Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


История России. XVIII век. 8 класс

(Перейти к каталогу уроков)

Культура и быт в период петровских преобразований

(первая четверть XVIII в.)


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции и мнения
Схемы и таблицы
Документы
Карты и иллюстрации
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!

Базовые знания

Даты/события


Вернуться к каталогу материалов


Терминология


Вернуться к каталогу материалов


Персоналии

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

...


Вернуться к каталогу материалов


Лекции и мнения

"Просвещение и наука"


Просвещение - До Петра I просвещение было проникнуто религиозной средневековой идеологией и находилось в руках церкви. Преобразования Петра I требовали специалистов в различных отраслях науки и техники. Старая школа дать таких специалистов не могла. При Петре I отношение к просвещению меняется. Просвещение народа становится заботой государства.
Большим достижением Петра I стало то, что он заставил дворян учиться. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы образования. Тогда Петр I начал создавать в России сеть школ. Сподвижник Петра Яков Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В нее принимали детей от 12 до 17, затем и до 20 лет. Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.д. В 1705 г. пленный саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа.
Первоначально эти школы были бессословными, и в них могли обучаться как дети дворян, так и разночинцев. Но вскоре детей разночинцев перестали в них принимать, и школы превратились в привилегированные учебные заведения для дворян. Обучение для дворянства и духовенства при Петре I стало обязательным. Государев указ от 20 января 1714 г. запрещал жениться дворянам, не окончившим какую-либо школу. Священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.
Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы - так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ. Содержание образования стало меняться. Вместо богословия на первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра просвещение все более приобретало светский характер и практическую направленность.
Книжное дело - Развитие образования требовало издания учебников. Для школ выпускались учебная литература, буквари, пособия по механике и математике, наставления по военно-инженерному делу. В 1703 г. преподаватель Школы математических и навигацких наук Л.Ф. Магницкий издал знаменитый учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная", по которому российские школяры учились математике более 50 лет. Были также изданы "Букварь" Ф.П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, руководство по механике Скорнякова-Писарева. Основная масса учебников была либо переводами, либо работой иностранных педагогов. Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами.
Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита (См. дополнительный иллюстративный материал). Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707-1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.
В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". В редактировании газеты принимал участие сам царь. В "Ведомостях" публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Тираж "Ведомостей" колебался от 100 до 2500 экземпляров. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей. В календарях содержалась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данным о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года", можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов.
В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку. Из-за пожара и смерти Киприянова библиотека оказалась недостроенной. Тогда за дело взялся сын Киприянова Василий. Василий на свои средства достроил библиотеку и просил, чтобы пользование книгами было бесплатным. Когда один из петровских сановников предложил на европейский манер ввести плату, Петр ему возразил: "Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки, либо чем-нибудь иным в самых этих компаниях". Еще одна типография была открыта в 1712 г. в Санкт-Петербурге. Во главе типографий стояли не духовные, а светские лица. Открывались и другие типографии, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). Книгопечатание получило небывалый размах. Особенность книгопечатания заключалась в том, что все оно было поставлено на службу преобразованиям страны. Открывались книжные лавки. В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо развита.
В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картинка. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картинка "Как мы кота хоронили", созданная в среде противников преобразований.
Наука - Огромное значение для становления российской науки имело учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. В Академии было три отделения: математическое, физическое и "гуманиора". Первых членов Академии было 12 человек, они должны были следить за новой литературой по специальности, делать "изобретения" и выступать с докладами и "советами". Наряду с русскими учеными в Академию были приглашены иностранцы, среди которых были и крупные ученые. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лабораторию.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком.
В 1698 г. началось создание коллекции первого в России музея, названного Петром "кунсткамерой" ("кунст" по-немецки - искусство, "камер" - комната). Основу коллекции составила анатомическая коллекция, привезенная Петром из Голландии. Петр I издал указы, которые предписывали жителям России за вознаграждение собирать и сдавать "каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... да зеловеликие или малые перед обыкновенными, так же как и старые подписи на каменьях, железье и медни, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все что зело старо и необыкновенно". Помимо коллекции при Кунсткамере имелась богатая библиотека, насчитывающая 11 тыс. томов. В 1719 г. Кунсткамера была открыта для свободного посещения. В 1714 году Петр I на основе своих личных коллекций создал музей, назвав его "кунсткамерой"). В 1718-1734 годах по проекту архитекторов Земцова и Матарнови было построено специальное здание у Стрелки Васильевского острова.
В первые десятилетия XVIII в. значительные успехи были достигнуты в географической науке, что было связано с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В 1697 г. В. Атласов провел экспедицию на Камчатку и составил ее географическое и этнографическое описание. В 1711 г. была открыта северная группа Курильских островов и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711 г. от чукчей стало известно о "земле за проливом" (первые сведения об Америке). В 1715 г. в Среднюю Азию была отправлена экспедиция для поисков золота. Петр I мечтал проложить торговый путь в Индию через территорию России. С этой целью была организована экспедиция в Прикаспий. Вскоре впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, впервые на карты было нанесено Аральское море, о котором европейцы не знали. Были также составлены карты Азовского моря и бассейна Дона. В ходе экспедиций изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии.
Широкий размах получили геологические изыскания. Изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, свинцово-серебряные руды в Забайкалье, широко разведывались железные руды на Урале. За 1700-1711 гг. в России было открыто 121 рудное месторождение. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е гг. XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Итогом работы русских картографов стал "Атлас Всероссийской империи", составленный в 1732 г. И.К. Кирилловым.
Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.
В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. В 1722 г. Петр I издает указ "О древних летописях и хронографах", согласно которому епархии и монастыри должны были собрать и прислать в Москву древних книг для снятия с них копий. Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.
Источник:Курс "Отечественная история" (Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006)

Вернуться к каталогу материалов


Схемы и таблицы

...


Вернуться к каталогу материалов


Документы
...
?

Источник: ...

Вернуться к каталогу материалов


Карты и иллюстрации

Галерея изображений "Просвещение и наука"


Вернуться к каталогу материалов


Видео аудиоматериалы

Перемены в культуре России в годы петровских реформ.(InternetUrok.ru)


Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов



    Проверь себя!

    Онлайн тестирование

    1. Что не было обязанностью дворян в годы правления Петра I





    2. Что изменилось в повседневной жизни дворян в годы правления Петра I?





    Пояснения

    Быт дворянства
    Обязанностью дворян стало получение образования. Без него нельзя было жениться
    Дворяне с 16-17 лет обязаны были нести службу (пожизненную) – рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами, получая одновременно военное образование
    После отставки (по болезни или ранению) дворяне продолжали государственную («статскую») службу: были воеводами в провинциальных городах, чиновниками или сборщиками податей
    Были введены правила ношения одежды. Мужчины (дворяне и богатые горожане) носили короткие штаны, кафтан или камзол с галстуком, башмаки, шляпу, парик, треуголка; женщины – корсеты, платья с юбками на каркасах, шарфы, веера, кружева, перчатки, жабо.
    Дворяне не имела права носить бороду.
    Были введены правила поведения - «Юности честное зерцало».
    Необходимо было участвовать в маскарадах, учиться светским манерам - политесу.
    Обязанностью было и присутствие дворян на ассамблеях вместе с жёнами и детьми, где обязательными были танцы- менуэт, полонез, гросфатер.
    Модным стало возведение особняков, многие из которых и сегодня являются произведениями искусства.
    В обстановке домов появились зеркала, гравюры, новая мебель, посуда.
    Появились новые привычки и развлечения: курение табака, игра в шахматы. Богатые могли позволить себе купить тростниковый импортный сахар, кофе.


    3.С именем какого учёного и изобретателя связано открытие Навигацкой школы, оборудование обсерватории, составление первой в России карты звёздного неба?





    4. Какое достижение связано с именем Л. Магницкого





    5. Какое открытие связанос именем А.Нартова?





    6. Как изменился государственный контроль за получением образования дворянами в правление Петра I?





    7. Как называлось открытое в годы правления Петра I учреждение для развития науки?





    8. В чём состояла реформа алфавита, проведённая в начале XVIII в.?





    9.Жители крупных городов России могли узнавать новости о европейской жизни во время правления Петра I из





