Подготовка к ГИА по истории
(Каталог материалов)
Пользовательский поиск
Задание № 25
ЕГЭ по истории
Историческое сочинение
Каталог материалов
- - Задание № 25. Историческое сочинение. Общая характеристика.
- - Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов)
- - Критерий 2. Исторические личности и их роль
- - Критерий 3. Причинно-следственные связи
- - Критерий 4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России
- - Критерий 5. Наличие фактических ошибок
- - Критерий 6. Форма изложения
- - ЕГЭ-2017. Видеоконсультации. История (Артасов И.А., Рособрнадзор)
- - ЕГЭ-2018. Видеоконсультации. История (Рособрнадзор)
- - "ЕГЭ-2019. История". Рособрнадзор
- - Консультация составителя ЕГЭ по истории Игоря Артасова, 2021 год.
Задание № 25. Историческое сочинение.
Изменена модель задания 25 (историческое сочинение) при сохранении требований, содержащихся в задании, и максимального балла за его выполнение. Если в 2020 г. участники ЕГЭ писали сочинению по одному из трёх исторических периодов, то в 2021 г. историческое сочинение необходимо написать по одному из трёх предложенных в конкретном варианте КИМ исторических процессов или по деятельности одной из трёх исторических личностей. При этом деление на периоды в сочинениях сохраняется: проще говоря, будет доимперский, имперский и СССР. Можно будет очень хорошо подготовиться к 1-2 периодам и просто иметь представление о третьем, чтобы в крайнем случае выбрать его.
Эпохи
Первая: IX — конец XVII вв.
Вторая: конец XVII в. — 1914 год.
Третья: XX век от Первой мировой войны до декабря 1991 года.
При этом, критерии оценивания те же, что и в 2020 году. Просто, к примеру, вместо детальной характеристики деятельности личности и указания последствий ее деятельности, надо указать влияние этого исторического процесса на ход истории России.
Исторический процесс — это трансформация форм жизни людей с течением времени. Например: образование государственности на Руси, Октябрьская революция 1917 года, и прочее — это исторические процессы. Потому что в ходе их протекания изменились формы жизни людей — государство, например, его форма.
Исторические процессы следует отличать от исторических явлений, в ходе которых ничего не меняется. Например — Дворцовые перевороты. В ходе их ничего не менялось государственное устройство, а просто менялись правители. Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй — тоже историческое явление.
Вернуться к каталогу материалов
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов)
Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат. Пример: «В период правления Николая I было создано III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию.
Вернуться к каталогу материалов
Критерий 2. Исторические личности и их роль
Самые большие затруднения вызывает вызывает именно раскрытие роли исторических личностей в указанных событиях
Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.
Неправильные примеры:
«Иван III сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы»
«Румянцев участвовал в Семилетней войне»
«Ленин возглавлял СНК»
Правильные примеры:
«Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»
«Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом»
«Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина»
Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» — слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. Правильный пример "Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию." или "Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину". По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».
Критерий 3. Причинно-следственные связи
Как показывает практика, больше половины сдающих экзамен с этим не справляется
Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).
Пример:
«Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».
Критерий 4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России
Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.
Пример на базе фактов:
«Иван Грозный: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте».
Пример на базе мнения историков:
«Нашествие монголо-татар: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».
Внимание В историческом сочинении по личности расширили критерий о влиянии
Раньше требовали написать влияние любого события, в котором участвовал деятель, на событие, произошедшее после его смерти.
Пример старого формата. Александр Меншиков участвовал в учреждении Верховного тайного совета, который превратился в настолько влиятельным органом, что в 1730 году его участники попытались ограничить власть нового монарха — Анны Иоанновны. В этой ситуации было важно, что Меншиков умер в 1729 году — «затейка» верховников состоялась уже после его смерти.
Если буквально трактовать новый критерий — теперь можно использовать события, которые произошли после «ухода на покой» личности: отставки, прекращения активной деятельности.
Например, Вячеслав Молотов прожил 90 лет. Умер в 1986, но с постов отстранён в 1963 году. Раньше допускался только один вариант влияния — после 1986 года. Теперь — принимают влияние либо на события, которые произошли после его отстранения, либо после смерти.
Вернуться к каталогу материалов
Внимание
Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.
В историческом сочинении больше нет критерия о терминах. Раньше корректность использования терминов оценивалось баллом. Теперь за корректное использование термина балл не дадут, но если ошибетесь, — снимут за фактическую ошибку.
Вернуться к каталогу материалов
Критерий 5. Наличие фактических ошибок
Вам лучше действовать по принципу: «не уверен — не пишу». Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия — мИтрополия).
Типичные фактические ошибки
Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).
Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).
Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).
Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в 1799 г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В. И. Сталин, С. С. Карамзин) и др.
Критерий 6. Форма изложения
Советы по форме изложения
Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).
Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.
Не пренебрегайте правилами русского языка.
Вернуться к каталогу материалов
ЕГЭ-2017. Видеоконсультации. История (Артасов И.А., Рособрнадзор)
Вернуться к каталогу материалов
ЕГЭ-2018. Видеоконсультации. История (Рособрнадзор)
ЕГЭ-2019. История. Рособрнадзор
Консультация составителя ЕГЭ по истории Игоря Артасова, 2021 год.
Вернуться к каталогу материалов
Модель написания исторического сочинения по историческому процессу
Пользовательский поиск
Полезные советы
Используем возможности аккаунта Google