Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


Обществознание. 8 класс

Наука в жизни современного общества


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления.

Естественные и социально-гуманитарные науки


ОГЭ

(Перейти к кодификатору)

2.2 Наука в жизни современного общества


Каталог материалов


Базовые знания

Презентации

Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя!

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


наука

– область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать - основные понятия
наука
- структурные элементы / типологии
науки
Характеризовать
- особенности научного познания, естественные, технические и социально-гуманитарные науки, особенности познания в социально-гуманитарных науках
Раскрывать на примерах
- особенности научного познания
Уметь составлять сложный план по теме
«Наука»

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Наука



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
В случае некорректного отображения презентации, для ее просмотра также воспользуйтесь ссылкой для редактирования

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Наука: понятие, отличительные черты, функции, классификация.

Наука— сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных об окружающем мире. Наука — это также деятельность, направленная на получение новых знаний, преобразующих мир и обогащающих духовный мир человека.
Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт— система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность. (например: НИИ, вузы, академии наук и др.)
2. Наука как духовное производство - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии
3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме (понятия, законы, теории)
Отличительные черты науки:

1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксирован­ные на теоретическом уровне.
7. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.
Функции науки

1. Познавательно - объяснительная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.

Например

с XV до XVII века продолжался период Великих географических открытий, в результате которого европейцами были открыты новые земли и морские пути в Америку, Африку, Азию и Океанию. И хотя европейцы делали это в поисках новых торговых путей, но ими были накоплены колоссальные научные знания, которые совершенно изменили представления людей о мире и дали толчок развитию науки и техники.

2. Мировоззренческая - Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства.

Например

в древности учёные считали, что Земля плоская и покоится на трёх китах (слонах), которые стоят на спине гигантской черепахи, плавающей в безбрежном океане. На этом утверждении и создавалась вся картина мира тогдашних людей. В Средние века учёные утверждали, что Земля висит в пространстве (эфире). Она накрыта хрустальным куполом, к которому прикреплены звёзды, а вокруг неё вращаются Солнце и Луна. Джордано Бруно, пытаясь доказать неправильность этих воззрений, был сожжен. После Великих географических открытий картина мира вновь изменилась.

3. Прогностическая - На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.

Например

на основе имеющихся данных о строении Земли, климатологии, биологии и других наук учёные делают вывод, что ледниковый период на нашей планете был не единственным, и в будущем предсказывают его повторение.

4. Социальная - содействие в развитии общества. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны. Социальная функция науки помогает использовать имеющиеся знания для пользы общества. Благодаря имеющимся сведениям учёные разрабатываю программы экономического развития, привлекают внимание людей к важным проблемам современности. Например, в последние десятилетия особого внимания удостоился процесс глобального потепления.

Например

национальный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает проведение оптоволоконной связи в самые отдалённые населённые пункты страны, чтобы все школьники могли пользоваться высокоскоростным Интернетом и заниматься на образовательных сайтах

5. Культурная (просветительская) - Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Но наука развивает людей не только через учебные заведения. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.

Например

В начале 20 века люди еще ничего не знали о лазерах. Сейчас принцип работы лазера и его применение изучаются в школе на уроках физики.

6. Производственная - та функция стала особенно важной в XX веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.

Например

именно на основе научных исследований были внедрены в производство новые технологии выплавки металлов (гальванический, мартеновский способы) и создания различных сплавов с заданными свойствами. При помощи исследований и экспериментов изобретаются технологии, помогающие удовлетворить существующие в обществе потребности. Например, при появлении новых опасных для человека заболеваний учёные быстро разрабатывают вакцину, создают лекарства.

Классификация наук

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.(к ним относятся: физика, биология, химия, география, астрономия, геология. Но часто сферы их исследований пересекаются, формируя на стыках новые науки – биохимию, геофизику, геохимию, астрофизику и другие.)
Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры (это история, культурология, филология, лингвистика, юриспруденция, социология, политология, социология, экономическая география и другие)
Также выделяют науки по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследова­ния и дают основу прикладным наукам.
Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Значение научного мировоззрения в формировании личности

Научное мировоззрение основано на научной картине мира, которая обобщает итоги человеческого познания. Человек, в процессе социализации, формируясь как личность – индивидом, обладающим социально значимыми чертами, свойствами, качествами, которые он реализует в общественной жизни, усваивает научную картину мира через систему образования. Человек получает знания, ценности, убеждения, которые были сформированы различными науками.

Вернуться к каталогу материалов


Научное познание: уровни, особенности, формы, методы.


Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания

1. Особые (научные) методы познания окружающего мира.
2. Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от человека.
3. Подверженность рациональной критике, проверяемость.
4. Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Основные формы эмпирического познания

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Основные формы теоретического познания

Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.
Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.
Эмпирические методы научного познания

Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию.
Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.
Теоретические методы научного познания

Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен. Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.
Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Изображение объекта в виде знаков, символов (например, химические формулы)
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.
Универсальные (общенаучные) методы исследования

Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;
Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;
Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;
Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;
Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;
Моделирование метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;
Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;
Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

Вернуться к каталогу материалов


Схемы

Схема "Уровни научного познания"

?

Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов

    Модели развития научного познания

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Наука (InternetUrok.ru)


    Домашняя школа на InternetUrok.ru


  • Вернуться к каталогу материалов


    Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Наука Основные особенности научного мышления Естественные и социально гуманитарные науки (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Наука в жизни современного общества (ОГЭ по обществознанию без репетитора)


    Источник: ОГЭ по обществознанию без репетитора

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ?

    Ответ

    12122

    Вернуться к каталогу материалов

    Задание на выбор верных позиций из списка


    Найдите в приведённом ниже списке теоретические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

    ?

    Ответ

    345

    Вернуться к каталогу материалов

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов

    Терминология. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Готовимся к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по обществознанию с Александром Ивановым на Историк.RU



    Онлайн тестирование

    1. Что такое наука?





    2. Какая функция современной науки представлена в следующем предложении: «Наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему»?





    3. Что из перечисленного не является научным законом (законом науки)?





    4. Как называются науки об идеальных объектах, то есть объектах, созданных человеческим сознанием?





    5. К какой группе методов относятся анализ, синтез, дедукция, аналогия?





    6. Австрийский физик Э. Шрёдингер, один из создателей квантовой механики, в 1944 г. высказал мысль, что разгадка тайны жизни во многом связана с изучением природы органических молекул, физической структуры белков. В начале 50-х годов благодаря успехам рентгеноструктурного анализа была открыта структура молекул ДНК, которые являются носителями наследственности и управляют жизнедеятельностью живых организмов. Какую функцию науки иллюстрирует этот пример?





    7. Кто стал первым российским лауреатом Нобелевской премии?




    Пояснение

    Открыв рефлексы секреции желудочного сока, Иван Павлов произвел революцию в изучении физиологии пищеварения. Это достижение не осталось незамеченным, и в 1904 году Павлов первым из русских ученых удостоился Нобелевской премии.


    8. Долгое время ученые не могли подступиться к изучению Венеры, однако в 1761 году планета проходила транзитом через поверхность Солнца — и за этим явлением наблюдал Михаил Ломоносов. Какое открытие ему удалось совершить?




    Пояснение

    Наблюдая 6 июня 1761 года за прохождением Венеры по диску Солнца, Ломоносов заметил, что в момент приближения планеты к солнечному диску вокруг нее стал виден слабый светящийся ободок, а она сама несколько затуманилась. Похожее явление ученый отметил, и когда Венера начала удаляться от Солнца. Ломоносов сделал вывод, что этот эффект был вызван преломлением солнечных лучей в воздушных слоях, когда они переходили из более прозрачной оптической среды, роль которой в этом случае играл безвоздушный космос, в более плотную. Ломоносов изложил свое открытие в научной статье «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Так и была открыта атмосфера Венеры.


    9. Советский физик и популяризатор науки Сергей Вавилов в ходе экспериментов открыл так называемый «холодный огонь». В основу каких устройств легло его изобретение?




    Пояснение

    Вавилов создал высококачественные светящиеся составы — люминофоры. Для их приготовления использовали сернистый цинк или вольфрамат магния, поваренную соль и активаторы — соли меди, серебра или марганца. Однажды ученый взял длинную стеклянную трубку, нанес на ее внутреннюю поверхность люминофор, заполнил ртутью и подал ток. Пары ртути начали испускать невидимые ультрафиолетовые лучи, они подействовали на люминофор, и трубка начала светиться ярким светом. Также Вавилов заметил, что разные люминофоры излучали разные цвета, и смог подобрать такое их сочетание, которое давало белый свет, подобный солнечному. Благодаря этим опытам уже в 1946 году на Московском электроламповом заводе выпустили первые образцы инновационных источников освещения — люминесцентные лампы.


    10. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году российский математик Пафнутий Чебышёв представил свою разработку под названием «стопоходящая машина». Она произвела настоящий фурор. Что же удалось изобрести Чебышёву?




    Пояснение

    Изобретение Чебышёва стало первым прообразом робота. Конструкция из дерева и железа не отличалась особым изяществом, не двигалась и не поворачивалась самостоятельно, но стала первым в мире шагающим механизмом. Изначально математик создал лямбда-механизм, который получил название благодаря сходству с греческой буквой «лямбда». Он состоял из двух неподвижных шарниров и трех одинаково длинных звеньев. На одном из звеньев незафиксированный шарнир описывал окружность, а ведомый — траекторию, по утверждению самого Чебышёва, схожую с движением лошадиного копыта. Впоследствии ученый преобразовал лямбда-механизм в «стопоходящую машину». Он добавил две пары «ног» со «стопами» на противоположных осях и соединил оси механизма платформой. В наши дни «стопоходящая машина» Чебышёва хранится в Политехническом музее в Москве.
    Подробнее об ученом


    11. Дмитрий Менделеев был не только выдающимся химиком, но и изобретателем. Проект какого транспорта он представил в 1875 году на заседании Русского физического общества?




    Пояснение

    В 1875 году Дмитрий Менделеев представил коллегам проект стратостата с герметичной гондолой, рулями и воздушным винтом. Большинству ученых его идея показалась слишком сложной, даже невыполнимой. Самому изобретателю подняться в стратосферу не удалось — первым это смог осуществить швейцарский физик Огюст Пиккар только в 1924 году.


    12. Какой ученый дал старт развитию нефтяной промышленности в России?




    Пояснение

    В 1908 году Иван Губкин начал работать на Кубани, в Нефтяно-Ширванском районе. На Кубани давно пытались добывать нефть, промышленники тратили огромные средства на поиск и разведку месторождений, но закономерности залегания нефти в регионе долгое время не удавалось определить. Случалось, что некоторые скважины не добывали нефть, в то время как другие, заложенные поблизости, бурно хлестали. Разгадкой этого явления и занялся Губкин. Живя на промысле круглый год, он собрал тысячи образцов горных пород и разработал оригинальный метод построения структурных карт подземного рельефа нефтяных месторождений. Благодаря ему Губкин открыл в Нефтяно-Ширванском районе новый, до этого неизвестный тип залежи нефти.


    13. Одним из первых серьезно исследовать взаимное расположение органов человека начал хирург Николай Пирогов. Как он проводил свои опыты?




    Пояснение

    Когда Пирогов работал в Анатомическом институте Петербургской медико-хирургической академии, он разработал новый способ изучать точное расположение органов и тканей. Хирург замораживал трупы при температуре минус 25 градусов, пока они не становились такими же плотными, как дерево. После чего с помощью столярной пилы он распиливал их на параллельные пластинки толщиной в несколько миллиметров в трех проекциях: вдоль тела, поперек и разделяя на левую и правую стороны. Такие послойные изображения человеческого организма стали предпосылками к созданию технологии лучевого метода исследования.
    Илья Репин. Портрет хирурга Николая Пирогова. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва


    14. Над каким проектом работал отец советской кибернетики Виктор Глушков?




    Пояснение

    В начале 1960-х годов Виктор Глушков представил руководству СССР инновационный и смелый проект. Он предлагал покрыть страну глобальной вычислительной сетью, которая вела бы постоянный учет и контроль за всеми участниками гигантской советской экономики. Эта сеть должна была состоять из двух ярусов. На первом она объединила бы едиными каналами связи около ста мощных вычислительных центров, расположенных в крупных промышленных городах и экономических районах. К ним Глушков планировал присоединить около 20 тысяч мелких центров из второго яруса. Такой проект свел бы человеческий фактор к минимуму, а экономика страны стала бы прозрачной и честной. Проект Глушкова требовал вложения колоссальных средств — более 20 миллиардов рублей, но ученый уверял, что он окупится в течение трех лет и принесет колоссальную прибыль. Однако его систему раскритиковали ведущие экономисты страны — проект сначала отложили, а потом и вовсе отменили.


    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов