Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История России.С древнейших времен

до конца XV века

6 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Россия и мир с древнейших времён до начала XXI века

11 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Подготовка к ГИА по истории

(Перейти к каталогу)


Андрей Боголюбский

Годы жизни (1111 - 1174)

Князь Андрей Боголюбский – один из видных политических деятелей Древней Руси. Именно Андрей Боголюбский переместил политический и экономический центр Руси из Киева в город Владимир, который позднее стал новой столицей. Сын Юрия Долгорукого, владимиро-суздальский князь Андрей унаследовал великокняжеский престол, однако в Киев не поехал. В дальнейшем предпринимал попытки создать во Владимире, куда перенес столицу княжества, собственную митрополию. Прославился каменным строительством, в частности, жемчужины русского зодчества – церкви Покрова-на-Нерли.

Каталог материалов


Презентации
Лекции и мнения
Карты и иллюстрации
Видеоматериалы
Презентации

Андрей Боголюбский



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
В случае некорректного отображения презентации, для ее просмотра также воспользуйтесь ссылкой для редактирования

Вернуться к каталогу материалов



Лекции и мнения

Биография

Андрей Боголюбский родился, предположительно, в 1111 году (по другим данным, в 1113) и являлся сыном Юрия Долгорукого и внуком Владимира Мономаха.

О детстве и ранней юности князя мы знаем мало. Согласно сохранившимся данным, Андрей Боголюбский получил неплохое образование и воспитание. Известно, что особое внимание он уделял христианству. Более подробные сведения появляются уже о том периоде, когда начинается его самостоятельная жизнь в различных городах, куда его отправляет отец. В юности Андрей – активный участник походов отца.

В 1149 году Юрий Долгорукий отправляет Андрея Боголюбского княжить в Вышгород, однако уже через год переводит его на запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу. Несмотря на пожелания отца, в 1151 году Андрей Юрьевич уходит в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи. Владимир становится столицей княжества. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово – любимая резиденция князя, по названию которой он и получил свое прозвище. После смерти отца, вопреки его прежним желаниям, Андрей становится еще и князем ростовским и суздальским. А также наследует титул великого князя.

В своей политике князь Андрей Боголюбский прикладывает немало усилий для превращения Владимира в столичный город. Во времена его правления был построен Успенский собор и многие другие сооружения, которые продолжают оставаться памятниками культурного наследия.

Кроме этого, укрепляя свою власть, он перенес из Южной Руси особо чтимую икону Богородицы. По его приказу были составлены сказания о ее чудесах и о победоносном походе на волжских булгар в 1164 году, которому было придано всемирное значение.

К заслугам Андрея Боголюбского можно отнести меры по защите внешних рубежей от набегов кочевников и стремление его к независимости Руси от внешних сил. Успешными оказались и походы русских войск на Волжскую Булгарию.

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами привели к заговору против Андрея Боголюбского, в результате которого в ночь с 28 на 29 июня 1174 года он был убит.

Источник: федеральный портал История.РФ

Вернуться к каталогу материалов

Основные даты и события

1157-1175 — княжение Андрея Боголюбского

1169 - Захват Киева Андреем Боголюбским. Воспользовавшись разногласиями между князьями, отправил войско на Киев. Город был взят и разграблен, прежнего значения уже не получил. В дальнейшем там правил сын Боголюбского.

1174Убийство боярами Андрея Боголюбского в Боголюбове. На протяжении всей своей деятельности великий князь боролся с влиянием бояр.

Вернуться к каталогу материалов

Церковь Покрова на Нерли

14 октября 1165 года – одна из дат, считающихся днем завершения строительства церкви Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм во Владимирской области является выдающимся памятником зодчества владимиро-суздальской школы.

Храм Покрова на Нерли относится к эпохе расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. При этом летописные данные не называют нам ни датировки, ни названия храма. Традиционную дату постройки, 1165 год, установил советский археолог Николай Воронин. Другие ученые, анализируя летописную информацию, пришли к выводу, что храм был построен в 1158 году. С названием тоже все непросто. Праздник Покрова Богородицы не упоминается в источниках середины XII века. В Византии, откуда Русь переняла христианство, такого праздника не было. Поэтому кто-то утверждает, что праздник Покрова Богородицы учредил князь Андрей и посвятил ему храм на Нерли. А кто-то полагает, что храм изначально был посвящен Богородице и лишь позднее празднику.

Людской взор всегда привлекало то, как органично Покровская церковь вписывается в окружающий ландшафт и словно вырастает из холма, на котором стоит. Живописец и реставратор Игорь Грабарь отмечал: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Но и тут все не так просто. Холм, на котором стоит церковь, – дело человеческих рук. Он был покрыт белокаменными плитами и оснащен водосточными желобами и лестницами. И сам храм изначально выглядел иначе, нежели теперь. Он был обнесен галереями с внутренней лестницей, ведшей на хоры, и являлся частью небольшого монастыря, находившегося на стрелке рек Клязьмы и Нерли (со временем реки изменили свои русла).

После гибели князя Андрея и в годы монголо-татарского нашествия Покровская церковь получила первые разрушения. Только в XVII веке был проведен основательный ремонт, во время которого галереи были отломаны. В 1784 году настоятель монастыря решил разобрать храм на строительный материал для колокольни, но не сошелся в цене с подрядчиком, и храм выжил. А в 1877 году, при самовольно затеянном монастырским руководством ремонте, в храме были сбиты остатки древних внутренних росписей. Постреволюционные советские годы храм пережил благодаря тому, что являлся белокаменным памятником древнерусского зодчества. Наконец, в 1992 году храм Покрова на Нерли был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: федеральный портал История.РФ. Краткий курс истории. Совершенный храм.

Вернуться к каталогу материалов

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире был возведен в 1158-1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Согласно летописному тексту, известному благодаря упоминанию историка XVIII века В.Н.Татищева, Успенский собор создавали мастера, прибывшие из Священной Римской империи: «Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был». В отличие от утвердившегося в местной архитектурной школе типа четырехстолпного крестово-купольного храма, Успенский собор первоначально был шестистолпным одноглавым сооружением с позакомарным завершением и тремя высокими апсидами на востоке, так как в качестве образца был использован особо почитавшийся Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Фасады сооружения получили богатую декорацию, которая усложнила традиционную композицию, характерную для времени Юрия Долгорукого. Место аркатурного пояса занял аркатурно-колончатый фриз, на лопатки были наложены тонкие колонки с резными растительными капителями. Над низко расположенными сложнопрофилированными окнами были помещены рельефные композиции, фрагменты которых частично сохранились на стенах возведенной позднее галереи. По сторонам от окон находились львиные и женские маски. В интерьере в верхней части крещатых столбов были помещены рельефные изображения львов. В западной части интерьера находились княжеские хоры, на которые поднимались по лестницам, располагавшимся в башнях. Лестничные башни примыкали к западным углам четверика и создавали необычную двубашенную композицию западного фасада собора. Археологические исследования показали, что у северного, западного и южного порталов собора находились притворы. После пожара 1185 года князь Всеволод Большое Гнездо в 1186—1189 годах восстановил Успенский собор. Основной объем был обнесен высокой галереей с позакомарным завершением, фасады которой получили декор, ориентированный на декорацию первоначального сооружения. Стены лестничных башен были частично использованы при строительстве галереи. На сводах галереи были вознесены дополнительные главы, сделавшие собор пятиглавым. Был заново возведен алтарь, увеличенный за счет дополнительного членения. Загадкой является несовпадение уровня расположения аркатурно-колончатого фриза, украшающей галерею, который южном фасаде расположен ниже и имеет иные формы. В интерьере Успенского собора сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Источник: Архитектурный каталог «Культура.РФ»

Вернуться к каталогу материалов

Золотые ворота (Владимир)

После переноса столицы княжества из Ростова во Владимир князь Андрей Боголюбский предпринял строительство во Владимире новых фортификационных укреплений, представлявших собой дерево-земляные сооружения в виде валов, на которых были созданы деревянные стены. Остатки валов до сих пор сохраняются в городе. Главный въезд в новую столицу княжества был отмечен возведением парадных ворот, завершенных в 1164 году. Сооружение получило название Золотые ворота, как парадные Золотые ворота первой столицы древней Руси Киева и столицы христианского мира Константинополя. Ипатьевская летопись сообщает о том, что: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини». Этот текст позволяет предположить, что сооружение в верхней части могло быть украшено золотом. Постройка была сооружена из белого камня бригадой мастеров, работавших в Ростово-Суздальском княжестве еще при князе Юрии Долгоруком. Сооружение представляло собой высокое квадратное в плане сооружение с проездной аркой. На его сводах было устроено гульбище, на которое попадали по внутристенной лестнице. На гульбище располагалась надвратная церковь, посвященная празднику Положения Риз Богородицы. Она представляла собой четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм, близкий архитектурным сооружениям времени Юрия Долгорукого. В 1778 году Золотые ворота пострадали от сильного пожара. В 1810 году по проекту Чистякова были выстроены контрфорсы, укрепившие древнее здание, а на месте церкви Ризоположения был возведен новый надвратный храм.

Источник: Архитектурный каталог «Культура.РФ»

Вернуться к каталогу материалов

Дворцовый собор Рождества Богородицы

В период правления князя Андрея Боголюбского в окрестностях Владимира был создан загородный дворцовый комплекс, в который входили княжеский дворец, домовый храм, центрическое сооружение на площади перед западным фасадом собора и другие сооружения. Строительство этого ансамбля было завершено к 1165 году. До нашего времени сохранились северная лестничная башня, переход, соединявший ее с княжескими хорами собора Рождества Богородицы, находившимися по традиции в западном пространстве храма. Во время археологических раскопок были обнаружены фрагменты древнего собора – нижние части стен, перспективных порталов, круглые основания столбов, фрагменты резного скульптурного декора фасадов и фрагменты резных капителей с растительным оформлением. Собор Рождества Богородицы представлял собой белокаменный четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм, имевший, видимо, как и другие памятники владимиро-суздальской школы позакомарное завершение. Фасады храма, несомненно, имели богатый декор, характер которого следовал, в целом, фасадным украшениям Успенского собора во Владимире. Сохранившиеся фрагменты фасадной скульптуры – маски львов были использованы для украшения храма XVII века, возведенного над древним основанием собора XII века. По сторонам от западного фасада четверика отходили переходы, соединявшиеся с лестничными башнями. Северная лестничная башня, дошедшая до нашего времени, имеет в интерьере винтовую лестницу. Ее фасады украшены двумя ярусами аркатурно-колончатого фриза. Углы башни декорированы колонками с растительными капителями, что повторяет оформление углов четверика Рождественского собора. Лестничная башня Боголюбовского архитектурного ансамбля свидетельствует о том, что мастера Андрея Боголюбского украшали все фасады построек, даже если знали, что некоторые части сооружения будут закрыты другими зданиями. Северный ее фасад с дверным проемом, который ранее вел на переход, соединявший собор с дворцовыми покоями, также украшен аркатурно-колончатым фризом, как и западный и восточный ее фасады, открытые для обозрения.

Источник: Архитектурный каталог «Культура.РФ»

Вернуться к каталогу материалов

Карты и иллюстрации

Церковь Покрова на Нерли во время разлива

?

Вернуться к каталогу материалов

Успенский собор (Владимир)

?

Вернуться к каталогу материалов

Золотые ворота (Владимир)

?

Вернуться к каталогу материалов

Дворцовый собор Рождества Богородицы

?

Вернуться к каталогу материалов

Владимиро-Суздальское княжество

?
?

Вернуться к каталогу материалов

Видеоматериалы

Андрей Боголюбский и Владимиро-Суздальская Русь: откуда потом взялось новое Русское государство

Клим Жуков и Дмитрий Пучков продолжают разговор о Руси периода феодальной раздробленности – точнее, о центрах формирования альтернативных и конкурирующих моделей её будущей государственности. И продолжают, чтобы время не тянуть, – прямо с ответа. То есть – с Владимиро-Суздальской Руси. Именно оттуда мы получили потом династию поздних Рюриковичей (они же последние), династию Романовых (как продолжателей последних Рюриковичей), да и сегодняшнюю столицу. А ещё принципы хозяйствования, социальной системы и государственной власти, региональной, внешней и национальной политики. Но сначала… Ключевой фигурой, с которой начиналось восхождение Владимиро-Суздальской Руси к новой общерусской государственности, был Андрей Боголюбский…

Вернуться к каталогу материалов