Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
История России.С древнейших времен
до конца XIV века
(Перейти к каталогу уроков)
Восточные славяне и их соседи
Каталог материалов
- - Восточные славяне в VII-IX вв. (InternetUrok.ru)
- - Народы Восточной Европы. Восточные славяне в древности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - "История Государства Российского. 1 - 40 серии. Документальный Фильм. StarMedia"
- - Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Даты/события
V–VIII вв. – заселение Восточно-Европейской равнины восточными славянами 860 г. – набег славянских племён на Константинополь.
Вернуться к каталогу материалов
Терминология
Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах. Вервь(от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов. Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право. Глаголица — одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения. Дружина — княжеское войско, состоящее из профессиональных воинов, формировавшееся на добровольных началах. Индоевропейцы – народы-носители индоевропейских языков. К индоевропейцам относится большая часть современного человечества, ими и родственными им являются многие древние и современные народы. Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Князь – племенной вождь, предводитель племени, занимающийся вопросами управления, обороны, судебной власти, а также участвующий в некоторых религиозных обрядах. Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам. Люди — свободные общинники. Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая. Оседлость— образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия. Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы. Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода. Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда. Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы. Старейшины — родоплеменная знать. Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).
Вернуться к каталогу материалов
Персоналии
Вернуться к каталогу материалов
Восточные славяне и их соседи
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
В случае некорректного отображения презентации, для ее просмотра также воспользуйтесь ссылкой для редактирования
Вернуться к каталогу материалов
Древнейшие жители Восточной Европы
Древнейшая история России связана с территориями, расположенными в Восточной Европе. Здесь встречались две климатические зоны степь и лесостепь. Объективные природные факторы способствовали складыванию на них двух различных экономических укладов: оседлого земледелия и кочевого скотоводства. Противостояние оседлых племен лесной полосы и лесостепи и степных кочевников на много веков определило историю данного региона.
Древнейшим восточноевропейским народом, упоминаемым в исторических источниках, были киммерийцы кочевники индоевропейского происхождения, заселившие степи Северного Причерноморья в VIII–VII вв. до н. э. Первые сведения о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера.
«Отец истории» Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья. Он упоминает о «киммерийских стенах», «киммерийских переправах», «области, называемой Киммерией», «киммерийском Боспоре».
Около VII в. до н. э. киммерийские племена были вытеснены в Азию кочевниками скифами, заселившими территорию от Дуная до Волги. Некоторые исследователи называют скифов наследниками срубной культуры эпохи бронзы, другие считают, что скифы вышли из Средней Азии и смешались с населением Северного Причерноморья. Скифы разделялись на несколько крупных племен. Как пишет Геродот, царские скифы жили в степях между Днепром и Доном, скифы-кочевники обитали по правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму, скифы-земледельцы заселяли земли между Иигулом и Днепром. Каллипиды (эллино-скифы) освоили бассейн Южного Буга, близ г. Ольвия, севернее их проживали алазоны, а еще далее на север скифы-пахари.
Тесные отношения скифов с греками-колонистами, расселившимися по берегам Черного моря, усилили процесс классообразования у скифов. Уже в VI в. до н. э. в скифских племенах выделяется родоплеменная знать, возникает крупный племенной союз, по сути, протогосударственное образование. В IV в. до н. э. все скифские племена были объединены царем Атеем, создавшим мощное государственное формирование. После гибели Атея в войне с македонским царем Филиппом II скифская держава быстро приходит в упадок. В III–II вв. до н. э. скифы постепенно вытесняются в степной Крым родственными им сарматскими племенами, прикочевавшими в Северное Причерноморье с востока.
Ираноязычные сарматы проживали в III в. до н. э. IV в. н.э. в степях от Тобола до Дуная. Они были кочевыми скотоводами. Движение сарматов на запад связано со стремлением приобрести новые пастбища. Античные авторы (Полибий, Страбон, Тацит) знали такие сарматские племенные союзы, как аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
Тяжеловооруженная конница сарматов (катафрактарии) являлась грозной силой. «Когда они появляются конными отрядами, едва ли какой народ может им противостоять», писал Тацит. В сарматском обществе были сильны пережитки матриархата. Сарматские женщины принимали участие даже в военных походах. «Их женщины ездят верхом, отметил псевдо-Гиппократ, стреляют из луков и мечут дротики с коня и сражаются с врагами, пока они в девушках. Они остаются в девицах, пока не убьют трех врагов. Раз добыв себе мужа, они перестают ездить верхом, пока не явится необходимость во всеобщем походе».
Соседями скифов и сарматов были греки, в VII–VI вв. до н. э. основавшие ряд полисов на берегах Черного моря. Крупнейшими греческими полисами региона были Ольвия в устье Днепро-Бугского лимана, Херсонес (совр. Севастополь), Гермонасса (Анапа), Пантикапей (Керчь). В результате объединения ряда полисов под властью архонтов Пантикапея в V в. до н. э. образовалось Боспорское царство, включавшее территории восточного Крыма, а также побережье Азовского моря.
На рубеже II и I вв. до н. э. Херсонес, Боспорское царство и ряд других причерноморских колоний, ослабленные непрекращающимися конфликтами со скифами и сарматами, подпали под власть Митридата VI Евпатора, правителя небольшого государства Понт, располагавшегося на южном побережье Черного моря. В результате неудачных войн Митридата VI с Римской республикой Боспорское царство и греческие полисы Северного Причерноморья попали в многовековую зависимость от Рима.
Вернуться к каталогу материалов
Древние славяне
Индоевропейский народ - славяне - впервые выходит на мировую арену в период поздней Античности раннего Средневековья. В III в. н. э в Северное Причерноморье переселяются восточногерманские племена готов. В контексте готской истории сохранилось наиболее раннее свидетельство о славянах. Готский историк Иордан, писавший в VI в. н. э., упоминает о войнах готов с племенами склавинов и антов, которых он ассоциировал с венедами античных историков. После разгрома готского племенного союза гуннской ордой, вторгшейся в Северное Причерноморье в 70-е гг. IV в., славяне, очевидно, вошли в гуннский племенной союз. Восточноримский историк и дипломат Приск Панийский, посетивший ставку гуннского вождя Аттилы в середине V в., свидетельствовал о распространенности у гуннов обычаях, которые некоторые современные исследователи характеризуют как славянские. После распада гуннской державы славяне под именем склавинов и антов впервые выходят на мировую арену как самостоятельная сила.
Свидетельства об общественном строе, быте и нравах славянских племен VI в. сохранились в трудах восточноримских авторов Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега.
Судя по данным свидетельствам, в VI в. славяне жили в условиях примитивной военной демократии, присущей народам, находящимся на уровне родоплеменного строя. На примитивность общественных отношений указывает и отсутствие у славян частной собственности, что нашло свое отражение в фактическом отсутствии рабства. Основными занятиями славянских племен были скотоводство и земледелие.
В VI–VII вв. славяне расселяются на огромных территориях Центральной и Восточной Европы. Расширение ареала расселения приводит к постепенной утрате первоначального единства славянских племен. В VII–VIII вв. происходит окончательное разделение славянства на три ветви: южные славяне (предки сербов, болгар и хорватов), западные славяне (чехи, поляки, словаки, лужичане), восточные (русские, белорусы, украинцы).
Восточные славяне расселяются к VIII в. на территориях от Балтийского моря на севере до Черного на юге, от Днестра на западе до Дона на востоке. Основными занятиями славянских племен были, как и раньше, скотоводство и земледелие (переложное на более плодородных землях лесостепи и подсечно-огневое в лесной полосе). Кроме того, значительная часть населения занималась рыбной ловлей и лесными промыслами (охотой, бортничеством и т. д.). Постепенное отделение ремесла от земледелия, равно как и торговые контакты с окружающими народами, способствуют появлению крупных торгово-ремесленных центров, будущих городов.
Религиозные верования славян представляли собой классический политеизм (язычество) - славяне верили во множество богов, представлявших собой персонифицированные силы природы. Главным богом-громовержцем, покровителем воинов считался Перун, покровителем скотоводства Велес (Волос) «скотий бог», богами солнца Ярило, Хорс и Даждьбог, богом воздушной стихии Стрибог, покровительница домашнего очага Мокошь. Кроме того, славяне поклонялись ряду полубогов и духов: домовым, лешим, русалкам и т. д. Жрецы, отправлявшие религиозный культ, назывались волхвами.
Развитие производственных отношений способствует переходу от родовой общины к общине соседской (верви) и, как следствие, появлению частной собственности, а потом и имущественного неравенства. Несмотря на то что в VIII в. основным органом племенного управления остается народное собрание (вече), в восточнославянских племенах уже выделяется родоплеменная аристократия, возглавляемая племенным вождем (князем). Изначально князь выполнял лишь роль выборного военного вождя, предводителя ополчения племени. К IX ст. власть князя, опирающегося на профессиональных воинов - дружинников, становится наследственной.
Вернуться к каталогу материалов
Соседи восточных славян
На раннем этапе славянской истории заметное влияние на них оказывали племена, народы и государства, расположенные по соседству от места обитания восточнославянских племен.
Постоянной угрозой для восточных славян были кочевые народы, обитавшие в Причерноморских степях. В середине VI в. в Восточную Европу проникают тюркоязычные племена аваров (обров). Покорив племена славян, обитавших на среднем Дунае, авары создали на территории Центральной Европы крупное и агрессивное государственное формирование Аварский каганат. На протяжении двух столетий авары оставались постоянной угрозой как для своих соседей Византийской империи и Франкского государства, так и для покоренных ими славянских племен воспоминания о тяжелом аварском иге сохранялись в народной памяти на протяжении многих столетий. Лишь в VIII в. Аварский каганат пал вследствие постоянных славянских восстаний и внешнеполитического давления.
В конце VI в. к востоку от аварских кочевий расселяется еще одно тюркское племя булгары. Изначально находившиеся в зависимости от авар к VII в. булгары добиваются самостоятельности. В начале VII в. булгарские каганы контролировали обширные территории Северного Причерноморья и Приазовья (т. н. Великая Булгария). Северопричерноморское государство булгар оказалось непрочным и после смерти кагана Курбата распалось вследствие внутренних смут и внешнего давления со стороны еще одного тюркского народа хазар. Часть булгар осталась в Приазовье и стала данниками хазар, часть под водительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где, покорив местные славянские племена, заложила основы Дунайской Булгарии (совр. Болгария). Кроме того, несколько булгарских племен откочевали на север в междуречье Волги и Камы, где было основано государство Волжская, или Серебряная Булгария.
Волжские булгары отошли от кочевого образа жизни и перешли к оседлости. В IX в. у булгар появляются города: Булгар, Биляр, Сувар. Находясь в северной части Великого волжского (серебряного) торгового пути, соединявшего страны Северной Европы с Персией и Средней Азией, эти торгово-ремесленные центры быстро росли и богатели. В обмен на арабское серебро булгарские купцы сбывали меха, продукты лесных промыслов и рабов. Торговые и политические связи Волжской Булгарии с мусульманскими странами Средней Азии способствовали распространению ислама среди булгар. В X в. булгарский хан принял ислам.
Южными соседями булгар были тюркоязычные хазары. Возникший в VII в. Хазарский каганат был одним из наиболее могущественных государств раннего Средневековья. Хазарские правители владели причерноморскими степями, землями лесостепной полосы, предгорьями Северного Кавказа и западным и восточным побережьем Каспия. Данниками хазар были волжские булгары, часть славянских племен. Контроль над двумя крупнейшими маршрутами Восточной Европы Волжским и Днепровским путями неизменно обогащал хазарскую знать. Номинальным правителем Хазарии был каган, чья ставка находилась в городе Итиле, располагавшемся в низовьях Волги. Реальной властью обладал бек старший военачальник. Большая часть населения Хазарии придерживалась язычества. В крупных городах Итиле, Таматархе, Саркеле проживало немало христиан, мусульман и иудеев. В VIII в. иудаизм стал религией правящей династии и высшей аристократии.
Северными и северо-восточными соседями славян были финно-угорские племена (весь, водь, сумь, пермь, чудь, меря, мурома и др.). Бедность природных ресурсов северо-восточной Европы обусловила медленное социально-экономическое развитие этих народов. Племена финно-угров жили в условиях родоплеменного строя, охота и прочие лесные промыслы играли в их жизни роль более важную, чем земледелие. Славяне впервые столкнулись с финно-уграми, колонизируя территории Восточной Европы. Очевидно, проникновение пришельцев на финно-угорские территории не вызывало активного противодействия туземцев. К VIII–IX вв. восточные славяне и ряд финно-угорских племен уже многие столетия жили бок о бок, постепенно смешиваясь друг с другом.
Северо-западными соседями славян были балтские (летто-литовские племена): ливы, прусы, латгалы, жемайты, ятвяги, голядь, обитавшие на южном побережье Балтийского моря. Балты являлись близкородственным славянам индоевропейским народом. Они имели схожие со славянами обычаи и традиции, близкий славянам религиозный пантеон (ср. балтский Перкунас и восточнославянский Перун), однако находились на более низком уровне развития общественных отношений. Разложение родоплеменного строя, проходившее у восточных славян в VII–VIII вв., началось у балтов лишь в XI–XII ст.
Народом, оказавшим значительное влияние на восточных славян, в VIII–X вв. были древнескандинавские племена (викинги, норманны, варяги). Находившиеся на схожем со славянами уровне развития, эти племена существовали в суровых условиях Скандинавского п-ва. Относительно бедные почвы данного региона не могли прокормить постоянно увеличивающееся населения полуострова, что заставляло скандинавов искать иные пути выживания. Естественным выходом из данного положения стал фактический переход части населения на жизнь за счет ограбления других обществ, существующих в более мягких условиях. В конце VIII ст. началась эпоха викингов период непрекращающихся набегов скандинавов на страны Западной Европы. Скандинавы неоднократно грабили Британию, Францию, Испанию, колонизировали Северную Францию, Ирландию, Исландию, Гренландию, достигли побережья Северной Америки.
Скандинавские дружины проникали и на территорию Восточной Европы. Передвигаясь по рекам, скандинавы, которых местное население называло варягами, проникли вглубь континента, основывали свои фактории. К IX в. они вышли к берегам Черного моря, связав таким образом Северную Европу и Византийскую империю Великим торговым путем «из варяг в греки». Этот путь проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве, Ладожскому озеру и реке Волхов в озеро Ильмень. Оттуда по реке Ловать, затем волоком в реку Торопа, впадающую в Западную Двину. Вниз по Двине до волока в р. Катынь, впадавшую в Днепр. Далее, минуя Днепровские пороги, путь шел в Черное море и Константинополь.
Этот торговый путь стал той связующей хордой, вокруг которой во второй половине IX в. возникла восточнославянская государственность.
Вернуться к каталогу материалов
"Происхождение и расселение славян"
?
Вернуться к каталогу материалов
"Племенные союзы восточных славян"
?
Вернуться к каталогу материалов
Восточноримские авторы о восточных славянах
Вернуться к каталогу материалов
Карта "Расселение славян"
Карта "Восточные славяне и их соседи "
Вернуться к каталогу материалов
Карта "Путь из варяг в греки"
Вернуться к каталогу материалов
Галерея изображений
Вернуться к каталогу материалов
Восточные славяне в VII-IX вв.
Домашняя школа на InternetUrok.ru
Вернуться к каталогу материалов
Народы Восточной Европы. Восточные славяне в древности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Вернуться к каталогу материалов
"История Государства Российского. 1 - 40 серии. Документальный Фильм. StarMedia"
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Сборник: Откуда есть пошла Русская земля
- Восточные славяне и их соседи
- Восточные славяне и их соседи. Автор: Чуриков А.
- Восточные славяне
- Урок 17. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
- История России. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 частях / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева] ; под ред. А. В. Торкунова. – М. : Просвещение.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте