Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
История Древнего мира. 5 класс
(Перейти к каталогу уроков)
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
В начале второго тысячелетия до н. э. города Междуречья непрерывно воевали друг с другом за ресурсы и территории. В итоге этих сражений самым могущественным стало Вавилонское царство, пережившее свой расцвет во время правления царя Хаммурапи в XVIII в. до н. э.Каталог материалов
- - Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (InternetUrok.ru)
- - Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (Videouroki.net)
- -Древний Вавилон (Алексей ГОНЧАРОВ)
- - Модуль Quizlet
- - Работа с источником
- - Вопросы для самопроверки
- - Учебник. История Древнего мира для 5 класса (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Даты/события
Вернуться к каталогу материалов
Терминология
Персоналии
Вернуться к каталогу материалов
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Основание Вавилона
В конце третьего тысячелетия до н. э. в Междуречье началась засуха, земледельцы не успевали восстанавливать оросительные системы после песчаных бурь и получали мало урожая. Многие города-государства в долине двух рек ослабели, чем воспользовались цари Вавилона. Это государство, возникшее в XIX в. до н. э. в результате завоевания кочевым племенем, пришедшим с севера, территорий земледельцев Двуречья.
Самым известным царём Вавилона был Хаммурапи, правивший в 1792–1750 гг. до н. э. Ему удалось создать мощную, хорошо обученную и вооружённую армию, которая в течение двадцати лет подчинила себе соседние города-государства. В результате сложилась единая сильная держава — Вавилония. Её назвали по главному городу государства — Вавилону (в переводе «Врата бога»).
Вавилонское царство находилось в очень благоприятном географическом положении — там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Выгодное расположение давало возможность царям Вавилона контролировать торговые пути Передней Азии, а купцам позволяло беспрепятственно доставлять товары из далёких стран. Из Вавилона вывозили ремесленные изделия и продукты питания, обратно же доставляли сырьё — дерево, золото и серебро, строительный и облицовочный камень, слоновую кость, драгоценные камни, а также ароматические масла и предметы роскоши.
Город был защищён длинными стенами и славился своей красотой. Вавилонские городские ворота — «Врата богини Иштар», облицованные синими изразцами с изображениями животных — поражали своим величием путников, вступающих в город. Именно в Вавилоне было создано одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды.
Правление царя Хаммурапи
Хаммурапи, шестой царь I династии Вавилонии, как и египетский фараон, обладал неограниченной личной властью, его подданными считались все жители страны. Даже жрецы во всём подчинялись воле правителя, так как полагалось, что сами боги свыше даровали ему страну и власть.
Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, расчётливым дипломатом, храбрым полководцем, талантливым законодателем и умелым организатором. Вельможи и чиновники составляли аппарат управления вавилонским обществом, они собирали налоги и следили за населением в городах.
В период правления Хаммурапи многое было сделано для развития земледелия. По всему царству в порядок были приведены оросительные каналы, а также было расчищено русло Евфрата, что предотвратило наводнения и привело к увеличению урожайности на полях.
При Хаммурапи строились новые прочные дороги, по которым торговцы из разных стран привозили диковинные товары.
Чтобы в государстве соблюдался строгий порядок, Хаммурапи издал первый в истории письменный свод законов, затронувший всё население его державы. Законы были высечены клинописью на двухметровом чёрном каменном столбе, стоявшем на главной площади Вавилона, поэтому в любое время грамотный человек мог ознакомиться с их текстом.
В верхней части лицевой стороны стелы были вырезаны две фигуры, изображающие царя Хаммурапи стоящим перед богом солнца, покровителем правосудия, Шамашем. В этом рельефном изображении сидящий на троне Шамаш вручает царю Вавилона знаки власти над подданными — судейский жезл и кольцо.
Свод законов получил название кодекса Хаммурапи, на него должны были опираться жители Вавилонского царства при решении любых жизненных и экономических споров.
Например, чтобы узнать, совершал ли человек преступление, по законам Хаммурапи подозреваемого нужно было бросить в реку. Если брошенный в воду тонул, значит, таково было решение бога реки, и человека признавали виновным. Если же человеку удавалось выплыть, значит, он был чист и невиновен перед богами.
Преступников в Вавилоне обычно заставляли испытать то же самое, что они делали своей жертве, — так работал принцип «око за око, зуб за зуб».
Копии законов Хаммурапи имелись во всех городах Вавилонского царства. Они стали энциклопедией жизни древнего Вавилона и на много лет вошли в правовую систему этого царства.
Законы Хаммурапи о рабах
Законы Хаммурапи были обязательны к исполнению для всех жителей Вавилона. В тексте, размещённом на камне, царь предостерегает будущих правителей от нарушения или изменения законов, так как они дарованы самими богами. Согласно верованиям вавилонян, непослушание привело бы к страшным наказаниям для страны, ведь разгневавшиеся боги обязательно наслали бы на Вавилон врагов, голод, катастрофическое наводнение и заразные болезни.
Однако не все в Вавилоне обладали равными правами по закону — когда в кодексе Хаммурапи употреблялось понятие «человек», то имелись в виду только свободные люди. Рабы в Вавилонии за людей не считались: их можно было продавать или менять, как домашних животных или иную собственность.
Законы Хаммурапи о богатых и бедных
Многие вавилоняне были богатыми людьми: они владели большими полями, садами, состоящими из финиковых пальм и многочисленных цветов, и красивыми усадьбами. Однако в Вавилоне было и много бедняков, которые могли попасть в долговое рабство.
Например, зажиточные люди давали разорившимся из-за неурожая жителям в долг зерно на условии его возврата с излишком. Их называли ростовщиками, так как они предоставляли своё имущество «в рост» (или, как сегодня говорят, «под проценты»), например, давали три мешка зерна, а получали обратно уже четыре. На этой разнице ростовщики наживались и ещё больше богатели.
Если же бедняк не мог расплатиться, когда подходил срок возврата долгов, то ему приходилось в счёт оплаты отдавать богачу в рабство своих детей или жену.
В то же время царь Хаммурапи заботился о том, чтобы обедневшие из-за неудачных обстоятельств жители Вавилона не становились окончательно рабами богатых людей, поэтому ограничил срок долгового рабства тремя годами. По законам Хаммурапи, по истечении трёх лет работы на хозяина должник снова получал свободу.
Источник: Учебник "Фоксфорд"
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Вернуться к каталогу материалов
Карта "Древний Восток"
Вернуться к каталогу материалов
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (InternetUrok.ru)
Источник: Всеобщая история. 5 класс
Вернуться к каталогу материалов
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (Videouroki.net)
Источник: Всеобщая история. 5 класс
Вернуться к каталогу материалов
Древний Вавилон. (Алексей ГОНЧАРОВ)
Источник: Алексей ГОНЧАРОВ. История Древнего мира
Вернуться к каталогу материалов
Модуль Quizlet
Вернуться к каталогу материалов
Работа с источником.
«§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.
§ 197. Если человек сломает кость человека, то должно сломать его кость.
§ 199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
§ 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.
§ 205. Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
§ 231. Если строитель причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба».
1. Найдите в приведённом отрывке из законов Хаммурапи примеры статей, в которых применяется принцип «око за око, зуб за зуб».
2. На основе содержания законов, приведённых в отрывке, сравните положение рабов и свободных людей в вавилонском обществе.
Вернуться к каталогу материалов
Вопросы для самопроверки
Ответ
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Учебник. История Древнего мира для 5 класса (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)
- "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. §13. Древнее Двуречье
- Урок 8. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (с 4.20)
- Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
- Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
- Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте