Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)


Словарь терминов по истории России.

(Перейти к векам)


Словарь терминов по истории России. XV век.


Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов.

Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года.

Бармы — драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров, русских князей и царей в XIV — начале XVIII в.

Надевались во время коронации и торжественных выходов.

Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в.

Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Дворецкий - глава дворцового управления в Русском государстве (XV—XVII веков, с XVII века — придворный титул). В устаревшем значении так же - старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой.

Дворяне - категория служилых людей, получавших за службу государю земельный надел с крестьянами.

Это были выходцы из княжеской дружины, которые выполняли военные, хозяйственные и иные обязанности. За это они получали в пользование земельный участок (поместье) вместе с закреплёнными за ним крестьянами. Поместье могли передать по наследству, если сыну на момент смерти отца исполнялось 15 лет, и он способен был поступить на службу.

Иосифляне – идейное направление в среде русского духовенства XV-XVI вв., последователи игумена Иосифа Волоцкого, сторонники сохранения церковно-монастырского землевладения и расправы с еретиками.

Казачество – в XV-XVI вв. вольные люди, жители степей между Волгой и Днепром (Дикого поля), отчасти выходцы из Орды, отчасти беглые русские холопы и крестьяне. Казаки жили охотой, грабежом купеческих караванов, набегами на русские и татарские селения. Высшим органом власти у казаков являлся круг (общая сходка). Казачьи станицы (отряды) возглавляли атаманы, которым помогали есаулы. Во второй половине XVI в. часть казаков вошла в число служилых людей “по прибору”. В XVI-XVII вв. правительство использовало казаков для охраны границ, выплачивая им жалованье деньгами, хлебом и порохом. В XVIII в. казачество превратилось в привилегированное военно-служилое сословие. К началу ХХ в. существовали 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. В 1916 г. 4,4 млн казаков принадлежало 53 млн дес. земли. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено.

Крепостное право– совокупность форм личной зависимости крестьян при феодализме. В России черты, характерные для крепостного права, становятся заметными с середины XV в. Судебником 1497 г. впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право перехода вотчинных крестьян к другому хозяину двумя неделями (одна до и одна после осеннего Юрьева дня) так называемые "Заповедные лета" и введена обязательная плата за право перехода (“пожилое”). Право крестьянского перехода в Юрьев день было сначала временно, а потом и бессрочно запрещено в конце XVI в. (указ 1597 г., так называемые "Урочные лета"). В первой половине XVII в. неуклонно увеличивался срок, в течение которого хозяева имели право искать и возвращать назад беглых крестьян, а Соборное уложение 1649 г. ввело бессрочный сыск. Именно эта дата и считается началом существования крепостного права в России. Крепостные крестьяне обязаны были нести повинности в пользу своих хозяев в форме барщины (работа на барском поле) и натурального, а позднее денежного оброка. Положение крепостных крестьян резко ухудшается в XVIII в. Так, по мере развития рыночных отношений эксплуатация крепостных неуклонно увеличивалась, а в эпоху дворцовых переворотов государство, зависевшее от поддержки дворянства, самоустранилось из взаимоотношений крестьян и помещиков, предоставив последним ничем неограниченную власть. Положение крепостных почти перестает отличаться от положения рабов. В то же время, со времен Екатерины II в обществе начинает распространяться мысль об аморальности крепостного права и необходимости его отмены. К середине XIX в. становится очевидной и его экономическая невыгодность (незаинтересованность крестьян в результатах своего труда, невозможность свободного развития рынка рабочей силы и т.д.), поэтому после неудачной для России Крымской войны 1853-1856 гг. крепостное право было отменено 19 февраля 1861 г.

Кормление – вид княжеского пожалования своим должностным лицам, при котором местная администрация содержалась за счет взимания с населения в свою пользу различных “кормов” (хлебом, мясом, сыром, сеном и т.п.) и судебных пошлин (присудов). Кормление давалось в награду за прежнюю, чаще всего военную, службу. Административные обязанности при этом являлись лишь дополнением к возможности кормиться. Жалованья за административную и судебную деятельность кормленщики не получали. Система кормлений ликвидирована в 1556 г.

Нестяжатели – последователи идейного направления в среде русского духовенства XV-XVI вв., выступавшего за отказ Церкви от владения селами и эксплуатации труда крестьян. Наиболее известный лидер этого направления – старец Нил Сорский.

Пожилое – установленная законами плата крестьянина владельцу земли за право уйти на другие земли, к другому владельцу.

Поместье– вид феодального землевладения в России. Впервые поместья появляются в XIV-XV вв. как земельные владения, предоставляемые за несение военной службы без права передачи земли по наследству (так называемое условное землевладение). На протяжении XVI-XVII вв. наблюдается процесс сближения поместья с вотчиной. В начале XVIII в. этот процесс завершится слиянием поместья и вотчины. Владельцы поместий называются помещиками.

Помещики — держатели поместий, дворяне.

Посадские люди — Название ремесленного и торгового населения городов — «посадские люди» — произошло от слова «посад». В России в XV-XVIII веках податное, преимущественно торгово-ремесленное, население посада и государевых слобод, с середине XVII века до 1775 года одно из сословий.

Судебник – свод законов единого Российского государства, принятый великим князем московским Иваном III Васильевичем в 1497. Были установлены единые нормы суда для всей территории страны. 57-я статья Судебника вводила ограничение на крестьянский переход: крестьяне могли уходить от своих владельцев раз в году – неделю до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). При этом обязательна была выплата “пожилого” – единовременного платежа за проживание на земле феодала. Судебник также ограничил источники холопства. Судебник Ивана IV (1550 г.) подтвердил ограничение крестьянского перехода, ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов.

Тя́гло – система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

В древних грамотах применялось слово «тягость», позже — тягло, несущий его — тяглый крестьянин

Черносошные крестьяне – крестьяне, проживавшие на “черных”, то есть государственных землях.

В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства. В XVIII веке черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.

Юрьев день– впервые введен Судебником 1497 г. Начиная с этого времени крестьянский переход ограничивался двумя неделями в году: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября).