Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История Древнего мира. 5 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Древняя Спарта

Ещё одним крупным и важнейшим греческим полисом наряду с Афинами была Спарта. Спартанцы славились мощной армией. Постепенно им удалось подчинить себе все земли Лаконики и стать одним из самых влиятельных государств Греции.

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Видео и аудиоматериалы
Карты и иллюстрации
Проверь себя!
ГДЗ
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Даты/события

X в. до н. э. — образование Спарты

VII в. до н. э. — захват Спартой Мессении


Вернуться к каталогу материалов


Терминология

Илоты — рабы спартанцев, которые занимались земледелием.

Периэки — люди, которые не были рабами, но в то же время не имели права участвовать в государственном управлении.

Геронты — старейшая родовая знать; люди, которые были советниками царей в Спарте.

Спартиаты (спартанцы) — высшее сословие. Только спартиаты были полноправными гражданами.


Персоналии


Ликург — легендарный законодатель Спарты. Существовал ли Ликург на самом деле, неизвестно.

Геракл — древнегреческий герой мифов, совершивший 12 подвигов.


Презентации

Древняя Спарта



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции и мнения

Древняя Спарта


Образование Спарты На юге полуострова Пелопоннес находилась плодородная долина реки Еврот, которая называлась Лаконика. Здесь не было бухт, удобных для развития мореплавания, поскольку со всех сторон долина была окружена горами. Греки-дорийцы, вторгшиеся в Грецию, в ХІ в. до н. э. завоевали Лаконику и подчинили себе местное население — ахейских греков. Из нескольких поселений завоевателей в Х в. до н. э. образовалась Спарта, её жители называли себя спартиатами, или спартанцами. Постепенно Спарта превратилась в одно из самых могущественных государств Греции. Законы царя Ликурга Ликург был легендарным спартанским царём, который создал законы для укрепления спартанского общества. Согласно преданиям, Ликург хотел, чтобы все спартанцы жили единой семьёй. Он считал, что нужно отменить личное имущество, чтобы все были равны и не возникали конфликты между бедными и богатыми. Свои законы Ликург сделал вечными. Он отправился в город Дельфы, заставив граждан Спарты дать клятву не менять законов до его возвращения. Прибыв в Дельфы, Ликург покончил с собой. Таким образом, законы Спарты остались неизменными. Население и общественное устройство Спарты В Спарте выделялись три категории жителей. Высшая категория — спартиаты, промежуточная — периэки и низшая — илоты. Спартанцы были свободными и полноправными гражданами. Они занимались военными упражнениями и участвовали в завоевательных походах. Земледелие, торговля, ремёсла и искусства не интересовали свободных граждан Спарты. Все земли и рабы, захваченные в ходе войн, делились между спартанцами поровну. Каждая спартанская семья получала участок земли, который нельзя было передать или продать. На этих участках земли работали илоты. К ним относилось население покорённых спартанцами Лаконики и Мессении. С каждого урожая оливок, зерна и овощей, собранного илотами, половину они отдавали хозяевам. Несмотря на то, что илоты кормили и содержали общество, спартанцы относились к ним крайне жестоко, запрещали свободно передвигаться по стране. Илотов можно было даже безнаказанно убивать. Рабы часто поднимали восстания против своих хозяев, поэтому спартанцы практиковали тайное убийство самых сильных и авторитетных илотов. Весной спартанские юноши скрытно приходили в деревни илотов, там врывались в жилища и убивали тех, кого считали самыми опасными для себя. Это делалось для запугивания людей и предотвращения будущих мятежей. Торговлей и ремеслом в Спарте занимались периэки — люди, которые не были рабами, но в то же время не имели права участвовать в государственном управлении. Государственное устройство Спарты было очень простым и много веков оставалось неизменным. Руководили Спартой два царя-полководца, чья власть передавалась по наследству. Один в случае войны возглавлял поход, а другой оставался править в полисе. Главными органами власти были Совет старейшин и Народное собрание. В Совет старейшин входило 28 человек, возраст каждого участника должен был превышать 60 лет. Иначе их называли геронтами, что переводится как «старцы». Народное собрание представляло собой общее собрание воинов-спартанцев, на котором принимались важнейшие решения. В отличие от Афин, на собрании нельзя было выступать со своим мнением. Вопросы не обсуждались, все решения по ним принимались или отклонялись голосованием в виде криков «за» или «против». Спартанское воспитание и образ жизни В Спарте действовали очень жёсткие правила. Иностранцам, даже купцам, было запрещено посещать полис, его собственные граждане также не имели права выезжать за границы общины. В Спарте отсутствовала торговля, на улицах невозможно было отыскать рынок, театр или храм. Полис был похож на изолированный военный лагерь с марширующими военными. При этом поселения Спарты не имели укреплённых стен, так как считалось, что лучшей защитой полиса являются героизм и отвага его граждан. Именно поэтому воспитывать мужественных воинов начинали с раннего детства. Когда ребёнок появлялся на свет, его отдавали старейшинам. Те тщательно осматривали новорождённого и принимали решение. Если ребёнок рождался крепким и здоровым, его возвращали семье. Суровость спартанского воспитания привела к появлению мифа о том, что слабых младенцев в этом полисе сбрасывали со скалы, чтобы не тратить государственные ресурсы на воспитание гражданина, бесполезного для военных нужд. С семи лет мальчиков начинали готовить к будущим военным походам и строгой дисциплине. Их забирали из семей, селили в казармах и учили владеть оружием. Кормили юношей неприхотливой и скромной едой. Из верхней одежды им давалась лишь накидка, а передвигаться они должны были только босиком. При старших мальчики должны были молчать, опустив глаза. Говорить было можно, только если к ним первыми обращались взрослые, причём выражать мысль следовало кратко и точно. Такая речь сейчас называется лаконичной — по названию области Лаконика. Спали дети на колючих подстилках из тростника, причём всегда на открытом воздухе. Таким образом мальчиков приучали преодолевать тяготы и ничего не бояться. Большое внимание в Спарте уделяли физическому развитию и закалке характера, поэтому ссоры и драки среди подростков только поощрялись. Подрастающих спартанцев практически не учили читать и писать, поскольку считалось, что для воинов это вредное занятие, которое отвлекает от настоящих дел. Зато подростки много бегали, занимались гимнастикой, метанием диска и копья. Ремёсла, искусства, наука и торговля в спартанском обществе презирались. Исключение делалось только для военных песен и религиозных гимнов, поскольку они прославляли память павших воинов и величие Спарты. Жениться спартанцы могли с 20 лет, причём у женщин в Спарте было много свобод и возможностей. Например, они также, как и мужчины, могли заниматься спортом или военным делом. Отправляющимся на войну мужчинам женщины желали вернуться «со щитом или на щите», что означало — либо с победой, либо погибшими, так как убегать с поля боя было худшим позором для спартанского общества. На юге Греции в VII в. до н. э. образовался один из самых сильных и влиятельных полисов Древней Греции. Суровые законы Спарты были направлены на военное воспитание граждан и укрепление власти над захваченным населением.
Источник: Учебник "Фоксфорд"

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Карты и иллюстрации

    Карта "Древняя Греция"

    ?

    Вернуться к каталогу материалов

    Видео и аудиоматериалы

    Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (InternetUrok.ru)


    Источник: Всеобщая история. 5 класс

    Вернуться к каталогу материалов

    Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (Videouroki.net)


    Источник: Всеобщая история. 5 класс

    Вернуться к каталогу материалов

    Афины при Солоне. (Алексей ГОНЧАРОВ)


    Источник: Алексей ГОНЧАРОВ. История Древнего мира

    Вернуться к каталогу материалов

    Проверь себя!

    Модуль Quizlet


    Вернуться к каталогу материалов


    Онлайн тестирование

    1. Спарта расположена …





    2. Какое описание Спарты соответствует действительности?





    3. Главный орган власти в Спартанском полисе





    4. Кто командовал спартанским войском?





    5. Как называли зависимое население в Спартанском полисе?





    6.Полуостров на юге Греции





    Пояснения

    Еврот - река в Спарте
    Лаконика - область, в которой находилась Спарта
    Мессения - область, завоеванная спартанцами


    7. Что не относится к особенностям спартанского воспитания





    Пояснения

    Агогэ — система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты
    Древнеримский историк Плутарх писал, что при рождении всех детей осматривали старейшины и, найдя следы болезни или увечий, сбрасывали со скалы Апофеты. Ну, Плутарх жил много позже настоящих спартанцев, а раскопки в ущелье выявили только останки взрослых: с этой же скалы скидывали дезертиров, трусов и прочих не очень уважаемых граждан. Так что вполне возможно, что это лишь красивый миф. Тем более в Спарте для больных, увечных и опустившихся людей существовало специальное обозначение – гипомейоны, так что хилый ребенок вполне мог избежать смерти и отделаться зачислением в касту «неполноценных». В 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные военные лагеря, где из детей одиннадцать лет делали воинов. Их плохо кормили — они воровали еду из деревень илотов; им не давали одежду — красный плащ был единственным, что можно было носить с 12 лет. Спартанские дети спали на жестких прутьях, а чтобы согреться, кидали поверх крапиву, которая, обжигая, разгоняла кровь по телу. Символом стойкости духа спартанцев служит история, когда голодный мальчик поймал лисенка, чтобы съесть его, и спрятал под плащ. Подошедший к нему воспитатель ничего не заметил, так как ребенок в этот момент разговаривал спокойным голосом, в то время как лисенок прогрызал его внутренности. В итоге мальчик умер. Их учили быть солдатами: марш-броски, физкультура, воинские упражнения, холод и голод должны были сделать из юных спартанцев самых выносливых и умелых воинов. Спартанцы-подростки нападали на деревни илотов и убивали мужчин – так их приучали к крови. Взрослые спартанцы перед кругом подростков напаивали илотов вином до состояния животных – так юных спартиатов раз и навсегда отучали от алкоголя. Есть версия, что спорт как самоцель был не в почете у спартанцев и использовался лишь как способ обучения военному делу. Тем более им был чужд культ красивого тела: «Спарте нужны не атлеты, а воины».
    Последним испытанием при обучении была порка в храме Артемиды. Спартанца пороли мокрыми розгами до первой капли крови, но, если тот издавал хоть звук, начинали сечь все сильнее, пока он не замолкал. Случалось, что кого-то запарывали до смерти.


    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов


    ГДЗ

    Учебник. История Древнего мира для 5 класса (авторы: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.)

    - "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.


    Вернуться к каталогу материалов

    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. § 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 18. Древняя Аттика. Зарождение и развитие демократии в Афинах (до 2.00)


    Фоксфорд

    - Земледельцы Аттики


    InternetUrok.ru

    - Земледельцы Аттики теряют землю и свободу


    Videouroki.net

    - Древняя Аттика. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу


    Вернуться к каталогу материалов