Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История Древнего мира. 5 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Появление неравенства и знати

Изменения в хозяйственной жизни древних людей в эпоху неолита привели к усложнению устройства первобытного общества. Социальный строй древних людей начал эволюционировать и приобретать множество новых черт. Как происходили эти изменения?

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
ГДЗ
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Даты/события

Около 9 тысяч лет назад — в Западной Азии появилась обработка металлов (медь).


Вернуться к каталогу материалов


Терминология

Знать — (знаменитый) потомки старейшин и племенных вождей

Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.

Оседлость— образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.

Неравенство — состояние, положение человека в племени начало зависеть от его происхождения и богатства.

Раб — подневольный человек

Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Старейшины — родоплеменная знать. Самых мудрый и опытный член рода или племени, хорошо знавший повадки животных и свойства растений, древние легенды и правила поведения


Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Появление неравенства и знати



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов



Лекции и мнения

Возникновение неравенства и знати


Род и племя
С течением времени переход к земледелию и скотоводству привёл к изменениям внутри первобытного человеческого общества. Родовые общины охотников и собирателей заменялись на родовые общины земледельцев и скотоводов. Крупные общины делились на более мелкие, так как плодородной земли не хватало на всех сородичей. Часть первобытных людей уходила на поиски нового места и создавала по соседству новое поселение. Брак между девушками и юношами одного рода был запрещён, поэтому часто между соседними родовыми общинами заключались тесные союзы. Единый союз нескольких родовых общин, сложившийся в одной местности, составлял племя. Все участники племени были связаны общими происхождением, языком и обычаями.
Во главе племени стоял совет старейшин — самых мудрых и опытных членов родов племени, хорошо знавших повадки животных и свойства растений, древние легенды и правила поведения. Совет следил за выполнением сородичами хозяйственных работ на полях и поровну распределял собранный урожай и продукты, полученные от скотоводства. Также совет старейшин занимался разбором споров между соплеменниками и определением наказаний для провинившихся. Самым страшным наказанием для древнего человека было изгнание из племени, так как в те времена выжить в одиночку было сложно. Также под руководством старейшин проходили празднества, где плясками и песнями сородичи старались вызвать дождь или обеспечить себе удачную охоту. Наиболее важные вопросы жизни племени, например переселение на новые земли, решались на совместном собрании всех взрослых сородичей.
Первобытные люди верили, что в природе всё одушевлено, поэтому обращались с просьбами-молитвами к Солнцу, ветру, дождю и иным природным явлениям.
Из различных материалов сородичи изготавливали изображение богов и духов, которые назывались идолами. Чтобы задобрить идолов и привлечь удачу, первобытные люди приносили им жертвы в виде пищи или животного. Соседская община
Долгое время первые земледельцы для обработки полей использовали мотыгу. Однако работа мотыгой — очень изнурительный и долгий труд, к тому же лёгкая мотыга могла применяться только в полях с мягкой почвой, где нет корней многолетних трав. Такой удобной для обработки земли не хватало на всех, поэтому у древних земледельцев возникла необходимость в изобретении нового орудия труда, с помощью которого можно было бы вскапывать землю и подрезать корни растений. Таким изобретением стал плуг — тяжёлое бревно с сучьями. У человека не хватало физических сил тащить его по полю, поэтому он научился впрягать в плуг быков. Благодаря использованию плуга для рыхления земли исчезла потребность в совместном труде большого коллектива людей. Из родовой общины начали выходить семьи — они селились отдельно и обрабатывали свои участки земли самостоятельно. По соседству с ними устраивали свои жилища семьи из других родов. Каждая семья имела собственный скот, свои орудия труда и жилище, а в совместном владении оставались только пастбища, леса и водоёмы. Урожаем распоряжался глава семьи, он же вёл переговоры с главами других семей о взаимной помощи в сложных работах, когда нужно было выкопать пруд, осушить болото или построить плотину.
Постепенно родственные связи утрачивались, на смену родовой общине пришла соседская община, так как в ней жили уже не сородичи, а соседи-общинники.
Зарождение социального неравенства
Из объединения отдельных племён образовывались племенные союзы с общими пашнями и пастбищами. Иногда разные племенные союзы не могли поделить плодородные поля, скот и металлы, поэтому начинались войны, где каждый участник союза должен был защищать «своих» жителей и сражаться против «чужих». Часто такие войны принимали характер грабительских набегов. Если в своём племени кража и убийство строго карались, то грабёж чужого племени считался доблестью.
На время военных действий главой племени становился самый храбрый и умелый воин — вождь, избираемый на собрании всех взрослых мужчин. Он собирал соплеменников для защиты и организации походов на соседей.
Старейшины и вожди пользовались в племени особым почётом и уважением, они получали лучшие земли и животных. Захваченные пленники из чужих союзов становились рабами и должны были работать на вождей племён, победивших в войне.
Постепенно вожди и старейшины стали образовывать родовую знать. Знатность стала передаваться по наследству. Сыновья вождей и старейшин получали лучшие участки земли и большую часть от военной добычи. Знатные люди управляли племенем, распоряжались ресурсами, судили других жителей, то есть приобретали власть над всей территорией, где проживало племя.
Так возникло неравенство — когда положение человека в племени начало зависеть от его происхождения и богатства. В дальнейшем появление неравенства и необходимость защищать свои земли приведут к образованию первых государств.
Государство — это форма организации власти на определённой территории. Государство имеет границы, правителя, единые законы и армию, собирает налоги с населения. Оно управляет обществом для обеспечения порядка и стабильности.
Первые государства появились в долинах рек Передней Азии, Древнего Египта и Индии.
Совершенствование орудий труда и открытие металлов способствовали развитию земледелия, животноводства и ремёсел. Теперь исчезла необходимость в совместном труде всей общины, семья могла выйти из неё и выполнять работы на земле самостоятельно. Улучшение условий труда привело к появлению излишков продуктов и развитию обмена и торговли, что вместе с грабительскими войнами привело к появлению знати и неравенству в обществе.
Источник: Учебник "Фоксфорд"

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Видео аудиоматериалы

    Появление неравенства и знати (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Онлайн тестирование

    1. Глава племени, избранный для введения военных действий



    2. Первый металл, из которого люди изготавливали орудия труда



    3. Рабами называли



    4. Новыми явлениями в жизни людей были (выберите один лишний вариант)



    5. Какое из четырёх названий имеет отношение к изготовлению посуды?



    6. Скот, орудия труда и отдельный участок земли принадлежали



    7. Обработка металлов появилась в



    8. Как называли человека, который занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?



    9. К чему привело разделение труда между ремесленниками и земледельцами?



    К появлению рабства

    10. На смену родовой общине пришла



    Итого баллов:

    Пояснения

    1.
    2.
    3.

    Вернуться к каталогу материалов


    ГДЗ

    Учебник. История Древнего мира для 5 класса (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)

    - "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §5. Появление неравенства и знати  


    Вернуться к каталогу материалов

    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §1. Древнейшие люди  


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 3. Первобытные собиратели и охотники


    Фоксфорд

    - Возникновение неравенства и знати


    Вернуться к каталогу материалов