Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
История Древнего мира. 5 класс
(Перейти к каталогу уроков)
Письменность и знания древних египтян
Научные знания древних египтян были ориентиром для многих древних цивилизаций, поэтому иногда их называют «учителями учителей». Какой же вклад внёс Древний Египет в развитие мировой науки и образования?Каталог материалов
- - Искусство Древнего Египта (InternetUrok.ru)
- - Культура и письменность Древнего Египта (Videouroki.net)
- - Культура Древнего Египта (Алексей ГОНЧАРОВ)
- - Модуль Quizlet
- - Вопросы для самопроверки
- - Учебник. История Древнего мира для 5 класса (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Даты/события
Вернуться к каталогу материалов
Терминология
Персоналии
Вернуться к каталогу материалов
Письменность и знания в Древнем Египте
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Письменность и знания в Древнем Египте
Современные жители Египта разговаривают на арабском языке, а язык древних египтян остался только в письменных знаках — иероглифах — на многочисленных памятниках культуры: росписях в храмах и гробницах фараонов, скульптурах.
Долгое время никто не знал, как расшифровать иероглифические письмо, многие исследователи брались за эту задачу, но у них ничего не получалось. Лишь в XIX в. удалось разгадать тайну древнеегипетской письменности. Это удалось сделать французскому учёному Жан-Франсуа Шампольону.
Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832 гг.) — основатель египтологии — науки о Древнем Египте. Он занимался изучением знаменитого Розеттского камня — плиты с древней надписью жрецов, адресованной одному из фараонов.
Первая часть записей на плите состояла из иероглифов, а вторая была сделана на древнегреческом. Однако и в древнегреческом, и в древнеегипетском вариантах текста имена правителей были заключены в рамки. Это и явилось ключом к расшифровке.
Открытие Шампольона позволило многое узнать об истории и культуре Древнего Египта.
Письменность у египтян возникла в конце четвёртого тысячелетия до н. э. из-за необходимости фиксировать и запоминать различные явления хозяйственной деятельности. В её основу было положено пиктографическое письмо, где понятия и слова изображались в виде пиктограмм — маленьких рисунков, означающих изображённый на них предмет или явление. Например, нарисованные ноги означали «ходить». Такие знаки-пиктограммы также называются иероглифами.
Постепенно рисунки стали изображать не только отдельные понятия (например, «крокодил», «солнце», «дом»), но и согласные звуки. Один знак обозначал несколько звуков, поэтому египтяне создали знаки-определители, с помощью которых можно было прочитать слова с одинаковыми согласными, такие как «дом» и «дым».
Также выяснилось, что египтяне не знали бумаги и оставляли записи палочкой с заострённым концом на коже, гипсовых дощечках или специальном материале из болотного тростника — папируса, который сворачивали в свитки. Папирус старались экономить, так как его производство было дорогим и длительным процессом. Сначала нужно было снять кору со стеблей растения, затем разрезать стебли на несколько листов и сложить их перпендикулярно друг на друга. Далее кладку из полосок придавливали прессом и долго просушивали на солнце от вытекшего из волокон клея. На последней стадии изготовления материала листы выглаживали и отбивали молотком.
Когда листы папируса были готовы, их склеивали и сворачивали трубочкой. Так образовывались свитки длиной до нескольких метров. Свитки хранились в библиотеках при храмах, а их хранением и переписыванием занимались жрецы.
Древнеегипетская школа
Как правило, в школах Древнего Египта могли учиться только мальчики, а девочки в лучшем случае получали только домашнее образование.
Школы располагались при храмах и посещать их могли дети из знатных родов, начиная с шести-семилетнего возраста. Жрецы обучали учеников письму, чтению и устному счёту. Сначала дети учились писать на глиняных черепках, затем им выдавался старый папирус, где перед нанесением иероглифов нужно было предварительно очистить материал от предыдущих надписей. Новый папирус вручали только самым лучшим учащимся. Школьное обучение было тяжёлым занятием — чтобы уметь читать сказки и поучительные тексты, дети должны были запомнить сотни иероглифов.
Кроме умения читать и писать будущим чиновникам и писцам нужно было изучить много специальных дисциплин — историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело.
Дисциплина была строгой: учителя могли наказывать нерадивых учеников плетью. Отсюда появилась поговорка: «Ухо мальчика — на его спине».
Научные знания в Древнем Египте
Развитие научных знаний древних египтян было связано с хозяйственной деятельностью, в частности — с потребностью вести земледельческие работы. Чтобы правильно рассчитать начало сельскохозяйственного сезона, жрецы занимались астрономией — вели постоянное наблюдение за планетами и звёздами.
Опытным путём было установлено, что Нил разливается тогда, когда в небе появляется звезда Сириус. С этого момента египтяне стали отсчитывать начало нового года: они создали календарь продолжительностью как и современный — в 365 дней.
Египетские учёные научились предсказывать солнечные и лунные затмения, а в процессе наблюдения за звёздами они изобрели сначала солнечные, а потом водяные часы. Время определялось в солнечных часах по движению тени, а в водяных по количеству вытекшей из сосуда жидкости.
Значительных успехов древние египтяне достигли в медицине. Жрецы прекрасно знали расположение внутренних органов в человеческом теле, так как им приходилось проводить процедуру мумификации умерших людей. Значимым достижением древнеегипетской анатомии было знание о кровообращении и роли сердца в этом процессе.
При раскопках в Древнем Египте были обнаружены многочисленные хирургические инструменты и папирусные свитки с описанием заболеваний, рецептов снадобий и различных методов излечения.
Основной причиной болезни в те времена признавались козни злых духов, поэтому кроме лекарств египетские врачеватели активно использовали магические заклинания и молитвы. Каждый врач имел свою специализацию — от лечения зубов до лечения желудочных заболеваний.
Практическая деятельность людей дала толчок для развития математики. Ремесленник должен был точно знать, в каких соотношениях нужно соединять олово и медь, чтобы выплавить бронзу. Писцы во дворах вельмож должны были точно измерить величину обрабатываемого земельного участка и количество урожая, которое можно с него собрать. Архитектор вёл сложные расчёты затрат на строительство храма или дворца, определял необходимое для выполнения этих задач количество рабочей силы и материала.
Древние египтяне умели не только складывать и вычитать, умножать и делить, но и имели представление о дробях. Кроме того, именно в Древнем Египте возникла география — наука, изучающая Землю.
Всеми научными знаниями в Древнем Египте обладал узкий круг жрецов. Они тщательно оберегали свои тайны от посторонних и передавали их из поколения в поколение.
В Древнем Египте для ведения успешной хозяйственной деятельности появилось иероглифическое письмо. Для записей египтяне научились изготавливать папирус, который сворачивали в длинные свитки. Египетские жрецы накопили глубокие знания в астрономии, медицине и математике, которые передавались узкому кругу лиц.
Источник: Учебник "Фоксфорд"
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Вернуться к каталогу материалов
Искусство Древнего Египта (InternetUrok.ru)
Источник: Всеобщая история. 5 класс
Вернуться к каталогу материалов
Культура и письменность Древнего Египта (Videouroki.net)
Вернуться к каталогу материалов
Культура Древнего Египта (Алексей ГОНЧАРОВ)
Источник: Алексей ГОНЧАРОВ. История Древнего мира
Вернуться к каталогу материалов
Модуль Quizlet
Вернуться к каталогу материалов
Вопросы для самопроверки
Ответ
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Учебник. История Древнего мира для 5 класса (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)
- "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §12. Письменность и знания древних египтян
- Урок 7. Религия и культура Древнего Египта
- Письменность и знания в Древнем Египте
- Искусство Древнего Египта
- Культура и письменность Древнего Египта
- Что написано на Розеттском камне
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте