чувств: носа, глаз, ушей. Такой процесс называют чувственным познанием.
Благодаря органам чувств человек может ощущать отдельные свойства предметов. Например, с помощью осязания мы чувствуем твёрдость и шероховатую структуру фрукта, с помощью зрения видим жёлтый цвет и овальную форму, с помощью вкуса мы чувствуем, что лимон кислый.
После того как мы соберём все эти ощущения вместе, мы сможем воспринимать лимон как целостный предмет, который можно съесть. Значит, восприятие предмета в целом — это сумма ощущений. Наше восприятие будет зависеть от нашего опыта. Например, если ребёнок привычно катает лимон по полу, то, скорее всего, он воспринимает его как игрушку. Когда ребёнок однажды попробует дольку лимона на вкус, то у него появятся новые ощущения, и он станет воспринимать лимон как кислый фрукт.
Даже если у ребёнка нет больше лимона перед глазами, он всё равно сможет вспомнить его образ и даже вкус, если услышит слово «лимон». Это значит, что восприятие предмете сохраняется в памяти и, если нужно, мы сможем позже представить этот предмет. Такой образ предмета или явления, который мы сохраняем в памяти и можем воспроизвести, называют представлением.
Ощущение, восприятие и представление — это формы чувственного познания.
Ограниченность чувственного познания
Одного чувственного познания недостаточно для того, чтобы получить полную и достоверную картину окружающего мира. Как мы говорили ранее, наши представления о мире опираются на наш личный опыт. Человек, который пробовал только жёлтые лимоны, убеждён, что все лимоны жёлтые, он просто не знает, что существует кантонский лимон красного цвета.
Бывает и так, что чувственное восприятие искажает действительность. Посмотрите на четыре картинки ниже. Кто на них изображён? А теперь присмотритесь внимательнее: на каждом изображении две фигуры. Какую из них вы заметите первой, будет зависеть от вашего личного опыта и особенностей восприятия. Люди склонны воспринимать информацию, которая поддерживает их представление о себе и о привычном мире, а также не замечать информацию, которая противоречит ему.
В процессе познания у нас возникает много вопросов о причинах и следствиях разных событий в нашей жизни. Почему все лимоны кислые? Что будет, если съесть сразу целый лимон? Сколько добавить сахара, чтобы лимон перестал быть таким кислым? Подобные вопросы человек неспособен решить при помощи одного только чувственного познания, и, скорее всего, сразу мы не сможем найти ответы. Тогда мы говорим, что «подумаем над этим вопросом». Человек отличается от животного как раз тем, что умеет думать и размышлять.
В этом ему помогает второй уровень познания — рациональный.
Мышление. Рациональное познание
Мыслительный процесс начинается с момента, когда в мозг поступает новая информация. Для обработки такой информации задействуются разные участки головного мозга, так как мышление — высшая форма деятельности мозга.
Мышление — способность человека рассуждать, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
У большинства предметов и явлений есть сходства и различия. Нашему мозгу удобнее находить именно сходства и общие черты, так он сможет объединить несколько предметов в одну группу и дать им общее название — понятие.
Мы уже знаем, что, если объединить отдельные свойства предмета, мы сможем воспринимать его как нечто целое, а в памяти о нём у нас остаётся определённый образ. Например, у нас есть разноцветные мелки, которые могут быть длинными и короткими, белыми и цветными. Что делает их мелками? Мелок — это предмет для рисования, который сделан из мела. Тогда что такое мел? Мел — это разновидность мягкого известняка белого цвета, который состоит из минерала кальция. В этом примере «мелок» и «мел» — это понятия, которые объединяют главные свойства предметов и явлений.
Теперь, когда у нас есть понятие о предмете, мы можем что-либо утверждать по поводу него или, наоборот, отрицать, то есть высказывать суждения. В результате наших суждений о предмете мы можем приходить к определённому выводу — умозаключению.
Например, на рисунке ниже мы видим два суждения о меле. Во-первых, «чтобы писать на доске, нужен мел среднего размера», а во-вторых, «у нас есть очень маленький мел». Из этих суждений можно сделать вывод, что «таким мелом будет неудобно писать на доске». Этот вывод на основе суждений можно считать умозаключением.
Понятие, суждение и умозаключение — это формы рационального познания.

Эксперимент

Для того чтобы понять, как действуют и соотносятся друг с другом чувственное и рациональное познание, можно провести эксперимент: купить несколько разных пакетиков жевательного мармелада и последовательно пройти всю цепочку познания — от чувственного к рациональному. Прежде всего следует использовать органы чувств, отвечая на вопросы, какого цвета и формы мармелад, какой он на ощупь, какой у него запах и вкус. Это будет уровень чувственного познания. Затем следует использовать разум и мышление, отвечая на вопросы, какие у этих видов мармелада есть общие и различные черты, какой из видов мармелада вкуснее. Это будет уровень рационального познания. Как видим, рациональное познание основывается на чувственном.

Вернуться к каталогу материалов


Научное познание


Ключевая особенность научного познания в том, что оно стремится к объективности, то есть отражению мира таким, какой он есть. Для этого используют специальные методы научного познания, которые разделяют на эмпирические и теоретические.
К эмпирическим методам научного познания относятся:
- наблюдение — целенаправленное восприятие познаваемого объекта со стороны: например, наблюдение за птицами в живой природе;
- эксперимент — изучение познаваемого объекта в специально созданных условиях: например, изучение поведения человека в камере депривации, в условиях абсолютной темноты и искусственно созданной невесомости;
- сравнение — сопоставление познаваемого объекта с другими для выявления общих и различных признаков: например, сравнение индийского и африканского слонов.
К теоретическим методам научного познания относятся:
- обобщение — выделение общих черт у познаваемых объектов: например, корова и дельфин — млекопитающие;
- анализ — умозрительный разбор познаваемого объекта на составные части и изучение каждой в отдельности: например, разбор слова по составу, составление плана литературного произведения и анализ каждой части;
- синтез — умозрительное соединение отдельных составных частей познаваемого объекта и изучение их как целого: например, комплексное исследование творчества Пикассо.
Поэтому научное знание, то есть знание, приобретаемое в процессе научного познания, имеет следующие качества:
систематичность — знание выводится из системы повторяющихся фактов;
структурированность — знание обладает чёткой системой, отличается обоснованностью и доказанностью;
независимость от субъекта познания — знание лишено личностных оценок и окраски, оно не субъективно, а объективно.
Стоит заметить, что, кроме научного знания, существует также лженаучное, антинаучное, паранаучное и ненаучное знание:
лженаучное знание сознательно отражает домыслы и предрассудки: например, у рыжих людей нет души, все блондинки — глупые;
антинаучное знание намеренно искажает объективную реальность: например, в Древнем Египте существовала современная строительная техника, с помощью которой и построили пирамиды;
паранаучное знание базируется на неподтверждённых наукой фактах: например, снежный человек существует, инопланетяне похищают людей, в старых домах обитают призраки;
ненаучное знание идёт вразрез с существующей картиной мира, оно разрозненное, несистематизированное: например, Земля плоская, потому что горизонт выглядит плоским.
Соответственно, ни одному из перечисленных видов знания не присущи качества научного знания — систематичность, структурированность, обоснованность и другие.
Вернуться к каталогу материалов


Самопознание. Социальное познание


Помимо изучения природы и окружающих нас явлений, человеку невероятно интересно лучше узнать самого себя и других людей. Мы сравниваем людей, пытаемся найти общее, объединяем в логичные для нас группы. Затем мы приходим к различным суждениям — например, «я люблю собак, и Витя любит собак», «я хороший человек» — и умозаключениям: «значит ли это, что Витя хороший человек?», «Сможем ли мы тогда подружиться?»
Процесс познания других людей называют социальным познанием, а процесс изучения самого себя — самопознанием.
Самопознание помогает человеку подружиться с самим собой и лучше понимать свои желания, чувства и интересы. Мы познаём себя всю жизнь, ведь мы постоянно меняемся вместе с нашими увлечениями и особенностями. Самопознание — это увлекательный процесс, который делает жизнь проще и интереснее. В то же время, зная себя, мы сможем быстрее и проще понять другого человека. То же и наоборот: через общение с другими людьми и социальное познание мы лучше узнаём себя. Оба эти процесса очень важны, потому что помогают определиться в жизни и чувствовать себя уверенным в общении с другими и с самим собой
Самопознание отталкивается от представлений человека о самом себе. У самопознания два основных этапа. На первом этапе человек узнаёт себя, опираясь на то, как его воспринимают окружающие. Затем человек сталкивается с тем, что у окружающих о нём разные представления, и так начинает формироваться его собственное представление о себе. Поэтому на втором этапе человек пересматривает прежнее самовосприятие, активно познаёт себя, у него формируется самооценка — то есть оценка своих способностей и возможностей. Исходя из того, как именно человек их оценивает, самооценка может быть адекватной, завышенной или заниженной.
Возникает вопрос, какие методы и средства может использовать человек для самопознания.
К методам самопознания можно относить:
самонаблюдение — наблюдение за своими поступками, поведением, мыслями;
самосравнение — сравнение себя с окружающими или героями произведений искусства;
самоанализ и самооценивание — анализ и оценку своих поступков, поведения, мыслей. Вполне естественно, что далеко не всегда самоанализ и самооценивание объективны.
К средствам самопознания, в свою очередь, можно относить ведение дневника или блога, консультации психологов.
Например, Лев Толстой на протяжении всей жизни вёл дневники, задачу которых видел не только в фиксировании происходящих с ним событий, но и в самовоспитании. Поэтому его дневники содержат множество самокритичных записей: «Наелся сладостей, засиделся. Лгал» (8 марта 1850 г.); «Не могу одолеть лень» (11 сентября 1853 г.); «Надо быть сильным или спать» (14 апреля 1884 г.).

Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов


    Схемы и таблицы

    Формы чувственного познания

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Формы рационального познания

    ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Видеоматериалы

    Формы и виды познания. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Познавательная и коммуникативная деятельность (Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)


    Источник: Школа обществознания | Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

    Вернуться к каталогу материалов



    Проверь себя!

    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между видами деятельности и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ?

    Ответ

    познания, ощущение, представление, рациональное, суждение

    Вернуться к каталогу материалов


    Обобщающее понятие


    Запишите слово (словосочетание), которое объединяет приведённый ряд примеров. Свой ответ обоснуйте.

    Исследование миграции ушастых ежей, просмотр фильма о строении Земли, выписывание рецептов из кулинарной книги, посещение лекции о творчестве Пушкина, экскурсия в краеведческий музей.

    Ответ

    Познание, познавательная деятельность.

    Вернуться к каталогу материалов



    Применение полученных знаний на практике


    Выделите субъект, объект, потребности, мотивы, цель, методы, способы и возможный результат приведённых примеров познавательной деятельности.

    1. Астроном Звёздочкин хочет открыть новую планету и назвать её в честь своей дочери.
    2. Девятиклассник Пятёркин мечтает поступить в престижный вуз, поэтому начал готовиться к ЕГЭ уже сейчас.
    3. Первоклассник Циферкин не очень хорошо умеет читать, но много тренируется, потому что хочет сдать технику чтения на пятёрку.

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между примерами и уровнями познания. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ?

    Ответ

    12122

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между примерами и видами познания. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ?

    Ответ

    53421

    Вернуться к каталогу материалов


    Вопросы для самопроверки


    Что такое самопознание? Какие методы и средства самопознания вам известны?

    Ответ

    Самопознание — это изучение личностью своих психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется постепенно по мере познания окружающего мира и собственной личности. Это очень медленный, но в то же время увлекательный процесс. На каком-то этапе человек может понять, что ошибся насчет себя и переосмыслить, уточнить свои ценности и цели. Это тоже часть работы и к ней стоит относиться с пониманием.
    1. Самонаблюдение
    Это первый шаг на пути к самопознанию. Как уже было сказано, вы должны оценивать себя совершенно объективно. Вы наблюдаете за собой, своим поведением и своими реакциями на внешние раздражители. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности.
    Способов существует несколько. Например, вы можете повесить над своим рабочим столом (или в любом месте, где проводите больше всего времени) стикеры с такими вопросами:
    - Что я сейчас делаю и зачем?
    - О чем я сейчас думаю?
    - Что я сейчас чувствую? Как можно назвать это чувство или ощущение?
    - Что заставляет меня чувствовать себя живым и настоящим?
    - В какие моменты я веду себя лицемерно?
    Вы должны сосредоточиться на пяти пунктах: чувствах, ощущениях, мыслях, образах и действиях. Помните, что вы не должны себя судить, вы только познаете себя. Вам нужно увидеть реальную картину, а не ту, какую вы хотите. Если вы часто чувствуете себя неуверенным, признайте это. Запомните, что это мешает вам добиваться понимания себя и своих целей.
    Вы можете записывать все, чем занимаетесь сейчас или занимались сегодня. По возможности вам нужно вести подобные записи хотя бы один раз в 2-3 часа. Спустя какое-то время вы поймете, что следите за своими эмоциями и поступками и перестали реагировать на автопилоте. Это признак того, что первый шаг выполнен успешно. Тем не менее, к нему стоит возвращаться снова и снова, так как со временем вы изменитесь или получите более глубокое понимание своих мотивов и ценностей.
    2. Самоанализ
    Теперь вы готовы анализировать наблюдения. При этом способе вы начинаете больше размышлять над своим поведением и реакциями. Вы видите следствия поступков и пытаетесь определить их причины. Этот этап является очень важным и психологически сложным. Вы можете осознать, что корни более половины ваших реакций берут начало из детства, а также из вашего подсознания.
    И у вас стоит серьезный выбор — заниматься этим самому или же обратиться к специалисту. Если чувствуете, что можете справиться сами, начинайте вести записи.
    Концентрируйтесь на негативных эмоциях и мыслях, которые возникают у вас день за днем. Это могут быть обиды, желание критиковать других и неприятие этого со стороны людей, повышенная раздражительность, гнев и апатия. Если вы, к примеру, разобрались со своими обидами, это очень сильно изменит как понимание себя, так и вашу жизнь. Наверняка бывали периоды, когда вы не обижались ни на кого и у вас было отличное настроение, а в другие дни все было наоборот. Хотели узнать почему? Вы ведь осознаете, насколько лучше себя будете чувствовать и понимать, если научитесь не обижаться на слова и поступки других людей.
    У большинства из нас просто не имеется достаточного опыта и знаний для правильной оценки своей личности. Поэтому мы рекомендуем вам читать больше книг на эту тему. Помимо того, что они могут дать вам структуру оценки своей личности, в них часто можно увидеть список вопросов, ответы на которые помогут вам лучше узнать себя.
    3. Сравнение
    Люди любят сравнения по своей природе. Как сравнения себя с другими, так и категориями («лучший» — «худший»). Но это может как помешать вам познать тебя, так и помочь.
    Сравнение себя с другими людьми — не однозначное зло. Если после этого вы чувствуете себя разбитым, никчемным и завидующим, тогда да, нужно изменить свои подходы. Если же сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет становиться еще лучше, значит вы делаете все правильно. Как было сказано, самопознание помогает определить то, каковы вы на самом деле. Однако это не значит, что при этом не нужно развиваться и становиться лучше. Биография успешного человека поможет понять и возможно даже выявить в себе скрытые таланты и ресурсы, о которых вы не подозревали.
    Сравнение же категориями, скорее всего, приведет к плохим последствиям. Называя одного человека ленивым, а второго трудолюбивым, вы ухудшаете коммуникацию и критикуете, что может иметь результатом и внутренние конфликты. Ведь по таким меркам и вы ленивы, если проснулись утром и не хотите взяться за работу. Это приводит к ненужному стрессу и развитию комплексов.
    Поэтому мы можем дать вам два совета. Первый: сравнение себя с другими людьми — это хорошо, если вы делаете это правильным образом, вдохновляетесь чужими поступками. Второй: так как сравнение категориями иногда не избежать, используйте все точки зрения или хотя бы не судите ни себя, ни других людей. Если ваш знакомый не может приняться за работу, это вовсе не означает, что он ленив. Также как и в вашем случае.
    4. Самопринятие
    На этом этапе вы принимаете себя таким, каков вы есть. Это не значит, что вы должны довольствоваться этим, потому что саморазвитие нужно любому человеку. Зато теперь вы знаете от чего отталкиваться. Вы понимаете, каковы ваши слабые и сильные стороны, стремления и мотивация, ценности и цели. Также важно искать преимущества в ваших недостатках, потому что это позволяет уменьшить болезненность в их восприятии.
    На данном этапе без самопроверки не обойтись, потому что вы можете ошибаться насчет себя, к тому же постоянно меняетесь. Поэтому не стоит удовлетворяться той картиной, которая у вас есть. Развивайтесь, меняйтесь, но постоянно наблюдайте за собой и пытайтесь понять себя и те изменения, что происходят внутри вас.

    Вернуться к каталогу материалов



    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М. : Просвещение. § 6. Познавательная и коммуникативная деятельность


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 11. Познание как деятельностьеятельность


    Фоксфорд

    - Познание как деятельность


    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов