Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора

ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

1.13 Наука. Естественные, технические, точные и

социально-гуманитарные науки.

Особенности, уровни и методы научного познания.

Особенности научного познания в

социально-гуманитарных науках.

Функции науки.

Возрастание роли науки в современном обществе.

Направления научно-технологического развития

и научные достижения Российской Федерации


Каталог материалов


Базовые знания
Презентации
Лекции
Схемы
Видеоматериалы
Проверь себя!

Базовые знания
Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


наука

– область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности
Признаки понятия "научное познание (наука)"
- объективность получаемого знания
- проверяемость и подтверждаемость знаний
- доказательность
- открытость рациональной критике

- системность
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать - основные понятия
наука
- структурные элементы / типологии
науки
Характеризовать
- особенности научного познания, естественные, технические и социально-гуманитарные науки, особенности познания в социально-гуманитарных науках
Раскрывать на примерах
- особенности научного познания
Уметь составлять сложный план по теме
«Наука»

Вернуться к каталогу материалов


Презентации

Наука



Внимание!

Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке

При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
В случае некорректного отображения презентации, для ее просмотра также воспользуйтесь ссылкой для редактирования

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Наука: понятие, отличительные черты, функции, классификация.


Каждый человек на протяжении всей жизни познаёт окружающий мир и самого себя. Познание — один из основных и наиболее важных видов деятельности. Специальное познание, обладающее особыми методами, направленное как на решение общественно значимых задач, так и на открытие новых, неизвестных областей знания, выделили в научную сферу.
Понятие науки

Наука — многозначное понятие. Обычно её понимают как:
- особую сферу деятельности человека, в результате которой получают новые, ранее неизвестные знания;
- совокупность, систему знаний об обществе, мышлении и законах развития природы и человека;
- особый социальный институт, организации и учреждения, цель которых — научная деятельность.
Эти понятия не противоречат друг другу. Они отражают разные стороны науки. Первое рассматривает науку как сферу деятельности, а второе и третье в совокупности — как социальный институт.
Наука — социальный институт, основу которого составляет система организаций и учреждений, создающих, хранящих и распространяющих научные знания.
Наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностей развития природы, общества и мышления.
У науки есть особые черты, отличающие её от других сфер и видов деятельности:
- объективность — наука изучает мир таким, какой он есть, независимо от личных оценок учёных и других субъективных факторов;
- методология — при изучении мира наука использует специальные методы и средства;
- системность — знания, получаемые в результате научной деятельности, взаимосвязаны и образуют систему, благодаря чему наука формирует единую картину мира;
- общезначимость — знания, получаемые в результате научной деятельности, имеют значение для всего человечества;
- логическая обоснованность — знания, получаемые в результате научной деятельности, совмещаются по правилам логики с уже имеющимися знаниями;
- связь с практикой — наука решает практические проблемы, позволяет прогнозировать практическую деятельность.
Функции науки

1. Познавательно - объяснительная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека. Это поиск и производство новых знаний. Она реализуется с помощью исследований, экспериментов, наблюдений и построения целостных научных теорий. Именно эта функция отвечает за постижение законов и явлений природы. Именно эту функцию обычно имеют в виду, когда говорят о науке и учёных.

Например

с XV до XVII века продолжался период Великих географических открытий, в результате которого европейцами были открыты новые земли и морские пути в Америку, Африку, Азию и Океанию. И хотя европейцы делали это в поисках новых торговых путей, но ими были накоплены колоссальные научные знания, которые совершенно изменили представления людей о мире и дали толчок развитию науки и техники. Выдающийся физик-теоретик Альберт Эйнштейн разработал теорию относительности, благодаря которой наука смогла объяснить такие загадочные явления, как чёрные дыры и гравитационные волны.

2. Мировоззренческая - Эта функция отвечает за формирование у людей научной картины мира. Под картиной мира понимаются не отдельно взятые знания и факты, а целостное понимание человеком всей системы мироустройства.

Например

в древности учёные считали, что Земля плоская и покоится на трёх китах (слонах), которые стоят на спине гигантской черепахи, плавающей в безбрежном океане. На этом утверждении и создавалась вся картина мира тогдашних людей. В Средние века учёные утверждали, что Земля висит в пространстве (эфире). Она накрыта хрустальным куполом, к которому прикреплены звёзды, а вокруг неё вращаются Солнце и Луна. Джордано Бруно, пытаясь доказать неправильность этих воззрений, был сожжен. После Великих географических открытий картина мира вновь изменилась. Мировоззрение современных людей во многом сформировано представлениями о движении, законах механики, пространственно-временных отношениях, сформулированными выдающимися учёными разных лет — Исааком Ньютоном, Альбертом Эйнштейном, Стивеном Хокингом.

3. Прогностическая - На основе точного анализа имеющихся фактов и понимания законов развития природы и общества учёные могут делать прогнозы развития на ближайшую и отдалённую перспективу.

Например

на основе имеющихся данных о строении Земли, климатологии, биологии и других наук учёные делают вывод, что ледниковый период на нашей планете был не единственным, и в будущем предсказывают его повторение. Учёные из самых разных сфер науки — экологи, гидрологи, гляциологи и другие — прогнозируют последствия преобразовательной деятельности человека и делают выводы о том, что ждёт человечество в дальнейшем. Например, учёные-гляциологи, изучающие ледники, приходят к выводу о том, что таяние льдов на планете приобрело катастрофические масштабы. По прогнозам этих учёных, к 2060 году из-за таяния ледников уровень Мирового океана повысится на 60 метров. Это создаёт серьёзную угрозу затопления для прибрежных городов и стран. Но этот прогноз позволяет человечеству постараться скорректировать свою деятельность и не допустить катастрофических последствий или, в крайнем случае, подготовиться к ним.

4. Социальная - содействие в развитии общества. Она состоит в использовании достижений науки в государственных проектах и программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны. Социальная функция науки помогает использовать имеющиеся знания для пользы общества. Благодаря имеющимся сведениям учёные разрабатываю программы экономического развития, привлекают внимание людей к важным проблемам современности. Например, в последние десятилетия особого внимания удостоился процесс глобального потепления.

Например

национальный проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает проведение оптоволоконной связи в самые отдалённые населённые пункты страны, чтобы все школьники могли пользоваться высокоскоростным Интернетом и заниматься на образовательных сайтах. Научно-технический прогресс сегодня привёл к тому, что люди больше общаются с помощью мессенджеров и социальных сетей, чем лично. Сегодня это норма, как и, например, удалённая работа, которую тоже можно рассматривать как изменение общества.

5. Культурная (просветительская) - Эта функция проявляется в обучении, развитии и воспитании людей. Именно здесь находится стык науки и системы образования. Информация об открытиях, изобретениях, новых технологиях через некоторое время появляется на страницах школьных и университетских учебников. Но наука развивает людей не только через учебные заведения. Большую роль здесь играют СМИ, книги, просветительская деятельность учёных.

Например

В начале 20 века люди еще ничего не знали о лазерах. Сейчас принцип работы лазера и его применение изучаются в школе на уроках физики.

6. Производственная - та функция стала особенно важной в XX веке. Она отвечает за внедрение имеющихся знаний в производство. Это разработка новых идей, инженерных решений, технологий.

Например

именно на основе научных исследований были внедрены в производство новые технологии выплавки металлов (гальванический, мартеновский способы) и создания различных сплавов с заданными свойствами. При помощи исследований и экспериментов изобретаются технологии, помогающие удовлетворить существующие в обществе потребности. Например, при появлении новых опасных для человека заболеваний учёные быстро разрабатывают вакцину, создают лекарства. В швейном производстве сегодня широко используют автоматический раскрой ткани с применением систем автоматизированного проектирования. Это помогает ускорить создание новых моделей, сделать рутинную работу менее трудоёмкой, повысить качество посадки одежды и обуви.

Классификация наук

Науки многообразны, поэтому их классифицируют на основании различных критериев. Чаще всего при классификации наук за основу берут критерий предмета и метода познания
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.(к ним относятся: физика, биология, химия, география, астрономия, геология. Но часто сферы их исследований пересекаются, формируя на стыках новые науки – биохимию, геофизику, геохимию, астрофизику и другие.)
Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры (это история, культурология, филология, лингвистика, юриспруденция, социология, политология, социология, экономическая география и другие)
Также выделяют науки по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследова­ния и дают основу прикладным наукам.
Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Сегодня границы между предметами отдельных наук подвижны, нередко размыты. Один и тот же предмет могут изучать сразу несколько наук. Так формируются междисциплинарные науки — математическая физика, генная инженерия, нейробиология.
Значение научного мировоззрения в формировании личности

Научное мировоззрение основано на научной картине мира, которая обобщает итоги человеческого познания. Человек, в процессе социализации, формируясь как личность – индивидом, обладающим социально значимыми чертами, свойствами, качествами, которые он реализует в общественной жизни, усваивает научную картину мира через систему образования. Человек получает знания, ценности, убеждения, которые были сформированы различными науками.

Вернуться к каталогу материалов


Научное познание: уровни, особенности, формы, методы.


Результат науки как деятельности — научное знание.
Ключевая особенность научного познания в том, что оно стремится к объективности, то есть отражению мира таким, какой он есть. Для этого используют специальные методы научного познания, которые разделяют на эмпирические — основанные на опыте и теоретические — основанные на рациональном осмыслении.
Научный факт устанавливается на эмпирическом уровне научного познания, законы, концепции, теории, гипотезы формируются на теоретическом уровне.
Основные формы эмпирического познания

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им посредством некоторого языка (например, математического, лингвистического). Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности).
Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Эмпирические законы это не аксиомы, а описания тенденций.
Например, закон Мура - количество транзисторов на интегральной микросхеме удваивается примерно каждые два года. То есть со временем на микросхеме можно разместить больше транзисторов. Таким образом, плотность интеграции транзисторов на микросхемах увеличивается, а их стоимость — снижается. Итог очевиден: технологии становятся эффективнее и дешевле. Примерами эмпирических законов могут так же служить закон Гука (при небольших деформациях тел возникают силы, примерно пропорциональные величине деформации), закон валентности (в большинстве случаев атомы объединяются в химические соединения согласно их валентности, определяемым положением в Периодической таблице элементов), некоторые частные законы наследственности (напр. сибирские коты с голубыми глазами обычно от рождения глухи).
Основные формы теоретического познания

Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.
Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.
Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.
К эмпирическим методам научного познания относят:
наблюдение — целенаправленное восприятие познаваемого объекта со стороны: например, наблюдение за птицами в живой природе;
эксперимент — изучение познаваемого объекта в специально созданных условиях: например, изучение поведения человека в камере депривации в условиях абсолютной темноты и искусственно созданной невесомости;
сравнение — сопоставление познаваемого объекта с другими для выявления общих и различных признаков: например, сравнение индийского и африканского слонов.
К теоретическим методам научного познания относят:
обобщение — выделение общих черт у познаваемых объектов: например, корова и дельфин — млекопитающие;
анализ — умозрительный разбор познаваемого объекта на составные части и изучение каждой в отдельности: например, разбор слова по составу, составление плана литературного произведения и анализ каждой части;
синтез — умозрительное соединение отдельных составных частей познаваемого объекта и изучение их как целого: например, комплексное исследование творчества Пикассо.
Поэтому научное знание, то есть знание, приобретаемое в процессе научного познания, имеет следующие качества:
объективность — знание лишено личных оценок и окраски, оно не субъективно;
систематичность — знание выводят из системы повторяющихся фактов;
структурированность — знание обладает чёткой системой, отличается обоснованностью и доказанностью;
специальную терминологию — наука использует особый язык.

Вернуться к каталогу материалов


Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках


Особое место в системе наук занимают науки об обществе или, как их ещё называют, социально-гуманитарные науки. В их основе — социальное познание.
Социальное познание — изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
Иными словами, предмет социального познания — деятельность человека во всех её проявлениях и формах. Поэтому у такого вида познания есть особенности:
- общество — одновременно и объект и субъект познания;
- общество как объект познания динамично и постоянно развивается;
- ограничена возможность применять некоторые эмпирические методы познания, например эксперимент.
Социальный эксперимент в обществе применяют как лабораторный. Исходя из особенностей социального познания, в социальном эксперименте применяют особые методы, такие как метод математического моделирования, экспертной оценки, экстраполирования.

Вернуться к каталогу материалов

Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации


В современном информационном обществе уровень развития научно-технического прогресса является важным показателем для государства.
Научно-технический прогресс — это постепенное развитие науки и техники, совершенствование производственных сил общества на основе повышения уровня грамотности населения, развития системы образования и изучения внешних сил природы. До начала XX века прогресс общества шёл весьма медленными темпами. Изучая историю какой-либо страны, можно увидеть, что на протяжении нескольких столетий люди пользовались одними и теми же орудиями труда, выполняли одну и ту же работу и удовлетворяли свои потребности одинаковыми способами. Главная причина этого заключалась в отсутствии возможности обмена информацией. Зачастую учёный, совершивший прорыв в какой-либо сфере, не мог поделиться своим открытием с другими людьми. Результаты исследования исчезали со смертью учёного, а остальным приходилось изучать этот вопрос самостоятельно с нуля.
С начала XX века ситуация изменилась. Благодаря развитию средств массовой информации стало возможным получать знания об открытиях, совершённых другими людьми. Так начало происходить ускорение научно-технического прогресса. Достижения науки стали активно использоваться в производстве, а многие предприниматели начали спонсировать научные исследования для того, чтобы их результаты помогали снижать издержки и улучшать качество продукции.
Направления научно-технического развития РФ официально сформулированы в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в 2016 году
К ним относятся
а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;
в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);
г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;
д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;
ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
Примеры реализации государственной политики в области научно-технологического развития России
1) Президент РФ подписал 25 апреля 2022 года указ, в котором объявил десятилетие науки и технологий с 2022 по 2031 гг.
В соответствии с данным указом, в качестве основных задач на это десятилетие выдвигаются следующие:
а) привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;
б) содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны;
в) повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.
Официальный сайт "2022-2031. Десятилетие науки"
2) Международный экспортный форум «Сделано в России — 2023»
3) Государственная программа "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" , утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года
Рекомендую почитать
Цифровой рубль: что это, зачем его запускают и как он будет работать
Корреспондент РГ показал, как снять наличные со счета с цифровыми рублями
Что такое ГМО и почему мы их так боимся
Научные достижения Российских ученых в XXI веке
1) с 2000 по 2012 год в Дубне (Московская область)впервые в мире синтезированы шесть сверхтяжелых химических элементов (номера с 113 по 118). Это одно из важнейших открытий столетия — правда, пока не совсем понятен его практический смысл. Дело в том, что флеровий и ливерморий, как их назвали в 2012 году, могут существовать лишь долю секунды, и исследовать их свойства современными методами невозможно. Тем не менее уже сейчас ясно, что новые элементы могут изменить наши представления о ядерной физике. Флеровий и ливерморий стали 114 и 116-м номерами в таблице Менделеева.