    10. Что изменилось в системе обучения дворян при Петре 1





    Пояснения

    31 января 1714 года Петр I издает указ, согласно которому дворянские дети за счет государства отправлялись за границу для обучения различным специальностям.
    Учеба вместо брака
    Шел четырнадцатый год Северной войны. Позади были блистательные победы при Лесной и под Полтавой, взяты крепости Нарва и Ниеншанц, а в России все еще ужасно не хватало образованных офицеров. Касалось это, впрочем, и гражданских чинов – будущая империя нуждалась в лучших управленцах и государственных деятелях из дворянской среды.
    К большой досаде Петра Первого, дети дворян особого желания учиться не изъявляли. Тогда мудрый царь решил официально запретить недорослям жениться до тех пор, пока они не усвоят необходимые для службы знания. Так звучал указ: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цифири, геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Начиная с 1714 года священники не имели права обвенчать молодую пару без письменного свидетельства об окончании юношей школы.
    Вступить в брак отныне разрешалось лишь после знакомства с математикой. Юным дворянам цифирные школы виделись настоящим местом ссылки, где помимо прочего следовало соблюдать строгую дисциплину и сдавать экзамены. Пугало изнеженных отроков и то, что во время занятий в классе за ними наблюдали отставные солдаты с хлыстами в руках – отвлечься от урока было просто-напросто опасно. Не пожалел деятельный государь и тех, кто считался (или прикидывался) слабоумным: им жениться тоже не разрешалось. Правда, для них существовал испытательный срок на службе, успешно выдержав который, можно было создавать семью.
    Для исполнения петровского указа в 1716 году было открыто двенадцать школ, а спустя пять лет их количество выросло почти в четыре раза. А вот с учениками возникли сложности: дворяне буквально прятали своих детей из страха надолго расстаться с ними. Посадские люди, получившие возможность дать образование своим отпрыскам, тоже не спешили приводить их в цифирные школы. Как правило, к традиционным занятиям родителей (ремеслу и торговле) «ученые» дети уже не возвращались, и семейное дело переставало процветать.
    По следам «Великого посольства»
    Тем временем Петр Великий подготовил для дворянских детей новое «испытание»: их следовало отправлять на учебу за границу, причем вопреки сопротивлению родителей. В Амстердаме, Лондоне, Тулоне и других европейских городах будущие офицеры и государственные деятели обучались морскому делу, астрономии, фортификации, а также художествам и этикету. Царский указ многие восприняли как наказание и несчастье: все зарубежное казалось подданным чужим и непонятным. К тому же для успешной учебы в Европе нужно было приложить немало усилий, а дети дворян к усердному труду не привыкли.
    К неудовольствию Петра I обучение за казенный счет пошло на пользу далеко не всем, на родине нерадивых школяров сурово наказывали и с позором отправляли домой. Совершенно не стесненные в средствах дворянские дети посещали игорные дома и театры, пренебрегали занятиями и при любой возможности отказывались от морских плаваний. От подобных новостей Петр Алексеевич приходил в ярость, приказывал немедленно разжаловать прогульщиков в матросы и отправлять на самые тяжелые работы. Об успешной карьере им приходилось забыть, зато талантливые и прилежные по возвращении получали высокие должности и царскую похвалу.
    Царь-экзаменатор и нерадивые студенты
    Известно, что Петр I любил присутствовать на экзаменах, которые держали вернувшиеся в Россию молодые люди, и даже лично проверять их знания. Вопросы царь задавал каверзные и оценивал экзаменуемых строго. Выдержать подобную проверку могли даже не все прилежные ученики, а ленивые и бесталанные – и подавно.
    В числе первых дворянских детей, отправленных постигать морские науки (еще до 1714 года), был некто Максим Спафариев. Сначала царь рекомендовал ему обучение в российский Навигацкой школе, но сердобольные родители оградили ребенка от таких «страданий» и отдали в Славяно-греко-латинскую академию. Увы, Максима это не спасло: разгневанный Петр I в назидание приказал юноше учиться за рубежом, подальше от излишне заботливой семьи. В Европе Максим Спафариев от праздного образа жизни не отказался, и вместо себя на занятия отправлял своего ровесника слугу-калмыка. И тут случилось нечто невообразимое: слуга настолько влился в образовательный процесс, что не просто ходил на занятия, а стал усердно штудировать учебники Спафариева, а затем даже выходил вместо своего барина в море!
    По возвращении в Петербург Максим Спафариев должен был вместе с остальными дворянскими отпрысками пройти экзамен в Навигацкой школе. Разумеется, с собой юноша вновь взял слугу, который подсказывал ему правильные ответы. Но и на этот раз Максиму Спафариеву не удалось провести царя: Петр Алексеевич заметил калмыка, приказал ему подойти ближе и начал экзаменовать уже обоих молодых людей. Быстро выяснив, в чем дело, государь предложил калмыку ответить на самые сложные вопросы. Когда слуга блестяще выдержал экзамен, царь произвел его в мичманы, а вот провалившегося Максима Спафариева отправил на корабль простым матросом. «Спасли» его, как водится, родители спустя несколько месяцев тяжелого труда. Любопытно, что один из потомков Спафариева все же отметится в области морского дела и станет строителем маяков. Что касается слуги, то по распоряжению Петра Великого он получил фамилию Калмыков и дворянский титул, а после смерти государя смог дослужиться до контр-адмирала и создал «Генеральные сигналы» для кораблей – руководство по обмену условными знаками при помощи флажков и вымпелов.
    - Просвещение по-петровски: почему дети дворян боялись «окна в Европу»


    11. Выберите из списка картину, написанную художником И.Н. Никитиным.





    Пояснения

    - Портрет напольного гетмана. Никитин И.Н. Коллекция Государственного Русского музея - Загадка напольного гетмана.
    Исусствоведы до сих пор не могут решить кто изображен на портрете И. Никитина. Было высказано много мнений, выдвинуто много гипотез. Однако бесспорно одно: “Портрет напольного гетмана” – шедевр И. Никитина. Предлагаемый ниже отрывок из книги Н. М. Молевой “Иван Никитин” рассказывает историю одного исследования портрета.
    Кажется, название “Напольный гетман” говорит достаточно: “Гетман” указывает на Украину, “напольный” расшифровывается как начальник полевых войск действующей армии. Относительно недолгих лет правления Екатерины это равносильно прямому указанию на конкретного человека, и тем ни менее история картины – история бесчисленных предположений.
    История сохранила внешний облик всех гетманов. Их портреты писались не раз, но установить личность изображенного путем простого сравнения с другими его портретами далеко всегда не легко. Разные годы написания, разные условия, особенности душевного состояния самой модели, художника, делают живописное изображение одного и того же лица совершенно не похожим.
    На упорные расспросы о “Напольных” гетманах историки гетманщины отвечали категорическим отрицанием: так, украинскаие военоначальники никогда и ни при каких обстоятельствах не назывались. Вывод? Обратиться к Польше: польская армия имела “напольных” гетманов. Действительно, почему Украина? Старый, усталый человек с невидящим взглядом, чуть прикрытыми покрасневшими веками глаз, глубоко опавшими уголками рта, мог быть кем угодно – украинцем, поляком, русским – слишком портрет его душевного состояния доминировал над всеми его чертами, в том числе этническими.
    Одежда никитинской модели вызывала особое недоумение. Серый, грубого сукна кафтан с алыми обшитыми позументом нашивками, на первый взгляд кажется военной формой. Но, по утверждению историков военного костюма, подобной формы ни в украинских, ни в польских, ни в русских войсках не существовало.
    И все-таки, происхождение слова “гетман” стоило выяснить. Задача облегчалась тем, что после дворцовых кладовых никитинский портрет неизменно находился в Академии художеств. Я обратилась к рукописным каталогам академического собрания и неожиданно получила быстрый для исследователя ответ. И какой! “Гетман наполно неоконченный”. Никакого загадочного термина, никакого нового понятия – просто недописанная полностью незаконченная картина. Просто! Но почему же об этом обстоятельстве забыли последующие поколения?
    Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. В каталоге 1773 года, более кратком, та же картина обозначалась почти по-прежнему и совершенно иначе: “Гетман наполно”. Получившийся вариант можно было бы читать как полный – в рост – портрет, но никитинское изображение поясное, даже скорее погрудное. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Но все ли выяснено? Почему портрет, который захотела и иметь Екатерина должен быть непременно портретом гетмана – не больше, не меньше. Почему только высокий ранг мог зародить у царицы желание запечатлеть человека, оставить память о нем? Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.
    Современники вспоминали как царевны могли часами слушать полуслепого бандуриста, с гордостью предлагая его искусство гостям. Среди многочисленных паридворных муузыкантов Анны Иоановны были особо ею любимые бандуристы. Петр I, Меньшиков увлекались пением выходцев с украины, так нельзя ли хотя бы в качестве рабочей гипотезы, что и Никитину пришлось писать не высокопоставленного, а самого рядового украинца, возможно музыканта или певца. За это говорит и костюм, слишком простой для именитого человека, и неожиданная его небрежность, и отсутствие парадности.
    И еще один довод. В описаниях дворцового имущества Екатерины I и Анны Иоановны картины с названием “Гетман” встретить не удалось. Зато там был “малороссиянин”. И хотя совпадение раазмеров еще недостаточно, чтобы утверждать его идентичность с никитенским холстом, это одно из возможных решений.
    После смерти Петра в жизни Никитина произошли трагические события. В 1732 году, оказавшись замешаным в политические распри. он был арестован и содержался в Петропавловской крепости, а в 1737 был сослан в Сибирь. Умер по пути из ссылки в 1742 году. Где похоронен - неизвестно.


    12. Отметьте фамилию архитектора, который работал в России в годы правления Петра I.





    Пояснения

    Памятник Доменико Трезини в Санкт-Петербурге
    Петропавловский собор
    Летний дворец Петра I
    Александро-Невская Лавра
    Дом двенадцати коллегий
    - Доменико Трезини. Культура РФ


    13. Выберите из списка памятник архитектуры, строительство которого началось в начале XVIII в.





    Пояснения

    Петербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию.
    - Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры. Культура РФ


    14. Какую особенность проведения культурных реформ Петра I можно отметить?




    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты

    - История России 8 класс 1 часть Арсентьев, Данилов, Курукин. § 5. Реформы управления Петра I


    Уроки «Российской электронной школы»

    - Урок 15.Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт


    История РФ

    - Полтавская битва

    - Как Швеция заключила «постыдный» мир с Россией


    Дилетант

    - «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге


    Вернуться к каталогу материалов