Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору)

3.8 Социальный конфликт.

Виды социальных конфликтов, их причины.

Способы разрешения социальных конфликтов


Каталог материалов


Базовые знания
Лекции
Схемы и таблицы
Видеоматериалы

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


социальный конфликт

– это высшая стадия противоречий, возникающая между людьми или социальными группами.

сотрудничество

– совместный поиск выхода из конфликтной ситуации без ущерба для каждой стороны.

компромисс

– каждая сторона идёт на уступки для урегулирования разногласий.

приспособление

– только одна из сторон идёт на уступки, желая урегулировать конфликт.

избегание

– желание выйти из конфликтной ситуации, при этом не разрешая её и не идя на уступки.

конфронтация

– применение силы для принуждения противоположной стороны или давления на неё.

конфликтология

– наука, которая изучает закономерности протекания конфликтов разных видов и выявляет в них общие закономерности.

арбитраж / третейское разбирательство

– обращение к третьей стороне или специально уполномоченному органу.
Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать основные понятия
- социальный конфликт
- типологию социальных конфликтов
Характеризовать
- способы разрешения социальных конфликтов
Раскрывать на примерах
- причины и виды социальных конфликтов
Уметь составлять сложный план по теме
- «Социальный конфликт»

Вернуться к каталогу материалов



Лекции


Социальный конфликт

Одной из важнейших движущих сил в деятельности социальных субъектов является социальный интерес, выражающий направленность на значимые объекты, связанные с удовлетворением потребностей.

Социальные интересы лежат в основе сотрудничества между различными социальными группами, а также в основе борьбы за них между людьми. Каждая социальная группа стремится максимально удовлетворить свои потребности, поддерживать и развивать свои интересы, в том числе за счет других групп. В результате данного процесса неизбежно возникают социальные противоречия и социальные конфликты.

Социальный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, в обществе в целом, которая характеризуется столкновением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.


Существует специальная наука, которая изучает разные виды конфликтов, — конфликтология.
Причины конфликта могут быть разными. Они скрыты в процессах общественной жизни и иллюстрируют серьёзные противоречия и проблемы в обществе.
Основные причины социальных конфликтов:
- социальная неоднородность общества;
- различия в уровне доходов, власти, культуры, доступе к образованию и информации;
- неудовлетворённость отдельных социальных групп своим материальным положением;
- ксенофобия (страх и неприятие всего чужого, перетекающие во враждебное отношение к непривычным обычаям, культурам и людям), проявляющаяся в нетерпимости к представителям другой расы, этноса, религии.
Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Вы можете спорить с подругой в магазине из-за последнего тортика, а государства — из-за территорий, — это будут конфликты из-за материальных ценностей. Борьба за лидерство в малой группе или в государстве — это пример конфликта из-за власти. Любовный треугольник — это конфликт из-за неразделённых чувств. В общественном плане говорят о национальных чувствах и даже специальным законом защищают «чувства верующих от оскорблений». Примером конфликта из-за духовных ценностей как раз могут быть религиозные противоречия или противостояние представителей разных политических идеологий.
Повод для конфликта — случайная или специально созданная ситуация, которая способствовала началу конфликта.
Поводом для конфликта может служить любое случайное действие или событие, которое приводит к развязыванию конфликта. То есть повод — это формальный предлог для начала конфликта. Например, убийство эрцгерцога Франца Фердинанда стало поводом к началу Первой мировой войны. Или вы случайно наступили в автобусе однокласснице на ногу, и она в сердцах выдала вам всё негативное, что о вас думает, а до этого скрывала.
Вернуться к каталогу материалов


Участники конфликта (субъекты конфликта)


Чтобы успешно разрешить социальный конфликт, важно определить его структуру. Давайте проанализируем ситуацию и постараемся выделить следующие структурные элементы: субъект, мотив, предмет, позицию сторон и образ конфликтной ситуации.
Жильцы квартиры № 15 вступили в конфликт с жильцами квартиры № 17 по поводу распределения парковочных мест на придомовой территории. Петровы (кв. № 15) убеждены, что парковочные места должны располагаться перед окнами их квартиры, а Ивановы (кв. № 17) считают, что это их место, так как они переехали в этот дом первыми. Петровы желают, чтобы Ивановы им уступили, а Ивановы уступать не собираются. Петровы считают себя абсолютно правыми, в их глазах Ивановы — недостойные люди, которые должны освободить парковочное место. В представлении Ивановых — это они добропорядочные соседи, а Петровы — мелочные люди, не умеющие уступать.
Субъекты: Ивановы и Петровы.
Мотив: желание получить парковочные места под окнами квартиры.
Предмет (из-за чего): парковочные места.
Позиции: Ивановы и Петровы одновременно выбирают активные наступательные действия и ответную оборонительную позицию.
Образ конфликтной ситуации (как воспринимают себя и своё отношение): Петровы считают себя правыми, а Ивановых недостойными людьми; Ивановы считают себя добропорядочными, а Петровых — мелочными.
Таким образом, структурные элементы конфликта следующие:
субъекты конфликта — стороны, участники, находящиеся в конфликтных отношениях.
мотивы конфликта — то, что побуждает, стимулирует субъектов к конфликту.
предмет конфликта — то, из-за чего борются конфликтные стороны.
позиции сторон конфликта — то, что стороны конфликта предъявляют друг другу исходя из своих интересов.
образ конфликтной ситуации — то, как конфликт видят конфликтующие стороны.
Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта.

Повод для конфликта — случайная или специально созданная ситуация, способствовавшая началу конфликта


Вернуться к каталогу материалов


Функции социальных конфликтов


Обществоведы выделяют как положительные, так и отрицательные функции конфликтов.
Позитивные:

— информирование о наличии социальной напряженности;

— стимулирование решения проблемы, социальных изменений;

— снятие социальной напряженности.

Негативные:

- создание стрессовых ситуаций;

- дезорганизация социальной жизни;

- разрушение социальной системы.


Вернуться к каталогу материалов


Виды конфликтов

По длительности:

— долгосрочные,

— краткосрочные,

— разовые,

— повторяющиеся,

— затяжные;

По охвату участников (масштаб):

- личные,

- групповые,

- локальные,

- региональные,

- национальные,

- глобальные;

По источнику возникновения

— объективные,

— субъективные,

— ложные;

По используемым средствам

- насильственные (немирные),

- ненасильственные (мирные);

По форме:

— внутренние,

— внешние;

По влиянию на ход развития общества:

- прогрессивные,

- регрессивные;

По характеру развития:

— спонтанные,

— преднамеренные;

> По сферам общественной жизни:

- экономические,

- политические,

- этнические и пр.;

По типу отношений:

- внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни;

- внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни;

- внутринациональный и международный (социальный) уровни.


Вернуться к каталогу материалов


Поведение в конфликтной ситуации. Выход из конфликтной ситуации


Поведение в конфликтной ситуации
Поведение участников конфликтной ситуации может быть разным. В обществознании выделяют несколько основных модели поведения.
Сотрудничество — совместный поиск выхода из конфликтной ситуации без ущерба для каждой стороны.
Компромисс — каждая сторона идёт на уступки для урегулирования разногласий.
Приспособление — только одна из сторон идёт на уступки, желая урегулировать конфликт.
Избегание — желание выйти из конфликтной ситуации, при этом не разрешая её и не идя на уступки.
Конфронтация — применение силы для принуждения противоположной стороны или давления на неё.
Арбитраж / третейское разбирательство — обращение к третьей стороне или специально уполномоченному органу.
Конечно, сотрудничество и компромисс — два наиболее благоприятных способа разрешения конфликтной ситуации. Их можно отнести к конструктивным способам разрешения конфликта. В случае приспособления сторона, решившая пойти на уступки, в итоге остаётся неудовлетворённой разрешением конфликтной ситуации; вторая же сторона может почувствовать свою силу и власть, чем в дальнейшем может злоупотреблять. Избегание же просто отодвигает конфликт на некоторое время; велика вероятность, что он может вскоре опять вспыхнуть между конфликтующими сторонами. Эти способы разрешения конфликта называют деструктивными.
Выход из конфликтной ситуации
Почти из любого конфликта можно найти выход. Для этого необходимо проанализировать сложившуюся спорную ситуацию и постараться точно определить причины конфликта. Важную роль в разрешении конфликта играет диалог сторон, поскольку все участники конфликта должны быть заинтересованы в выходе из него.
Психологи выделяют четыре основных условия для успешного разрешения конфликтной ситуации:
- определение причин конфликта;
- анализ убеждений, целей и мнений конфликтующих сторон;
- обоюдная заинтересованность сторон в преодолении противоречий;
- сотрудничество сторон в поиске путей преодоления конфликта.
Исходя из этого, можно выделить три пути выхода из конфликта.
Реставрация — возвращение противоборствующих сторон (общества) к доконфликтному состоянию.
Выжидание (или невмешательство) — участники конфликта задерживают его решение, не предпринимая активных действий.
Обновление — продуктивный выход из конфликтной ситуации через отказ от старого и развития нового.
Вернуться к каталогу материалов


Схемы и таблицы

Основные способы разрешения конфликта

Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов


    Видеоматериалы

    Социальный конфликт (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов