Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)


Памятники архитектуры

(Перейти к каталогу по векам)


Памятники архитектуры

XII век.


Каталог памятников




Золотые ворота (Владимир)


Золотые ворота. Современнй вид

Золотые ворота в конце XIX века

Атрибуция

Название: – Золотые ворота (Владимир)
Местонахождение: – Владимир
Год постройки: – 1164 г.
Архитекторы:
Архитектурный стиль: – древнерусский
Правитель: – Андрей Боголюбский
Особенности: – памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском, который перенес столицу княжества во Владимир из Суздаля. Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города (Новый город). Символ новой столицы княжества
Современное состояние: – В 1992 г. Золотые ворота были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта "Белокаменные памятники Владимира и Суздаля".

Узнаем больше


После переноса столицы княжества из Ростова во Владимир князь Андрей Боголюбский предпринял строительство во Владимире новых фортификационных укреплений, представлявших собой дерево-земляные сооружения в виде валов, на которых были созданы деревянные стены. Остатки валов до сих пор сохраняются в городе.
Главный въезд в новую столицу княжества был отмечен возведением парадных ворот, завершенных в 1164 году. Сооружение получило название Золотые ворота, как парадные Золотые ворота первой столицы древней Руси Киева и столицы христианского мира Константинополя. Ипатьевская летопись сообщает о том, что: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини». Этот текст позволяет предположить, что сооружение в верхней части могло быть украшено золотом.
Постройка была сооружена из белого камня бригадой мастеров, работавших в Ростово-Суздальском княжестве еще при князе Юрии Долгоруком. Сооружение представляло собой высокое квадратное в плане сооружение с проездной аркой. На его сводах было устроено гульбище, на которое попадали по внутристенной лестнице. На гульбище располагалась надвратная церковь, посвященная празднику Положения Риз Богородицы. Она представляла собой четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм, близкий архитектурным сооружениям времени Юрия Долгорукого.
В 1778 году Золотые ворота пострадали от сильного пожара. В 1810 году по проекту Чистякова были выстроены контрфорсы, укрепившие древнее здание, а на месте церкви Ризоположения был возведен новый надвратный храм.
Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия: Наименование объекта: «Золотые ворота»

Золотые ворота



Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Вернуться к каталогу материалов


Успенский собор во Владимире



Атрибуция

Название: – Собор Успения Пресвятой Богородицы (Богородицкий собор; Успенский собор) во Владимире
Местонахождение: – Владимир
Год постройки: – 1158—1189 гг.
Архитекторы: – мастера из Священной Римской империи
Архитектурный стиль: – «русская романика»
Правитель: – Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
Особенности: – первое белокаменное здание Успенского собора было возведено в 1158–1160 годах по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского. В 1185 году оно сильно пострадало от пожара и было существенно перестроено мастерами князя Всеволода III Большое Гнездо. 32-х метровый Успенский собор на момент постройки стал самым высоким зданием на Руси. Единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва.
Современное состояние: – В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Узнаем больше


Успенский собор во Владимире был возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н. Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы.
После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186–1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы.
В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Успенский собор во Владимире. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов


Дворцовый собор Рождества Богородицы


Вид с северо-запада

Сохранившийся фрагмент Боголюбского замка

Атрибуция

Название: – Дворцовый собор Рождества Богородицы
Местонахождение: – Боголюбово
Год постройки: – 1158- 1165 гг.
Архитекторы:
Архитектурный стиль: – древнерусский
Правитель: – Андрей Боголюбский
Особенности: – центральное строение усадьбы князя Андрея Боголюбского. Дата постройки определяется 12-м веком, но, к сожалению, в первоначальном облике храм до нас не дошёл, как и сам дворцовый комплекс, от которого сохранился лишь небольшой фрагмент княжеских палат — на сегодняшний день они считаются самой старой гражданской постройкой на территории России.
Современное состояние: – Частично сохранился. Как один из Белокаменных памятников Владимира и Суздаля палаты Андрея Боголюбского относятся к Всемирному наследию ЮНЕСКО.

Узнаем больше


В период правления князя Андрея Боголюбского в окрестностях Владимира был создан загородный дворцовый комплекс, в который входили княжеский дворец, домовый храм, центрическое сооружение на площади перед западным фасадом собора и другие сооружения. Строительство этого ансамбля было завершено к 1165 году.
До нашего времени сохранились северная лестничная башня, переход, соединявший ее с княжескими хорами собора Рождества Богородицы, находившимися по традиции в западном пространстве храма. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты древнего собора — нижние части стен, перспективных порталов, круглые основания столбов, фрагменты резного скульптурного декора фасадов и фрагменты резных капителей с растительным оформлением.
Собор Рождества Богородицы представлял собой белокаменный четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм, имевший, видимо, как и другие памятники владимиро-суздальской школы позакомарное завершение. Фасады храма, несомненно, имели богатый декор, характер которого следовал, в целом, фасадным украшениям Успенского собора во Владимире. Сохранившиеся фрагменты фасадной скульптуры — маски львов были использованы для украшения храма XVII века, возведенного над древним основанием собора XII века. По сторонам от западного фасада четверика отходили переходы, соединявшиеся с лестничными башнями.
Северная лестничная башня, дошедшая до нашего времени, имеет в интерьере винтовую лестницу. Ее фасады украшены двумя ярусами аркатурно-колончатого фриза. Углы башни декорированы колонками с растительными капителями, что повторяет оформление углов четверика Рождественского собора.
Лестничная башня Боголюбовского архитектурного ансамбля свидетельствует о том, что мастера Андрея Боголюбского украшали все фасады построек, даже если знали, что некоторые части сооружения будут закрыты другими зданиями. Северный ее фасад с дверным проемом, который ранее вел на переход, соединявший собор с дворцовыми покоями, также украшен аркатурно-колончатым фризом, как и западный и восточный ее фасады, открытые для обозрения.

Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Дворцовый собор Рождества Богородицы. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов


Церковь Покрова на Нерли



Атрибуция

Название: – Церковь Покрова на Нерли (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы)
Местонахождение: – Боголюбово
Год постройки: – 1165 г.
Архитекторы:
Архитектурный стиль: – древнерусский
Правитель: – Андрей Боголюбский
Особенности: – Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль – признанный шедевр белокаменной владимиро-суздальской архитектуры, располагающийся неподалеку от Боголюбова – загородной резиденции князя Андрея Боголюбского. Отличающийся стройными пропорциями собор Покрова был построен в 1165 году в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского Изяславе Андреевиче. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. «Поэма в камне», «Лебедь-храм» — так называют храм Покрова на Нерли. Первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Современное состояние: – С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Узнаем больше


Белокаменный храм на зеленом холме. Церковь Покрова на Нерли, что под Владимиром — один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Лебедь-храм называют это чудо, сохранившееся с ХII века.
История церкви
Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот — дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.
Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек — Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.
«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», — пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Храм на Нерли — первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери — в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.
Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног — львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.
В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.
В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.
Наследие ЮНЕСКО
Церковь Покрова на Нерли — шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.

Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Церковь Покрова на Нерли. Культура РФ



Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?


Дмитриевский собор во Владимире


Вид с юго-востока

Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел


Атрибуция

Название: – Дмитриевский собор (Собор Димитрия Солунского)
Местонахождение: – Владимир
Год постройки: – 1194-1197 г.
Архитекторы:
Архитектурный стиль: – древнерусский
Правитель: – Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
Особенности: – Дмитриевский собор заложили по указу князя Всеволода Большое Гнездо в 1194 году. Над возведением храма работали греческие, немецкие, итальянские архитекторы, но основную работу выполняли русские зодчие. Главным строительным материалом они выбрали местный белый природный камень, потому что он легко поддавался резьбе, а в отделке сохранял четкость и геометричность линий. Греческие резчики использовали элементы, которые были характерны для западных средневековых базилик: стены из известняка снаружи украсили фигурами святых, животных, птиц и растений, а также дополнили резными колоннами. Согласно летописям, расписывали храм греческие художники. Некоторые фрагменты фресок XII века сохранились до наших дней, главной из них считается часть росписи «Страшный суд». Помимо фресок, на стенах располагались деревянные иконы, среди которых была византийская икона с изображением святого Дмитрия Солунского.
Современное состояние: – После 1917 года Дмитриевский собор причислили к памятникам древнерусского искусства. Через два года его передали владимирскому музею, который на протяжении всего XX века пытался сохранить и предать былой внешний вид древнейшему памятнику архитектуры. В 1992 году его включили в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Узнаем больше


Дмитровский собор во Владимире был построен в 1190-е годы по заказу князя Всеволода Большое Гнездо. Дмитровский собор отличается богатым фасадным убранством и является храмом, наиболее украшенным рельефами среди белокаменных сооружений Владимиро-суздальского княжества второй половины XII века. Это четырехстолпный крестово-купольный храм с позакомарным завершением, увенчанный одной главой. Восточный фасад образуют три высокие апсиды. Первоначально к западным пряслам боковых фасадов примыкали лестничные башни, через которые можно было попасть на хоры, располагающиеся в западной части сооружения. Древние лестничные башни были разобраны в XIX веке вместе с галереей XIII века как поздние наслоения древнего памятника, так как в XIX веке не знали об особенном методе местных мастеров украшать все фасады зданий рельефным декором, даже если они будут скрыты примыкающими сооружениями.
Принцип фасадного декора Дмитровского собора опирался на традицию, сложившуюся в период правления Андрея Боголюбского. На лопатки, разделяющие фасады на прясла, наложены колонки с резными растительными капителями. Угловые лопатки также осложнены угловой колонкой. В уровне расположения хор фасады украшает традиционный аратурно-колончатый фриз, над которым находится плетенка. Орнаментированные колонки аркатурно-колончатого фриза опираются на резные консоли со сценами терзания и другими изображениями. В его арках помещены изображения святых, а также растительные мотивы. Стены храма над аркатурно-колончатым фризом покрыты резными рельефными изображениями, располагающимися ярусами. Над окнами помещены заглавные композиции, среди которых доминирует несколько раз повторенная сцена с изображением ветхозаветного царя Давида, восседающего на троне, держащего в левой руке музыкальный инструмент псалтырь. Среди рельефов находятся ветхозаветные и новозаветные сцены, изображения святых. Стены украшают многочисленные изображения животных, птиц, растительные мотивы.
С начала своей истории храм пережил многочисленные пожары в 1536, 1719 и 1760 годах, во время которых пострадало не только внутреннее убранство собора, но и внешний облик. Однако наибольший урон собору нанесла реконструкция по указу Николая I в 1834 году. Он велел привести храм в «первобытный вид» и снести древнейшие галереи и башни XVI века. Во время этой реконструкции внешний облик собора сильно изменился: губернский архитектор Петров вместе с поздними пристройками уничтожил и часть собора.
После 1917 года Дмитриевский собор причислили к памятникам древнерусского искусства. Через два года его передали владимирскому музею, который на протяжении всего XX века пытался сохранить и предать былой внешний вид древнейшему памятнику архитектуры. В 1992 году его включили в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Собор Димитрия Солунского во Владимире. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов


Церковь Спаса на Нередице


Общий вид

Фреска с изображением Петра Александрийского

Атрибуция

Название: – Церковь Спаса на Нередице
Местонахождение: – Новгород
Год постройки: – 1198 г.
Архитекторы:
Архитектурный стиль: – древнерусский
Правитель: – Ярослав Владимирович
Особенности: – церковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, неподалеку от Новгородского городища, по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя. В 1199 году собор был расписан фресками. Росписи, получившие широкую известность еще в середине XIX века, отличались высоким качеством и хорошей сохранностью.
Современное состояние: – в настоящее время, кроме изредка совершаемых молебнов, богослужения не проводятся. Открыта как музейный объект. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в список всемирного наследия

Узнаем больше


Церковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, неподалеку от Новгородского городища, по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя. Спасская церковь — это яркий пример новгородского зодчества второй половины XII века, отличающийся особенностями. Как и другие памятники Новгорода этого периода, она представляет собой четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием. К западному фасаду церкви Спаса на Нередице ранее примыкал притвор. Фасады церкви расчленены лопатками на прясла. Окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально. Верхняя часть барабана украшена традиционным новгородским аркатурным фризом, который по нижнему краю декорирован поребриком. На хоры, располагающиеся в западной части храма, ведет лестница, расположенная в западной стене. Боковые части деревянных хоров отделены от трансепта стеной, образуя традиционные для новгородского зодчества этого времени угловые каморы. В юго-западной части хоров располагался придел Никиты Халкидонского, алтарная ниша которого находилась в восточной стене. Особенностью интерьера храма являются ниши полукруглой формы, расположенные в нижней части стен в алтарной части и в западном пространстве под хорами. В центральной апсиде они заменили синтрон (скамья для духовенства), в западной части храма, вероятно, указывают на погребальную функцию. В 1199 году собор был расписан фресками. Росписи, получившие широкую известность еще в середине XIX века, отличались высоким качеством и хорошей сохранностью. Во время Великой Отечественной войны храм находился на линии огня и в октябре–ноябре 1941 года был разрушен. В 1956–1958 годах церковь Спаса на Нередице была восстановлена по проекту Григория Штендера.

Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Церковь Спаса на Нередице. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов


Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде


Вид с северо-востока

Вид с юго-востока

Атрибуция

Название: – Георгиевский собор Юрьева монастыря
Местонахождение: – Новгород
Год постройки: – 1119 г.
Архитекторы: – мастер Петр
Архитектурный стиль: – древнерусский
Правитель: – Мстислав Великий
Особенности: – Георгиевский собор заложили в 1119 году по велению новгородского князя Мстислава Великого — внука Владимира Мономаха. Известно также имя главного строителя — Петр. Он стал первым мастером, упомянутым в русских летописях. Самое крупное церковное сооружение этого периода в Новгороде. Стены собора возводили в технике смешанной кладки — из камня и кирпича
Современное состояние: – Юрьев монастырь и Георгиевский собор вернули Русской православной церкви в 1991 году. Тогда же началась реставрация храма: его внешний облик сохранился с XII века почти без изменений, однако внутреннее убранство пришлось восстанавливать полностью. В 1992 году Георгиевский собор Юрьева монастыря вошел в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Узнаем больше


Георгиевский собор заложили в 1119 году по велению новгородского князя Мстислава Великого — внука Владимира Мономаха. Сам князь в это время был в Киеве, поэтому работами руководили его сын Всеволод и игумен Юрьева монастыря Кириак. Известно также имя главного строителя — Петр. Он стал первым мастером, упомянутым в русских летописях. Историки предполагают, что Петр управлял строительством и других новгородских храмов — Николо-Дворищенского собора и церкви Благовещения на Городище. Стены собора возводили в технике смешанной кладки — из камня и кирпича. Кровля состояла из листов свинца, но позднее ее заменили железной четырехскатной крышей. Массивное четырехугольное здание было увенчано тремя главами со шлемовидными куполами. Внутри стены были украшены фресками с изображениями Христа, Богородицы и святых. Верхняя крытая галерея предназначалась для новгородского князя и его семьи. В 1130 году новгородский епископ Иоанн освятил новый собор в честь Георгия Победоносца. Собор стал не только местом православных богослужений, но и усыпальницей новгородских князей, посадников и настоятелей монастыря. Здесь похоронили Великого князя Московского Дмитрия Шемяку, мать Александра Невского Феодосию и его брата Федора. До середины XVI века в Георгиевском соборе хранилась редкая икона домонгольского периода — «Устюжское Благовещение». Ее написали новгородские мастера в 20–30-х годах XII века. Иван Грозный повелел перенести икону в Москву. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. В 30-х годах XIX века Юрьевым монастырем руководил архимандрит Фотий. По его указу в соборе началась реконструкция. Старинные фрески со стен сбили: их фрагменты сохранились только в северо-западном куполе, остальную часть храма расписали заново. Но и эта роспись продержалась недолго: ее уничтожили в 1898 году во время очередного ремонта. Для создания новых фресок пригласили художника Михаила Сафонова — сына знаменитого палехского иконописца Николая Сафонова. В 1902 году обновленный собор освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий. Георгиевский собор в ХХ–XXI веках В 1920 году Юрьев монастырь закрыли по указу советских властей, богослужения в Георгиевском соборе прекратились. В 30-х годах его частично разрушили: были уничтожены все поздние пристройки, паперть начала XVIII века, ризничная, чугунные плиты пола и находившиеся под ними захоронения. Исчез семиярусный иконостас XVII столетия со старинными новгородскими иконами. Юрьев монастырь и Георгиевский собор вернули Русской православной церкви в 1991 году. Тогда же началась реставрация храма: его внешний облик сохранился с XII века почти без изменений, однако внутреннее убранство пришлось восстанавливать полностью. В 1992 году Георгиевский собор Юрьева монастыря вошел в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2013–2014 годах историк-археолог Владимир Седов обнаружил фрагменты сбитых в XIX веке фресок: их использовали для подсыпки пола. На штукатурке, кроме изображений святых, обнаружились надписи XII столетия, которые сообщали о важных событиях того времени — например, о пожаре в Троицкой церкви или о смерти сыновей новгородского князя Ярослава.

Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Георгиевский собор в Великом Новгороде. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов


Георгиевская церковь в Старой Ладоге


Георгиевская церковь с видом на Волхов

Вид с северо-востока

Фреска "Чудо Георгия о змие" в южной апсиде

Атрибуция

Название: – Георгиевская церковь в Старой Ладоге
Местонахождение: – Старая Ладога
Год постройки: – 1180—1200 годы гг.
Архитекторы:
Архитектурный стиль: – древнерусский
Правитель:
Особенности: – один из древнейши х сохранившихс я храмов в России, является самым северным русским каменным храмом домонгольского периода. По преданию, храм был построен в честь Геогрия Победоносца в память о разгроме шведов в битве на реке Воронежке. В храме сохранились фрагменты уникальных фресок XII века.
Современное состояние: – имеет статус памятника архитектуры федерального значения

Узнаем больше


Георгиевская церковь в Старой Ладоге 2 половины XII века находится в пределах древней крепости, расположенной в низовьях реки Волхов. Этот храм известен не только благодаря уникальным фрагментам фресковых росписей 2 половины XII века, выполненных византийскими художниками. Георгиевская церковь, как и собор Успенского монастыря Старой Ладоги, несет в себе узнаваемые черты новгородской школы второй половины XII века. Точная дата сооружения храма не известна. Несохранившаяся церковь Климента папы Римского, предшествовавшая Георгиевской церкви, по летописному источнику датируется 1153 годом. Георгиевская церковь Старой Ладоги — это камерный крестовокупольный храм с позакомарным завершением, увенчанный одной главой. На востоке четверика расположены три высокие апсиды, имеющие небольшой вынос. Разделенные лопатками на прясла стены боковых фасадов, прорезаны окнами, расположенными пирамидально. Внутреннее пространство храма устроено по примеру утраченной церкви Климента. В западной части храма расположены хоры, представляющие замкнутые угловые камеры, соединенные деревянным настилом, что наследует прием, впервые сложившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, построенного новгородскими мастерами, видимо, в конце 1130-х годов. На хоры можно подняться по внутристенной лестнице, расположенной в западной стене. В интерьере отсутствуют лопатки оставляя стены храма свободными для размещения росписей. Исследователи обратили внимание на очевидную связь архитектуры Георгиевской церкви и украшающих ее интерьер фресок. В частности, нижнее окно дьяконника во время строительства было устроено в южной стене четверика, что нарушало общую композицию алтарной части, где все окна были расположены симметрично в два яруса. Этот отход от правила был обусловлен тем, что в южной апсиде была осуществлена большая фреска вертикального формата «Чудо Георгия о змие», которую решили не разрывать окном.

Виртуальный музей архитектуры им. А.В.Щусева



Георгиевская церковь в Старой Ладоге. Культура РФ


Вернуться к каталогу материалов