Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)


Словарь терминов по истории России.

(Перейти к векам)


Древняя Русь. IX-XII века.


Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства. Боярская дума состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Была упразднена в 1711 г.

Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.

Вира – денежный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.

Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Глаголица – одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.

Двоеверие – сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дружина – княжеское войско, состоящее из профессиональных воинов, военное окружение князя.

На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина ("мужи", "бояре" - наиболее близкие советники и помощники князя, ) и “младшая”, "отроки" - в которую входили недавно набранные воины. Первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. Дружинники составляли привилегированную часть древнерусского общества и помогали князю в делах управления

Подробнее в учебнике История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. Часть 1, стр. 40
Подробнее на РЭШ
Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее.

Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Подробнее в учебнике История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. Часть 1, §9. Общественный строй и церковная организация на Руси
Подробнее на РЭШ.
Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.

Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.

Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.

Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.

Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.

Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Фак­ти­че­ски о полюдье (хо­тя без упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на) го­во­рит­ся в ле­то­пис­ном рас­ска­зе о ги­бе­ли в зем­ле древ­лян ки­ев­ско­го князя Иго­ря (по ус­лов­ной хро­но­ло­гии «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­бы­тие от­не­се­но к 945 году, од­на­ко сам рас­сказ был на­пи­сан не ра­нее начала XI века). Из рас­ска­за сле­ду­ет, что в полюдье «дру­жи­на» со­би­ра­ла не толь­ко про­дук­ты для про­пи­та­ния, но и дань (на­лог по оп­ре­де­лён­ной став­ке) с под­чи­нён­но­го на­се­ле­ния. Упо­ми­на­ния полюдья в ис­точ­ни­ках XII века по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что во вре­мя этих объ­ез­дов кня­зья ре­ша­ли так­же су­деб­ные, административные и хо­зяйственные во­про­сы. Ольга провела реформу сбора дани, заменила полюдье, при котором правитель сам собирал дань с подвластных племен, на повоз, при котором племена сами свозили дань в погосты - места сбора дани, были установлены уроки - фиксированный размер дани. То есть восточно-славянские племена, которые находились под влиянием Руси, должны были предоставлять фиксированный размер дани в назначенное место. Данная реформа способствовала социальной стабильности и снятию социальной напряженности.

Подробнее в учебнике История России 6 класс 1 часть Арсентьев, Данилов, стр. 43
Подробнее на РЭШ. Становление Древне­русского государства
Подробнее в Энцилопедии История РФ
Половцы – древний народ тюркской языковой группы, кочевавший на юго-востоке Европы (в южнорусских степях) в конце XI — начале XIII в.

Название кипчаков в древнерусских источниках. Происходит от перевода этнонима племени шары/сары (букв. – жёлтые, полo?вые). Основные внеш­ние про­тивники Др.рус. государства и княжеств Юж. Руси в сер. 11 – 1-й трети 13 вв.; неоднократные половецкие набеги вызывали ответные половецкие походы рус. князей. В то же время П. нередко привлекались рус. князьями в качестве дополнит. воен. силы для участия в междукняжеских усобицах (первым из рус. князей П. в своих целях в последней трети 11 в. использовал кн. Олег Святославич). В кон. 11 – 1-й четв. 13 вв. ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей и пред­ста­ви­тель­ни­ца­ми по­ло­вец­кой зна­ти (в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве, до­черь­ми наи­бо­лее влия­тель­ных ха­нов) за­клю­чён ряд брач­ных сою­зов. Владимир Мономах стал главным врагом половцев. И при нем же другие князья прекратили обращаться к кочевникам за помощью во время военных действий. Когда Мономах умер, и на Руси вновь началась смута, половцы вернулись. Они стали участвовать в междоусобицах, поддерживая суздальских и северских князей. Кочевники даже поучаствовали в разграблении Киева в 1169 и 1203 годах. В 1223 году произошла знаменитая битва на Калке, где русские войска вместе с половцами встретились с монгольскими. Войска Чингисхана одержали полную победу.

Подробнее в учебнике История России 6 класс 1 часть Арсентьев, Данилов, стр. 64
Подробнее на РЭШ
Подробнее на История РФ
Подробнее на Арзамас
Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.

Во время нашествий или войн укрепления монастырей, крепостей служили убежищем для населения посадов (слобод), и, по мере увеличения территорий посадов, уже посады (слободы) окружались укреплениями (рвами, валами или стенами (деревянными, каменными и так далее), образуя круги укреплений вокруг укреплений, то есть, стали появляться города-крепости. Например, у московского кремля возникли посады, обратившиеся в укреплённые города: Китай, Белый и Земляной. В посаде проживало особое сословие жителей — посадские, позднее ставшее городскими сословиями — ремесленники, купцы, мещане, цеховые. По Уложению царя Алексея Михайловича посадские были прикреплены к своим посадам, как и крестьяне к своим пахотным землям, хотя первоначально на Руси посадские, подобно крестьянам, имели свободу перехода в иные сословия.

Посадские люди — Название ремесленного и торгового населения городов — «посадские люди» — произошло от слова «посад». В России в XV-XVIII веках податное, преимущественно торгово-ремесленное, население посада и государевых слобод, с середине XVII века до 1775 года одно из сословий.

Посадник – в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя, «посаженный» (назначенный). Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.).

Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.Ведали управлением и судом. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя, ведал посадским войском, охраной правопорядка, подписанием дипломатических договоров.

Подробнее в учебнике История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. Часть 1, стр. 119
Подробнее на РЭШ
Подробнее в БРЭ
Подробнее у Толочко П.П. "Власть в Древней Руси. X–XIII века"
Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.

Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.

Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Правовое положение рядовичей реглировалось нормами Русской Правды. По Русской Правде за убийство рядовича назначалась вира (штраф).

Подробнее в учебнике История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. Часть 1, §9. Общественный строй и церковная организация на Руси
Подробнее на РЭШ.
Скань – изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.

Слобода – в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название “слобода” – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX-XX вв. название “слобода” получали иногда пригородные промышленные посёлки.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.

Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам.

Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.

Христианство – одна из мировых религий, наряду с буддизмом и исламом.

Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Чернь – сплав серебра, свинца и других компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, в основном из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, изделие обжигается, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и другим металлам было известно уже в античном мире. Черновые изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах, либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, шкатулки), оружие, ювелирные изделия. Известны серебряные подвески, браслеты русских мастеров X-XII вв. Чернь широко применялась русскими ювелирами XV-XVI вв., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновыхрисунков было достигнуто в XVIII в. мастерами Великого Устюга.

Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).