Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История России. XVIII век. 8 класс

(Перейти к каталогу уроков)


Начало правления Петра I

После того как Пётр I одержал победу над Софьей в борьбе за трон, он далеко не сразу стал полновластным правителем. Однако, даже будучи вновь отстранённым от престола, молодой царь не терял времени даром. Чем же занимался Пётр, оказавшись не у дел? Каковы были его первые шаги, когда он наконец получил самодержавную власть? Почему Пётр изменил свой взгляд на войну с Османской империей и решил заключить с ней мир?

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Схемы и таблицы
Документы
Карты и иллюстрации
Видео и аудиоматериалы
Пойдем в музей
Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Даты/события


1682–1725 гг. – Царствование Петра I (1682–1689 гг. – при регентстве Софьи, до 1696 г. – совместно с Иваном V).

1695, 1696 гг. – Азовские походы Петра I

1697–1698 гг. – «Великое посольство» Петра I в страны Западной Европы.

1698 г. – стрелецкий бунт в Москве

Вернуться к каталогу материалов


Терминология

Модернизация – обновление отдельных областей общественной жизни, приведение их в соответствие с требованиями современности.

Европеизация– процесс заимствования западноевропейских форм общественной жизни, политических институтов и культурных достижений.

Она проявилась как в создании регулярной армии по западным образцами, так и в бытовых мелочах: принуждении подданных брить бороды, пить кофе и носить немецкое платье (одежду)


Вернуться к каталогу материалов


Персоналии

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Начало правления Петра I



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!

Вернуться к каталогу материалов


Лекции и мнения

Начало правления Петра I. Азовские походы


Начало царствования Петра
После свержения Софьи Пётр I оказался фактически единственным законным правителем, хотя формально он и оставался «младшим царём», соправителем своего брата Ивана. «Старший царь» между тем был крайне слаб здоровьем и не проявлял интереса к государственным делам. Более того, в 1689 г., после победы Петра над Софьей, Иван встретил младшего брата в Успенском соборе и прилюдно передал ему всю полноту власти, чтобы никогда больше не вмешиваться в политические вопросы.
Петра, однако, вновь отстранили от управления государством. Наталия Кирилловна Нарышкина, видя неготовность сына носить шапку Мономаха, взяла бразды правления в свои руки. С Петром даже не советовались при принятии важнейших политических решений: в вопросах войны и мира и назначении нового патриарха. Всё это вызывало постоянные конфликты Петра с матерью и заставило его дистанцироваться от двора.
Оказавшись вновь не у дел, Пётр вернулся к своим любимым военным потехам. В это время молодой государь обращает особое внимание на создание флота. Ещё в 1688 г. Пётр, случайно обнаружив старый английский бот, поручил Карштену Брандту отремонтировать его и подготовить к плаванию. Вскоре корабль спустили на р. Яузу, что ознаменовало рождение русского флота. Впоследствии Пётр будет называть этот английский бот «дедушкой русского флота».
В 1692 г. началось создание уже целой потешной флотилии. Недалеко от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера была заложена верфь, на которой строили первые суда зарождающегося русского флота. Крупнейшим из них был 30-пушечный фрегат «Марс». На озере устраивали манёвры с пушечной стрельбой и высадкой десанта. На Плещеевом озере Петру тем не менее было тесно — он хотел видеть море и ближе познакомиться с мореходным делом.
С этой целью в 1693 и 1694 гг. он предпринимает поездку в Архангельск — единственный морской порт России в то время. В этом северном городе царь знакомится с голландскими и английскими негоциантами и моряками, постигает основы международной торговли. Тут Пётр в полной мере осознал необходимость создания собственного торгового флота. Все российские товары иностранцы скупали в Архангельске по низким ценам и вывозили за границу, где продавали с огромной выгодой. Вся прибыль от этих сделок оседала в карманах у голландцев и англичан, а российским купцам, не имевшим своих кораблей, приходилось довольствоваться скромными доходами от местной торговли.
Подобное положение дел, наносящее вред и царской казне, крайне не устраивало Петра, и он решил во что бы то ни стало положить конец монополии иностранцев на экспорт российских товаров. Уже в 1694 г. был спущен на воду первый российский торговый корабль «Святой Павел», ещё один был приобретён в Голландии. В скором времени у России было уже 13 купеческих кораблей. Этот небольшой торговый флот доставлял отечественные товары во многие европейские страны и был свидетельством серьёзности намерений Петра завоевать место для своего государства в мировой торговле. Предприимчивые российские купцы понимали далеко идущие замыслы царя и хотели принять в них участие. Например, в 1700 г. при поддержке правительства братья Осип и Фёдор Баженины основали верфь, которая стала первым частновладельческим предприятием для постройки торговых судов.
Между тем время потех и ученичества подошло к концу. В 1694 г. умирает Наталия Кирилловна, державшая управление государством в своих руках, и Пётр становится самодержавным правителем. В этом же году под деревней Кожухово проводятся последние манёвры потешных полков. Пётр намеревается возобновить войну с Турцией.
Азовские походы
Петру в наследство от Софьи досталась незавершённая война с Османской империей. После свержения царевны в 1689 г. Наталия Кирилловна справедливо рассудила, что пока Россия не готова к борьбе со столь могущественным соперником, и предпочла заключить перемирие. Пётр с самого начала выступал резко против прекращения боевых действий, но с его мнением тогда мало считались. Поэтому первое, что сделал молодой царь, получив власть, — возобновил войну с Османской империей и Крымским ханством.
Пётр решил изменить направление удара. Если во время регентства Софьи В. В. Голицын направил основные усилия на борьбу с Крымским ханом, то Пётр предпочёл напасть непосредственно на владения Османской империи — крепость Азов.
В 1695 г. начался первый Азовский поход Петра. Всего было собрано около 30 тыс. солдат, командование над которыми было разделено между Патриком Гордоном, Францем Лефортом и Автономом Головиным, каждому Пётр поручил часть армии. Наиболее важные вопросы должны были решаться на совете и утверждаться царём лично.
После двух неудачных попыток штурма (5 августа и 25 сентября) Пётр принял решение прекратить осаду Азова. Однако царь был не тем человеком, которого обескураживали неудачи. Напротив, он учился на собственных ошибках и с новой энергией принимался за старое дело. Через несколько месяцев после бесславного отступления российской армии из-под стен Азова Пётр отдал распоряжения готовиться к новому походу.
Весной 1696 г. российская армия вновь выступила во Второй Азовский поход. На этот раз осада города была организована не в пример лучше. Учтя неудачный опыт предыдущей осады, Пётр понял, что одни сухопутные войска взять приморскую крепость не смогут. Для успешной осады нужен был военный флот, который мог бы отрезать Азов от морских путей снабжения. Царь немедленно приступил к его созданию. В ноябре 1695 г. в Воронеже закладывают два 36-пушечных корабля, одновременно в Москве строят малые суда, которые в разобранном виде доставляют в Воронеж. Исправил Пётр и просчёты в организации командования войсками. Теперь во главе всех сухопутных сил был поставлен один человек — Алексей Семёнович Шеин.
Осаду крепости организовали не в пример лучше, чем в предыдущий поход. Почти вдвое было увеличено число осаждавших Азов войск — до 55 тыс. солдат. Созданный в Воронеже флот отрезал Азов от всякой помощи, и туркам так и не удалось прорваться в крепость с припасами и подкреплением. На суше российские войска также действовали достаточно умело: было решено соорудить земляной вал, который защищал бы осаждённых от огня. Постепенно российские войска переносили этот вал всё ближе к стенам крепости. В конце концов им удалось засыпать часть рва и вплотную приблизиться к крепостному валу. Войскам было приказано готовиться к штурму. Турки, которые отчаялись получить подкрепление и видели неумолимое приближение к стенам превосходящих сил противника, не стали дожидаться приступа и предпочли сдаться.
Пётр гарантировал всем защитникам и жителям Азова полную неприкосновенность. Турки покинули крепость со всем вооружением, знамёнами и имуществом. Более того, Пётр предоставил им корабли, которые перевезли их до устья Кагальника. В свою очередь царь, кроме сдачи крепости, потребовал выдать ему Якова Янсена — бывшего голландского матроса на российской службе, который во время первого Азовского похода переметнулся к туркам и принял ислам. Ренегат указал османам все слабые места российской армии, в результате чего войска понесли огромный урон. Янсена Якова Пётр велел доставить в Преображенское, где его и казнили за предательство.
Завоевание Азова было первым крупным внешнеполитическим успехом Петра. Тем не менее стало очевидно, что продолжать войну Россия в настоящий момент не может. Во-первых, преобразования в армии ещё не были доведены до конца. По-европейски обученные солдаты Семёновского и Преображенского полков доказали своё превосходство над старой армией, но они составляли лишь незначительную часть российских войск. Во-вторых, требовалось создание полноценного флота, что не только было дорогостоящим предприятием, но и требовало большого количества специалистов, которых в России попросту не было. В-третьих, воевать в одиночку с Османской империей, которая всё ещё оставалась одной из сильнейших держав в Европе, было крайне рискованно. Необходимо было найти союзников и возобновить распадающуюся из-за внутренних противоречий Священную лигу. Все эти причины побудили Петра I организовать неслыханное прежде дело — путешествие в Европу, которое вошло в историю как Великое посольство.
Великое посольство 1697–1698 гг.
Путешествие по Европе станет во второй половине XVIII–XIX вв. неотъемлемой частью образования не только российских правителей, но и любого состоятельного дворянина. Между тем до Петра I на западные страны смотрели в первую очередь с точки зрения религии и к католикам и протестантам относились с опаской. Поэтому любые заимствования воспринимались как потенциальная угроза искажения православной веры. Пётр, выросший в светской атмосфере немецкой слободы, смотрел на европейские страны совсем по-другому. Для него это был промышленный, научный и военный центр мира, к которому должна приобщиться и Россия. Для этого необходимо было не отгораживаться от европейских веяний, а, напротив, перенимать передовой опыт западных стран.
В марте 1697 г. из Москвы выехало Великое посольство, во главе которого находился сам Пётр I, путешествующий тайно под именем Петра Михайлова. Всего в состав посольства вошло 35 человек, которые должны были обучаться кораблестроению и другим ремёслам, сверх того ещё около 200 человек обслуживающего персонала (переводчики, медики, священники). За полтора года Пётр объездил пол-Европы: он посетил Лифляндию, Курляндию, Пруссию, Австрию и Речь Посполитую. Разумеется, посетил он и кораблестроительные центры — Голландию и Англию.
В Голландии Пётр учился кораблестроению несколько месяцев, однако впоследствии оказалось, что местные мастера не пользуются чертежами, а строят корабли на глаз. Это не соответствовало требованиям царя, которому нужно было не просто строить корабли, но обучить этому ремеслу сотни людей в России. Поэтому он отправился осваивать корабельную науку в Англию, где также провёл несколько месяцев.
Нужно отметить, что Петра интересовали в первую очередь научные и технические достижения европейских народов. Он мало интересовался политическим устройством посещаемых стран, развитием культуры и организацией общественной жизни. Его главной целью была модернизация армии и создание флота, а потому большую часть времени он проводил на верфях и мануфактурах, осматривал казармы, арсеналы и лазареты.
Покинув Англию, Пётр в 1698 г. направился в Австрию для переговоров и возобновления Антитурецкого союза. Тут его застало известие о новом стрелецком бунте, и царь, прервав путешествие, срочно направился в Москву. По возвращении в Москву Пётр начал расследование причин выступления стрельцов. Он был убеждён, что за истинной причиной восстания были не тяготы службы, скудное жалование и засилье иностранцев на офицерских должностях, а политические интриги сестры — царевны Софьи. Пётр лично проводил дознание, и, хотя прямых доказательств подстрекательства стрельцов к бунту обнаружено не было, Софью насильно постригли в монахини и заперли в монастыре.
Несмотря на то что поездка Петра по Европе была прервана, в целом она прошла очень удачно. Можно выделить два главных последствия Великого посольства. Первое — это начало радикальной европеизации всех сторон жизни российского общества. Она проявилась как в создании регулярной армии по западным образцами, так и в бытовых мелочах: принуждении подданных брить бороды, пить кофе и носить немецкое платье (одежду). Царю удалось нанять большое количество технических специалистов, которые внесли значительный вклад в дело модернизации России. На российскую службу массово принимали армейских офицеров, матросов и боцманов, в Европе закупали вооружение и различное инженерное оборудование.
Второй итог Великого посольства — изменение основного направления внешней политики России. Русский царь во время путешествия свёл личное знакомство с первыми монархами Европы и глубже вник в особенности международной политики. Пётр осознал бесперспективность попыток возродить Священную лигу, следовательно, и невозможность в ближайшем будущем получить выход в Чёрное море. Вместо этого ему удалось заключить союз против другого извечного соперника России — Швеции. Теперь Пётр намеревался прорубить окно в Европу через Балтийское море.
В первые годы своего самостоятельного правления Пётр I понял, что многие из его планов неосуществимы. Прежде чем начать войну, требовалось провести преобразования в России, создать армию и флот. Кроме того, новая война с Турцией не вызвала отклика у европейских союзников, и молодому российскому царю пришлось переориентироваться на завоевание выхода в Балтийское море.
Источник: Учебник "Фоксфорд"

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов



    Схемы и таблицы
    ""

    Вернуться к каталогу материалов



    Вернуться к каталогу материалов


    Документы
    В. О. Ключевский. Русская история
    ?

    Источник: ...

    Вернуться к каталогу материалов


    Карты и иллюстрации

    Карта "Азовский поход 1696 г."

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Карта "Маршрут Великого посольства"

    ?

    Вернуться к каталогу материалов



    Видео аудиоматериалы

    "Петр I – рождение реформатора" (Семь дней истории)



    Вернуться к каталогу материалов


    Великое посольство Петра" (телекомпания «Союз»)



    Вернуться к каталогу материалов


    Петр I: Последний царь и первый император" (Трейлер)



    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Вернуться к каталогу материалов


    Пойдем в музей!

    Как найти двойной трон Ивана и Петра в Оружейной палате Московского Кремля


    Совершить виртуальный тур по Оружейной палате Московского Кремля

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Онлайн тестирование

    1. После смерти царя Алексея Михайловича правителем России стал(-а)




    2. В каком году родился сын Алексея Михайловича Пётр, будущий государь Пётр I?




    3. Что символизировал царский трон, разделённый на две части в последние годы XVII в.?




    4.В каком году Пётр I начал править единолично?




    5. Завоевание крепости Азов в походах Петра I произошло в результате военного конфликта с ...




    6. Немецкая слобода появилась в годы правления…




    7.Какой из Азовских походов Петра был удачным?



    8. Имя сестры Петра I, ставшей правительницей при малолетних Петре и Иване.




    9. Отмена местничества произошла в годы правления…




    10. Какие предпосылка Петровских реформ не возникла при Алексее Михайловиче?




    11. Пётр I отправился в составе Великого посольства под именем ...




    12. Целью Великого посольства был(-о) ...




    13. Что из перечисленного не относится к результатам Великого посольства?




    14. Причина, по которой Пётр I прервал поездку Великого посольства, - это ...




    15. События какого года изображены на картине?
    ?

    Источник: Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи




    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов



    Работа с историографией


    Задание 1


    Из сочинения С. М. Соловьёва «История России с древнейших времён» (1851–1879 гг.), том 14, глава 3 «Окончание двоевластия. Царствование Петра I Алексеевича»
    «Опыт Голицына показывал, что степные походы не могут обещать успеха, и потому решено было направить поход на Азов, путь к которому облегчался Доном и близкими к городу поселениями донских казаков. Взятие важной турецкой крепости могло произвести сильнейшее впечатление в Европе, чем война с татарами; Шкипера должна была прельщать мысль, что Азов был ключ к Азовскому морю. Хотели оплошить турок, напасть нечаянно на Азов, и в начале 1695 года объявлен был поход — только на Крым. И действительно, огромное войско, старая дворянская конница, под начальством боярина Бориса Петровича Шереметева отправилась к низовьям Днепра, взявши с собою и малороссийских казаков; но войско нового строя, полки: Преображенский, Семёновский, Бутырский и Лефортов, вместе с московскими стрельцами, городовыми солдатами и царедворцами всего 31 000, выступило под Азов под начальством трёх генералов — Автамона Головина, Лефорта и Гордона; бомбардирскую роту вёл бомбардир Пётр Алексеев».

    Вопросы:
    1. Почему Пётр I избрал целью своего похода Азов?
    2. Какой отвлекающий манёвр был осуществлён, чтобы скрыть истинные намерения Петра I от турок?
    3. Вспомните когда в XVII в. у России уже был шанс завладеть Азовом. Почему тогда решили отказаться от этой идеи?

    Пояснения

    В 1637 г. без ведома русского правительства донские казаки захватили Азов, опорный пункт турецких владений. В 1641 г. турецкий султан послал под Азов 250 000 воинов. 5000 казаков героически обороняли крепость. Турки сняли осаду. Однако Земский собор в январе 1642 г., опасаясь войны с Турцией, отказался принять Азов в русское подданство. И после пятилетнего «сидения» Азов был возвращен Турции.

    Задание 2


    Из романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»
    «3-го июля авангард российских войск под командованием Гордона подошёл к Азову. Вскоре прибыли основные силы и началась планомерная осада крепости. Однако, несмотря на некоторые успехи, Петру так и не удалось овладеть Азовом. Сказалось отсутствие достаточного опыта у командующих, устаревшее вооружение и серьёзные просчёты в организации осады. Кроме того, отсутствие единоначалия также негативно сказывалось на достижении поставленных целей: каждая часть армии зачастую действовала без согласования с другими. В частности, 25 сентября, во время штурма Азова, частям Гордона удалось овладеть частью стены и ворваться в город, однако из-за бездействия других частей армии туркам удалось перегруппироваться и выбить русских из крепости. Кроме того, Петру не удалось организовать полной блокады крепости. Ввиду полного отсутствия военного флота россиянам оставалось только беспомощно наблюдать, как по морю прибывали турецкие суда с подкреплениями и всем необходимым для обороны крепости.
    В тот же день, в час, когда всё войско крепко спало после обеда, турки растворили крепостные ворота и без шума кинулись как раз к неоконченным траншеям в стыке между лагерями.
    Половина стрельцов были зарезаны сонными. Другие, бросая алебарды и ружья, бежали к шестнадцатипушечной батарее, тоже кое-как укреплённой. Из пушек не успели и выстрелить: турки перегоняли бегущих стрельцов, лезли с кривыми ятаганами на редут, с визгом, нагнув головы, кидались в сбившуюся кучу пушкарей.
    В лагерях поднялась суматоха, стрельба. Пётр стоял на крыше землянки, сжав кулаки, — всхлипывал от возбуждения… Кричать, командовать — бесполезно. Спросонок люди метались, как очумелые. На валу Лефортова лагеря отчаянно размахивали знаменем, оттуда тоже густо побежали на выручку. Всё поле покрылось солдатами. Захваченный редут окутался дымом, — турки стреляли, прикрывая отступление: они увозили пушки, бегом по склону к крепости.
    И вдруг что-то случилось. Турки добежали до стен. Ворота раскрылись. Вывалилась толпа янычар, и кто-то — на белом коне, весь в красном, в большой чалме — раскинул вздетые руки… Сквозь выстрелы донёсся такой страшный вой, что Пётр содрогнулся… Русские уже бежали назад, за ними — конные и пешие турки… Падали, падали, Пётр схватился за виски́… Клубы порохового дыма… Разрывы бомб… Взбесившиеся лошади. Люди вырастают, подбегая, — ужасом исковерканы лица… Через брустверы скатываются в окоп. Разбиты, разбиты…
    Потеряли на этом деле до пятисот человек, полковника, десять офицеров и всю батарею. Несколько дней Пётр не глядел в сторону крепости, где турки скалили зубы».

    Вопросы:
    1. Каковы были основные причины неудачной осады российскими войсками Азова?
    2. Каковы были потери России в этом сражении?

    Пояснения

    Причины неудачи Первого Азовского похода: — отсутствие флота, что не позволило перекрыть с моря снабжение крепости; — несогласованность действий осаждающих из-за отсутствия единого командования, плохая организация похода; — слабость российской артиллерии, не способной пробить стены крепости; — затруднения в доставке продовольствия и боеприпасов под Азов.

    Задание 3


    Из сочинения В. О. Ключевского «Курс русской истории» (1904–1922 гг.), лекция 59, раздел «Пётр в Голландии и Англии»
    «Сообразно со своими наклонностями Пётр спешил ближе ознакомиться с Голландией и Англией, с теми странами Западной Европы, в которых особенно была развита военно-морская и промышленная техника. Опередив посольство с немногими спутниками, Пётр с неделю работал простым плотником на частной верфи в местечке Саардаме среди кипучего голландского кораблестроительства, нанимая каморку у случайно встреченного им кузнеца, которого знал по Москве, между делом осматривал фабрики, заводы, лесопильни, сукновальни, навещая семьи голландских плотников, уехавших в Москву. Однако красная фризовая [из грубой шерстяной ткани] куртка и белые холщовые штаны голландского рабочего не укрыли Петра от досадливых разоблачений, и скоро ему не стало прохода в Саардаме от любопытных зевак, собиравшихся посмотреть на царя-плотника. Лефорт с товарищами приехал в Амстердам 16 августа 1697 г.; 17 августа были в комедии, 19-го присутствовали на торжественном обеде от города с фейерверком, а 20-го Пётр, съездив ночью в Саардам за своими инструментами, перебрался со спутниками прямо на верфь Ост-индской голландской компании, где амстердамский бургомистр Витзен, или ”Вицын”, человек бывалый в Москве, выхлопотал Петру разрешение поработать. Все волонтёры посольства, посланные учиться, “розданы были по местам”, как писал Пётр в Москву, рассованы на разные работы “по охоте”: 11 человек с самим царём и А. Меншиковым пошли на Ост-индскую верфь плотничать, из остальных 18 — кто к парусному делу, кто в матросы, кто мачты делать. Для Петра на верфи заложили фрегат, который делали “наши люди”, и недель через 9 спустили на воду. Пётр целый день на работе, но и в свободное время редко сидит дома, все осматривает, всюду бегает».

    Вопросы:
    1. Каковы были главные занятия Петра I во время Великого посольства?
    2. Как царь развлекался в свободное от работы время в путешествии?
    3. Назовите цели Великого посольства

    Пояснения

    1. Россия вела войну против Османской империи, поэтому старалась найти союзников в Европе.
    2. Россия также вела войну против Швеции за выход к Балтийскому морю и искала поддержку среди европейских стран.
    3. Петр I хотел больше узнать о быте, культуре и технологиях европейских государств.
    4. Одной из целей Великого посольства была потребность в закупке кораблей, инструментов, вооружения, а также приглашение на службу иностранных специалистов. Источник: https://10prichin.ru/vojna/5-prichin-velikogo-posolstva-petra-i-1697-1698

    Вернуться к каталогу материалов



    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    - История России 8 класс 1 часть Арсентьев, Данилов, Курукин. § 3. Начало правления Петра I


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 11. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I


    Интернетурок

    - Россия на рубеже веков. Начало правления Петра I


    История РФ

    - Азовские походы

    - «Великое посольство» Петра I


    Вернуться к каталогу материалов