2) в 2010 году Гейм и Новоселов, которые ранее работали в Институте физики твердого тела в Черноголовке получили Нобелевскую премию по физике за открытие графена — это материал толщиной в один слой атомов углерода и вообще единственный возможный материал толщиной в один атом чего бы то ни было (на тот момент, правда, Гейм и Новоселов трудились уже в Университете Манчестера). В нашей повседневной жизни углерод встречается в трех основных вариациях: сажа, графит и алмаз. Графит состоит из миллиардов тонких слоев углерода, которые легко отделяются друг от друга — это видно, когда мы пишем карандашом. Один такой слой толщиной в атом называют графеном. Получить графен как отдельную модификацию углерода не удавалось довольно долго. Материал оказался уникальным. Электроны в нем перемещаются быстрее, чем, например, в кремнии — а значит, его можно использовать для изготовления более производительных электронных устройств. Правда, эксперты отмечают, что массовым явлением это станет нескоро. Кроме того, графен отлично проводит тепло, а еще он невероятно прочный — прочнее стали и даже алмаза. Сегодня ученые продолжают изучать свойства графена и способы его применения. По некоторым исследованиям, его можно использовать для лечения рака, опреснения воды и даже изготовления одежды. Но самое важное — графен может изменить наши представления об электронике и технологиях.
3) в 2012 году российские полярники достигли дна подледного озера Восток в Антарктиде (открыто российскими и британскими учеными в 1996 году), важность открытия не только в том, что по площади это озеро — половина Байкала, но и в том, что его длительная изоляция от внешнего мира позволили получить ценные данные об эволюции Земли,
4) в 2010 году ученые из Института археологии и этнографии СО РАН во главе с академиком Деревянко обнаружили на Алтае останки ранее неизвестного вида древних людей — денисовского человека. Исследования показали, что денисовцы, скорее всего, были одним из четырех подвидов человека разумного, который существовал на территории Сибири. К остальным трем относятся Homo sapiens africanensis (африканская популяция), Homo sapiens neanderthalensis (европейская популяция) и Homo sapiens orienthalensis (восточноазиатская популяция). Представители всех четырех подвидов какое-то время развивались обособленно, но затем в разные периоды скрещивались друг с другом. В результате вид Homo Sapiens обрел известный нам облик.
5) в 2002 году Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, одну из так называемых задач тысячелетия (чтобы понять значение события — премия за сам факт решения этой задачи была объявлена заранее и составляла 1 млн. долларов США, кроме того Перельману была присуждена высшая награда в математике, Филдсовская премия, а еще ему предложили стать членом РАН — от всего этого он, кстати, отказался, так как выступает против коммерциализации науки),
6) в 2020 году Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи была разработана вакцина против COVID-19, которая сыграла значимую роль в преодолении эпидемии в РФ и ряде других стран.
7) 2016 год: открыта новая планета Солнечной системы (но это не точно) Мы знаем о восьми планетах Солнечной системы: это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. До 2006 года в список входил и Плутон, однако сейчас его считают карликовой планетой — такую категорию предложил Международный астрономический союз. Поиски девятой планеты продолжались, и в 2016 году астрофизик Константин Батыгин вместе со своим коллегой Майклом Брауном добились некоторых успехов.
Ученые опубликовали расчеты, согласно которым за Нептуном может находиться еще одна планета в 2–4 раза больше Земли. Они заметили, что орбиты небесных тел в этой области ведут себя так, словно на них воздействует гравитационная сила, исходящая от очень крупного объекта — планеты. Однако подтвердить расчеты пока не удалось. Даже самые мощные телескопы (один из них, к примеру, находится на Гавайях) позволили обнаружить лишь еще несколько небесных тел, на которые, судя по всему, влияет гравитация Девятой планеты — но ее саму так и не нашли.

Вернуться к каталогу материалов


Схемы

Схема "Виды наук"

?

Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов

    Схема "Уровни научного познания"

    ?

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов

    Модели развития научного познания

    ?

    Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Наука. Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


    Источник: Обществознание 10 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

    Вернуться к каталогу материалов


    Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


    Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Вернуться к каталогу материалов

    Наука Основные особенности научного мышления Естественные и социально гуманитарные науки (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Задание на установление соответствия. ЕГЭ


    Установите соответствие между уровнями научного познания и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ?

    Ответ

    12122

    Вернуться к каталогу материалов

    Задание на выбор верных позиций из списка. ЕГЭ


    Найдите в приведённом ниже списке теоретические методы научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

    ?

    Ответ

    345

    Вернуться к каталогу материалов

    Источник: Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"

  • Вернуться к каталогу материалов

    Терминология. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Готовимся к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) по обществознанию с Александром Ивановым на Историк.RU



    Онлайн тестирование

    1. Что такое наука?





    2. Какая функция современной науки представлена в следующем предложении: «Наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему»?





    3. Что из перечисленного не является научным законом (законом науки)?





    4. Как называются науки об идеальных объектах, то есть объектах, созданных человеческим сознанием?





    5. К какой группе методов относятся анализ, синтез, дедукция, аналогия?





    6. Австрийский физик Э. Шрёдингер, один из создателей квантовой механики, в 1944 г. высказал мысль, что разгадка тайны жизни во многом связана с изучением природы органических молекул, физической структуры белков. В начале 50-х годов благодаря успехам рентгеноструктурного анализа была открыта структура молекул ДНК, которые являются носителями наследственности и управляют жизнедеятельностью живых организмов. Какую функцию науки иллюстрирует этот пример?





    7. Кто стал первым российским лауреатом Нобелевской премии?




    Пояснение

    Открыв рефлексы секреции желудочного сока, Иван Павлов произвел революцию в изучении физиологии пищеварения. Это достижение не осталось незамеченным, и в 1904 году Павлов первым из русских ученых удостоился Нобелевской премии.


    8. Долгое время ученые не могли подступиться к изучению Венеры, однако в 1761 году планета проходила транзитом через поверхность Солнца — и за этим явлением наблюдал Михаил Ломоносов. Какое открытие ему удалось совершить?




    Пояснение

    Наблюдая 6 июня 1761 года за прохождением Венеры по диску Солнца, Ломоносов заметил, что в момент приближения планеты к солнечному диску вокруг нее стал виден слабый светящийся ободок, а она сама несколько затуманилась. Похожее явление ученый отметил, и когда Венера начала удаляться от Солнца. Ломоносов сделал вывод, что этот эффект был вызван преломлением солнечных лучей в воздушных слоях, когда они переходили из более прозрачной оптической среды, роль которой в этом случае играл безвоздушный космос, в более плотную. Ломоносов изложил свое открытие в научной статье «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Так и была открыта атмосфера Венеры.


    9. Советский физик и популяризатор науки Сергей Вавилов в ходе экспериментов открыл так называемый «холодный огонь». В основу каких устройств легло его изобретение?




    Пояснение

    Вавилов создал высококачественные светящиеся составы — люминофоры. Для их приготовления использовали сернистый цинк или вольфрамат магния, поваренную соль и активаторы — соли меди, серебра или марганца. Однажды ученый взял длинную стеклянную трубку, нанес на ее внутреннюю поверхность люминофор, заполнил ртутью и подал ток. Пары ртути начали испускать невидимые ультрафиолетовые лучи, они подействовали на люминофор, и трубка начала светиться ярким светом. Также Вавилов заметил, что разные люминофоры излучали разные цвета, и смог подобрать такое их сочетание, которое давало белый свет, подобный солнечному. Благодаря этим опытам уже в 1946 году на Московском электроламповом заводе выпустили первые образцы инновационных источников освещения — люминесцентные лампы.


    10. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году российский математик Пафнутий Чебышёв представил свою разработку под названием «стопоходящая машина». Она произвела настоящий фурор. Что же удалось изобрести Чебышёву?




    Пояснение

    Изобретение Чебышёва стало первым прообразом робота. Конструкция из дерева и железа не отличалась особым изяществом, не двигалась и не поворачивалась самостоятельно, но стала первым в мире шагающим механизмом. Изначально математик создал лямбда-механизм, который получил название благодаря сходству с греческой буквой «лямбда». Он состоял из двух неподвижных шарниров и трех одинаково длинных звеньев. На одном из звеньев незафиксированный шарнир описывал окружность, а ведомый — траекторию, по утверждению самого Чебышёва, схожую с движением лошадиного копыта. Впоследствии ученый преобразовал лямбда-механизм в «стопоходящую машину». Он добавил две пары «ног» со «стопами» на противоположных осях и соединил оси механизма платформой. В наши дни «стопоходящая машина» Чебышёва хранится в Политехническом музее в Москве.
    Подробнее об ученом


    11. Дмитрий Менделеев был не только выдающимся химиком, но и изобретателем. Проект какого транспорта он представил в 1875 году на заседании Русского физического общества?




    Пояснение

    В 1875 году Дмитрий Менделеев представил коллегам проект стратостата с герметичной гондолой, рулями и воздушным винтом. Большинству ученых его идея показалась слишком сложной, даже невыполнимой. Самому изобретателю подняться в стратосферу не удалось — первым это смог осуществить швейцарский физик Огюст Пиккар только в 1924 году.


    12. Какой ученый дал старт развитию нефтяной промышленности в России?




    Пояснение

    В 1908 году Иван Губкин начал работать на Кубани, в Нефтяно-Ширванском районе. На Кубани давно пытались добывать нефть, промышленники тратили огромные средства на поиск и разведку месторождений, но закономерности залегания нефти в регионе долгое время не удавалось определить. Случалось, что некоторые скважины не добывали нефть, в то время как другие, заложенные поблизости, бурно хлестали. Разгадкой этого явления и занялся Губкин. Живя на промысле круглый год, он собрал тысячи образцов горных пород и разработал оригинальный метод построения структурных карт подземного рельефа нефтяных месторождений. Благодаря ему Губкин открыл в Нефтяно-Ширванском районе новый, до этого неизвестный тип залежи нефти.


    13. Одним из первых серьезно исследовать взаимное расположение органов человека начал хирург Николай Пирогов. Как он проводил свои опыты?




    Пояснение

    Когда Пирогов работал в Анатомическом институте Петербургской медико-хирургической академии, он разработал новый способ изучать точное расположение органов и тканей. Хирург замораживал трупы при температуре минус 25 градусов, пока они не становились такими же плотными, как дерево. После чего с помощью столярной пилы он распиливал их на параллельные пластинки толщиной в несколько миллиметров в трех проекциях: вдоль тела, поперек и разделяя на левую и правую стороны. Такие послойные изображения человеческого организма стали предпосылками к созданию технологии лучевого метода исследования.
    Илья Репин. Портрет хирурга Николая Пирогова. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва


    14. Над каким проектом работал отец советской кибернетики Виктор Глушков?




    Пояснение

    В начале 1960-х годов Виктор Глушков представил руководству СССР инновационный и смелый проект. Он предлагал покрыть страну глобальной вычислительной сетью, которая вела бы постоянный учет и контроль за всеми участниками гигантской советской экономики. Эта сеть должна была состоять из двух ярусов. На первом она объединила бы едиными каналами связи около ста мощных вычислительных центров, расположенных в крупных промышленных городах и экономических районах. К ним Глушков планировал присоединить около 20 тысяч мелких центров из второго яруса. Такой проект свел бы человеческий фактор к минимуму, а экономика страны стала бы прозрачной и честной. Проект Глушкова требовал вложения колоссальных средств — более 20 миллиардов рублей, но ученый уверял, что он окупится в течение трех лет и принесет колоссальную прибыль. Однако его систему раскритиковали ведущие экономисты страны — проект сначала отложили, а потом и вовсе отменили.


    Итого баллов:

    Вернуться к каталогу материалов