Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
Обществознание. 8 класс
Наука в жизни современного общества
ЕГЭ
(Перейти к кодификатору)
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки
ОГЭ
(Перейти к кодификатору)
2.2 Наука в жизни современного общества
Каталог материалов
Презентации
- - Наука: понятие, отличительные черты, функции, классификация, роль научного мировоззрения в формировании личности
- - Научное познание: уровни, особенности, формы, методы.
- - Наука (InternetUrok.ru)
- - Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - Наука Основные особенности научного мышления Естественные и социально гуманитарные науки (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
- - Наука в жизни современного общества (ОГЭ по обществознанию без репетитора)
- - Задание на установление соответствия
- - Задание на выбор верных позиций из списка
- - Терминология. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Готовимся к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по обществознанию с Александром Ивановым
- - Онлайн тестирование
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
наука
Вернуться к каталогу материаловНа что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать - основные понятия
наука
- структурные элементы / типологии
науки
Характеризовать
- особенности научного познания, естественные, технические и социально-гуманитарные науки, особенности познания в социально-гуманитарных науках
Раскрывать на примерах
- особенности научного познания
Уметь составлять сложный план по теме
«Наука»
Вернуться к каталогу материалов
Наука
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
В случае некорректного отображения презентации, для ее просмотра также воспользуйтесь ссылкой для редактирования
Вернуться к каталогу материалов
Наука: понятие, отличительные черты, функции, классификация.
Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт— система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность. (например: НИИ, вузы, академии наук и др.)
2. Наука как духовное производство - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии
3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме (понятия, законы, теории)
1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.
7. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.
1. Познавательно - объяснительная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.
Например
2. Мировоззренческая - Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства.
Например
3. Прогностическая - На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.
Например
4. Социальная - содействие в развитии общества. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны. Социальная функция науки помогает использовать имеющиеся знания для пользы общества. Благодаря имеющимся сведениям учёные разрабатываю программы экономического развития, привлекают внимание людей к важным проблемам современности. Например, в последние десятилетия особого внимания удостоился процесс глобального потепления.
Например
5. Культурная (просветительская) - Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Но наука развивает людей не только через учебные заведения. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.
Например
6. Производственная - та функция стала особенно важной в XX веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.
Например
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.(к ним относятся: физика, биология, химия, география, астрономия, геология. Но часто сферы их исследований пересекаются, формируя на стыках новые науки – биохимию, геофизику, геохимию, астрофизику и другие.)
Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры (это история, культурология, филология, лингвистика, юриспруденция, социология, политология, социология, экономическая география и другие)
Также выделяют науки по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам.
Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Научное мировоззрение основано на научной картине мира, которая обобщает итоги человеческого познания. Человек, в процессе социализации, формируясь как личность – индивидом, обладающим социально значимыми чертами, свойствами, качествами, которые он реализует в общественной жизни, усваивает научную картину мира через систему образования. Человек получает знания, ценности, убеждения, которые были сформированы различными науками.
Вернуться к каталогу материалов
Научное познание: уровни, особенности, формы, методы.
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
1. Особые (научные) методы познания окружающего мира.
2. Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от человека.
3. Подверженность рациональной критике, проверяемость.
4. Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.
Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.
Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию.
Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.
Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен. Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Изображение объекта в виде знаков, символов (например, химические формулы)
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;
Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;
Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;
Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;
Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;
Моделирование метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;
Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;
Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Уровни научного познания"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Модели развития научного познания
Вернуться к каталогу материалов
Наука (InternetUrok.ru)
Домашняя школа на InternetUrok.ru
Вернуться к каталогу материалов
Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Наука Основные особенности научного мышления Естественные и социально гуманитарные науки (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Наука в жизни современного общества (ОГЭ по обществознанию без репетитора)
Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на выбор верных позиций из списка
Найдите в приведённом ниже списке теоретические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Терминология. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Готовимся к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по обществознанию с Александром Ивановым на Историк.RU
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте