Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История России. XIX век. 9 класс

(Перейти к каталогу уроков)


Александр I: начало правления.

Реформы М. М. Сперанского


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Схемы и таблицы
Документы
Карты и иллюстрации
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки
  • - Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

  • Базовые знания

    Даты/события


    Вернуться к каталогу материалов


    Терминология

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    вольные хлебопашцы

    – крестьяне, освобожденные от крепостнической зависимости с землей по указу 1803 г., на основании добровольного соглашения с помещиками. К середине XIX в. было освобождено 151 тыс. душ мужского пола.

    государственный совет

    – высшее законосовещательное учреждение. Преобразован в январе 1810 г. из Непременного совета в соответствии с “Планом государственных преобразований” М. М. Сперанского. Законодательной инициативой не обладал, а рассматривал те дела, которые вносились на его рассмотрение императором (предварительное обсуждение законов, бюджета, отчеты министерств, некоторые высшие административные вопросы и особые судебные дела).

    министерства

    – созданы 8 сентября 1802 г., заменив собой коллегии. Целью реформы было переустройство центральных органов власти на основе принципа единоначалия. Первоначально было создано восемь министерств: Военно-сухопутных сил (с 1815 – Военное), Морских сил (с 1815 – Морское), Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции). Также при Александре I существовали Министерство духовных дел и народного образования (1817-1824) и Министерство полиции (1810-1819). Каждое министерство возглавлял назначаемый императором министр, имевший одного или нескольких товарищей (заместителей).

    негласный комитет

    – неофициальный государственный совещательный орган, работавший в начале правления Александра I. В него входили ближайшие приближенные царя, знакомые ему с юности: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев.

    цензура

    - система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации с целью пресечения нежелательных, с точки зрения власти, влияний на общество. В России введена в начале XVIII в., с 1804 г. – регулировалась цензурными уставами и временными правилами.

    Вернуться к каталогу материалов


    Персоналии

    Вернуться к каталогу материалов


    Презентации

    Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского



    Внимание!

    Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
    Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

    Вернуться к каталогу материалов


    Лекции и мнения

    Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1814 гг.


    Детство, воспитание
    Александр I, старший сын Павла I и Марии Федоровны, родился в 1777 г. Его детство прошло при интеллектуальном дворе Екатерины Великой. Воспитатель наследника престола швейцарец Ф. Лагарп учил его принципам гуманности Руссо, военный учитель Н. Салтыков традициям русской аристократии. Александр получил хорошее воспитание, преуспевал в науках и являл собой разносторонне развитую личность. Павел I стремился передать сыну свое пристрастие к военному параду. По мнению современников, наследник был натурой восторженной, стремился к преобразованиям и реформам. Он мечтал сделать Россию конституционной страной, улучшить положение людей разных сословий. Завершив реформы, Александр планировал уехать подальше от столицы и вести уединенный образ жизни.
    Екатерина Великая отобрала сына у родителей, проживавших в Павловске и Гатчине, и поселила в Царском Селе рядом с собой. Динамику характера Александра определила окружающая среда. В детстве он был ласковым и нежным, поэтому царственная бабушка с большим удовольствием проводила с ним время. Под влиянием сложной атмосферы семейных проблем, неприятия между Екатериной II и отцом в Александре развилось умение лавировать между разными лагерями, что также отразилось на его характере. В дальнейшем двойственность натуры императора станет проявляться все больше: его политика будет носить непоследовательный характер, завершение Заграничного похода русской армии совпадет со сменой политического курса императора.
    В 1793 г. он женился на Луизе Марии Августе, дочери маркграфа Баденского, принявшей имя Елизаветы Алексеевны. Военную службу проходил в отцовских Гатчинских войсках. 7 ноября 1796 г. был произведен в полковники гвардии. В 1797 г. Александр стал петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семеновского полка, командующим столичной дивизией, председателем комиссии по поставкам продовольствия. С 1798 г. он председательствовал в военном парламенте, с 1799 г. заседал в Сенате.
    Воцарение
    Непредсказуемая политика Павла I вызывала опасения дворянства. В 1800 г. сложился заговор высокопоставленных чиновников с участием гвардейских офицеров против Павла I. Ночью 12 марта 1801 г. граф П. А. Пален, генерал-губернатор Петербурга, сообщил Александру об убийстве отца в Михайловском замке. Александр, требовавший от заговорщиков, чтобы Павлу I сохранили жизнь, впал в расстройство. Граф Пален советовал: «Хватит ребячиться, ступайте царствовать!».
    На момент восшествия на престол Александру было 23 года. С его воцарением разные круги общества связывали свои надежды. Представители знати, которые желали возвращения политического курса Екатерины Великой, надеялись на возрождение «золотого века» дворянства. Солдаты и офицеры, уставшие от прусских порядков Павла I, ждали военной реформы. Крестьяне надеялись на смягчение крепостнических порядков. Образованные люди свои планы связывали с восстановлением «просвещенного абсолютизма».
    В манифесте от 12 марта 1801 г. Александр взял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». Везде в указах, частных беседах он заявлял, что на место личного произвола будет деятельно водворять строгую законность. По его мнению, русский государственный порядок страдал от «произвола нашего правления». Новый император был полон решимости для его устранения разработать фундаментальные законы. В означенном направлении велись преобразования первых лет правления Александра I.
    Войдя на престол, он устранил наиболее одиозные решения Павла I: вернул на службу всех ранее уволенных отцом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию, объявил амнистию беглецам, восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.
    Негласный комитет
    Изначально в своей деятельности Александр опирался на узкий круг своих приближенных, состоящий из молодых образованных аристократов, получивший название «Негласный комитет». В него вошли А. Е. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей. Кружок единомышленников сформировался в 1797 г. Он иронично именовался «Комитетом общественного спасения». На своих тайных собраниях члены Негласного комитета высказывали идеи освобождения России от самодержавия, говорили о необходимости отмены крепостного права, возможности республиканского устройства страны.
    Негласный комитет действовал в течение 1801–1803 гг. Его задачей стала помощь императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». За время своей деятельности Негласный комитет рассмотрел вопросы реализации сенатской и министерской реформы, крестьянский вопрос и осуществил ряд внешнеполитических мероприятий.
    Реформы высших органов управления
    Первые преобразования были произведены в области центрального управления. Весной 1801 г. начал работу Непременный совет высший совещательный орган, в состав которого вошли 12 представителей титулованной знати (Н. И. Салтыков, Д. И. Рощинский, П. В. Завадовский, А. Р. Воронцов и др.). По сути, Непременный совет являлся совещательным органом при императоре. В 1810 г. он был преобразован в Государственный совет. br /> Сенат был восстановлен как высший судебно-административный орган, в феврале 1802 г. был издан указ, определяющий его права. Однако в нем не были представлены важные сановники империи, поэтому при расширении полномочий Сената значение этого органа не возросло. br /> Следующим важным событием первых лет правления Александра I стала реформа в области органов центрального управления упразднение коллегий и замена их министерствами (1802–1811 гг.) Реформа проводилась в два этапа. Манифестом 8 сентября 1802 г. было учреждено 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел (сохраняло название коллегии до 1832 г.), юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Каждое министерство состояло из министра, его заместителя (товарища) и особого аппарата канцелярии. Министр ведал делами своего министерства и был подотчетен императору. В структуру министерств входили департаменты, делившиеся на отделения (во главе начальник отделения), которые, в свою очередь, разделялись на столы (глава стола столоначальник). Для совместного обсуждения наиболее важных вопросов учреждался Комитет министров. Министерские портфели получили члены Негласного комитета и соратники Екатерины II (Н. С. Мордвинов, Г. Р. Державин и др.).
    Структуру и функции министерств определяло «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. К этому времени произошли небольшие изменения: общее количество министерств увеличилось до 12, упразднялось министерство коммерции, а его функции передавались Департаменту мануфактур и торговли Министерства финансов. Министры вошли в состав Сената, а их функции, полномочия и сферу деятельности четко установил закон, фиксируя общий порядок, делая невозможным действия чиновников определенного министерства в сфере, подведомственной другому министру.
    Крестьянский вопрос
    Следующим шагом Александра I стали попытки решения крестьянского вопроса, одного из самых сложных. Сразу после восшествия на престол император заявил о намерении прекратить раздачу государственных крестьян. В первые годы своего правления он издал указы, разрешавшие государственным крестьянам покупать земли, обязывающие помещиков обеспечивать своих крестьян едой в голодные годы. При Александре прекратилась практика раздачи казенных крестьян в частные руки. Были приняты другие важные положения в данной области: указ от 1808 г. запрещал продавать крестьян на ярмарках, указ от 1809 г. отменил право помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь. 20 февраля 1804 г. датируется Положение о лифляндских крестьянах, которое с 1805 г. распространялось также на Эстонию. В этих землях крестьяне, уже владевшие землей, получали свои участки в наследственную собственность при сохранении барщины и оброка.
    20 февраля 1803 г. был принят указ «О вольных хлебопашцах», согласно которому помещик при желании мог освободить своих крестьян «целыми селениями или отдельными семьями» с землей при условии обоюдного согласия сторон. Практическое значение для крестьянства этого закона было невелико. По данным В. О. Ключевского, до конца царствования Александра I в состояние свободных хлебопашцев перешло «всего 47 тыс. крепостных ревизских душ», а в 1855 г. их числилось около 116 тыс. В газетах были запрещены публикации объявлений о продаже крепостных.
    Реформы в области образования
    Императором были произведены важные преобразования в области образования и печати. 26 января 1803 г. указ «Об устройстве училищ» провозглашал принципы бесплатного и бессословного образования на его низших ступенях. Преемственность учебных программ позволяла получившему начальное образование в любом учебном заведении поступать в таковое более высокой ступени. Система образования включала следующие уровни: университет гимназия в губернском городе, уездные училища, одноклассное приходское училище. В том же году Александр I сделал обязательным получение образования для желающих поступить на государственную службу (по истечении 5 лет со времени данного постановления тех, кто не имел образования, не взяли бы на должность).
    5 ноября 1804 г. был принял Университетский устав. Университеты получили широкую автономию, вплоть до выбора ректора, определения штат профессуры, иммунитета от вмешательства чиновников и властей в университетские дела. В годы правления Александра I действовало 6 университетов: к Московскому прибавились открытые Дерптский (1802 г.), Виленский (1803 г.), Казанский (1804 г.), Харьковский (1804 г.) и Петербургский (1819 г., преобразован из Педагогического института). Обычно университеты имели 4 отделения: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных и медицинских наук, словесных наук.
    Возникли лицеи средние гуманитарные учебные заведения. Самыми известными были Демидовский (открыт на средства А. П. Демидова в Ярославле в 1805 г.) и Царскосельский (открыт в 1811 г.) лицеи. Развивалось специализированное высшее образование. В 1810 г. открылся Институт путей сообщения в Петербурге. В области военного образования все более важную роль играли кадетские корпуса.
    В 1808–1814 гг. изменения коснулись духовных учебных заведений, которые включали приходские школы, уездные духовные училища, семинарии, академии. Эти ступени духовного образования просуществовали вплоть до октября 1917 г. Центральным органом управления системой духовного образования являлась учрежденная при Синоде Комиссия духовных училищ.
    При Александре I произошли изменения в сфере конфессиональной политики. С 1801 г. католичество, протестантизм, нехристианские религии было разрешено исповедовать свободно, прекратились гонения на старообрядцев. В 1803 г. была разрешена деятельность масонских лож (организаций). В первой четверти XIX в. в России действовало около 200 масонских лож, членство в которых становилось популярным среди российской знати и политической элиты.
    9 июля 1804 г. был издан «Устав о цензуре», позволивший авторам произведений без серьезных ограничений заниматься литературной деятельностью. Следствием этого стало появление новых периодических изданий, публикации переводной литературы, ранее малоизвестной или вовсе запрещенной в России.
    Во время царствования Александра I было предоставлено право приобретать недвижимость в собственность недворянам. Отныне мещане, купцы, духовенство, даже государственные крестьяне могли активнее участвовать в экономической жизни страны, а монополия дворянства на земельную собственность начинала нарушаться.
    Таким образом, преобразования первых лет правления Александра I дали надежду на возможность улучшить жизнь представителей всех сословий.
    Источник: Учебник "Фоксфорд"

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Реформаторская деятельность М.М. Сперанского


    Происхождение, Образование, первые годы службы М. М. Сперанского
    Одним из сподвижников Александра I стал Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839 гг.). Он родился в семье бедного сельского священника. Мальчик рос в среде низшего духовенства. В возрасте семи лет он поступил во Владимирскую духовную семинарию. В ученические годы он показал блестящие способности. Как один из лучших учеников осенью 1788 г. он был направлен в Петербург в Александро-Невскую семинарию. Здесь юноша увлекся философией. В своих размышлениях он обличал произвол, призывал уважать человеческое достоинство и гражданские права человека. В 1791 г. Сперанский окончил семинарию и был приглашен остаться преподавателем математики в семинарии. Позже он стал учить семинаристов физике, красноречию и философии. За четыре года преподавательской деятельности образованность Сперанского становится энциклопедической. Он совершенствует свои знания в философии, изучает экономическую и политическую жизнь империи. Митрополит Гавриил предлагает Михаилу Михайловичу принять монашество. Но у него другие планы.
    В 1797 г. он поступает на государственную службу. При Павле I Сперанский работал в канцелярии генерал-прокурора. В марте 1801 г. его назначили управляющим экспедиции гражданских и духовных дел в канцелярии Непременного совета. В 1803 г. Сперанский стал директором одного из департаментов Министерства внутренних дел, подчинялся непосредственно В. П. Кочубею. Он подготовил несколько политических записок, в которых обосновал необходимость реформ: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершенствования общественного», «О силе общего мнения», «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».
    Когда министр внутренних дел В. П. Кочубей стал посылать Сперанского с докладами к Александру, талантливый администратор заинтересовал императора. В 1807 г. Александр приближает Михаила Михайловича к себе, делает его статс-секретарем, а затем одним из доверенных лиц. Сперанский часто сопровождал Александра в заграничных поездках, на дипломатических встречах. В 1808 г. он привлек внимание Наполеона Бонапарта в Эрфурте, где проходила встреча императоров. «Не угодно ли Вам будет, государь, спросил Наполеон Александра, променять этого человека на какое-нибудь королевство?».
    Введение к уложению государственных законов
    В 1808 г. Сперанский стал членом Комиссии составления законов, товарищем министра юстиции. В 1809 г. по поручению Александра он подготовил проект будущих преобразований, называвшийся «Введение к уложению государственных законов». Во введении Михаил Михайлович назвал причины проведения преобразований в России: Великая французская революция дает пример того, что произойдет в России, если не будут проведены серьезные реформы «сверху» в ближайшее время.
    В основе проекта принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это разделение, по Сперанскому, должно было прослеживаться на всех административных уровнях, начиная с самого низкого волости. Для предотвращения революционных потрясений Михаил Михайлович предлагал придать самодержавию внешние формы конституционной монархии: разделение властей, выборность части чиновников и др. Большое значение Сперанский придавал такому выборному органу власти на местах, как Дума. Волостную думу должны были собирать раз в 3 года. Избирать в нее представителей предлагалось из числа владельцев недвижимой собственности (представителей всех сословий) по числу (1 представитель от 500 душ мужского пола). Волостная дума должна была избрать своего председателя, секретаря и депутатов в Окружную думу (на территории губернии предполагалось создать от 5 до 2 округов в зависимости от площади губернии). Заседания Думы должны были проходить раз в 3 года. Ее члены должны избрать помимо руководства еще и Окружной совет, Окружной суд и депутатов в Губернскую думу, которые, в свою очередь, кроме аналогичных процедур избрали бы депутатов в Государственную думу, председателя которой (канцлера) назначал бы император. Монарх также получал право прервать сессию Государственной думы, распустить ее и назначить новые выборы. Также он сам вносил бы на рассмотрение Думы законопроекты, ограничивая, таким образом, ее полномочия.
    Высшей исполнительной властью, по проекту Сперанского, становились министерства. Волостные, окружные и губернские суды избирались волостными, окружными и губернскими собраниями, состояли из уголовного и гражданского отделений; вводился суд присяжных. Главной судебной инстанцией страны становился Сенат судебный, хотя сохранялся и Сенат правительствующий. Координатором исполнительной, законодательной и судебной властей становился Государственный совет.
    По проекту Сперанского все население страны должно было получить гражданские права. Политические права получали только дворяне и «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне, которые выбирали законодательную Государственную думу и распорядительные окружные и губернские думы, судебные органы). Проблему отмены крепостного состояния крестьян Сперанский собирался решить постепенно, в несколько этапов сначала четко определить законодательством повинности крестьян, затем предоставить право перехода от одного к другому помещику, после этого ликвидировать крепостное состояние.
    Настоящий проект не был реализован. Деятельность Сперанского вызвала недовольство консервативных кругов, поэтому Александр не принял его предложения.
    Создание государственного совета, отставка Сперанского
    1 января 1810 г. император принял Манифест об организации Государственного совета. Госсовет высшее законосовещательное учреждение состоял из 4 департаментов: департамента законов, рассматривающего законопроекты общегосударственного значения, гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства, государственной экономии, занимавшегося вопросами финансов, торговли, науки и военного. Вспомогательными органами при Госсовете стали Комиссия составления законов и Комиссия прошений. Составленные законопроекты поступали первым делом в Государственную канцелярию, во главе которой стоял государственный секретарь. Первым госсекретарем стал Сперанский. В первое время своего существования Госсовет состоял из 25 членов, к 1825 г. из 36. В конце XIX в. число членов этого учреждении достигло 70 человек. Государственный совет просуществовал до 1917 г., сохранив до создания Государственной думы свою законосовещательную функцию.
    Консервативное дворянство добилось отставки Сперанского. В 1812 г. он был сослан в Нижний Новгород, потом в Пермь. В 1816 г. Сперанский занял губернаторский пост в Пензе, в 1819 г. стал генерал-губернатором Сибири. Он инициировал реформу управления этим регионом. Только в 1821 г. Михаил Михайлович вернулся в Санкт-Петербург, стал членом Государственного совета и Сибирского комитета. К этому времени взгляды Сперанского на монархию изменились: он стал сторонником неограниченной власти царя. Сперанский был составителем манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол Николая I. Как член Верховного уголовного суда вершил суд над декабристами. С 1826 г. он возглавлял 2-е отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. Под руководством Михаила Михайловича было составлено Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. В 1835–1837 гг. Сперанский преподавал будущему императору Александру II юридические науки. В 1838 г. он стал председателем департамента законов Государственного совета. Умер М. М. Сперанский 11 февраля 1839 г. в Петербурге.
    Источник: Учебник "Фоксфорд"

    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов


    Схемы и таблицы
    ""

    Вернуться к каталогу материалов



    Вернуться к каталогу материалов


    Документы
    ...
    ?

    Источник: ...

    Вернуться к каталогу материалов


    Карты и иллюстрации

    Вернуться к каталогу материалов



    Галерея изображений


    Вернуться к каталогу материалов


    Видео аудиоматериалы

    "Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Часть 1. Особенности характера и воспитания Александра" (InternetUrok.ru)


    Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru

    Домашняя школа на InternetUrok.ru



  • Вернуться к каталогу материалов


    "Реформаторская деятельность М.М. Сперанского" (InternetUrok.ru)


    Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru

    Домашняя школа на InternetUrok.ru



  • Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Онлайн тестирование "Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского"

    (Открыть полный размер окна для прохождения тестирования)

    Вернуться к каталогу материалов


    Онлайн тестирование

    1. Назовите имя сына Павла, который изображен на портрете







    Пояснения

    У Павла Петровича и Марии Федоровны (такое имя получила немецкая принцесса после православного крещения) родилось 10 детей: четыре сына и шесть дочерей.
    Кроме законных наследников, император имел и внебрачных, незаконных детей от разных женщин, бывших его фаворитками. Если учитывать и их, то у императора Павла Первого было 12 детей.


    2. Отметьте годы правления императора Александра I.





    3. Одним из тех, кто оказал на Александра I большое влияние, был правовед, либерал





    4. Кто из перечисленных лиц не входил в состав "Негласного комитета"






    Пояснения



    5. Негласный комитет - это ...




    6. Одним из отличий министерств, учреждённых в годы правления Александра I от коллегий является





    7. Принятие указа о «вольных хлебопашцах» относится к





    8. Какой была реакция дворян на принятие указа о «вольных хлебопашцах»?





    9. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело в 1804 г. к началу процесса отмены крепостного права





    10. Прочтите отрывок из труда В.О.Ключевского и укажите имя государственного деятеля, о котором идет речь.
    «Уже при Павле он получил известность в петербургском чиновном мире. По воцарении Александра он был переведен в Непременный совет… Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы…как управляющим департаментом министерства внутренних дел».








    11. План преобразований М.М. Сперанского предусматривал






    12. Государственный совет был учрежден в ...






    13. Что из перечисленного относится к реформам в сфере образования начала царствования Александра I?






    Итого баллов:

    - Источник Дилетант

    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты


    Учебники федерального перечня Минпросвещения России

    - "История России. 8 класс. В 2 частях - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. Часть 2.". § Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 18. Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.


    Дилетант

    - Павел I: жизнь и царствование


    Фоксфорд

    - Россия при Павле I


    Вернуться к каталогу материалов