Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ЕГЭ
(Перейти к кодификатору)
1.6 Общество как система.
Общественные отношения.
Связи между подсистемами и элементами общества
Каталог материалов
- - Общество как форма жизнедеятельности людей
- - Общество как система
- - Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
- - Понятие общества. Общество как система. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - Основные сферы жизни общества. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - Что такое общество?. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
- - Системное строение общества элементы и подсистемы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
- - Задание на составление сложного плана «Общество как система».
- - Задание на составление сложного плана «Общество как динамическая система».
- - Выбор позиций из списка.
- - Задание на установление взаимосвязей.
- - Задание на установление взаимосвязей
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
общество
общественные отношения
социальный институт
сфера общественной жизни
Вернуться к каталогу материалов
На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать что такое - общество
Характеризовать
- системное строение общества
Объяснять внутренние и внешние связи
- человека и общества, подсистем и структурных элементов социальной системы,
Раскрывать на примерах
- системное строение общества
Уметь составлять сложный план по теме
- «Общество как динамическая система»
Вернуться к каталогу материалов
Вернуться к каталогу материалов
Общество как сложная система
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Лекции
Общество как форма жизнедеятельности людей
Вопрос о том, что такое общество (социум), является одним из самых сложных в современном обществознании. Люди с давних пор пытались объяснить причины, закономерности и перспективы развития общества. С течением времени содержание понятия «общество» изменялось и уточнялось.
На ранней стадии развития общества основным способом выражения понимания мира являлась мифология. Соответственно, суть общества интерпретировалась в комплексе тех или иных мифов и верований.
Древнегреческий философ Аристотель рассматривал общество как совокупность индивидов, объединенных для удовлетворения социальных потребностей.
У древних римлян понятие «общество» приобрело юридическое значение и означало договор, союз, заключаемый по поводу имущества.
В Средние века происхождение и устройство общества объясняли божественным предопределением.
В Новое время под обществом понимали «надиндивидуальную духовную реальность» (Э. Дюркгейм), «взаимодействие людей» (М. Вебер), «исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместных действий» (К. Маркс), «систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру» (Т. Парсонс).
Современная наука понимает обществокак устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.
В повседневной жизни синонимами понятия «общество» являются термины «государство» и «страна». Однако, не следует идентифицировать эти понятия.
Страна — территория, которая имеет определенные границы
Государство — политическая организация общества с определенной формой правления
Страна — географическое понятие, государство — политическое, а общество — социальное.
Исходной составляющей общества являются люди, их совместная жизнь и деятельность. Ученые полагают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Древний человек мог выжить только в процессе объединения и взаимодействия с другими людьми. Современная наука считает, что общество существует около 40 тыс. лет, с тех времен, когда появился «человек разумный» и человеческое стадо преобразовалось в родовую общину.
Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе. Общество существовало и тогда, когда не было стран и государств (первобытное общество). В современном мире границы общества, как правило, совпадают с территориальными границами отдельных стран.
Общество в широком смысле: 1. Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей. 2. Всё человечество в прошлом, современности и перспективе. Общество в узком смысле: 1. Совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности (например, спортивное общество, «Друзья леса»). 2. Определённый этап исторического развития человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество).
Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений. Общественные отношения— многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Вернуться к каталогу материалов
Общество как система
Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.
Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу (функцию).
Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем.
Признаки общества как системы
1) Общество как система имеет сложный xaрактер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в кoтoрые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Экономическая сфера — это отношения людей в процессе материального производства.
Политическая сфера — это деятельность государств и органов государственной власти и управления. В эту сферу входят также армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии.
Социальная сфера охватывает взаимодействия отдельных личностей и групп людей: наций, народов, классов и т.д. К этой сфере относятся учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей (больницы, кафе, магазины, стадионы, парки культуры и т.д.), а также органы социальной защиты и социального обеспечения.
К духовной сфере относятся мораль, религия, наука, образование, культура. Ее составными частями являются школы, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры и национальные художественные сокровища, церковь.
Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.
2) Наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических ycтройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и мнoгoe другое.
3) Основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей дeятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Общественная жизнь находится в постоянном измeнeнии. Темпы и масштабы этих изменений мoгyт быть различными; в истории человечества известны периоды, кoгда сложившийся порядок жизни не менялся в своих ocнoвах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
В обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные кaчественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями « изменение», « развитие », « прогресс » , «peгpecc», «эволюция», «революция» и т. д.
Следовательно человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
4) Интегральный характер. Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно.система обладает uнтeгpaтuвным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из кoмпонентов системы.рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество,- результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные opгaны человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека.так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, cyществующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое.т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих opгaнoв существует единый организм человека).
Любая система, будь то техническая (aгpeгaт с aвтоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определенной среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются cвoeгo рода « сигналами », на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: aдaптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию ее задач, влияя на окружающую при родную и социальную среду; поддержания обра.ща - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
Подведем итоги
Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы: 1. Наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер); 2. Постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие); 3. Наличие своих субъективных законов исторического развития; 4. Непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития; 5. Способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу; 6. несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и надиндивидуальные формы, связи и отношения; 7. самодостаточность и интегральность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
Общество – динамическая система
Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.
Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.
Подсказка при выполнении заданий!
Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.
Признаки общества как динамической системы:
- динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов),
- саморазвивающаяся система (способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей) ,
- состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов,
- открытость,
- самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе) .
Функции общества
Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.
Например
Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.
Например
Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).
Например
Социализирующая – формирование личности. Человек не может развиваться вне общества. Первоочередное значение общества проявляется в том, что без него человек неспособен социализироваться.
Например
Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно.
Например
Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.
Например
Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.
Например
Вернуться к каталогу материалов
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы (области) жизни — взаимодействующие части общества, главные её составляющие.
Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
Все четыре сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (лат. socialis — общественный) отношениях, что, в свою очередь, ведет к кризису в политической сфере.
Например, в 2020 году в мире началась пандемия коронавируса (социальная сфера), из-за которой люди не могут, как раньше, ходить в кинотеатры и торговые центры (духовная сфера). Из-за этого кинотеатры и торговые центры недополучают прибыль, и некоторые из них становятся банкротами, прекращают деятельность (экономическая сфера). Правительство пытается решить эту проблему, разрабатывая и принимая законы о поддержке предпринимателей (политическая сфера).
Этот пример делает очевидной и следующую особенность сфер жизни общества: иногда какое-то одно явление можно отнести к нескольким сферам сразу. Вот правительство принимает законы о поддержке предпринимателей. Это можно отнести к политической сфере, если сделать акцент на законотворческой деятельности государства, или к экономической сфере, если сделать акцент на том, что новые законы нацелены на регулирование отношений в сфере экономики.
Из-за тесной взаимосвязи всех сфер порой нельзя сказать, какая из них основная.
Вернуться к каталогу материалов
Понятие общества. Общество как система. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100
Вернуться к каталогу материалов
Основные сферы жизни общества. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100
Вернуться к каталогу материалов
Что такое общество?. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Источник: Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Вернуться к каталогу материалов
Системное строение общества элементы и подсистемы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Задание на составление сложного плана «Общество как система».
Используя материалы темы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на составление сложного плана «Общество как динамическая система».
Используя материалы темы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как динамическая система». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление взаимосвязей.
Приведите примеры взаимосвязи различных сфер жизни общества:
- экономическая и политическая сфера
- экономическая и социальная сфера
- экономическая и духовная сфера
- духовая и социальная сфера.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление взаимосвязей
Используя знание о том, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны, установите, какие сферы иллюстрируют эти ситуации:
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте