Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ЕГЭ
(Перейти к кодификатору)
1.13 Наука. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в
социально-гуманитарных науках.
Функции науки.
Возрастание роли науки в современном обществе.
Направления научно-технологического развития
и научные достижения Российской Федерации
Каталог материалов
- - Наука: понятие, отличительные черты, функции, классификация, роль научного мировоззрения в формировании личности
- - Научное познание: уровни, особенности, формы, методы.
- - Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках
- - Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации
- - Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- -Наука. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
- - Наука Основные особенности научного мышления Естественные и социально гуманитарные науки (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
- - Задание на установление соответствия. ЕГЭ
- - Задание на выбор верных позиций из списка. ЕГЭ
- - Терминология. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Готовимся к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по обществознанию с Александром Ивановым
- - Онлайн тестирование
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
наука
Вернуться к каталогу материаловНа что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать - основные понятия
наука
- структурные элементы / типологии
науки
Характеризовать
- особенности научного познания, естественные, технические и социально-гуманитарные науки, особенности познания в социально-гуманитарных науках
Раскрывать на примерах
- особенности научного познания
Уметь составлять сложный план по теме
«Наука»
Вернуться к каталогу материалов
Наука
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
В случае некорректного отображения презентации, для ее просмотра также воспользуйтесь ссылкой для редактирования
Вернуться к каталогу материалов
Наука: понятие, отличительные черты, функции, классификация.
Каждый человек на протяжении всей жизни познаёт окружающий мир и самого себя. Познание — один из основных и наиболее важных видов деятельности. Специальное познание, обладающее особыми методами, направленное как на решение общественно значимых задач, так и на открытие новых, неизвестных областей знания, выделили в научную сферу.
Наука — многозначное понятие. Обычно её понимают как:
- особую сферу деятельности человека, в результате которой получают новые, ранее неизвестные знания;
- совокупность, систему знаний об обществе, мышлении и законах развития природы и человека;
- особый социальный институт, организации и учреждения, цель которых — научная деятельность.
Эти понятия не противоречат друг другу. Они отражают разные стороны науки. Первое рассматривает науку как сферу деятельности, а второе и третье в совокупности — как социальный институт.
Наука — социальный институт, основу которого составляет система организаций и учреждений, создающих, хранящих и распространяющих научные знания.
Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностей развития природы, общества и мышления.
У науки есть особые черты, отличающие её от других сфер и видов деятельности:
- объективность — наука изучает мир таким, какой он есть, независимо от личных оценок учёных и других субъективных факторов;
- методология — при изучении мира наука использует специальные методы и средства;
- системность — знания, получаемые в результате научной деятельности, взаимосвязаны и образуют систему, благодаря чему наука формирует единую картину мира;
- общезначимость — знания, получаемые в результате научной деятельности, имеют значение для всего человечества;
- логическая обоснованность — знания, получаемые в результате научной деятельности, совмещаются по правилам логики с уже имеющимися знаниями;
- связь с практикой — наука решает практические проблемы, позволяет прогнозировать практическую деятельность.
1. Познавательно - объяснительная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.
Например
2. Мировоззренческая - Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства.
Например
3. Прогностическая - На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.
Например
4. Социальная - содействие в развитии общества. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны. Социальная функция науки помогает использовать имеющиеся знания для пользы общества. Благодаря имеющимся сведениям учёные разрабатываю программы экономического развития, привлекают внимание людей к важным проблемам современности. Например, в последние десятилетия особого внимания удостоился процесс глобального потепления.
Например
5. Культурная (просветительская) - Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Но наука развивает людей не только через учебные заведения. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.
Например
6. Производственная - та функция стала особенно важной в XX веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.
Например
Науки многообразны, поэтому их классифицируют на основании различных критериев. Чаще всего при классификации наук за основу берут критерий предмета и метода познания
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.(к ним относятся: физика, биология, химия, география, астрономия, геология. Но часто сферы их исследований пересекаются, формируя на стыках новые науки – биохимию, геофизику, геохимию, астрофизику и другие.)
Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры (это история, культурология, филология, лингвистика, юриспруденция, социология, политология, социология, экономическая география и другие)
Также выделяют науки по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам.
Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Сегодня границы между предметами отдельных наук подвижны, нередко размыты. Один и тот же предмет могут изучать сразу несколько наук. Так формируются междисциплинарные науки — математическая физика, генная инженерия, нейробиология.
Научное мировоззрение основано на научной картине мира, которая обобщает итоги человеческого познания. Человек, в процессе социализации, формируясь как личность – индивидом, обладающим социально значимыми чертами, свойствами, качествами, которые он реализует в общественной жизни, усваивает научную картину мира через систему образования. Человек получает знания, ценности, убеждения, которые были сформированы различными науками.
Вернуться к каталогу материалов
Научное познание: уровни, особенности, формы, методы.
Результат науки как деятельности — научное знание.
Ключевая особенность научного познания в том, что оно стремится к объективности, то есть отражению мира таким, какой он есть. Для этого используют специальные методы научного познания, которые разделяют на эмпирические — основанные на опыте и теоретические — основанные на рациональном осмыслении.
Научный факт устанавливается на эмпирическом уровне научного познания, законы, концепции, теории, гипотезы формируются на теоретическом уровне.
Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им посредством некоторого языка (например, математического, лингвистического). Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности).
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Эмпирические законы это не аксиомы, а описания тенденций.
Например, закон Мура - количество транзисторов на интегральной микросхеме удваивается примерно каждые два года. То есть со временем на микросхеме можно разместить больше транзисторов. Таким образом, плотность интеграции транзисторов на микросхемах увеличивается, а их стоимость — снижается. Итог очевиден: технологии становятся эффективнее и дешевле. Примерами эмпирических законов могут так же служить закон Гука (при небольших деформациях тел возникают силы, примерно пропорциональные величине деформации), закон валентности (в большинстве случаев атомы объединяются в химические соединения согласно их валентности, определяемым положением в Периодической таблице элементов), некоторые частные законы наследственности (напр. сибирские коты с голубыми глазами обычно от рождения глухи).
Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.
Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.
К эмпирическим методам научного познания относят:
наблюдение — целенаправленное восприятие познаваемого объекта со стороны: например, наблюдение за птицами в живой природе;
эксперимент — изучение познаваемого объекта в специально созданных условиях: например, изучение поведения человека в камере депривации в условиях абсолютной темноты и искусственно созданной невесомости;
сравнение — сопоставление познаваемого объекта с другими для выявления общих и различных признаков: например, сравнение индийского и африканского слонов.
К теоретическим методам научного познания относят:
обобщение — выделение общих черт у познаваемых объектов: например, корова и дельфин — млекопитающие;
анализ — умозрительный разбор познаваемого объекта на составные части и изучение каждой в отдельности: например, разбор слова по составу, составление плана литературного произведения и анализ каждой части;
синтез — умозрительное соединение отдельных составных частей познаваемого объекта и изучение их как целого: например, комплексное исследование творчества Пикассо.
Поэтому научное знание, то есть знание, приобретаемое в процессе научного познания, имеет следующие качества:
объективность — знание лишено личных оценок и окраски, оно не субъективно;
систематичность — знание выводят из системы повторяющихся фактов;
структурированность — знание обладает чёткой системой, отличается обоснованностью и доказанностью;
специальную терминологию — наука использует особый язык.
Вернуться к каталогу материалов
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках
Особое место в системе наук занимают науки об обществе или, как их ещё называют, социально-гуманитарные науки. В их основе — социальное познание.
Социальное познание — изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
Иными словами, предмет социального познания — деятельность человека во всех её проявлениях и формах. Поэтому у такого вида познания есть особенности:
- общество — одновременно и объект и субъект познания;
- общество как объект познания динамично и постоянно развивается;
- ограничена возможность применять некоторые эмпирические методы познания, например эксперимент.
Социальный эксперимент в обществе применяют как лабораторный. Исходя из особенностей социального познания, в социальном эксперименте применяют особые методы, такие как метод математического моделирования, экспертной оценки, экстраполирования.
Вернуться к каталогу материалов
Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации
В современном информационном обществе уровень развития научно-технического прогресса является важным показателем для государства.
Научно-технический прогресс — это постепенное развитие науки и техники, совершенствование производственных сил общества на основе повышения уровня грамотности населения, развития системы образования и изучения внешних сил природы. До начала XX века прогресс общества шёл весьма медленными темпами. Изучая историю какой-либо страны, можно увидеть, что на протяжении нескольких столетий люди пользовались одними и теми же орудиями труда, выполняли одну и ту же работу и удовлетворяли свои потребности одинаковыми способами. Главная причина этого заключалась в отсутствии возможности обмена информацией. Зачастую учёный, совершивший прорыв в какой-либо сфере, не мог поделиться своим открытием с другими людьми. Результаты исследования исчезали со смертью учёного, а остальным приходилось изучать этот вопрос самостоятельно с нуля.
С начала XX века ситуация изменилась. Благодаря развитию средств массовой информации стало возможным получать знания об открытиях, совершённых другими людьми. Так начало происходить ускорение научно-технического прогресса. Достижения науки стали активно использоваться в производстве, а многие предприниматели начали спонсировать научные исследования для того, чтобы их результаты помогали снижать издержки и улучшать качество продукции.
Направления научно-технического развития РФ официально сформулированы в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в 2016 году
К ним относятся
а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
Примеры реализации государственной политики в области научно-технологического развития России
1) Президент РФ подписал 25 апреля 2022 года указ, в котором объявил десятилетие науки и технологий с 2022 по 2031 гг.
В соответствии с данным указом, в качестве основных задач на это десятилетие выдвигаются следующие:
а) привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;
б) содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны;
в) повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.
Официальный сайт "2022-2031. Десятилетие науки"
2) Международный экспортный форум «Сделано в России — 2023»
3) Государственная программа "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" , утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года
Рекомендую почитать
Цифровой рубль: что это, зачем его запускают и как он будет работать
Корреспондент РГ показал, как снять наличные со счета с цифровыми рублями
Что такое ГМО и почему мы их так боимся
Научные достижения Российских ученых в XXI веке
1) с 2000 по 2012 год в Дубне (Московская область)впервые в мире синтезированы шесть сверхтяжелых химических элементов (номера с 113 по 118). Это одно из важнейших открытий столетия — правда, пока не совсем понятен его практический смысл. Дело в том, что флеровий и ливерморий, как их назвали в 2012 году, могут существовать лишь долю секунды, и исследовать их свойства современными методами невозможно. Тем не менее уже сейчас ясно, что новые элементы могут изменить наши представления о ядерной физике. Флеровий и ливерморий стали 114 и 116-м номерами в таблице Менделеева.
2) в 2010 году Гейм и Новоселов, которые ранее работали в Институте физики твердого тела в Черноголовке получили Нобелевскую премию по физике за открытие графена — это материал толщиной в один слой атомов углерода и вообще единственный возможный материал толщиной в один атом чего бы то ни было (на тот момент, правда, Гейм и Новоселов трудились уже в Университете Манчестера). В нашей повседневной жизни углерод встречается в трех основных вариациях: сажа, графит и алмаз. Графит состоит из миллиардов тонких слоев углерода, которые легко отделяются друг от друга — это видно, когда мы пишем карандашом. Один такой слой толщиной в атом называют графеном. Получить графен как отдельную модификацию углерода не удавалось довольно долго. Материал оказался уникальным. Электроны в нем перемещаются быстрее, чем, например, в кремнии — а значит, его можно использовать для изготовления более производительных электронных устройств. Правда, эксперты отмечают, что массовым явлением это станет нескоро. Кроме того, графен отлично проводит тепло, а еще он невероятно прочный — прочнее стали и даже алмаза. Сегодня ученые продолжают изучать свойства графена и способы его применения. По некоторым исследованиям, его можно использовать для лечения рака, опреснения воды и даже изготовления одежды. Но самое важное — графен может изменить наши представления об электронике и технологиях.
3) в 2012 году российские полярники достигли дна подледного озера Восток в Антарктиде (открыто российскими и британскими учеными в 1996 году), важность открытия не только в том, что по площади это озеро — половина Байкала, но и в том, что его длительная изоляция от внешнего мира позволили получить ценные данные об эволюции Земли,
4) в 2010 году ученые из Института археологии и этнографии СО РАН во главе с академиком Деревянко обнаружили на Алтае останки ранее неизвестного вида древних людей — денисовского человека. Исследования показали, что денисовцы, скорее всего, были одним из четырех подвидов человека разумного, который существовал на территории Сибири. К остальным трем относятся Homo sapiens africanensis (африканская популяция), Homo sapiens neanderthalensis (европейская популяция) и Homo sapiens orienthalensis (восточноазиатская популяция). Представители всех четырех подвидов какое-то время развивались обособленно, но затем в разные периоды скрещивались друг с другом. В результате вид Homo Sapiens обрел известный нам облик.
5) в 2002 году Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, одну из так называемых задач тысячелетия (чтобы понять значение события — премия за сам факт решения этой задачи была объявлена заранее и составляла 1 млн. долларов США, кроме того Перельману была присуждена высшая награда в математике, Филдсовская премия, а еще ему предложили стать членом РАН — от всего этого он, кстати, отказался, так как выступает против коммерциализации науки),
6) в 2020 году Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи была разработана вакцина против COVID-19, которая сыграла значимую роль в преодолении эпидемии в РФ и ряде других стран.
7) 2016 год: открыта новая планета Солнечной системы (но это не точно) Мы знаем о восьми планетах Солнечной системы: это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. До 2006 года в список входил и Плутон, однако сейчас его считают карликовой планетой — такую категорию предложил Международный астрономический союз. Поиски девятой планеты продолжались, и в 2016 году астрофизик Константин Батыгин вместе со своим коллегой Майклом Брауном добились некоторых успехов.
Ученые опубликовали расчеты, согласно которым за Нептуном может находиться еще одна планета в 2–4 раза больше Земли. Они заметили, что орбиты небесных тел в этой области ведут себя так, словно на них воздействует гравитационная сила, исходящая от очень крупного объекта — планеты. Однако подтвердить расчеты пока не удалось. Даже самые мощные телескопы (один из них, к примеру, находится на Гавайях) позволили обнаружить лишь еще несколько небесных тел, на которые, судя по всему, влияет гравитация Девятой планеты — но ее саму так и не нашли.
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Виды наук"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Уровни научного познания"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Модели развития научного познания
Вернуться к каталогу материалов
Наука. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Источник: Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Вернуться к каталогу материалов
Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Наука Основные особенности научного мышления Естественные и социально гуманитарные науки (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия. ЕГЭ
Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на выбор верных позиций из списка. ЕГЭ
Найдите в приведённом ниже списке теоретические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Вернуться к каталогу материалов
Терминология. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Готовимся к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по обществознанию с Александром Ивановым на Историк.RU
Онлайн тестирование
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте