Подготовка к ГИА по истории

(Каталог материалов)

Пользовательский поиск

Задание № 25

ЕГЭ по истории

Историческое сочинение


Каталог материалов


Рекомендации
Видеоматериалы
Образцы сочинений
  • - Модель написания исторического сочинения по историческому процессу

    • Рекомендации

      Задание № 25. Историческое сочинение.


      Изменена модель задания 25 (историческое сочинение) при сохранении требований, содержащихся в задании, и максимального балла за его выполнение. Если в 2020 г. участники ЕГЭ писали сочинению по одному из трёх исторических периодов, то в 2021 г. историческое сочинение необходимо написать по одному из трёх предложенных в конкретном варианте КИМ исторических процессов или по деятельности одной из трёх исторических личностей. При этом деление на периоды в сочинениях сохраняется: проще говоря, будет доимперский, имперский и СССР. Можно будет очень хорошо подготовиться к 1-2 периодам и просто иметь представление о третьем, чтобы в крайнем случае выбрать его.
      Эпохи

      Первая: IX — конец XVII вв.
      Вторая: конец XVII в. — 1914 год.
      Третья: XX век от Первой мировой войны до декабря 1991 года.
      При этом, критерии оценивания те же, что и в 2020 году. Просто, к примеру, вместо детальной характеристики деятельности личности и указания последствий ее деятельности, надо указать влияние этого исторического процесса на ход истории России.
      Исторический процесс — это трансформация форм жизни людей с течением времени. Например: образование государственности на Руси, Октябрьская революция 1917 года, и прочее — это исторические процессы. Потому что в ходе их протекания изменились формы жизни людей — государство, например, его форма.
      Исторические процессы следует отличать от исторических явлений, в ходе которых ничего не меняется. Например — Дворцовые перевороты. В ходе их ничего не менялось государственное устройство, а просто менялись правители. Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй — тоже историческое явление.

      Вернуться к каталогу материалов

      Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов)

      В сочинении должны быть указаны два события (можно без дат). Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие — 1 балл. Не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой.
      Когда указано больше двух явлений и два из них правильны, остальное именно по данному критерию не имеет значения, но все же, конечно, влияет на результат. Пример: «В период правления Николая I было создано III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а также проведена реформа государственной деревни. Эксперт справедливо начислит 2 балла по первому критерию.

      Вернуться к каталогу материалов

      Критерий 2. Исторические личности и их роль

      Нужно не только назвать имена, но и обозначить роль личностей в указанных событиях. Если правильно раскрыты два исторических деятеля, эксперт ставит 2 балла. Если верно представлена только одна личность, начисляется 1 балл.
      Самые большие затруднения вызывает вызывает именно раскрытие роли исторических личностей в указанных событиях
      Сложность в том, что под ролью в событии понимаются конкретные действия. Эти действия должны носить единичный характер и выражаться непременно в личной активности.
      Неправильные примеры:
      «Иван III сыграл решающую роль в объединении русских земель вокруг Москвы»
      «Румянцев участвовал в Семилетней войне»
      «Ленин возглавлял СНК»
      Правильные примеры:
      «Ползунов разработал первый в России проект парового двигателя»
      «Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом»
      «Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности И.В. Сталина»
      Действия вроде «взойти на престол» и «быть главнокомандующим» — слишком абстрактные, за них не снимут балл, но и не начислят. Правильный пример "Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию." или "Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину". По этому критерию легко работать с деятелями культуры и результатами из творчества, например: «А.И. Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича».

      Критерий 3. Причинно-следственные связи

      Если правильно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла. если одна связь - 1 балл.
      Как показывает практика, больше половины сдающих экзамен с этим не справляется
      Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина), при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Причинно-следственные связи, прописанные в роли личности, здесь уже не считаются. Однако кроме самих причин учитываются предпосылки событий, выходящие за границы периода, и поводы (если обозначено, что это повод).
      Пример:
      «Одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов было издание указа Петра I о престолонаследии».

      Критерий 4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России

      За правильную оценку влияния событий (явлений, процессов) одного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, эксперт начисляет 1 балл. Здесь ученик обязательно должен выйти за верхнюю границу указанного промежутка времени. Это один из самых сложных критериев.
      Если выпускник не упоминает конкретного историка, а пишет, например, «по мнению ряда историков...», то ответ также засчитывается в качестве правильного (конечно, когда точка зрения действительно присутствует в историографии). В любом случае, опираться лучше на исторические факты, а мнение историков приводить дополнительно.
      Пример на базе фактов:
      «Иван Грозный: Удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, который, в свою очередь, привел страну к Смуте».
      Пример на базе мнения историков:
      «Нашествие монголо-татар: В результате монгольского нашествия русские земли попали в политическую и экономическую зависимость от Золотой Орды, которая продолжалась более двухсот лет и оказала, по мнению историка Карамзина, решающее влияние на характер власти в Российском государстве».
      Внимание В историческом сочинении по личности расширили критерий о влиянии
      Раньше требовали написать влияние любого события, в котором участвовал деятель, на событие, произошедшее после его смерти.
      Пример старого формата. Александр Меншиков участвовал в учреждении Верховного тайного совета, который превратился в настолько влиятельным органом, что в 1730 году его участники попытались ограничить власть нового монарха — Анны Иоанновны. В этой ситуации было важно, что Меншиков умер в 1729 году — «затейка» верховников состоялась уже после его смерти.
      Если буквально трактовать новый критерий — теперь можно использовать события, которые произошли после «ухода на покой» личности: отставки, прекращения активной деятельности.
      Например, Вячеслав Молотов прожил 90 лет. Умер в 1986, но с постов отстранён в 1963 году. Раньше допускался только один вариант влияния — после 1986 года. Теперь — принимают влияние либо на события, которые произошли после его отстранения, либо после смерти.

      Вернуться к каталогу материалов


      Внимание
      Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.
      В историческом сочинении больше нет критерия о терминах. Раньше корректность использования терминов оценивалось баллом. Теперь за корректное использование термина балл не дадут, но если ошибетесь, — снимут за фактическую ошибку.

      Вернуться к каталогу материалов

      Критерий 5. Наличие фактических ошибок

      Если в сочинении нет фактических ошибок, добавляется 3 балла, если есть одна ошибка - 2 балл, если есть две ошибки - 1 балл. Важно учесть, что эксперт рассматривает этот критерий, когда за первые четыре выпускник набрал минимум 5 баллов. К сожалению, ошибки встречаются даже в очень «сильных» сочинениях.
      Вам лучше действовать по принципу: «не уверен — не пишу». Не учитываются стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, если они не приводят к содержательным ошибкам (мЕтрополия — мИтрополия).
      Типичные фактические ошибки
      Излишние обобщения («Битва на Калке должна восприниматься как поражение всех русских княжеств»).
      Спорные суждения («Указ о престолонаследии Павла I не позволял женщинам занять престол»).
      Использование терминов и понятий в неадекватном историческом контексте («ордынская оккупация»).
      Содержательные ошибки. Связаны с соотношением личности и события («Петр I вел Семилетнюю войну»), датировкой («Павел I издал указ о престолонаследии в 1799 г.»), наименованием должностей («Н.С. Хрущев был Генеральным секретарем ЦК КПСС»), инициалами (В. И. Сталин, С. С. Карамзин) и др.

      Критерий 6. Форма изложения

      Если ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл. Но тоже только при условии, что за первые четыре критерия начислено не меньше 5 баллов. С формой изложения справляется чуть больше половины выпускников.
      Советы по форме изложения
      Не путайте историческое сочинение с эссе (в нем нет проблематики, но есть факты, которые обязательно нужно указать).
      Не забывайте о логических связках и абзацном членении текста.
      Не пренебрегайте правилами русского языка.

      Вернуться к каталогу материалов


      Видеоматериалы

      ЕГЭ-2017. Видеоконсультации. История (Артасов И.А., Рособрнадзор)



      Вернуться к каталогу материалов


      ЕГЭ-2018. Видеоконсультации. История (Рособрнадзор)


      ЕГЭ-2019. История. Рособрнадзор


      Консультация составителя ЕГЭ по истории Игоря Артасова, 2021 год.

      Вернуться к каталогу материалов


      Образцы сочинений

      Модель написания исторического сочинения по историческому процессу

      ? ?

      Поиск на Историк.RU
      Пользовательский поиск

      Если у вас есть вопросы и пожелания, напишите в комментариях !

    Новости Историк.RU