Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ЕГЭ
(Перейти к кодификатору)
3.3 Молодёжь как социальная группа, её социальные
и социально-психологические характеристики.
Молодёжная субкультура.
Проблемы молодёжи в современной России.
Каталог материалов
Базовые знания
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
молодёжь
субкультура
молодёжная субкультура
юношеский максимализм
конформизм
инфантилизм
Вернуться к каталогу материаловНа что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать основные понятия
- социальный конфликт
- типологию социальных конфликтов
Характеризовать
- способы разрешения социальных конфликтов
Раскрывать на примерах
- причины и виды социальных конфликтов
Уметь составлять сложный план по теме
- «Социальный конфликт»
Вернуться к каталогу материалов
Лекции
Особенности статуса молодёжи
В обществе выделяют большие и малые социальные группы. Одно из наиболее важных различий между ними — характер контактов между членами группы. Вряд ли вы лично знакомы с каждым школьником в нашей стране, несмотря на то что вы и они относитесь к одной большой социальной группе. Тем не менее, представители большой группы обладают общими специфическими чертами. Сюда относят особенности быта, поведения, самосознания, обычаи и традиции.
Молодёжь выделяют в социальную группу на основе возраста. Уверенно отнести человека к молодёжи не всегда легко. Это зависит от множества факторов: демографической обстановки в стране, особенностей социально-экономического развития, государственной политики, культурного своеобразия. Учёные обозначили возрастные рамки, которые определяют молодёжь как социальную группу: нижняя граница располагается между 14 и 16 годами, а верхняя проходит на уровне около 30 лет. Это находит отражение и в законодательных актах государства. Так, согласно ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», деятельность государства направлена на то, чтобы создать условия для участия молодёжи в политической, экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни. Взрослые и государство воспитывают молодое поколение согласно принятым в обществе ориентирам, поддерживают молодёжные инициативы, помогают молодым людям. Это направление государственной политики очень важно, поскольку именно молодёжь в будущем станет формировать условия для жизни в обществе.
Молодёжь обладает чертами, которые выделяют её из большого числа других социальных групп. Начинается этот важнейший период жизни человека за школьной партой, а завершается чаще всего тогда, когда человек получил профессию и начал работать. В начале этого интервала человек живёт в родительском доме, в конце у него уже есть собственный дом и, скорее всего, собственная семья. Но это только верхушка айсберга. За этими видимыми изменениями стоит много социально-психологических усилий: поиск себя в этом мире, обретение умения делать самостоятельный выбор и нести ответственность за его последствия, формирование мировоззрения. Молодёжь стремится использовать все возможности для развития, она социально активна. Молодые люди пробуют себя в различных профессиях, занимаются саморазвитием, хобби, путешествуют. В связи с ускорением ритма общественной жизни и развитием информационного общества особую роль приобрело самообразование, которое увеличивает возможности для профессиональной реализации человека.
Одна из отличительных черт представителя молодежи — юношеский максимализм — категоричная оценка происходящих событий, деление мир на «чёрное и белое». С одной стороны, молодой человек вступает в выстроенную систему общественных отношений и для успешной жизни в обществе ему необходимо усвоить уже выработанные нормы. С другой стороны, зачастую он внутренне не согласен с устоявшимся порядком вещей, хочет выделиться и заявить о себе. Эти черты очень чётко воплотились в герое романа Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Холдене Колфилде. Холдену 17, его исключают из школы, он боится, что об этом узнают родители, и отправляется в путешествие, пытаясь понять, чем ему хочется заниматься, где его место, как устроен мир вокруг.
Это противоречие иногда становится причиной метаний человека, похожих на качание маятника: когда отчаянно пытаешься понять, в каком направлении нужно двигаться, и берёшься буквально за любое занятие, чтобы разобраться. Такая стратегия может привести к разочарованию, а потом и развитию конформизма — склонности подстраиваться под внешние обстоятельства, при этом иногда изменяя себе и своим принципам.
Подведем итоги
В России к молодёжи относятся люди от 14 до 35 лет. Молодёжь занимает важное место в социально-политической структуре общества.
Для молодёжи как социальной группы характерны:
- активный поиск своего Я и места в жизни;
- высокий уровень социальной мобильности;
- освоение новых социальных ролей: ребёнок, школьник, студент, супруг, родитель;
- усвоение социальных норм, ценностей и установок того или иного общества.
Среди социально-психологических качеств молодёжи выделяют:
- независимость от стереотипов общества — часто молодёжь ставит под сомнение авторитетные мнения и традиции, предлагая критически взглянуть на происходящее;
- слабую терпимость — молодёжь скептически относится к мнению других людей, особенно если оно противоречит их собственному;
- желание проявить себя и выделиться из толпы;
- внутренние противоречия, которые возникают в процессе поиска своего места в жизни;
- создание собственных субкультур.
Вернуться к каталогу материалов
Молодёжная субкультура
Очень часто в желании проявить себя молодые люди объединяются в группы и создают что-то своё — новое и актуальное. В широком смысле это называется субкультурой.
Субкультура — это часть общей культуры, охватывающая сравнительно небольшие группы людей, для которых характерны свои специфические нормы и ценности, модели поведения, мировоззрение и идеология.
Молодёжная субкультура — это часть культуры молодых людей, которых объединяют особое мировоззрение, система ценностей и идеалов, отличных от культуры взрослых людей.
Инициативная молодёжь, которая стремится проявлять себя и открывать что-то новое, становится активным участником и носителем субкультур. С одной стороны, субкультуры играют важную роль в процессе социализации молодых людей. С другой, влияние субкультур на молодёжь неоднозначно.
Нередко в субкультурах молодые люди находят единомышленников, разделяющих их мировоззрение и готовых поддержать в трудную минуту. Но одновременно с этим субкультура может отчуждать молодёжь от общей культуры, прививать ценности и ориентиры, противоречащие тем, что уже существуют в обществе.
Проявление молодёжной субкультуры — неформальные объединения, в которых молодые люди реализуют потребность в общении со сверстниками, обсуждении общих интересов и целей.
Признаки таких неформальных социальных групп:
- стихийное возникновение;
- отличные от принятых в обществе модели поведения участников группы;
- отличные от принятых в обществе ценностные ориентиры и мировоззрение;
- самоорганизация;
- устойчивость и определённая иерархия;
- атрибутика, подчёркивающая принадлежность к определённой группе.
Вернуться к каталогу материалов
Проблемы молодёжи в современной России
Большинство социально-экономических проблем затрагивают молодёжь, как и остальную часть населения, но с большей силой. Из-за неустойчивости в экономической и психологической сферах последствия могут быть серьёзнее.
Отдельно выделяют следующие проблемы:
- профессиональное самоопределение;
- молодёжная безработица (работодатели неохотно берут кандидатов без опыта работы);
- жилищная проблема;
- финансовая проблема;
- алкогольная и наркотическая зависимости;
- сложные психологические состояния (депрессия, тревожность).
Часть проблем характерна именно для молодых людей и связана с особенностями их психики.
Молодёжь часто откладывает важные решения, шаги на потом, избегает ответственности. Это может становиться причиной прокрастинации, семейных конфликтов, ощущения одиночества и непонятости. Источником такого поведения может быть естественный страх перед изменениями, связанный с отсутствием опыта, высокими требованиями.
Также психологи отмечают завышенный уровень ожиданий, однобокий взгляд на ситуацию, некие розовые очки. Плохое знание собственных возможностей, социальной среды часто приводит к разочарованию во взрослой жизни. Инфантилизм — это черта характера, выраженная в психологической незрелости человека, сохранении детских черт во взрослом возрасте.
Вернуться к каталогу материалов
Молодёжь как социальная группа (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте