Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История Древнего мира. 5 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Письменность и знания древних египтян

Научные знания древних египтян были ориентиром для многих древних цивилизаций, поэтому иногда их называют «учителями учителей». Какой же вклад внёс Древний Египет в развитие мировой науки и образования?

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
  • - Модуль Quizlet
  • - Вопросы для самопроверки
  • ГДЗ
    Литература для самоподготовки

    Базовые знания

    Даты/события

    конец четвёртого тысячелетия до н. э. — возникновение древнеегипетской письменности.


    Вернуться к каталогу материалов


    Терминология

    Иероглиф — письменный знак


    Персоналии

    Жан-Франсуа Шампольон — французский учёный, которому в XIX в. удалось разгадать тайну древнеегипетской письменности.


    Вернуться к каталогу материалов


    Презентации

    Письменность и знания в Древнем Египте



    Внимание!

    Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
    Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

    При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

    Вернуться к каталогу материалов


    Лекции и мнения

    Письменность и знания в Древнем Египте

    Письменность
    Современные жители Египта разговаривают на арабском языке, а язык древних египтян остался только в письменных знаках — иероглифах — на многочисленных памятниках культуры: росписях в храмах и гробницах фараонов, скульптурах.
    Долгое время никто не знал, как расшифровать иероглифические письмо, многие исследователи брались за эту задачу, но у них ничего не получалось. Лишь в XIX в. удалось разгадать тайну древнеегипетской письменности. Это удалось сделать французскому учёному Жан-Франсуа Шампольону.
    Жан-Франсуа Шампольон (1790–1832 гг.) — основатель египтологии — науки о Древнем Египте. Он занимался изучением знаменитого Розеттского камня — плиты с древней надписью жрецов, адресованной одному из фараонов.
    Первая часть записей на плите состояла из иероглифов, а вторая была сделана на древнегреческом. Однако и в древнегреческом, и в древнеегипетском вариантах текста имена правителей были заключены в рамки. Это и явилось ключом к расшифровке.
    Открытие Шампольона позволило многое узнать об истории и культуре Древнего Египта.
    Письменность у египтян возникла в конце четвёртого тысячелетия до н. э. из-за необходимости фиксировать и запоминать различные явления хозяйственной деятельности. В её основу было положено пиктографическое письмо, где понятия и слова изображались в виде пиктограмм — маленьких рисунков, означающих изображённый на них предмет или явление. Например, нарисованные ноги означали «ходить». Такие знаки-пиктограммы также называются иероглифами.
    Постепенно рисунки стали изображать не только отдельные понятия (например, «крокодил», «солнце», «дом»), но и согласные звуки. Один знак обозначал несколько звуков, поэтому египтяне создали знаки-определители, с помощью которых можно было прочитать слова с одинаковыми согласными, такие как «дом» и «дым».
    Также выяснилось, что египтяне не знали бумаги и оставляли записи палочкой с заострённым концом на коже, гипсовых дощечках или специальном материале из болотного тростника — папируса, который сворачивали в свитки. Папирус старались экономить, так как его производство было дорогим и длительным процессом. Сначала нужно было снять кору со стеблей растения, затем разрезать стебли на несколько листов и сложить их перпендикулярно друг на друга. Далее кладку из полосок придавливали прессом и долго просушивали на солнце от вытекшего из волокон клея. На последней стадии изготовления материала листы выглаживали и отбивали молотком.
    Когда листы папируса были готовы, их склеивали и сворачивали трубочкой. Так образовывались свитки длиной до нескольких метров. Свитки хранились в библиотеках при храмах, а их хранением и переписыванием занимались жрецы.
    Древнеегипетская школа
    Как правило, в школах Древнего Египта могли учиться только мальчики, а девочки в лучшем случае получали только домашнее образование.
    Школы располагались при храмах и посещать их могли дети из знатных родов, начиная с шести-семилетнего возраста. Жрецы обучали учеников письму, чтению и устному счёту. Сначала дети учились писать на глиняных черепках, затем им выдавался старый папирус, где перед нанесением иероглифов нужно было предварительно очистить материал от предыдущих надписей. Новый папирус вручали только самым лучшим учащимся. Школьное обучение было тяжёлым занятием — чтобы уметь читать сказки и поучительные тексты, дети должны были запомнить сотни иероглифов.
    Кроме умения читать и писать будущим чиновникам и писцам нужно было изучить много специальных дисциплин — историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело.
    Дисциплина была строгой: учителя могли наказывать нерадивых учеников плетью. Отсюда появилась поговорка: «Ухо мальчика — на его спине».
    Научные знания в Древнем Египте
    Развитие научных знаний древних египтян было связано с хозяйственной деятельностью, в частности — с потребностью вести земледельческие работы. Чтобы правильно рассчитать начало сельскохозяйственного сезона, жрецы занимались астрономией — вели постоянное наблюдение за планетами и звёздами.
    Опытным путём было установлено, что Нил разливается тогда, когда в небе появляется звезда Сириус. С этого момента египтяне стали отсчитывать начало нового года: они создали календарь продолжительностью как и современный — в 365 дней.
    Египетские учёные научились предсказывать солнечные и лунные затмения, а в процессе наблюдения за звёздами они изобрели сначала солнечные, а потом водяные часы. Время определялось в солнечных часах по движению тени, а в водяных по количеству вытекшей из сосуда жидкости.
    Значительных успехов древние египтяне достигли в медицине. Жрецы прекрасно знали расположение внутренних органов в человеческом теле, так как им приходилось проводить процедуру мумификации умерших людей. Значимым достижением древнеегипетской анатомии было знание о кровообращении и роли сердца в этом процессе.
    При раскопках в Древнем Египте были обнаружены многочисленные хирургические инструменты и папирусные свитки с описанием заболеваний, рецептов снадобий и различных методов излечения.
    Основной причиной болезни в те времена признавались козни злых духов, поэтому кроме лекарств египетские врачеватели активно использовали магические заклинания и молитвы. Каждый врач имел свою специализацию — от лечения зубов до лечения желудочных заболеваний.
    Практическая деятельность людей дала толчок для развития математики. Ремесленник должен был точно знать, в каких соотношениях нужно соединять олово и медь, чтобы выплавить бронзу. Писцы во дворах вельмож должны были точно измерить величину обрабатываемого земельного участка и количество урожая, которое можно с него собрать. Архитектор вёл сложные расчёты затрат на строительство храма или дворца, определял необходимое для выполнения этих задач количество рабочей силы и материала.
    Древние египтяне умели не только складывать и вычитать, умножать и делить, но и имели представление о дробях. Кроме того, именно в Древнем Египте возникла география — наука, изучающая Землю.
    Всеми научными знаниями в Древнем Египте обладал узкий круг жрецов. Они тщательно оберегали свои тайны от посторонних и передавали их из поколения в поколение.
    В Древнем Египте для ведения успешной хозяйственной деятельности появилось иероглифическое письмо. Для записей египтяне научились изготавливать папирус, который сворачивали в длинные свитки. Египетские жрецы накопили глубокие знания в астрономии, медицине и математике, которые передавались узкому кругу лиц.
    Источник: Учебник "Фоксфорд"

