Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История России. Конец XVI-XVII век. 7 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Русская православная церковь в XVII в.

Реформа патриарха Никона и Раскол

Для Русской православной церкви Смута стала временем трудностей и лишений. Среди духовенства были различные взгляды на судьбу России и православной церкви. К середине XVII века разногласия в церковной жизни ещё более усилились. 22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа изменила обрядовую сторону православия и привела к расколу как самой Церкви, так и к расколу верующих на никониан и старообрядцев.

Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Даты/события

1652 г. – после смерти патриарха Иосифа царь Алексей Михайлович предложил Никону стать патриархом.

ок. 1653–1656 гг. – Реформа патриарха Никона. Начало церковного раскола.

1658 г. – Никон в качестве протеста оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры, он удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности.

1666 г. – Церковный собор который лишил Никона патриаршества, но одобрил нововведения Никона. Причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны.

1668-1676 гг. – Соловецкое восстание.

Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона


Вернуться к каталогу материалов


Терминология

Раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653-1656 гг.)

Религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в.Желая укрепить Церковь, патриарх Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы, сущность которой сводилась к унификации богословской системы на всей территории России. Для этого следовало ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольство. Начались открытые выступления защитников «старой веры», к ним присоединились недовольные усилением власти патриарха и политикой царя. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Раскольники призывали к уходу от зла, к сохранению «старой веры», к спасению души. Они бежали в леса Поволжья и европейского севера, в Сибирь и основывали там свои общины. Несмотря на суровые репрессивные меры властей число старообрядцев в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России.

Подробнее в учебнике История России 7 класс 2 часть Арсентьев, Данилов стр. 81
Подробнее на РЭШ
Подробнее в статье "Церковная реформа Никона" на История РФ
Старообрядцы (староверы, раскольники) – противники церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в.

идеологом и наиболее видным представителем старообрядчества был протопоп Аввакум. Крупнейшим выступлением старообрядцев было Соловецкое восстание в 1668-1676 гг. Старообрядцы утверждали, что Русская церковь издревле превосходит всех благочестием, а потому нельзя изменять ее обряды и книги по греческим образцам. Ссылались на решения Стоглавого собора 1551 г. Сторонников Никона считали изменниками православию, слугами Антихриста. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два основных направления – поповщину и беспоповщину. Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов. Сторонники второго считали, что духовенство погибло. В дальнейшем и поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки, а те – на согласия. При Екатерине II в 1778 году использование слова «раскольник» в официальных бумагах и в устной речи попало под запрет. Начиная с 1788 года вместо названия «раскольники» введено употребление слова «старообрядцы». В 1803 году слово «раскольник» вновь возникает на страницах официальных документов. Приверженцы старообрядчества (за исключением единоверцев) до указа от 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

Подробнее в учебнике История России 7 класс 2 часть Арсентьев, Данилов стр. 81
Подробнее на РЭШ
Соловецкое восстание («Соловецкое сидение») — восстание 1668—1676 гг. в Соловецком монастыре. Участники: монахи, не принявшие церковной реформы Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники С. Т. Разина. Карательная армия (свыше 1 тыс. человек) овладела монастырем после почти восьмилетней осады.

Протопоп — старший православный священник.


Вернуться к каталогу материалов


Персоналии

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

Вернуться к каталогу материалов


Лекции и мнения

Церковная реформа патриарха Никона


22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа привела к расколу Русской православной церкви.
Причины и содержание реформ
Еще в конце 1640-х годов в Москве появился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда входили видные деятели того времени. Среди них были будущий патриарх Никон и впоследствии его будущий основной противник в стане старообрядцев протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и другие. Сам государь поддерживал кружок, темой обсуждений которого стала созревшая к тому времени проблема исправления скопившихся в церковных книгах разночтений и ошибок при переписке. Однако «ревнители» расходились по поводу того, что взять за образец для подобного исправления. Аввакум и Иван Неронов выступали за то, что им должны стать древнерусские церковные тексты, Никон и Вонифатьев склонялись к новогреческим уставам.
Вторая точка зрения победила: в те же 40-е годы XVII века началась так называемая «книжная справа» – редактирование текстов богослужебных книг. Одним из известных справщиков стал киевский монах и знаток греческого языка Епифаний Славинецкий.
Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями.
Кроме того, в XVII веке происходило расширение русских контактов с греческим Востоком, росли грекофильские настроения, которые разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Приведение к единству обрядовой стороны русской и греческой церковной жизни способствовало сплочению греческого Востока и России перед лицом возможных врагов (хотя существовал и реальный конкретный враг в лице турок-османов). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к размышлениям о защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. В таком случае общность церковных обрядов с ними упрощала подобную задачу.
Преобразование по греческим образцам также могло способствовать проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никон. Если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание, оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь звучали властные амбиции самого иерарха.
Начало преобразований
В 1652 году Никон вступил на патриаршество. Обладая новым статусом, он начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд.
«Книжная справа» заключалась не только в редактировании богослужебных книг (изменениям подверглись как их содержание, так и названия, например, Часовник стал Часословом, Потребник – Требником, Устав – Октоихом и т.д.), но и книг Священного Писания. Кроме того, был исправлен сам Символ веры.
С обрядовой стороны изменения были следующие: вместо двуперстного вводилось трехперстное крестное знамение; крестные ходы стали совершаться не по солнцу, а против него; во время службы возглашалась троекратная, а не двукратная «аллилуйя»; изменилось число просфор и печати на них, а также уменьшилось число поклонов.
Раскол
Помимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества.
Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.
Идеология староверов, выработанная Аввакумом и другими лидерами движения, опиралась на учение о Москве как Третьем Риме и «Повесть о Белом Клобуке» и возвещала уничтожение Никоном истинного православия. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. Мир был оставлен Богом, и виной всему – посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию.
Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами.
Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.

Вернуться к каталогу материалов

Видео аудиоматериалы

"Церковная реформа Никона. Урок 1" (InternetUrok.ru)


Домашняя школа на InternetUrok.ru



  • Вернуться к каталогу материалов


    "Церковная реформа Никона. Продолжение" (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru



  • Вернуться к каталогу материалов



    "Русская церковь в XVII в. Раскол" (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru



  • Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Онлайн тестирование

    1. Выберите имя патриарха, который призывал к борьбе с польской интервенцией, находясь в заточении.





    Пояснения


    В 1860 году Павел Петрович Чистяков написал картину «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», отражающую исторические события «Смутного времени» во время которого значительная часть Московского государства находилась под властью польско-литовских войск. Патриарх Гермоген, в частности, отказался признать русским царём польского королевича Владислава. Поэтому с 1610 года он был заточён в Чудовом монастыре в Кремле. После Пасхи 1611 года «Первое ополчение» осадило Москву. К патриарху явились интервенты и русский изменник боярин Салтыков. Во главе этой делегации был комендант Кремля Гонсевский. Осаждённые потребовали от Гермогена, чтобы тот подписал приказ русским ополченцам об оставлении города. В случае отказа они обещали казнить непокорного иерарха. Гермоген сказал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если останетесь, здесь я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру". В отместку захватчики оставили старца в заточении. Там 17 февраля 1612 года священномученик скончался от голода.
    Разбор картины – Diletant.Media

    ?


    2. Патриарх Филарет стал править вместе с Михаилом Романовым начиная с 1619 г. Почему Филарет раньше не оказывал влияния на политические события?




    3.В каком году Никон был избран патриархом?




    4.С каким событием совпало проведение церковной реформы патриарха Никона?




    5. Выберите положение, которое не относится к причинам церковной реформы




    6. Выберите утверждение, не соответствующее церковной реформе




    7. Каких взглядов придерживался патриарх Никон относительно царской власти?



    8. Разногласия между сторонниками реформы Никона и ее противниками привели к





    Пояснения


    Церковный устав, введенный в Русскую церковь, был позаимствован из восточных, самых строгих монастырей; там он применялся только в монастырях, у нас же его ввели, кроме того, в приходских церквах. Согласно этому уставу, необходимо было вычитать и пропеть без всяких пропусков все, что в нем полагалось. Церковная служба поэтому была очень длинная, утомительная, и, во внимание к немощи мирских людей, ради снисхождения к их житейским заботам, стали совершать ее разом, несколькими голосами: стали употреблять многогласие, т.е. единовременно петь положенное по уставу в несколько голосов сразу: «Один пел, другой в это время читал, третий говорил эктении или возгласы, или читали сразу в несколько голосов и каждый свое особое, не обращал внимания на других, и даже стараясь перекричать». Устав при этом, действительно, соблюдался полностью, в нем ничего не пропускалось, но такая служба вместо назидания приучала к механическому, бессмысленному отправлению. «Многие из народа стали смотреть на посещение церкви, как на одну формальность, и не только во время богослужения держали себя крайне непристойно, что чуть ли не сделалось общим правилом, но и старались ходить в те именно церкви, где служба, ради многогласия, совершалась с особой скоростью. Со своей стороны, духовенство, желая заманить в свои храмы побольше народу доводило скорость церковных служб до крайности, дозволяя в храме читать единовременно голосов в шесть и больше». Введенное Никоном единогласие удлинило церковную службу, зато сделало ее благопристойнее и осмысленнее. Единогласие восторжествовало.

    9. В каком году в Москве прошел Большой церковный собор, который ознаменовал собой конфликт с противниками реформы?




    10. Как решил судьбу Никона Церковный собор




    11. В какой монастырь удалился Никон после сложения полномочий патриарха?




    12. Протопоп Аввакум был автором произведения




    13. Как называли противников реформы Никона, сторонников протопопа Аввакума?




    14. Какой монастырь восемь лет оказывал вооруженное сопротивление церковной реформе?




    15. Прочитайте текст источника и выберите высказывание, не соответствующее тексту.
    Из челобитной монахов Соловецкого монастыря царю Алексею Михайловичу (1667 г.):
    «По преданию, государь, Никона, бывшего патриарха, и по новоизложенным ево книгам проповедуют нам ныне ево, Никоновы ученицы, новую, незнамую веру… ея же веры не точию мы, но и прадеды и отцы наши до настатия Никонова патриаршества и до сего времени и слухом не слыхали, а в коем православии прародители твои государевы скончались и многие святые отцы и чудотворцы наши Зосима и Саватий, и Герман, и Филипп митрополит угодили Богу, и ту истинную нашу православную веру они похулили, и весь церковный чин и устав нарушили».




    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов



    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    - "История России. 7 класс. В 2 ч. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.". 2 часть. § 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 30. Русская Православная церковь XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол.


    Интернетурок

    - Церковная реформа Никона.


    История РФ

    - Церковная реформа Никона


    Вернуться к каталогу материалов