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Видео и аудиоматериалы

    Искусство Древнего Египта (InternetUrok.ru)


    Источник: Всеобщая история. 5 класс

    Вернуться к каталогу материалов

    Культура и письменность Древнего Египта (Videouroki.net)



    Вернуться к каталогу материалов

    Культура Древнего Египта (Алексей ГОНЧАРОВ)


    Источник: Алексей ГОНЧАРОВ. История Древнего мира

    Вернуться к каталогу материалов

    Проверь себя!

    Модуль Quizlet


    Вернуться к каталогу материалов

    Вопросы для самопроверки


    Расскажите, как и на чём писали египтяне? Какие предметы изучались в древнеегипетской школе? Назовите не менее трёх дисциплин.

    Ответ

    Школы в Египте организовывались при главных государственных учреждениях и при храмах. Учиться дети, только мальчики, начинали с пятилетнего возраста и учились в течение 12 лет.
    В начале шло обучение чтению и письму. Сначала читать, а затем грамотно и красиво писать. Освоение чтения и письма требовало немало времени так как египетское письмо включало в себя около 700 знаков. При этом надо было выучить два способа письма: иероглифический - для торжественных надписей, и упрощенный - для разного рода писем и документов.
    Писать учили способом переписывания текстов. При переписывании особое внимание обращали на хороший почерк. Писать сразу на папирусе ученику не позволялось. В школах упражнялись на дощечках из дерева, разных глиняных обломках или камнях.
    Как только ученик начинал грамотно и красиво писать ему доверяли папирус и он переходил к обучению составления деловых документов: писем, прошений, судебных протоколов, ведомостей.
    Также обязательно детей учили красноречиво говорить, это очень высоко ценилось. В египетских текстах есть такие пословицы:
    - "Речь сильнее, чем оружие".
    "Будь искусен в речи, и ты победишь".
    Ну и конечно, математика. Строительство храмов, гробниц, пирамид и каналов, обмер земли и вычисление подъёмов Нила, подсчет урожая - все требовало хороших математических знаний. Задачки были чисто практического содержания. Например, такая: "нужно построить насыпь в 730 локтей в длину и в 55 локтей шириной. наверху она в 70 локтей, в середине 30 локтей. Сколько нужно для нее кирпичей?"
    Дальше шла так называемая специализация. Если школа была при храме, то приходилось помимо грамоты и математики заучивать длинные молитвы и сказания о богах. В других школах больший упор делали на географию (землемерие) и математику. Послы и переводчики изучали иностранные языки, к примеру, вавилонский. В особых школах готовили астрономов и лекарей.
    Учились в школах дети знатных и богатых родителей. На последних годах учебы они начинали работать писцами на мелких должностях и получали небольшие звания. Бедняки же обучались в лучшем случае ремеслам.


    Какие науки и почему получили развитие в Древнем Египте? Назовите не менее трёх египетских изобретений, которые используются в наши дни.

    Ответ

    Водяные и солнечные часы. Названные изобретения заметно выделяются среди технических достижений Древнего Египта. Солнечными часами служили обелиски, тень от которых представляла собой часовую стрелку. ... Шадуф и водоподъемное колесо. Без ирригационных систем развитие в Египте цивилизации высокого уровня не было бы возможным. Нил разливался нерегулярно, а выращивание сельскохозяйственных культур требовало постоянного орошения. ... Описанные приспособления продолжали использоваться в Египте ещё в 20 веке. Макияж. ... Математика играла роль прикладной науки, активно использовавшейся для решения практических нужд. Астрономия. Египтяне различали планеты и звезды.

    Вернуться к каталогу материалов



    ГДЗ

    Учебник. История Древнего мира для 5 класса (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)

    - "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте


    Вернуться к каталогу материалов

    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §12. Письменность и знания древних египтян


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 7. Религия и культура Древнего Египта


    Фоксфорд

    - Письменность и знания в Древнем Египте


    InternetUrok.ru

    - Искусство Древнего Египта


    Videouroki.net

    - Культура и письменность Древнего Египта


    Статьи

    - Что написано на Розеттском камне


    Вернуться к каталогу материалов